УДК 343.9 ББК 67.51
Л.Б. Смирнов
ОСОБЕННОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Аннотация: Криминальная субкультура - обработанная преступным миром под себя система человеческих ценностей. Общественная опасность пенитенциарной субкультуры заключается в том, что она уничтожает культуру общества, транслируя в неё свои разрушительные нормы.
Ключевые слова: криминальная субкультура; лишение свободы; осуждённые; иерархия; неформальные нормы.
L.B. Smirnov
FEATURES OF THE PENITENTIARY SUBCULTURE
Summary: The criminal subculture is a system of human values modified by the criminal world. The public danger of the penitentiary subculture lies in the fact that it destroys the culture of society by broadcasting its destructive norms into it.
Key words: criminal subculture; imprisonment; convicts; hierarchy; informal norms.
Л.Б. Смирнов. ОСОБЕННОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 57
ПЕНОЛОГИЯ
Культура как совокупность социально значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения не является однородной по своим содержанию и характеристикам. Она состоит из многообразия составляющих её культур, различие которых обусловлено наличием различных социальных групп и слоёв с их интересами и направленностью.
Отдельные социальные группы имеют асоциальную (криминальную) субкультуру. Преступники, в том числе осуждённые к лишению свободы, могут являться носителями криминальной субкультуры. В жизни простых людей также присутствуют элементы, атрибуты тюремной субкультуры [3, с. 5-13].
Криминальная субкультура, как правило, находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв её субкультуру, человек как бы освобождается от социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры - обработанной преступным миром под себя системы человеческих ценностей - духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических, противопоставленных общественным ценностям [5, с. 18]. Криминальная субкультура - часть культуры общества.
Разновидностью криминальной субкультуры является пенитенциарная (тюремная) субкультура, регулирующая неофициальную жизнь осуждённых в местах лишения свободы. Пенитенциарная культура формируется в результате изоляции и принуждения осуждённых, однако, являясь частью общей культуры, она формально использует её структуру и содержание.
Особенности формирования субкультуры осуждённых в местах лишения свободы обусловлены длительной изоляцией их от общества, включением осуждённых в однополые коллективы, жёсткой официальной регламентацией поведения. Всё это ограничивает человека в удовлетворении многих потребностей.
Существуют также внутренние социально-психологические факторы существования пенитенциарной субкультуры, обусловленные противопоставлением осуждённых основной массе законопослушных граждан [2, с. 32]. Осуждённые создают свою субкультуру, в своей основе противоположную культуре общества. Процесс адаптации человека к условиям пенитенциарных учреждений начинается с момента изоляции и во многом зависит от степени усвоения ценностных ориентаций уголовного мира, обычаев, поведения, форм общения с окружающими.
Привлекательность пенитенциарной субкультуры может быть обусловлена тем, что она даёт возможность для самоутверждения осуждённых, компенсации неудач, постигших их в обществе. Она покрыта налётом романтики, таинственности и необычности [1, с. 278].
Более аморальная, жестокая, с преобладаем садизма, глумления над личностью криминальная субкультура существует в воспитательных колониях. Социальная опасность криминальной субкультуры, вообще, и пенитенциарной, в частности, заключается в её антисоциальном характере. В местах лишения свободы осуждённые-приверженцы асоциальной культуры угрожают пенитенциарной безопасности и карательно-исправительному процессу.
Асоциальная субкультура одобряет различные виды преступного поведения в исправительных учреждениях. Субкультура осуждённых включает следующие элементы: систему норм; идеологию; традиции и обычаи; кастовое деление; жаргон; жесты; татуировки; фольклор.
Наряду с официальной организацией осуждённых в пенитенциарных учреждениях существует неформальная, неофициальная организация, создаваемая самими осуждёнными. Она имеет объективные социальные условия для формирования и существования.
Лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, дифференцированы на группы (категории, касты) в зависимости от уровня привилегированности, иерархии, профессионального преступного статуса, вида пенитенциарного учреждения.
Структура неформальной организации осуждённых включает четыре основные категории осуждённых. Первая категория -привилегированные осуждённые, осуществляющие властные функции. К данной категории относятся осуждённые:
1. Формально отказавшиеся от соблюдения преступных норм и осуществляющие неформальную власть в пенитенциарных учреждениях под контролем администрации;
2. Соблюдающие преступные нормы и, с попустительства администрации, осуществляющие неформальную власть в пенитенциарных учреждениях («авторитеты», «блатные» и др.).
