Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TRAINING PROGRAMS / PEDAGOGICAL SYSTEM / EDUCATION / GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES / INTERDISCIPLINARY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грядунова Е. Н., Савин Л. А., Горин А. В., Токмаков Н. В.

В статье рассматривается концептуальный подход к созданию обучающей программы для студентов по дисциплине прикладная механика. Выполнен анализ целей и методов мониторинга изучаемых дисциплин технической направленности. Предложены варианты заданий различной сложности для контроля полученных студентами знаний и умений по дисциплинам технической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грядунова Е. Н., Савин Л. А., Горин А. В., Токмаков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM GENERAL TECHNICAL TRAINING

The article discusses a conceptual approach to creating a training program for students in the discipline of applied mechanics. The analysis of goals and methods for monitoring the studied disciplines of a technical orientation has been performed. Variants of tasks of varying complexity are proposed for monitoring the knowledge and skills acquired by students in technical disciplines.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147.13 ГРЯДУНОВА Е.Н.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected] САВИН Л.А.

доктор технических наук, профессор, кафедры меха-троники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ГОРИН А.В.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.

студент, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

UDC 378.147.13 GRYADUNOVA E.N.

Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State

University

E-mail: [email protected] SAVIN L.A.

Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State

University E-mail: [email protected] GORIN A.V.

Doctor of technical sciences, associate professor, department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State

University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student, Orel State University E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ* FEATURES OF THE PEDAGOGICAL SYSTEM GENERAL TECHNICAL TRAINING

В статье рассматривается концептуальный подход к созданию обучающей программы для студентов по дисциплине прикладная механика. Выполнен анализ целей и методов мониторинга изучаемых дисциплин технической направленности. Предложены варианты заданий различной сложности для контроля полученных студентами знаний и умений по дисциплинам технической направленности.

Ключевые слова: обучающие программы, педагогическая система, образование, общетехнические дисциплины, междисциплинарное взаимодействие.

The article discusses a conceptual approach to creating a training program for students in the discipline of applied mechanics. The analysis of goals and methods for monitoring the studied disciplines of a technical orientation has been performed. Variants of tasks of varying complexity are proposed for monitoring the knowledge and skills acquired by students in technical disciplines.

Keywords: training programs, pedagogical system, education, general technical disciplines, interdisciplinary interaction.

Введение

На данный момент проведенный анализ источников информации показывает, что в литературе нет четкого понятия педагогическая систем. Наиболее часто употребляемое определение гласит, что педагогическая система

- это, совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, необходимых для осуществления одной цели

- развития, воспитания и формирования личности с заданными качествами [1]. Под структурными компонентами подразумевается - совокупность целей, принципов, форм и методов обучения, а также условий реализации, то есть средств образовательного процесса. Если компоненты педагогической системы дошкольного образования и средней школы хорошо разработаны и выверены практикой [2-4], то теоретические аспекты педагогиче-

ской системы высшего технического образования имеют фрагментарный характер исследования [5]. Поэтому исследование и разработка мероприятий по совершенствованию педагогической системы высшего технического образования является актуальной задачей.

Основная часть

Педагогическая система - это искусственно созданная, специально организованная система, которая находится под постоянным контролем общественных и государственных организаций. Изменение и перестройка педагогической системы напрямую зависят от требований, предъявляемых к ней государственной системой, так как она является ее неотъемлемой частью со своими компонентами (рисунок 1).

* Представленный материал выполнен в рамках проекта №9.2952.2017/4.6. государственного задания.

© Грядунова Е.Н., Савин Л.А., Горин А.В., Токмаков Н.В. © Gryadunova E.N., Savin L.A., Gorin A.V., Tokmakov N.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |

ЦЕЛЬ

|Д' Я ЧЕГО VII Г

+

СОДЕРЖАНИЕ (ЧЕМУ УЧИТЬСЯ!

t

ФОРМЫ

(в каких углтнияХ)

t

СРЕДСТВА

(С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО)

t

МЕТОДЫ

(КАКИМ ОБРАЗОМ)

СТУДЕНТ

Рис. 1. Компоненты педагогической системы.

Для эффективного развития российского образования Правительство Российской федерации приняло постановление о Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы. Одной из задач Программы является создание условий для современной подготовки кадров и формирование критериев системы оценки качества образования [5].

