Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация студентов / учебная деятельность / профессиональное развитие / психология обучения / motivation of students / educational activity / professional development / psychology of learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косыгина Елена Александровна

За последние 30 лет российское общество претерпело значительные изменения в социальном, экономическом и культурном развитии, затронувшие все сферы общественной жизни и ознаменовавшие переход к постиндустриальной эпохе. Эти изменения повлияли и на ожидания общества в отношении выпускников высших учебных заведений. В этой связи неудивительно, что изменения произошли и в системе образования. Преподаватели и другие специалисты в области высшего образования сегодня активно ищут пути возрождения национальной университетской системы. При этом одной из наиболее перспективных проблем университетского образования является недостаточный уровень мотивации обучающихся. Цель исследования определить стратегии улучшения качества образования для специалистов в области дефектологии в условиях современного российского общества. Объект исследования система высшего образования России в контексте подготовки специалистов по дефектологии. Предмет исследования условия формирования мотивации к учебной деятельности у студентов специального (дефектологического) образования. Методологической базой исследования являются труды отечественных авторов: И.А. Зимней, Е.К. Комарова, О.И. Коломок, Н.И. Мешкова, В.А. Якунина и др. Научная новизна исследования заключается в представлении результатов экспериментального исследования по формированию мотивации у студентов, полученных на базе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Кроме того, в статье представлены рекомендации для усовершенствования образовательной работы по формированию мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косыгина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK ON THE FORMATION OF MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF «SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION»

Over the past 30 years, Russian society has undergone significant changes in social, economic and cultural development, affecting all spheres of public life and marking the transition to the post-industrial era. These changes have also influenced the expectations of society regarding graduates of higher educational institutions. In this regard, it is not surprising that changes have occurred in the education system. Teachers and other specialists in the field of higher education are now actively looking for ways to revive the national university system. At the same time, one of the most promising problems of university education is the insufficient level of motivation of students. The purpose of the study is to identify strategies to improve the quality of education for specialists in the field of defectology in the conditions of modern Russian society. The object of the study is the Russian higher education system in the context of training specialists in defectology. The subject of the study is the conditions for the formation of motivation for educational activities among students of special (defectological) education. The methodological basis of the research is the works of domestic authors: I.A. Zimnaya, E.K. Komarova, O.I. Kolomok, N.I. Meshkov, V.A. Yakunin, etc. The scientific novelty of the study consists in presenting the results of an experimental study on the formation of motivation among students obtained on the basis of Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University. In addition, the article presents recommendations for improving educational work on the formation of students' motivation for academic and professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-68-75 УДК 377.37

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Е.А. Косыгина Статья поступила в редакцию 27 февраля 2024 г.

За последние 30 лет российское общество претерпело значительные изменения в социальном, экономическом и культурном развитии, затронувшие все сферы общественной жизни и ознаменовавшие переход к постиндустриальной эпохе. Эти изменения повлияли и на ожидания общества в отношении выпускников высших учебных заведений. В этой связи неудивительно, что изменения произошли и в системе образования. Преподаватели и другие специалисты в области высшего образования сегодня активно ищут пути возрождения национальной университетской системы. При этом одной из наиболее перспективных проблем университетского образования является недостаточный уровень мотивации обучающихся. Цель исследования - определить стратегии улучшения качества образования для специалистов в области дефектологии в условиях современного российского общества. Объект исследования - система высшего образования России в контексте подготовки специалистов по дефектологии. Предмет исследования - условия формирования мотивации к учебной деятельности у студентов специального (дефектологического) образования. Методологической базой исследования являются труды отечественных авторов: И.А. Зимней, Е.К. Комарова, О.И. Коломок, Н.И. Мешкова, В.А. Якунина и др. Научная новизна исследования заключается в представлении результатов экспериментального исследования по формированию мотивации у студентов, полученных на базе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Кроме того, в статье представлены рекомендации для усовершенствования образовательной работы по формированию мотивации студентов к учебной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация студентов, учебная деятельность, профессиональное развитие, психология обучения.

