Научная статья на тему 'Особенности педагогической профилактики девиантного поведения подростков из семей с разным материальным положением'

Особенности педагогической профилактики девиантного поведения подростков из семей с разным материальным положением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИДЫ ДЕВИАЦИЙ / ПОДРОСТКИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ / ДИАГНОСТИКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / DEVIANT BEHAVIOR / TYPES OF DEVIATIONS / TEENAGERS / FINANCIAL CONDITION OF THE FAMILY / DIAGNOSTICS / DIFFERENTIATED APPROACH / PEDAGOGICAL PREVENTION PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Гитман Александра Вольтовна

Раскрываются диагностические основы, и приводятся практические рекомендации по организации педагогической профилактики девиантного поведения подростков из семей с разным материальным положением. Описывается использованный диагностический инструментарий по определению склонности к девиантному поведению и структуры ценностных ориентаций личности. Характеризуется способ определения уровня материального благогосостояния семьи. Приводятся результаты социально-психологического обследования группы подростков, иллюстрируются отличия девиантологических склонностей подростков в зависимости от материального положения семьи. Даются рекомендации по организации педагогической работы с разными группами подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Гитман Александра Вольтовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS FROM FAMILIES WITH DIFFERENT FINANCIAL SITUATION

The paper discloses the diagnostic bases and gives practical recommendations on the organization of pedagogical prevention of deviant behavior of teenagers from families with different financial situation. The publication describes the used diagnostic tools to determine the tendency to deviant behavior and the structure of value orientations of the personality. The method is described of determining the level of material well-being of the family. The results of the socio-psychological survey of a group of adolescents are presented, and the differences between the deviantological tendencies of adolescents depending on the financial situation of the family are illustrated. Recommendations are made on the organization of pedagogical work with different groups of adolescents.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической профилактики девиантного поведения подростков из семей с разным материальным положением»

УДК 37.013.42:316.624 ББК 74.66 Х 15

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

А.В. Гитман

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются диагностические основы, и приводятся практические рекомендации по организации педагогической профилактики деви-антного поведения подростков из семей с разным материальным положением. Описывается использованный диагностический инструментарий по определению склонности к девиантному поведению и структуры ценностных ориен-таций личности. Характеризуется способ определения уровня материального благогосостояния семьи. Приводятся результаты социально-психологического обследования группы подростков, иллюстрируются отличия девиантологиче-ских склонностей подростков в зависимости от материального положения семьи. Даются рекомендации по организации педагогической работы с разными группами подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, виды девиаций, подростки, материальное состояние семьи, диагностика, дифференцированный подход, программа педагогической профилактики.

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

A.V. Gitman

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University; E-mail: snkhazova@ gmail.com

FEATURES OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS FROM FAMILIES WITH DIFFERENT FINANCIAL SITUATION

Abstract. The paper discloses the diagnostic bases and gives practical recommendations on the organization of pedagogical prevention of deviant behavior of teenagers from families with different financial situation. The publication describes the used diagnostic tools to determine the tendency to deviant behavior and the structure of value orientations of the personality. The method is described of determining the level of material well-being of the family. The results of the socio-psychological survey of a group of adolescents are presented, and the differences between the deviantological tendencies of adolescents depending on the financial

situation of the family are illustrated. Recommendations are made on the organization of pedagogical work with different groups of adolescents.

Keywords: deviant behavior, types of deviations, teenagers, financial condition of the family, diagnostics, differentiated approach, pedagogical prevention program.

Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера; серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Подростки представляют собой группу повышенного социального риска, поскольку именно в данном возрасте возрастает влияние среды, ближайшего окружения на личность [1, 2, 3 и др.].

Подростковый период развития является кризисным, характеризуется внутренними конфликтами, переосмыслением связей с окружающими, своего места среди других, дезориентировкой во внутренних и внешних отношениях. Недостаточная социально-психологическая зрелость делают эту возрастную группу особенно уязвимой к неблагоприятным социальным воздействиям [2, 4, 5 и др.].

