Научная статья на тему 'Особенности педагогической деятельности в современных вальдорфских школах'

Особенности педагогической деятельности в современных вальдорфских школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1598
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морковин Андрей Михайлович

Эффективность педагогической деятельности одна из актуальнейших проблем в педагогике на современном этапе. Педагогическая деятельность в вальдорфских школах рассматривается нами в качестве особого вида деятельности учителя и воспитателя, направленной на интеллектуальное и духовное развитие личности учащегося с учетом социально-экономических отношений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической деятельности в современных вальдорфских школах»

УДК 31

А. М. Морковин

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ

Продуктивность педагогической деятельности - одна из актуальнейших проблем в педагогике на современном этапе. Высокая объективная сложность этой проблемы обусловлена целым комплексом факторов, влияющих на конечный результат педагогической деятельности.

В фокусе исследуемой проблематики педагогическая деятельность рассматривается нами в качестве особого вида деятельности учителя и воспитателя, направленной на интеллектуальное и духовное развитие личности учащегося с учётом современных социально-экономических отношений в обществе. В условиях современной образовательной парадигмы такой вид деятельности играет ведущую роль в субъект-субъектных отношениях учителя и учащегося, что закономерно способствует разностороннему развитию обучающихся.

Вслед за И. А. Зимней [4], считаем целесообразным выделить следующие основополагающие компоненты структуры педагогической деятельности:

1. Мотивация.

2. Педагогические цели и задачи.

3. Предмет педагогической деятельности.

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

5. Продукт и результат педагогической деятельности.

Все указанные компоненты структуры охватывает педагогическая деятельность в вальдорфских школах. Изученный нами в ходе исследования теоретический и практический опыт работы вальдорфских школ свидетельствует о том, что в школах данного вида создаются необходимые условия для осуществления такой педагогической деятельности.

Вальдорфские школы на современном этапе, как в нашей стране, так и за рубежом проявляют себя как учебные заведения с индивидуальным, неповторимым обликом.

По форме организации своей деятельности вальдорфскую школу из общей массы других образовательных учреждений можно выделить по следующим особенностям:

- Учебный план в вальдорфских школах ориентируется на возраст учащихся, поэтому он не остаётся неизменным, так как вальдорфская педагогика — это педагогика развития.

- Р. Штайнером доказано, что дети учатся легче, если они могут выделить основные цели и задачи обучения, поэтому во всех вальдорфских школах

изучают основную тему на занятии «эпохами». Это занятие всегда проходит на, так называемом, главном уроке, который начинается в восемь часов и длится один час сорок пять минут. Трёх-четырёх недельной «эпохе» выделяется одна специфическая тема из учебного плана. Главный урок переходит затем в занятия по предметам. К занятиям «эпохами» относятся классические предметы, духовные и естественнонаучные дисциплины. Языки, ремесленные и художественные предметы, а также спорт являются составной частью занятий по предметам. Такой вид обучения был заложен ещё в начале XX в. Рудольфом Штайнером, основателем вальдорфской педагогики, и выполняется в вальдорфских школах по настоящее время.

- Каждое занятие делится на три части: ритмическую, рабочую и время «рассказа». Благодаря этому на занятиях в вальдорфской школе исключается возможность однообразности хода занятия.

- В учебном процессе почти не используются учебники, но атлас мира, литература для чтения, грамматика и словари, как и во всех других школах, являются неотъемлемой частью обучения. Ученики вальдорфских школ составляют сами свои учебники в виде тетрадей по эпохам, которые заполняются как в школе на занятиях, так и при выполнении домашних заданий.

- Составной частью вальдорфского учебного плана для всех классов выступает эвритмия - особенное искусство движения.

- На всех ступенях обучения школьники активно участвуют в театральных постановках, организуются оркестры на базе разных классов, так как художественное воспитание, по мнению Р. Штайнера, благотворно влияет на возрастное становление личности учащихся, ученики так же занимаются живописью, лепкой, рукоделием.