FEATURES OF PEDAGOGICAL WORK ON THE FORMATION OF MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF «SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION»

E.A. Kosygina

Over the past 30 years, Russian society has undergone significant changes in social, economic and cultural development, affecting all spheres of public life and marking the transition to the post-industrial era. These changes have also influenced the expectations of society regarding graduates of higher educational institutions. In this regard, it is not surprising that changes have occurred in the education system. Teachers and other specialists in the field of higher education are now actively looking for ways to revive the national university system. At the same time, one of the most promising problems of university education is the insufficient level of motivation of students. The purpose of the study is to identify strategies to improve the quality of education for specialists in the field of defectology in the conditions of modern Russian society. The object of the study is the Russian higher education system in the context of training specialists in defectology. The subject of the study is the conditions for the formation of motivation for educational activities among students of special (defectolog i-cal) education. The methodological basis of the research is the works of domestic authors: I.A. Zimnaya, E.K. Komarova, O.I. Kolomok, N.I. Meshkov, V.A. Yakunin, etc. The scientific novelty of the study consists in presenting the results of an experimental study on the formation of motivation among students obtained on the basis of Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University. In addition, the article presents recommendations for improving educational work on the formation of students' motivation for academic and professional activities.

Key words: motivation of students, educational activity, professional development, psychology of learning.

За последние тридцать лет российское общество претерпело значительные изменения в плане социального, экономического и культурного развития. Данные изменения затрагивают все сферы общественной жизни, что свидетельствует о переходе к постиндустриальной стадии. Эти изменения также повлияли на требования, которые общество предъявляет в отношении выпускников высших учебных заведений [1, с. 10-14]. В связи с этим неудивительно, что в системе образования также имеют место трансформационные процессы, однако не нужно забывать о преемственности педагогических традиций [8, с. 379-384]. В настоящее время преподаватели и другие работники сферы высшего образования активно ищут пути обновления национальной университетской системы [2, с. 38-42; 3, с. 209-218; 7, с. 33-35].

Одним из наиболее перспективных направлений этих поисков является повышение уровня образования и подготовки преподавателей, специализирующихся в области дефектологии. Это имеет решающее значение, поскольку все большее число детей рождается с различными нарушениями развития [4, с. 88]. Поэтому можно с уверенностью сказать, что существует закономерная потребность в повышении квалификации и знаний специалистов специального (дефектологического) образования.

В связи с вышеизложенным неизбежно возникает потребность в повышении учебной и профессиональной мотивации студентов-дефектологов. Важность данной задачи подтверждается необходимостью интеграции выпускников в социум, где они должны не просто «выполнять профессиональные задачи», но и вносить значимый вклад в развитие науки, учиты-

вая текущие тенденции глобализации и цифровизации. Это требует от образовательных учреждений не только пересмотра учебных программ, но и внедрения междисциплинарных курсов, направленных на развитие критического мышления, креативности, умения работать в команде и принимать самостоятельные решения. К этому добавляется остро стоящая проблема снижения мотивации к обучению среди студентов, что угрожает не только качеству образовательного процесса, но и перспективам подготовки квалифицированных специалистов, способных адекватно отвечать на вызовы современности [10, с. 216].

Изучению вопроса мотивации посвящены труды многих современных авторов. Так, например, Л.З. Тархан пишет, что мотивация - это система внутренних факторов, которые вызывают и направляют сознательное поведение людей или животных [12, с. 226].

Е.А. Шилова и другие авторы отмечают, что мотивация является ключевыми фактором, влияющим на подготовку и будущие перспективы логопедов и дефектоло-гов. Прежде всего, цели обучения должны быть основаны на потребностях, интересах и стремлениях студентов. Результаты обучения также должны быть актуальными и отвечать потребностям будущих специалистов. Кроме того, программа должна отвечать потребностям студентов в построении своего будущего профессионального развития [13, с. 163]. Одним из важных условий формирования мотивации у студентов является демонстрация профессорско-преподавательским составом вуза перспективности профильного обучения [13, с. 164].