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование девиантного поведения несовершеннолетних, является социально-экономический фактор, составляющим элементом которого является материальное положение семьи [2, 4, 6, 7 и др.]. Являясь ведущим компонентом и фактором уровня жизни, материальное положение семьи оказывает огромное влияние на воспитание детей, на характер формирующихся у них установок, ценностных ориента-ций, жизненных целей и т.п. [7, 8, 9 и др.]. В связи с этим при определении действенных средств, методов, содержания педагогических программ профилактики девиантного поведения необходимо учитывать влияние материального положения семьи на возникновение и проявление различных видов девиаций у подростков. Однако до настоящего времени в науке не накоплено достаточных эмпирических знаний,

раскрывающих особенности подростковых девиаций, связанных с уровнем благогосостояния семьи. Восполнение обозначенного дефицита знаний составило цель нашего исследования; работа была направлена на проверку предположения, согласно которому материальное положение семьи является фактором формирования девиантного поведения подростков, причем разный уровень материального благосостояния может вызывать разные формы и уровни девиаций. Результаты диагностического исследования легли в основу методических рекомендаций относительно составления дифференцированной программы педагогической профилактики девиантно-го поведения подростков из семей с разным материальным положением.

Определение особенностей де-виантного поведения подростков из семей с разным материальным положением осуществлялось с использованием комплекса диагностических методик: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) (выявление склонностей и доминирующих форм девиантного поведения), методика диагностики структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова) (определение степени значимости материального положения), анализ документов, находящихся в ведении социального педагога и авторская анкета «Я и моя семья» (фиксация материального уровня семей). Базой исследования стали общеобразовательные школы г. Краснодара, контингент испытуемых составили 230 подростков - учащихся 6-8 классов.

Первой частью диагностического исследования стало анкетирование и анализ социально-педагогической документации, результаты которого позволили распределить подростков на подгруппы по уровню

материального положения семьи. При этом критерии определения уровня материального положения были следующие [8 и др.]:

1) считается, что уровень материального положения в семье высокий, если: один или оба родителя занимают высокооплачиваемую должность или являются индивидуальными предпринимателями, семья проживает в собственном доме, часто путешествуют с семьей (несколько раз в год), несколько раз были за границей, в любой момент могут позволить покупку одежды и бытовой техники, в семье есть автомобиль (или несколько), всегда хватает денег на питание, у подростка есть карманные деньги, компьютер, мобильный телефон; кроме того, оценивается семейный досуг (возможные ответы - отдых в развлекательных центрах, совместные экскурсии, поездки в другие города и страны);

2) уровень материального положения семьи выше среднего, если: семья проживает в собственном доме, путешествуют один или несколько раз в год, допустима поездка за границу, в любой момент могут позволить покупку одежды и бытовой техники, в семье есть автомобиль, всегда хватает денег на питание, у подростка есть карманные деньги, компьютер и/или собственный мобильный телефон;

3) семья со средним уровнем материального положения - проживает в собственном доме или собственной квартире, иногда путешествуют, в любой момент или по мере необходимости могут позволить себе купить новую одежду и бытовую технику, в семье нет автомобиля, хватает денег на питание, но, возможно, хотелось бы другой пищи, у подростка есть карманные деньги, компьютер и/или собственный мобильный телефон;

4) для семей с материальным положением ниже среднего характерно следующее: семья проживает в съемном жилье (допускаются ответы «в собственном доме» или «в

собственной квартире»), редко или никогда не путешествуют с семьей, покупают одежду по мере необходимости или по сезону, допускается наличие у подростка карманных денег, компьютера и/или собственного мобильного телефона, в семье отсутствует автомобиль, денег на питание иногда не хватает или хватает, но хотелось бы другой пищи, не хватает денег на покупку крупной бытовой техники;

5) семья с низким материальным положением - проживает в съемном жилье, редко или никогда не путешествуют, нет возможности купить одежду по необходимости или покупают только по сезону, в семье нет автомобиля, часто или иногда не хватает денег на питание, не хватает денег на покупку мелкой бытовой техники, у подростка отсутствуют либо карманные деньги, либо компьютер и/или собственный мобильный телефон.