Проблема формирования высокоинтеллектуальных инженерных кадров является ключевой в развитии промышленного потенциала, и приобретает доминирующий характер при инновационном подъеме. Поэтому сегодня большое внимание уделяется процессу обучению будущих инженеров по самым различным направлением бакалавриата.

К общетехническим дисциплинам традиционно относятся: теоретическая механика, инженерная графика, теория машин и механизмов (ТММ), материаловеденье, стандартизация и метрология, сопротивление материалов, детали машин, которые обеспечивают подготовку инженерных специальностей. До 2003 года (год подписания Россией Болонского соглашения) эти дисциплины изучались каждая отдельно. По каждой из них была либо расчетно-графическая работа, либо курсовой проект, по каждой из них сдавался либо зачет, либо экзамен. Предметы вели преподаватели досконально и глубоко знавшие одну из дисциплин, и часто всего преподаватель по сопротивлению материалов не мог читать теоретическую механику. В настоящее время в большинстве вузов страны дисциплины «Теоретическая механика», «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов» и «Детали машин» объединены в один предмет - техническая механика. Таким образом необходимо знание даже не двух фундаментальных предметов, а четырех. При этом материал должен быть подан в сжатом и доступном для понимания виде, так как на изучение данного предмета образовательной программой для технических специальностей дается 180240 часов, при этом 40% из них на самостоятельное изучение.

Так диплом по специальности инженер-механик выданный в 1935 году содержал 36 предметов, при этом только два из них - «ленинизм», «диалектический

материализм» относились к философскому циклу. В дипломе, выданным в 1982 году прописано 58, изученных предметов. Восемь из них относится к гуманитарным: история, история КПСС, марксистко-ленинская философия, научный атеизм, политическая экономика, марксистко-ленинская эстетика, марксистко-ленинская этика, советское право. При этом число аудиторных занятий по общетехническим и техническим дисциплинам оставалось практически постоянным.

В настоящее время выпускник бакалавриата имеет в своем дипломе порядка шестидесяти наименований дисциплин. При этом пройдены они за четыре года. Таким образом, время на изучение одной дисциплины уменьшено в три раза. Из обучающихся программах выброшены такие фундаментальные технические дисциплины как теоретическая механика, сопротивление материалов. Только такие ведущие вузы страны, как Московский информационно-технологический университет, Московский архитектурно-строительный институт и МГТУ им. Н.Э. Баумана оставили для своих студентов эти предметы в полном объеме.

В нашем вузе три предмета: теоретическая механика, сопротивление материалов и теория машин и механизмов объединены в один - техническая механика. Чтобы педагогическая система функционировала и давала положительные результаты обучения она должна быть построена на определенных принципах: оптимальности, то есть передача обучающему максимально возможных знаний при заданной аудиторной и самостоятельной учебной нагрузки, функциональности - все компоненты системы подчинены выполнению образовательной, воспитательной и развивающей цели; интегративности - все компоненты системы взаимосвязаны, обуславливают друг друга и создают единое целое.

Если системно подходить к инженерной подготовке в вузе, то, исходя из Государственного образовательного стандарта, можно обозначить следующие подсистемы подготовки инженера: гуманитарносоциально-экономическая; естественнонаучная; общепрофессиональная, в том числе общетехническая; специальная (профилирующая).

В современных условиях на общетехническую подготовку будущего инженера отводится гораздо меньше времени, чем на профилирующую. Поэтому перед преподавателем, который читает курс, состоящий из нескольких отдельных дисциплин стоит задача - осуществить плавный перенос знаний из одной дисциплины в другую сохраняя дисциплинарные деления. Это хорошо чувствуется и практически осуществляется между дисциплинами: теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин и ТММ, входящими в курс техническая механика. Чтение курса должно быть построена так, чтобы методологически один предмет являлся базой для изучения другого, следующий предмет дополнял и разъяснял предыдущий. Методически правильное построение данного курса позволяет освоить каждый предмет в отдельности и создать целостную базу знаний по механике.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

На рисунке 2 представлена схема междисциплинарного взаимодействия дисциплин, находящихся в одном

предмете «Техническая механика».