Другим и не менее важным условием в развитии мотивации к обучению среди

будущих дефектологов является уделен ие преподавателями особого внимания индивидуальным достижениям учащихся. Такой подход может повысить уверенность учащихся в себе и в итоге привести к высокому уровню учебной и профессиональной мотивации студентов.

Следующее условие требует от будущих учителей-дефектологов быть моделями внутренне мотивированных достижений. Они должны проявлять сильную страсть к педагогике, высокий уровень профессионализма и самоуверенности [6, с. 319].

Наконец, крайне важно широко использовать мотивационную подготовку в рамках образовательного пространства университета для развития и изменения мотивации будущих дефектологов. Это имеет решающее значение, поскольку многие аспекты мотивации достижения результатов зависят от субъективного восприятия людьми своих целей, задач, способностей и достижений.

Цель исследования - определить стратегии улучшения качества образования для специалистов в области дефектологии в условиях современного российского общества.

Объект исследования - система высшего образования России в контексте подготовки специалистов по дефектологии.

Предмет исследования - условия формирования мотивации к учебной деятельности у студентов специального (дефектологического) образования.

Для проведения экспериментального исследования использовалась методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [5, с. 152-153].

В экспериментальном исследовании, организованном на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» приняли участие 60 респондентов (обучающиеся 3 и 4 курсов специальности «Специальное дефектологическое образование»).

Методика диагностики учебной мотивации основана на модификации А.А. Реа-на и В.А. Якунина, дополненной работами Н.Ц. Бадмаевой, направлена на выявление преобладающего типа мотивации у обучающихся через анализ различных моти-вационных механизмов, включая коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Оценка мотивов происходит с помощью опросника, где учащиеся оценивают значимость различных мотивов по 5-балльной шкале. Результаты обработки позволяют корректировать методы и структуру обучения для стимулирования необходимых мо-тивационных механизмов.

Представим результаты первичной диагностики (см.: рисунок 1).

Результаты первичной диагностики

60% -

50%

40%

40% - 3 5%

30% 25% I I

20% 1

10% 1

0%

50%

50%

50%

53%

8%

■ Низкий уровень (%) ■ Средний уровень (%) ■ Высокий уровень (%) Рисунок 1 - Результаты первичной диагностики учебной мотивации студентов

Данные, представленные на рисунке 1, демонстрируют следующее: коммуникативная мотивация: 25% студентов имеют низкий уровень, 40% - средний, а 35% -высокий.

Профессиональная мотивация: низкий уровень у 25%, средний - у 47%, высокий - у 28 % студентов.

Познавательная мотивация: 28% обучающихся имеют низкий уровень, 40% -средний, и 32% - высокий.

Социальная мотивация: низкий уровень мотивации у 27%, средний - у 50%, высокий - у 23% респондентов.

Мотивация творческой самореализации: 22% с низким уровнем, 50% со средним и 28% с высоким.

Мотивация избегания неудачи: 20% студентов имеют низкий уровень мотивации, 50% - средний, и 30% - высокий.

Мотивация престижа: 19% респондентов - с низким уровнем, 53% - со сред-

ним и 28% - с высоким уровнем мотивации.

Анализ показывает, что большинство студентов демонстрируют средние показатели по всем типам мотивации, с выраженным склонением к мотивации престижа (53% - средний уровень), что подчеркивает значительную ориентацию на социальное признание и статус. Вместе с тем наблюдается относительно малый процент студентов с высоким уровнем мотивации во всех категориях, особенно в социальной мотивации (23% - высокий уровень), что может указывать на необходимость разработки более эффективных подходов к стимулированию активного участия студентов в общественной жизни и учебном процессе.

Коммуникативная мотивация - средний балл 3.03, что указывает на умеренную значимость межличностных отношений и коммуникации в обучении.

Профессиональная мотивация - средний балл 2.92, что свидетельствует о средней ориентации на профессиональное развитие и достижения в выбранной специальности.