Вторая категория - привилегированные осуждённые, не осуществляющие властные функции. В этой категории выделяют 2 подгруппы. Первая - осуждённые, имеющие
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
привилегии в силу принадлежности к организованной и профессиональной преступной деятельности. Вторая - осуждённые, имеющие привилегии от администрации.
Третья категория - непривилегированные осуждённые: а) признающие преступную культуру и ориентирующиеся на преступный мир (группы осуждённых по интересам), б) имеющие нейтральную ориентацию, но вынужденные формально соблюдать преступные нормы.
Четвёртая категория - пренебрегаемые, отвергаемые основной массой осуждённых. Отметим, приведённая структура неформальной организации не является абсолютной, обязательной во всех её составляющих элементах для исправительных учреждений.
В колониях-поселениях, в исправительных колониях общего режима, в большинстве исправительных колоний строгого режима неформальные властные полномочия, ограничиваемые администрацией исправительного учреждения, имеют осуждённые, формально отказавшиеся признавать и соблюдать уголовные традиции и нормы. В уголовном мире такие учреждения называют «красными» или «чёрными зонами».
В тюрьмах, исправительных колониях особого режима, в некоторых исправительных колониях строгого режима неформальную власть над осуждёнными имеют лица, занимавшиеся организованной и профессиональной преступной деятельностью. В том случае, если главари уголовного мира заставляют администрацию учитывать свою волю, такие учреждения они именуют «чёрными зонами».
Неформальная организация в некоторых её элементах, особенно, в части власти, может проявляться скрытно от администрации учреждений. Неформальную власть могут осуществлять «воры в законе», «авторитеты», «смотрящие», «паханы», «положенцы» и др.
Главари преступного мира, формирующие преступную субкультуру, в местах лишения свободы пытаются осуществлять властные, идеологические, экономические, координационные и контрразведывательные функции [4, с. 69]. Ближайшее окружение главарей составляют «блатные» - лица, вовлечённые в занятие организованной преступной деятельностью, характеризующиеся устойчивыми асоциальными, искажёнными нормативно-ценностными ориентациями. В колонии главарь и его сви-
Л.Б. Смирнов. ОСОБЕННОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 59
та размещаются в дальнем и наиболее тёплом углу помещения, прислужники («шестерки») готовят им еду, выполняют мелкие поручения.
В случае отсутствия в колонии «вора в законе», из числа «блатных» назначается «смотрящий». Если в «зоне» есть «вор в законе», «смотрящий» может назначаться в качестве заместителя «пахана» по определённому направлению, например, хранению «общака».
«Блатные» помогают авторитетам руководить осуждёнными. «Блатные» не имеют права свергать, выдвигать или утверждать «авторитета», такими полномочиями наделено воровское сообщество. Они не могут принимать решений, относящихся к компетенции «вора в законе». Особое положение занимают относительно независимые богатые «блатные». Они в силу своего достатка могут себе позволить вести довольно независимый образ жизни, имея мощную охрану и прикрытие.
Существует группа осуждённых отрицательной направленности, непосредственно исполняющая противоправные решения «блатных». Эту группу составляют осуждённые, находящиеся в материальной или иной зависимости от «авторитетов». «Блатные» их именуют «быками» и «шестёрками». «Быки» делятся на «солдат» и «торпед». «Солдаты» - непосредственные исполнители распоряжений «авторитетов» в части репрессий (избиение, изнасилование, убийство). «Торпеды» выполняют задание «авторитетов» любой ценой, даже рискуя собственной жизнью. «Быки» и «шестёрки» могут назначаться «громоотводами» - берущими на себя преступления «блатных». «Шестёрки» исполняют роль прислуги у «авторитетов».
В учреждениях, которые уголовный мир называет «красными зонами», неформальная власть с 1990-х годов принадлежит так называемым «бандитам». Они не знали воровских норм и, попав в колонию, сами предлагали администрации услуги по поддержанию порядка в колонии в обмен на привилегии. Представителей такой власти «блатные» оскорбительно называют «козлами». Администрации исправительных учреждений такие осуждённые оказывают услуги в обмен на некоторые привилегии и послабления в режиме. В данном случае администрация полностью контролирует эту категорию осуждённых, а они, в свою очередь, контролируют поведение других осуждённых, за исключением «блатных».
Основную часть пенитенциарного сообщества составляют разнородные группы осуждённых нейтральной, положительной и отрицательной направленности, контролируемые преступными авторитетами.
