13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.147.13 ГРЯДУНОВА Е.Н.
кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected] САВИН Л.А.
доктор технических наук, профессор, кафедры меха-троники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГОРИН А.В.
кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.
студент, Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.147.13 GRYADUNOVA E.N.
Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State
University
E-mail: [email protected] SAVIN L.A.
Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State
University E-mail: [email protected] GORIN A.V.
Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State
University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student, Orel State University E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ* FEATURES OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM GENERAL TECHNICAL TRAINING
В статье рассматривается концептуальный подход к созданию обучающей программы для студентов по дисциплине прикладная механика. Выполнен анализ целей и методов мониторинга изучаемых дисциплин технической направленности. Предложены варианты заданий различной сложности для контроля полученных студентами знаний и умений по дисциплинам технической направленности.
Ключевые слова: обучающие программы, педагогическая система, образование, общетехнические дисциплины, междисциплинарное взаимодействие.
The article discusses a conceptual approach to creating a training program for students in the discipline of applied mechanics. The analysis of goals and methods for monitoring the studied disciplines of a technical orientation has been performed. Variants of tasks of varying complexity are proposed for monitoring the knowledge and skills acquired by students in technical disciplines.
Keywords: training programs, pedagogical system, education, general technical disciplines, interdisciplinary interaction.
Введение
На данный момент проведенный анализ источников информации показывает, что в литературе нет четкого понятия педагогическая систем. Наиболее часто употребляемое определение гласит, что педагогическая система
- это, совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, необходимых для осуществления одной цели
- развития, воспитания и формирования личности с заданными качествами [1]. Под структурными компонентами подразумевается - совокупность целей, принципов, форм и методов обучения, а также условий реализации, то есть средств образовательного процесса. Если компоненты педагогической системы дошкольного образования и средней школы хорошо разработаны и выверены практикой [2-4], то теоретические аспекты педагогиче-
ской системы высшего технического образования имеют фрагментарный характер исследования [5]. Поэтому исследование и разработка мероприятий по совершенствованию педагогической системы высшего технического образования является актуальной задачей.
Основная часть
Педагогическая система - это искусственно созданная, специально организованная система, которая находится под постоянным контролем общественных и государственных организаций. Изменение и перестройка педагогической системы напрямую зависят от требований, предъявляемых к ней государственной системой, так как она является ее неотъемлемой частью со своими компонентами (рисунок 1).
* Представленный материал выполнен в рамках проекта №9.2952.2017/4.6. государственного задания.
© Грядунова Е.Н., Савин Л.А., Горин А.В., Токмаков Н.В. © Gryadunova E.N., Savin L.A., Gorin A.V., Tokmakov N.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
ЦЕЛЬ
|Д' Я ЧЕГО VII Г
+
СОДЕРЖАНИЕ (ЧЕМУ УЧИТЬСЯ!
t
ФОРМЫ
(в каких углтнияХ)
t
СРЕДСТВА
(С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО)
t
МЕТОДЫ
(КАКИМ ОБРАЗОМ)
СТУДЕНТ
Рис. 1. Компоненты педагогической системы.
Для эффективного развития российского образования Правительство Российской федерации приняло постановление о Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы. Одной из задач Программы является создание условий для современной подготовки кадров и формирование критериев системы оценки качества образования [5].
Проблема формирования высокоинтеллектуальных инженерных кадров является ключевой в развитии промышленного потенциала, и приобретает доминирующий характер при инновационном подъеме. Поэтому сегодня большое внимание уделяется процессу обучению будущих инженеров по самым различным направлением бакалавриата.