Результаты анкетирования свидетельствовали о том, что большинство респондентов относились к семьям со средним уровнем материального положения семьи (49%). Меньше всего респондентов зафиксировано в группе семей с низким уровнем материального положения (2%). Однако при изучении документов, предоставленных социальными педагогами, выявлено, что среди респондентов есть 25 (11%) малообеспеченных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (семья считается малообеспеченной, если среднедушевой доход каждого ее члена находится ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ).

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению свидетельствовали о наличии следующей тенденции: у всех групп респондентов наблюдается средний уровень волевого контроля эмоциональных реакций, однако есть особенности в каждой из групп. Так, у подростков из семей с высоким

материальным положением наблюдается выраженный средний уровень склонности к преодолению норм и правил (63%), средний уровень склонности к аддиктивному поведению (87%). У подростков из семей с уровнем материального положения выше среднего констатируется средний уровень склонности к преодолению норм и правил (72%), средний уровень склонности к аддиктивному поведению (57%). У респондентов из семей с уровнем материального положения ниже среднего наблюдается средний уровень склонности к делинквентному поведению (75%). У подростков из семей с низким материальным положением диагностируется высокий (33%) и средний (33%) уровни склонности к делинквентному поведению.

По шкале «Склонность к аддик-тивному поведению» высокий уровень продемонстрировали только представители группы с уровнем материального положения семьи выше среднего, однако их количество (5%) статистически не значимо по сравнению с аналогичными данными остальных подгрупп. При этом низкий уровень данной склонности достоверно чаще встречается у подростков из семей со средним, ниже среднего и низким уровнями материального положения (соответственно 73%, 75%, 100%) по сравнению с двумя другими группами (соответственно 13% и 38%, р<0,05). То есть, чем ниже уровень материального положения семьи, тем реже демонстрируется склонность к аддик-тивному поведению.

Аналогичные результаты выявлены и по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». Однако здесь низкий уровень склонности достоверно чаще (по 100% респондентов) демонстрируют подростки из групп с высоким и низким уровнями материального положения семей, чем представители остальных групп (88%, 84%, 88% соответственно р<0,05). По данной шкале совпадают

результаты респондентов из групп с «противоположными» уровнями материального положения семей (высокий - низкий, выше среднего -ниже среднего).

По шкале «Склонность к агрессии и насилию» высокий уровень чаще встречается у подростков из семей с высоким уровнем материального положения (25%) - их достоверно больше, чем в других группах (р<0,05). И, напротив, в группах с низким, ниже среднего и средним уровнями материального положения семей статистически значимо больше подростков с низким уровнем данной склонности (соответственно, 67%, 75%, 79%) по сравнению с группами высокого (38%) и выше среднего (55%) уровней (р<0,05). Заметим, что в группе с высоким материальным положением семей низкий уровень склонности к агрессии и насилию встречается реже, а высокий - чаще, чем в каждой из оставшихся групп (р<0,05).

По шкале «Волевой контроль эмоциональных реакций» худшие результаты также демонстрируют представители группы семей с высоким материальным положением. Среди них оказалось 67% респондентов с низким уровнем контроля, что достоверно больше, чем в каждой из оставшихся групп (р<0,05). Склонность к деликвентному поведению, наоборот, подросткам из семей с высоким выше среднего и среднего уровнями материального положения семей свойственна в меньшей степени (соответственно 88%, 85%, 84% с низким уровнем склонности), чем подросткам из двух других групп (соответственно 13% и 34% с низким уровнем склонности, р<0,05). Причем высокий уровень данной склонности зафиксирован только у респондентов из семей с низким и ниже среднего уровнями материального положения семьи (р<0,05).

Можно говорить о схожих склонностях к формам девиантного поведения у подростков из семей с

высоким и выше среднего уровнями материальным положением; данным группам присущи нонконформистские установки, склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, а также склонность к аддиктивному поведению. Также наблюдается схожесть группы респондентов из семей с материальным положением ниже среднего и низким; у данных групп выявлена склонность к делинквент-ному поведению. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается у подростков из семей со средним уровнем материального положения: у них не выявлено явной склонности к девиантному поведению по диагностируемым шкалам.