Группы отрицательной направленности могут состоять из национальных и земляческих неформальных образований, отдельных групп молодых осуждённых («молодняка», «пацанов»). Они признают статус «блатных», поддерживая с ними отношения, преступные нормы («гнут пальцы»), соблюдая их на «чёрных зонах». На «красных зонах» они не сотрудничают с администрацией и ведут скрытный образ жизни.
Наиболее многочисленной категорией лиц в исправительных учреждениях является категория «осуждённые, не занимавшиеся организованной или профессиональной преступной деятельностью». Преступный мир таковых называет «мужиками». По мнению лидеров преступного мира, «мужики» должны быть простыми «работягами». «Блатные» на «чёрных зонах» и «бандиты» на «красных зонах» обеспечивают своё благополучие за счёт «мужиков», эксплуатируя их.
Категорию осуждённых положительной направленности образуют осуждённые, сотрудничающие с администрацией пенитенциарного учреждения, занимающие различные официальные должности, предусмотренные штатным расписанием исправительного учреждения, такие как мастер, бригадир, заведующий клубом, библиотекарь и др. К осуждённым положительной направленности также относятся дневальные в отрядах, уборщики в штабах, столовых, санчастях и других служебных помещениях. Преступный мир таких осуждённых называет «шнырями».
Особая группа в неформальной организации осуждённых - пренебрегаемые (отверженные) осуждённые, которых называют «чушки», «крысы», «петухи», «опущенные». В категорию отверженных попадают осуждённые, нарушающие тюремные нормы, а также пассивные гомосексуалисты. Статус «отверженный» не может быть изменён и определяет всю дальнейшую жизнь осуждённого. Прибыв в исправительное учреждение, отверженный обязан объявить о своём статусе.
Важнейшим элементом асоциальной субкультуры является наличие специальных норм. По отношению к нарушителям таких
норм часть осуждённых, выступающая в качестве носителей асоциальной субкультуры, осуществляет своё «правосудие» - подвергает их социальной изоляции путём насилия и перевода в разряд «отверженных».
Можно выделить следующие виды (группы) норм неформальной организации осуждённых:
- обеспечивающие внутреннюю организацию тюремного мира;
- регулирующие порядок внутренних взаимоотношений в преступной среде;
- правила поведения членов преступных сообществ с лицами, не являющимися членами преступного мира;
- общие для всех заключённых правила.
Нормы, обеспечивающие внутреннюю организацию тюремного мира, устанавливают следующие требования:
- все лица, отбывающие наказание, обязаны подчиняться воле «блатных». Никто из осуждённых не имеет права предъявлять претензии к ним;
- «блатные» должны неукоснительно обеспечивать соблюдение всеми осуждёнными неформальных правил поведения;
- лидерам преступных сообществ запрещается участвовать в общественно полезной деятельности;
- заключённым, занимающим низшие ступени в тюремной иерархии, запрещается общаться с представителями других слоёв преступного сообщества, находиться с ними за одними и теми же столами, занимать удобные места в спальных помещениях и комнатах отдыха.
Нормы, регулирующие порядок внутренних взаимоотношений в преступной среде, обязывают:
- не допускать в преступный мир осуждённых, сотрудничавших с работниками пенитенциарных учреждений;
- быть честным, справедливым в отношении своих товарищей, не лгать в своей среде;
- помогать осуждённым, находящимся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, одиночных камерах;
- оказывать друг другу содействие при мщении за ущерб, нанесённый «другими», их уголовному сообществу;
- не избегать ответственности путём переложения вины на других соучастников.
- вести систематический контроль друг за другом, не допускать в окружение «непра-
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
вильных» осуждённых (за каждым лицом, прибывшим в исправительное учреждение, следует записка («ксива») от других членов.
Правила поведения членов преступных сообществ с лицами, не являющимися членами преступного мира:
- поддерживать «правильные» отношения между осуждёнными;
- не допускать притеснений осуждённых, не причинивших вреда их сообществу и т.п.;
- вовлекать в занятие преступной деятельностью и воспитывать молодёжь.
Общие для всех категорий заключённых правила:
- следить за своим внешним видом, быть опрятным, аккуратным;
- не брать случайно найденных предметов;
- не подбирать окурки и объедки;
- не красть у своих;
- делиться с другими продуктами питания и сигаретами;
- возвращать долг в строго установленные сроки.
Абсолютное большинство преступлений в местах лишения свободы тем или иным образом связано ссоблюдением тюремных норм. Какпра-вило, они совершаются с особой жестокостью, цинизмом, жертве умышленно причиняются мучения в присутствии других осуждённых с целью их запугивания. С помощью санкций лидеры преступного мира стараются не только сохранить своё влияние, но и расширить его.