Познавательная мотивация - средний балл 3.17 - отражает интерес к обучению и стремление к приобретению новых знаний, что выше среднего уровня.

Социальная мотивация - средний балл 3.05 - показывает умеренную заинтересованность в социальных аспектах обучения и взаимодействия.

Мотивация творческой самореализации - средний балл 2.63, что является самым низким показателем и указывает на относительно невысокую потребность в творческом самовыражении через учебный процесс.

Мотивация избегания неудачи - средний балл 3.03 - демонстрирует среднюю степень избегания ситуаций, связанных с потенциальным неуспехом.

Мотивация престижа - средний балл 3.05 - указывает на умеренное стремление к достижению узнаваемости и престижа через учебные достижения.

Таким образом, была определена необходимость повышения мотивации к учебной и профессиональной деятельности у респондентов.

С целью корректировки и повышения мотивации была разработана программа повышения мотивации, в которой участвовало 60 студентов экспериментальной группы. Эта инициатива охватывала комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внутреннего стремления к обучению, развитие профессиональных умений и социальных навыков. Программа предусматривала последовательный переход от общих вопросов мотивации и

самоорганизации к специфическим аспектам профессионального роста и практического применения знаний.

Первый этап вводил участников в основы мотивационной теории, помогая им установить личные цели и разработать стратегии их достижения через улучшение навыков управления временем.

Следующие месяцы были посвящены укреплению ключевых навыков, необходимых для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности: коммуникативных способностей, критического мышления, умения работать в команде и принимать обоснованные решения.

Практическая часть программы включала групповые проекты, волонтерство и участие в творческих мастерских, позволяя студентам применить полученные знания в реальных условиях и способствуя развитию чувства ответственности и социальной значимости их деятельности. Этот период также способствовал формированию тесных взаимоотношений между участниками, обогащая их социальный опыт и создавая благоприятную среду для взаимоподдержки и обмена идеями.

Финальный этап был сосредоточен на профессиональном самоопределении и карьерном планировании. Стажировки, профессиональные симуляции и встречи со специалистами предоставили участникам возможность окунуться в реальную рабочую среду, понять требования современного рынка труда и определить направления для дальнейшего развития.

Общие сроки работы со студентами составляли 1 учебный год.

Для оценки эффективности проделанной работы было организовано контрольное исследование (см.: рисунок 2).

Результаты контрольной диагностики

70% 60% 50% 40% 30% 20% 15% 10% 0%

60%

50% 50% 50% 50%

-45% 45%

40% 40% 40%

40% 37% 34% 40% 40% 30%

15% 18% 16%

ll ll ll >1 >1 il

&

У

J? o*'

sf

^ <ч<Г

У о/ У

¿Г у <j / / / /

^ J- Jp #

J-

s

/

>>

S"

Ж

■ Низкий "Средний "Высокий Рисунок 2 - Результаты контрольной диагностики учебной мотивации студентов

Контрольный этап позволил выявить следующее: коммуникативная мотивация: низкий уровень у 15% студентов, средний - у 35%, высокий - у 50%. Заметно увеличение доли студентов с высокой мотивацией к коммуникации.

Профессиональная мотивация: низкий уровень мотивации наблюдается у 15% студентов, средний у - 40%, высокий - у 45%. Это подчеркивает рост интереса к профессиональному развитию.

Познавательная мотивация: 18% студентов демонстрируют низкий уровень, 37% - средний и 45% - высокий, что свидетельствует об усилении стремления к обучению и познанию.

Социальная мотивация: наблюдается улучшение с 16% студентов, имеющих низкий уровень, до 50% - с высоким. Это отражает более активное участие в социальной жизни и коллективных мероприятиях.

Мотивация творческой самореализации: значительное увеличение до 50% студентов с высоким уровнем, при этом

только 10% имеют низкий уровень, что подтверждает рост творческой активности и самовыражения.

Мотивация избегания неудачи: снижение до 10% низкого уровня и повышение до 50% высокого, что указывает на уменьшение страха перед неудачами и более смелый подход к вызовам.