- Классный учитель в вальдорфских школах осуществляет непрерывную деятельность в течение первых восьми лет обучения. Но следует отметить, что не все школы придерживаются данного положения педагогики Р. Штайнера, каждая вальдорфская школа, как в России, так и за рубежом сама обозначает срок непрерывной деятельности классного учителя,

- Помимо стандартных учебных предметов, в вальдорфских школах ученики изучают эстетику и историю искусства, древние языки (латынь, греческий), стенографию, садоводство, переплётное дело.

Все вышеперечисленные особенности благотворно влияют на успешное, разностороннее развитие учеников вальдорфских школ в процессе обучения. Это четко прослеживается на результатах их участия в различных олимпиадах, конференциях, соревнованиях.

Вальдорфская школа исходит из иллюзии объективности, при этом, учитывает индивидуальность субъектов образовательного процесса, а также педагогическую деятельность, на которую направлена педагого-дидатичес-кая концепция.

Индивидуальность ученика в вальдорфских школах принимается во внимание точно так же, как и индивидуальность учителя. Совместная деятельность этих двух индивидуальностей производит то, что можно назвать «Педагогикой - действительности». Эта педагогика имеет перед собой не абстрактную картину «оптимального» человека, а то, что каждый отдельный ученик является «идеальной картиной». При этом в центре внимания всегда находится свобода индивидуума, а потому отношение учителя к ученикам базируется не на произволе и силе, а на познании и помощи.

Немаловажной особенностью вальдорфской школы является также конкретное искусство воспитания против абстрактного, формального выполнения учебного плана. Однако с позиции сторонников Р. Штайнера нельзя субъективно решить, что является лучшим: в любом случае важно оценить позицию конкретного родителя, конкретного ребёнка, конкретной школы и конкретного учителя, именно это можно определить, как основополагающей особенностью процесса воспитания и обучения в вальдорфской школе.

Вместо «чистой» передачи знаний, учителя вальдорфских школ формируют у учащихся основы того, чтобы эти дети стали востребованными обществом, целеустремленными и образованными взрослыми.

Благодаря широкому выбору предметов, эта школа содействует развитию когнитивных, художественных, ремесленных и социальных особенностей учащихся. Наряду с классическими предметами для вальдорфских школ характерна социальная практика и практика на предприятиях (часто за рубежом), расширяющие предложения по предметам. С первого класса дети изучают два иностранных языка: английский и французский [1].

Вызывает интерес процедура поступления детей в вальдорфские школы. Принятие новичков в вальдорфскую школу осуществляется в четыре этапа:

Первый этап включает в себя беседу с родителями ребёнка. Она, в первую очередь, служит двустороннему восприятию и ориентиру и проводится только с родителями. Для учителей является важным моментом ознакомление с имеющимися основами воспитания ребёнка родителями. Этот разговор является отправной точкой для дальнейших действий.

Второй этап - игровая группа. Для знакомства детей приглашают в игровую группу. Дети старшего возраста посещают эту группу без родителей, а те которые ещё маленькие могут сопровождаться родителями. В этих игровых группах принимают участие учителя из школы и группы продлённого дня, которые входят в приёмную комиссию. Это делается для того, чтобы определить, что эти люди будут хорошо восприниматься набираемыми детьми, или, соответствующим образом, будут «забыты».

На третьем этапе происходит посещение школьного врача. В основе посещения детьми детского врача предусматривается физическое обследование

ребёнка. Школьный врач подготавливает описание ребёнка, основываясь на состояние здоровья и развитие будущего школьника.

На заключительном, четвёртом этапе, родители посещают обязательные информационные выходные дни. Это время, когда учителя представляют присутствующим концепцию начальной ступени обучения, концепцию обучения в первом и втором классах школы, а также делают обзор по содержанию и педагогическим особенностям средней и старшей ступени обучения в данной школе. Знакомство со школой продолжается в художественных и ремесленных рабочих группах. Родители на этих мероприятиях получают возможность познакомиться с остальными учителями школы. Участие в информационных выходных днях является обязательным для всех родителей, дети которых ещё пе учились в вальдорфской школе.