В результате изучения и анализа документов, находящихся в ведении социальных педагогов, а именно, списков учащихся, состоящих на профилактическом учете, и списков детей из малообеспеченых семей, выявлено, что 5% подростков из выборки респондентов относятся к малообеспеченным семьям и одновременно состоят на учете в ОПДН. Таким образом, можно говорить о том, что уровень материального положения семьи ниже среднего и низкий являются фактором формирования де-линквентного поведения подростков.

Результаты диагностики реальной структуры ценностных ориента-ций личности свидетельствовали о том, что подросткам из семей с высоким и выше среднего уровнями материального положения свойственные следующие общие ценности: приятное времяпрепровождение и отдых, высокое материальное благосостояние, высокий социальный статус и управление людьми. У подростков из семей со средним уровнем материального положения преобладающими являются ценности любви, социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе, общения. Для подростков из семей с материальным положением ниже среднего и низким приоритетными оказались ценности высокого

материального благосостояния и общения. То есть для большинства групп подростков материальное благосостояние является значимым.

Таким образом, материальное положение семьи является одной из основных ценностей подростков. Это может повышать значимость материального положения семьи как фактора девиантного поведения, причем разный уровень материального положения семей может вызывать разные формы девиаций у подростков.

Учитывая существующую научно-теоретическую базу по проблеме профилактики девиантного поведения подростков, а также результаты собственного эмпирического исследования, при составлении программ педагогической профилактики де-виантного поведения подростков из семей с разным материальным положением целесообразно учитывать нижеследующие рекомендации.

1. Учет при составлении программ результатов корреляционного анализа данных, полученных в рамках систематических мониторингов склонности к девиантному поведению и материального положения семей обучающихся.

2. Включение в содержание программ комплексов педагогических мероприятий, направленных на (а) переосмысление подростками жизненных ценностей с ориентацией на такие ценности, как помощь и милосердие к другим людям, дружба; (б) командообразование и улучшение психологического климата внутри коллектива.

3. Дифференцирование части содержания программ по основанию выявленных взаимосвязей между формами девиантного поведения и уровнем материального благогосо-стояния семей учащихся.

4. Целесообразной является следующая тематика общегрупповых педагогических мероприятий:

- беседы и просмотр фильмов на правовую тематику, их рефлексивный анализ;

- беседы о традиционных (включая национально-региональные) ценностях и ценностных ориентаци-ях (семья, дружба, труд, уважение старших, любовь к Родине и др.);

- дискуссии о сущности и значении традиционных гуманистических ценностей, ориентированные на переосмысление собственных ценностей в сторону ценности дружбы, взаимопомощи, взаимоуважения и пр. посредством критического осмысления и анализа информации;

- ролевые игры, в которых отрабатываются навыки продуктивного общения и формируется толерантное отношение к другим;

- тренинг, направленный на формирование установки на толерантное поведение, развитие коммуникативных способностей и улучшение дружеских отношений в классе;

- творческая групповая работа, направленная на снижение значимости материального положения и ориентацию подростков на другие ценности;

- организация и проведение мастер-классов (театрализованных представлений, ролевых игр и т.п.) для младших школьников по правовой тематике, в ходе которого происходит сплочение подростков, формируется чувство ответственности и совершенствуются коммуникативные навыки.

5. В программу профилактической работы с подростками из семей с высоким и выше среднего материальным положением рационально включать педагогические мероприятия, направленные на профилактику аддиктивного поведения, например:

- лекции и беседы, ориентированные на девиантологическое просвещение подростков в области феномена аддиктивного поведения и последствий различных аддикций;

- тренинги и игровые упражнения, направленные на развитие критического мышления и формирование умений находить

альтернативные способы распоряжаться свободным временем;

- практикумы по планированию свободного времени, обеспечивающие в том числе, актуализацию интереса к посещению имеющихся кружков и секций;

- «игры по станциям», направленные на формирование и закрепление у подростков позитивной установки на здоровый образ жизни;

- тренинги, направленные на формирование умений отстаивать собственное мнение, способности критически мыслить, отработку навыка «сказать «нет».