Существование особых норм поведения у лиц, отбывающих наказание, является фактором насильственных преступлений в исправительных учреждениях. Например, оставив оскорбление без ответа, осуждённый автоматически понижается в иерархии осуждённых, к нему, соответственно, меняется отношение. Для того, чтобы восстановить прежний статус, осуждённый зачастую совершает насильственное преступление.
Татуировки заключённых являются одним из основных внешних элементов тюремной субкультуры. На жаргоне заключённых татуировка называется «реклама», «икона», «картинка», «клеймо», «наколка», «прошивка», «расписка» и т.д. Татуировка заключённого -это своего рода паспорт преступника. Она информирует о его положении и криминальных заслугах, передаёт его мысли и социальные установки. Если татуировка сделана с полным пониманием её сути и назначения, она стано-
Л.Б. Смирнов. ОСОБЕННОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ 61
вится своеобразной визитной карточкой, так или иначе закрепляя за человеком определённый имидж, не позволяя её носителю отказаться от него, забыть преступный опыт.
Уголовный жаргон является одним из важнейших средств общения преступников в условиях изоляции. Жаргон обеспечивает информационные потребности осуждённых, шифрует передаваемые ими сведения. Особенности уголовного жаргона отражают отношение осуждённых к самим себе, другим преступникам, своим жертвам, к закону и обществу. У каждой категории профессиональных преступников есть свои особенности уголовного жаргона. Жаргон осуждённых является составной частью общего уголовного жаргона преступников, но в условиях изоляции имеет специфические особенности.
Криминальная субкультура мест лишения свободы противостоит традиционным морально-нравственным ценностям общества. В её основе лежит антигуманная «философия» корысти, быстрого обогащения, вседозволенности, жестокости к «чужим» и более слабым членам общества. Существенное место в ней отводится насилию, которое она порождает и без которого существовать не может.
В пропаганде криминальной субкультуры наряду с преступным сообществом принимают участие отдельные средства массовой информации, представители литературы, театра, кино, музыкальной сферы.
Эффективной мерой противодействия пенитенциарной субкультуре является режим содержания осуждённых. Он включает в себя различные правила, средства, приёмы и способы охраны, надзора, размещения, передвижения осуждённых, применения к ним мер исправительного воздействия.
Необходимо принимать меры по изоляции осуждённых - носителей, ретрансляторов этой субкультуры. Их следует отнести к группе риска, содержать отдельно от других осуждённых - в исправительных учреждениях тюремного типа. Исправительные колонии особого режима следует перепрофилировать в тюрьмы, тем более, что для этого больших финансовых средств не нужно. В колониях целесообразен перевод таких осуждённых в строгие условия содержания. Необходимо законодательно закрепить понятие «осуждённый, приверженец криминальной субкультуры», определить юридические механизмы и признаки для признания преступника таковым.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. Ростов- н/Д., 2007.
2. Курганов С.И. Основы криминологии: учебное пособие. М., 1998.
3. ОлейникА.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001.
4. Смирнов Л.Б. Пенитенциарная безопасность и проблемы её обеспечения // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 3 (20). С. 67-72.
5. Старков О.В. Криминальная субкультура: спецкурс. М., 2010.
REFERENCES
1. Dmitriev Y.A. Penitentsiarnaya psikhologiya. [Penitentiary psychology]. Y.A. Dmitriev, B.B. Kazak. Rostov-n/D., 2007.
2. Kurganov S.I. Osnovy kriminologii: uchebnoe posobie. [Fundamentals of criminology]. M., 1998.
3. OleynikA.N. Tyuremnaya subkultura v Rossii: ot povsednevnoy zhizni do gosudarstvennoy vlasti. [Prison subculture in Russia: from everyday life to state power]. M., 2001.
4. Smirnov L.B. Penitentsiarnaya bezopasnost i problemy ee obespecheniya. [Penitentiary security and the problems of its provision]. Vestnik Sankt-Peterburgskoy yuridicheskoy akademii - Bulletin of the St. Petersburg Law Academy. 2013, no. 3 (20), pp. 67-72.
5. Starkov O.V Kriminalnaya subkultura: spetskurs. [Criminal subculture]. M., 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Леонид Борисович Смирнов - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Leonid Borisovich Smirnov - doctor of Laws, professor, professor of the department of criminal law at the Herzen State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]