Мотивация престижа: наибольшее улучшение у 60% студентов, достигших высокого уровня, при снижении до 10% низкого. Это говорит о значительном возрастании стремления к достижению узнаваемости и успеха.

Полученные результаты указывают на общее улучшение мотивационного профиля студентов во всех исследованных категориях после участия в программе.

Итак, после реализации комплексной психолого-педагогической работы

наибольшее улучшение показателей наблюдалось в областях коммуникативной мотивации и мотивации престижа, где высокий уровень достиг 50% и 60%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответственно. Это указывает на значительное повышение у студентов навыков общения и стремления к достижению узнаваемости и успеха. Также заметно увеличилась мотивация избегания неудачи и творческой самореализации, что свидетельствует о росте уверенности и креативности участников.

Для дальнейшего улучшения программы повышения мотивации студентов специального (дефектологического) образования стоит сосредоточить внимание на

развитии познавательной мотивации и профессиональной ориентации студентов, предлагая более разнообразные и глубокие образовательные модули, нацеленные на специфику выбранной ими профессиональной сферы. Внимание к индивидуальному подходу в обучении и более тесное взаимодействие с преподавателями может способствовать углублению профессиональных знаний и умений студентов, а также повышению их вовлеченности в учебный процесс.

Список литературы

1. Анисимова О.А. Теоретические стратегии личностно-профессионального развития современного педагога // Педагогическое образование и современная наука: проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов. - Москва, 2024. - С. 9-16.

2. Галкина Е.П., Кадничанская М.И., Рудакова А.А. Патриотизм глазами молодежи: опыт регионального исследования // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: Материалы VIII Международной научно-практической интернет-конференции. - Вологда, 2023. - С. 707-711.

3. Гукаленко О.В., Сериков В.В. Формирование гражданско-патриотической идентичности будущих педагогов в классическом университете // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2024. - Т. 22. - № 1. - С. 205-221.

4. Лапп Е.А. Специфика мотивации учебной деятельности студентов - будущих дефектологов // Специальное образование. - 2012. - № 1(25). - С. 89-97.

5. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.

6. Саидов З.А., Ярычев Н.У., Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 318-320.

7. Соловьев А.А., Соловьева Л.С. Альтернативные формы демонстрации компетенций в образовании // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2020. - № 8. - С. 32-37.

8. Соловьев А.А., Захаров А.В., Виноградова Н.Л., Соловьева Л.С. Содержание гимназического образования в Российской империи второй половины XIX века (на примере Усть-Медведицкой женской гимназии области войска Донского) // Былые годы. - 2022. - № 17 (1). - С. 378-385.

9. Спиридонова Е.А. Исследование готовности будущих учителей технологии к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманизация образовательного пространства: Сборник научных статей по материалам Международного форума. - Саратов, 2020. - С. 304-311.

10. Спиридонова Е.А. Формирование профессиональной направленности личности будущего учителя как ведущий фактор профессионализма // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. -№ 11-2. - С. 215-218.

11. Спиридонова Е.А. К вопросу о формировании психолого-педагогической готовности будущих учителей технологии к работе в системе инклюзивного образования // XXV Страховские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ / Под ред. М.С. Ткачевой. - М.: Перо, 2017. - С. 269-274.

12. Тархан Л.З., Бекирова М.И. Педагогические условия подготовки будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2(81). - С. 224-227.

13. Шилова Е.А., Закрепина А.В., Стреблева Е.А. Изучение профессионально-личностных качеств универсального свойства как основания готовности будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности // Специальное образование. - 2021. - № 2. - С. 159-169.

14. Шевченко Е.В. К вопросу о повышении профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения и прохождения практики // Концепт. - 2017. - № 11. - С. 88-93.

15. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. - С. 31-36.

References

1. Anisimova O.A. Teoreticheskie strategii lichnostno-professional'nogo razvitiya sovremennogo pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie i sovremennaya nauka: problemy' i perspektivy' razvitiya: Sbornik nauchny'x trudov. - Moskva, 2024. - S. 9-16.