6. Педагогическую работу с подростками из семей с материальным положением низким и ниже среднего следует ориентировать на профилактику делинквентного поведения, например, посредством следующих мероприятий:

- информационно-просветительские лекции на тему существующих законов, касающихся подросткового возраста, и последствий нарушений данных законов;

- дебаты о роли законов в обществе с акцентированием внимания на важности их исполнения;

- просветительские беседы о законных для подростков способах получения собственных доходов, их источниках;

- творческие задания, позволяющие подросткам самореализоваться, проявить лучшие качества и способности социально-приемлемым способом.

В заключение отметим, что создание и реализация программ педагогической профилактики девиант-ного поведения подростков из семей с разным материальным положением требует включения в круг субъектов деятельности социальных педагогов (профилактики девиаций в подростковой среде), классных руководителей (работа с родителями, направленной на предупреждение или нивелирование причин возникновения девиаций у подростков, связанных с материальным положением

семьи), родителей (использование для профилактики девиантного по-воспитательного потенциала семьи ведения подростков).

Примечания:

1. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева [и др.]. Тула: Медиа, 2007. 341 с.

2. Евдокимова Т.Г. Современные тенденции и особенности девиантного поведения подростков: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Уфа, 2009. 202 с.

3. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. Краснодар: Экоинвест, 2013. 364 с.

4. Новикова Ю.В. Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения у несовершеннолетних // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2013. № 4. URL: http: // www.jurnal.org / articles / 2013 / uri36.html.

5. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.

6. Компаниец О.Б. Девиантное поведение школьников: детерминирующие социальные факторы: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Казань, 2001. 207 с.

7. Новикова Ю.В. Основные факторы, влияющие на формирование девиантно-го поведения у несовершеннолетних // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2013. № 4. URL: http: // www.jurnal.org / articles / 2013 / uri36.html

8. Суворова Н.В., Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Материальный достаток как фактор благополучия современной семьи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 44-52.

9. Шаталов Е.А., Малаева Л.О. Преступность среди несовершеннолетних: влияние семьи / // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по материалам меж-дунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2015. С. 44-51.

References:

1. Deviant behavior of adolescents: theories and experiments / T.G. Vizel, L.V. Senkevich, V.A. Yanysheva [etc.]. Tula: Media, 2007. 341 pp.

2. Evdokimova T.G. Modern trends and features of the deviant behavior of adolescents: Diss. for the Cand. of Sociology degree: 22.00.04. Ufa, 2009. 220 pp.

3. Knizhnikova S.V. Deviantology for teachers and psychologists. Krasnodar: Ecoinvest, 2013. 364 pp.

4. Novikova Yu.V. The main factors affecting the formation of deviant behavior of minors // Journal of scientific publications of graduate students and doctoral students. 2013. No. 4. URL: http: // www.jurnal.org / articles / 2013 / uri36.html.

5. Feldstein D.I. Problems of developmental and educational psychology. M.: International Pedagogical Academy, 1995. 368 pp.

6. Kompaniets O.B. Deviant behavior of schoolchildren: determining social factors: Diss. for the Cand. of Sociology degree: 22.00.06. Kazan, 2001. 207 pp.

7. Novikova Yu.V. The main factors affecting the formation of deviant behavior of minors // Journal of scientific publications of graduate students and doctoral students. 2013. No. 4. URL: http: // www.jurnal.org / articles / 2013 / uri36.html

8. Suvorova N.V., Pivovarova I.V., Pilipenko L.M. Material wealth as a factor of the well-being of a modern family // Modern problems of science and education. 2015. No. 2. P. 44-52.

9. Shatalov E.A., Malaeva L.O. Juvenile delinquency: the influence of the family // Problems of modern jurisprudence: coll. of articles based on international materials of the scient. and pract. conf. Novosibirsk: SibAK Publishing House, 2015. P. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.