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

поступательного и

TtOFETlWECKAH

МЕХАНИКА

Кинематика п/кхжо-гирэппельного движения

Расчеты ил прорость

СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Расчеты на прочность при изгибе

Редукторы

ТЕОРИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Рычажные механизмы

(Конструкции галсе осей

IH

ДЕТАЛИ МАШИН

Коиструщкы шатунов.

КрЙООшИПМ И огне.

Рис. 2. Схема междисциплинарного взаимодействия.

Формирование у обучающего общетехнической компетенции - это главная цель подготовки специалиста в инженерном вузе. Так как именно общетехническая подготовка дает базу для успешного изучения профильных дисциплин. Поэтому она должна быть фундаментальной и многопрофильной.

При разработке педагогической системы для освоения общетехнических дисциплин основными методологическими подходами являются:

- системно-функциональный подход рассматривает компоненты педагогической системы в их функциональной зависимости и позволяет создать четкую и взаимосвязанную структуру педагогической системы;

- личностный подход должен обеспечить формирование у каждого обучающего общую картину развития технической науки в стране и мире, необходимые для успешной работы личностные качества: креативность, способность мыслить диалектически, нести ответственность;

- интегративный подход основан на интеграции общетехнических дисциплин, входящих в единый курс, поэтому дает общую картину знаний, позволяет плавно перейти к профессиональной подготовки специалиста.

- дифференциальный подход учитывает индивидуальные способности и потребности обучающего, для этого педагогической системы должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие оценить уровень изначальной подготовки обучающего [6].

Заключение

Таким образом, создание педагогической системы, подчиненной одной целью - обучение по данной конкретной специальности является насущной необходимостью. Для этого создаются учебно-методические комплексы по общетехническим дисциплинам, которые включают в себя:

1) онлайн-лекции;

2) конспект лекции;

3) электронную версию учебника;

3) электронные версии учебно-методических пособий по проведению практических и лабораторных работ;

4) задания для контрольных и самостоятельных работ, а также методически указания по выполнению данных видов обучения;

5) тестовые задания для модульного и рубежного контроля знаний;

6) дополнительные информационные ресурсы (глоссарий курса, ссылки на базы данных, справочные системы и т.д.)

Так как, дисциплины взаимосвязаны между собою, то при составлении учебно-методического комплекса предполагается создание ссылок, связывающих один учебный предмет с другим.

Библиографический список

1. СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 608 с.

2. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

3. Горнов А.О., Кондратьев В.В., УсановаЕ.В. Междисциплинарный подход к инженерной подготовке на основе естественной дея-тельностной логики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017; (1(11)).

4. Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Подготовка инженеров в исследовательском технологическом университете в контексте новых вызовов и проблем инженерного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т.16. №16. С.7-12.

5. Кондратьев В.В. Структура и особенности проектирования в инженерном образовании // Инженерная педагогика: сб. статей (вып. 15, том 2) / Центр инженерной педагогики МАДИ. М., 2013. С.115-128.

6. Мустафина Ф.З. Педагогическое образование. Педогический ВУЗ. Передача традиций развивающего обучения // составитель: Ф.З. Мустафина, НИСПТР: Авторский клуб. 2015. 60 с.

Reference

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Slastenin V.A. Pedagogics: textbook for the stud. institutions of higher education. professional education / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. Shiyanov; ed. by V. A. Slastenin. Moscow: publishing center "Academy", 2012. 608 p

2. Popkov V.A. Theory and practice of higher professional education: studies. manual for the system of additional pedagogical education / V.A. Popkov, A. V. Korzhuev. Moscow: Academic Project, 2004. 432 p.

3. GornovA.O., Kondratiev V.V., UsanovaE.V. Interdisciplinary approach to engineering training based on natural activity logic // Automobile. Road. Infrastructure. 2017; (1(11)).

4. Diakonov G.S., Ivanov V.G., Kondratyev V.V. the Training of engineers at University of science and technology in the context of new challenges and problems engineering education // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013. T. 16. No. 16. Pp. 7-12.

5. Kondratiev V.V. Structure and features of design in engineering education / / Engineering pedagogy: collection of articles (vol. 15, volume 2) / MADI center for engineering pedagogy. M., 2013. Pp. 115-128.

6. Mustafina F.Z. teacher education. Pedagogical UNIVERSITY. The traditions of developing education // author: F. Z. Mustafina, NSPTR: Author's club. 2015. 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.