Все эти действия направлены в основном на то, чтобы в школе не оказалось случайных учеников, чтобы и родители и дети имели представление об особенностях учебного процесса и воспитания в школах, работающих по методике Рудольфа Штайнера.

Большинство вальдорфских школ на современном этапе ищут новые пути развития, соблюдая, естественно, основные принципы построения образовательных учреждений данного вида, так как общим базисом для них является человековедение по Рудольфу Штайнеру.

В вальдорфских школах разработана уникальная методика межнационального сплочения на основе педагогики Рудольфа Штайнера. Это крайне актуально в свете событий последних лет, ведь открытая агрессия на межнациональной почве затронула совсем юное поколение - школьников. Это одна из остро стоящих проблем современности, коснувшаяся всего мирового сообщества. Прежде всего - это интеграция детей различных национальностей в социум, которая проходит всё труднее. Свободные вальдорфские школы, являясь учебными заведениями с межкультурной направленностью, с социально-интегративной основой, и со своей ориентированной в будущее педагогической концепцией, доказывают на практике, что дети различного происхождения, национальностей и вероисповедания могут мирно уживаться и совместно обучаться.

Наиболее важными принципами в области успешного совместного воспитания и обучения детей различных культур и национальностей в вальдорфских школах являются следующие: непрерывность, обязательность, уважение, серьезное восприятие находящихся рядом, будь то ученики, родители или учителя, именно то, что можно обозначить как воспитание толерантности.

Ещё одной особенностью педагогической деятельности вальдорфских школ является: стремление каждого обучающегося к развитию собственной индивидуальности и её выражение внутри социума. Ребёнок ориентируется при этом на то, что показывает учитель собственным примером.

Подростки хотят сами создавать мир, у них есть стремление развиваться и учиться. Исходя из этого, занятия в школе отвечают физическим, душевным и духовным стремлениям учеников, а потому школа предлагает соответствующий набор ремесленных предметов к практики: развивают физические и практические способности учащихся. Душевную подвижность вызывают предметы по искусствоведению, и исходящие из этого театральные и музыкальные постановки, реализуемые классом. Остальные предметы, изучаемые в школе, направлены на развитие познавательных способностей.

В вальдорфской школе большой акцент делается на изучение народных сказок, ведь они - богатый источник, питающий духовное развитие, образы и чувства ребёнка.

Вальдорфская педагогика-концепция, считающаяся с природой ребёнка. Одной из важных задач школы является: стремление к самостоятельной и направляемой учёбе, которая учитывает индивидуальные возможности и потребности учеников.

Воспитание свободы и самостоятельности - это то, что в высшей степени необходимо в наше время, которое требует в общественной и государственной жизни социально зрелых и свободных людей.

Важное звено в процессе воспитания и обучения в вальдорфской педагогике отводится отношениям учителя с ребёнком. Эта педагогика призывает в своем преподавании учитывать загадочную природу человека, его неповторимость, его жизненную задачу, Р. Штайнер придавал большое значение идее того, что очень важно для учителя в обучении опираться не на собственные убеждения, которые могут быть и ошибочными, а внимательно наблюдать за каждым конкретным ребёнком, и в союзе с родителями научить ученика хорошему, вырастить здоровую, гармоничную личность.

Значительным аспектом вальдорфской педагогики является идея личности учителя. Рудольф Штайнер огромное внимание уделял подготовке учителей, утверждая, что для ребёнка 7—14-ти лет очень важна личность взрослого, который находится рядом. Р. Штайнер доказывал, что при подборе учителей надо учитывать, «в состоянии ли взрослый человек... установить с ребёнком личностно активную, плодотворную для этого становящегося человека связь; в состоянии ли он всем своим образом мыслей погрузиться в душу и во всё существо становящегося человека...» [2, с. 179].

Таким образом, вальдорфский подход к ребёнку это бережный и психологически выверенный, и основанный на идее педагогической поддержки ребёнка подход.