К общетехническим дисциплинам традиционно относятся: теоретическая механика, инженерная графика, теория машин и механизмов (ТММ), материаловеденье, стандартизация и метрология, сопротивление материалов, детали машин, которые обеспечивают подготовку инженерных специальностей. До 2003 года (год подписания Россией Болонского соглашения) эти дисциплины изучались каждая отдельно. По каждой из них была либо расчетно-графическая работа, либо курсовой проект, по каждой из них сдавался либо зачет, либо экзамен. Предметы вели преподаватели досконально и глубоко знавшие одну из дисциплин, и часто всего преподаватель по сопротивлению материалов не мог читать теоретическую механику. В настоящее время в большинстве вузов страны дисциплины «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов» и «Детали машин» объединены в один предмет - техническая механика. Таким образом необходимо знание даже не двух фундаментальных предметов, а четырех. При этом материал должен быть подан в сжатом и доступном для понимания виде, так как на изучение данного предмета образовательной программой для технических специальностей дается 180240 часов, при этом 40% из них на самостоятельное изучение.
Так диплом по специальности инженер-механик выданный в 1935 году содержал 36 предметов, при этом только два из них - «ленинизм», «диалектический
материализм» относились к философскому циклу. В дипломе, выданным в 1982 году прописано 58, изученных предметов. Восемь из них относится к гуманитарным: история, история КПСС, марксистко-ленинская философия, научный атеизм, политическая экономика, марксистко-ленинская эстетика, марксистко-ленинская этика, советское право. При этом число аудиторных занятий по общетехническим и техническим дисциплинам оставалось практически постоянным.
В настоящее время выпускник бакалавриата имеет в своем дипломе порядка шестидесяти наименований дисциплин. При этом пройдены они за четыре года. Таким образом, время на изучение одной дисциплины уменьшено в три раза. Из обучающихся программах выброшены такие фундаментальные технические дисциплины как теоретическая механика, сопротивление материалов. Только такие ведущие вузы страны, как Московский информационно-технологический университет, Московский архитектурно-строительный институт и МГТУ им. Н.Э. Баумана оставили для своих студентов эти предметы в полном объеме.
В нашем вузе три предмета: теоретическая механика, сопротивление материалов и теория машин и механизмов объединены в один - техническая механика. Чтобы педагогическая система функционировала и давала положительные результаты обучения она должна быть построена на определенных принципах: оптимальности, то есть передача обучающему максимально возможных знаний при заданной аудиторной и самостоятельной учебной нагрузки, функциональности - все компоненты системы подчинены выполнению образовательной, воспитательной и развивающей цели; интегративности - все компоненты системы взаимосвязаны, обуславливают друг друга и создают единое целое.
Если системно подходить к инженерной подготовке в вузе, то, исходя из Государственного образовательного стандарта, можно обозначить следующие подсистемы подготовки инженера: гуманитарносоциально-экономическая; естественнонаучная; общепрофессиональная, в том числе общетехническая; специальная (профилирующая).
В современных условиях на общетехническую подготовку будущего инженера отводится гораздо меньше времени, чем на профилирующую. Поэтому перед преподавателем, который читает курс, состоящий из нескольких отдельных дисциплин стоит задача - осуществить плавный перенос знаний из одной дисциплины в другую сохраняя дисциплинарные деления. Это хорошо чувствуется и практически осуществляется между дисциплинами: теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин и ТММ, входящими в курс техническая механика. Чтение курса должно быть построена так, чтобы методологически один предмет являлся базой для изучения другого, следующий предмет дополнял и разъяснял предыдущий. Методически правильное построение данного курса позволяет освоить каждый предмет в отдельности и создать целостную базу знаний по механике.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
На рисунке 2 представлена схема междисциплинарного взаимодействия дисциплин, находящихся в одном
предмете «Техническая механика».
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
поступательного и
TtOFETlWECKAH
МЕХАНИКА
Кинематика п/кхжо-гирэппельного движения
Расчеты ил прорость
СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Расчеты на прочность при изгибе
Редукторы
ТЕОРИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Рычажные механизмы
(Конструкции галсе осей
IH
ДЕТАЛИ МАШИН
Коиструщкы шатунов.
КрЙООшИПМ И огне.
Рис. 2. Схема междисциплинарного взаимодействия.