2. Galkina E.P., Kadnichanskaya M.I., Rudakova A.A. Patriotizm glazami molodezhi: opy't regional'nogo issledovaniya // Global'ny'e vy'zovy' i regional'noe razvitie v zerkale sociologicheskix izmerenij: Materialy' VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. - Vologda, 2023. - S. 707-711.

3. Gukalenko O.V., Serikov V.V. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj identichnosti budushhix pedagogov v klassicheskom universitete // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2024. - T. 22. - № 1. - S. 205-221.

4. Lapp E.A. Specifika motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov - budushhix defektologov // Special'noe obrazovanie. - 2012. - № 1(25). - S. 89-97.

5. Metodika dlya diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Yakunin, modifikaciya N.Cz. Badmaevoj) // Badmaeva N.Cz. Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvenny'x sposobnostej: Monografiya. - Ulan-Ude', 2004. - S. 151-154.

6. Saidov Z.A., Yary'chev N.U., Sokolova N.I. Navy'ki XXI veka v kontekste sovremenny'x obrazovatel'ny'x realij // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. - 2021. - № 2(87). - S. 318-320.

7. Solov'ev A.A., Solov'eva L.S. Al'ternativny'e formy' demonstracii kompetencij v obrazovanii // Alma Mater (Vestnik vy'sshej shkoly). - 2020. - № 8. - S. 32-37.

8. Solov'ev A.A., Zaxarov A.V., Vinogradova N.L., Solov'eva L.S. Soderzhanie gimnazicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj imperii vtoroj poloviny' XIX veka (na primere Ust'-Medvediczkoj zhenskoj gimnazii oblasti vojska Donskogo) // By'ly'e gody'. - 2022. - № 17 (1). - S. 378-385.

9. Spiridonova E.A. Issledovanie gotovnosti budushhix uchitelej texnologii k rabote v inklyuzivnoj obra-zovatel'noj srede // Gumanizaciya obrazovatel'nogo prostranstva: Sbornik nauchny'x statej po materialam Mezhdunarodnogo foruma. - Saratov, 2020. - S. 304-311.

10. Spiridonova E.A. Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti budushhego uchitelya kak vedushhij faktor professionalizma // Nauchnoe obozrenie: gumanitarny'e issledovaniya. - 2015. - № 11-2. - S. 215-218.

11. Spiridonova E.A. K voprosu o formirovanii psixologo-pedagogicheskoj gotovnosti budushhix uchitelej texnologii k rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya // XXV Straxovskie chteniya: Materialy' Vserossijskoj nauchnoj konferencii v ramkax Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, posvyashhennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU / Pod red. M.S. Tkachevoj. - M.: Pero, 2017. - S. 269-274.

12. Tarxan L.Z., Bekirova M.I. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushhix uchitelej-defektologov k professional'noj deyatel'nosti / L. Z. Tarxan // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. - 2020. - № 2(81). - S. 224-227.

13. Shilova E.A., Zakrepina A.V., Strebleva E.A. Izuchenie professional'no-lichnostny'x kachestv universal'nogo svojstva kak osnovaniya gotovnosti budushhego pedagoga-defektologa k professional'noj deyatel'nosti // Special'noe obrazovanie. - 2021. - № 2. - S. 159-169.

14. Shevchenko E.V. K voprosu o povy'shenii professional'ny'x kompetencij studentov pedagogicheskogo vuza v processe obucheniya i proxozhdeniya praktiki // Koncept. - 2017. - № 11. - S. 88-93.

15. Shumilova E.A. Vozmozhnosti deyatel'nostnogo podxoda k issledovaniyu social'no-kommunikativnoj kom-petentnosti budushhix pedagogov professional'nogo obucheniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -2010. - № 3. - S. 31-36.

Для ссылки: Косыгина Е.А. Особенности педагогической работы по формированию мотивации к учебной деятельности у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №3 (32). - С. 68-75.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-68-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.