В основе педагогики поддержки лежит постоянное отслеживание классным учителем эмоционального состояния ребёнка. В вальдорфской школе отсутствует вечный детский страх перед отметкой. Отметку до перехода в старшие классы в большинстве вальдорфских школ детям не ставят. В вальдорфских школах, следуя концепции Рудольфа Штайнера, обучение

ведётся без отметок, вместо них ученики получают в конце четверти подробные характеристики, в которых отражаются особенности их развития, успехи и проблемы.

В связи с этим интересно отметить, что в разных странах принята своя система баллов за знания. Например, в Дании также применяется методика обучения без отметок до конца средней школы. Во многих странах существуют школы, где отметки не выставляют до конца обучения. В конце года, как и в вальдорфских школах, педагоги пишут развернутую характеристику. На Западе считается, что подобная методика менее болезненна для детской психики, чем традиционная отметочная система. [3, с. 9].

Вальдорфская педагогика придаёт большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе совместная творческая деятельность учителей, детей и родителей, выражающаяся в реализации проектов, организации выставок, походов, постановке спектаклей и т. д.

Особенностью вальдорфских школ является и то, что основным психологическим и педагогическим содержанием процесса воспитания выступает организация воспитательных отношений, характер которых во многом и определяет специфические черты личности, включенной в эти отношения.

В этом случае и проявляется реальная возможность повысить воспитательную функцию школы, придать ей образовательный характер, понимая под образованием процесс приобретения учеником человеческого образа, осмысление им истинной картины мира и определение своего функционально-продуктивного места в процессе социального развития.

Педагогика вальдорфских школ изначально ориентирована на самобытное содержательное наполнение деятельности, её постепенное обогащение и развитие на основе взаимодополняемости идей взрослых и детей. Атмосфера открытости учащихся позволяет учителю видеть, насколько все воспитанники разные по своим фантазиям, по проявлению эмоций и готовности предъявления личных находок. В этой ситуации у учителя появляется возможность: организовать активную и открытую жизнь детей, при этом самому жить с ними этой жизнью, «обнаруживаться» же лишь в тех случаях, когда воспитанникам необходима поддержка, совет наставника.

Учителя-вальдорфцы, по сути, являются педагогами широкого профиля: консультантами, творческими руководителями, мастерами, а содержанием их деятельности является сотрудничество, консультации, педагогическая поддержка, нравственный пример, но отнюдь не «воздействие». Именно учителя обеспечивают условия для самоопределения и творческой самореализации себя и учеников.

Таким образом, обучение в школах строится на организации реального сотрудничества, как необходимого условия обеспечения продуктивной совместной деятельности учителя, обучающихся и родителей,

Следует отметить, что педагогами школы выделяются три основных правила совместной деятельности учителя и школьников; 1) деятельность должна быть увлекательной для воспитанников, 2) нужно учитывать интересы учащихся в образовательно-воспитательном процессе, 3) каждый обучающийся должен стать активным участником совместной деятельности и внести посильный вклад в достижение цели.

При такой организации учебного процесса и взаимодействии педагогов, родителей и учащихся в вальдорфской школе становится возможным направить педагогическую деятельность на создание прогрессивного опыта, соединить идеи перенимаемого и вновь накапливаемого опыта, осуществлять взаимообмен опытом, преодолевать отрицательный опыт, что в итоге находит своё логичное отражение в процессе воспитания и обучения.

В полной мере этот опыт не возможен в России, но идеи вальдорфской педагогики заслуживают пристального изучения, с целью дальнейшего применения в отечественной системе образования.

Библиографический список

1. http://www.waldorfschule.info.de

2. Steiner, R. Die gesunde Entwicklung des Menschenwesens: eine Einfuhrung in die anthroposopliische Padagogik und Didaktik / R. Steiner. - 1.-6. Tsd. - Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1985. - 378 S.

3. Готовимся к школе. // Читай! Город. - 2007. - 23 февр. - №5 (23), с. 9.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.