Формирование у обучающего общетехнической компетенции - это главная цель подготовки специалиста в инженерном вузе. Так как именно общетехническая подготовка дает базу для успешного изучения профильных дисциплин. Поэтому она должна быть фундаментальной и многопрофильной.
При разработке педагогической системы для освоения общетехнических дисциплин основными методологическими подходами являются:
- системно-функциональный подход рассматривает компоненты педагогической системы в их функциональной зависимости и позволяет создать четкую и взаимосвязанную структуру педагогической системы;
- личностный подход должен обеспечить формирование у каждого обучающего общую картину развития технической науки в стране и мире, необходимые для успешной работы личностные качества: креативность, способность мыслить диалектически, нести ответственность;
- интегративный подход основан на интеграции общетехнических дисциплин, входящих в единый курс, поэтому дает общую картину знаний, позволяет плавно перейти к профессиональной подготовки специалиста.
- дифференциальный подход учитывает индивидуальные способности и потребности обучающего, для этого педагогической системы должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие оценить уровень изначальной подготовки обучающего [6].
Заключение
Таким образом, создание педагогической системы, подчиненной одной целью - обучение по данной конкретной специальности является насущной необходимостью. Для этого создаются учебно-методические комплексы по общетехническим дисциплинам, которые включают в себя:
1) онлайн-лекции;
2) конспект лекции;
3) электронную версию учебника;
3) электронные версии учебно-методических пособий по проведению практических и лабораторных работ;
4) задания для контрольных и самостоятельных работ, а также методически указания по выполнению данных видов обучения;
5) тестовые задания для модульного и рубежного контроля знаний;
6) дополнительные информационные ресурсы (глоссарий курса, ссылки на базы данных, справочные системы и т.д.)
Так как, дисциплины взаимосвязаны между собою, то при составлении учебно-методического комплекса предполагается создание ссылок, связывающих один учебный предмет с другим.
Библиографический список
1. СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 608 с.
2. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
3. Горнов А.О., Кондратьев В.В., УсановаЕ.В. Междисциплинарный подход к инженерной подготовке на основе естественной дея-тельностной логики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017; (1(11)).
4. Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Подготовка инженеров в исследовательском технологическом университете в контексте новых вызовов и проблем инженерного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т.16. №16. С.7-12.
5. Кондратьев В.В. Структура и особенности проектирования в инженерном образовании // Инженерная педагогика: сб. статей (вып. 15, том 2) / Центр инженерной педагогики МАДИ. М., 2013. С.115-128.
6. Мустафина Ф.З. Педагогическое образование. Педогический ВУЗ. Передача традиций развивающего обучения // составитель: Ф.З. Мустафина, НИСПТР: Авторский клуб. 2015. 60 с.
Reference
1. Slastenin V.A. Pedagogics: textbook for the stud. institutions of higher education. professional education / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. Shiyanov; ed. by V. A. Slastenin. Moscow: publishing center "Academy", 2012. 608 p
2. Popkov V.A. Theory and practice of higher professional education: studies. manual for the system of additional pedagogical education / V.A. Popkov, A. V. Korzhuev. Moscow: Academic Project, 2004. 432 p.
3. GornovA.O., Kondratiev V.V., UsanovaE.V. Interdisciplinary approach to engineering training based on natural activity logic // Automobile. Road. Infrastructure. 2017; (1(11)).
4. Diakonov G.S., Ivanov V.G., Kondratyev V.V. the Training of engineers at University of science and technology in the context of new challenges and problems engineering education // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013. T. 16. No. 16. Pp. 7-12.
5. Kondratiev V.V. Structure and features of design in engineering education / / Engineering pedagogy: collection of articles (vol. 15, volume 2) / MADI center for engineering pedagogy. M., 2013. Pp. 115-128.
6. Mustafina F.Z. teacher education. Pedagogical UNIVERSITY. The traditions of developing education // author: F. Z. Mustafina, NSPTR: Author's club. 2015. 60 p.