Научная статья на тему 'Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса'

Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1687
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY COMPLEX / HIGHER EDUCATION / PEDAGOGIC STAFF / SCIENTIFIC PEDAGOGIC STAFF / SECONDARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкина Надежда Владимировна, Ваганова Наталья Октревна

Эволюция современного образовательного процесса и возросшие требования работодателей к качеству профессионального обучения стали причиной организации университетских комплексов, которые призваны осуществлять преемственность уровней образования, модернизировать систему подготовки специалистов, обеспечивать эффективное учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между своими структурами, равенство и соблюдение их интересов. Однако рассогласованность действий преподавательского состава среднего и высшего звена препятствует продуктивному функционированию данных комплексов. В статье рассматриваются сходство и различие государственных требований к аттестации, повышению квалификации и собственно деятельности педагогов среднего профессионального образования и научнопедагогических кадров высшей школы в структуре университетского комплекса. На основе проведенного сравнительного анализа нормативных документов даны определения понятий «преподаватель профессиональной образовательной организации (СПО)» и «преподаватель образовательной организации высшего образования (ВПО)», выдвинуты предложения о формировании единых критериев оценки деятельности педагогических работников университетского комплекса и разработке приемлемых вариантов маршрутов их совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силкина Надежда Владимировна, Ваганова Наталья Октревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса»

Сер. Образование. Педагогические науки. Вып. 10, № 36 (212). 2010. С. 9-17.

9. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. М.: Магистр-Пресс, 1999. 267 с.

УДК 377.112-057.85

Н. В. Силкина, Н. О. Ваганова

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Эволюция современного образовательного процесса и возросшие требования работодателей к качеству профессионального обучения стали причиной организации университетских комплексов, которые призваны осуществлять преемственность уровней образования, модернизировать систему подготовки специалистов, обеспечивать эффективное учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между своими структурами, равенство и соблюдение их интересов. Однако рассогласованность действий преподавательского состава среднего и высшего звена препятствует продуктивному функционированию данных комплексов.

В статье рассматриваются сходство и различие государственных требований к аттестации, повышению квалификации и собственно деятельности педагогов среднего профессионального образования и научно-педагогических кадров высшей школы в структуре университетского комплекса.

На основе проведенного сравнительного анализа нормативных документов даны определения понятий «преподаватель профессиональной образовательной организации (СПО)» и «преподаватель образовательной организации высшего образования (ВПО)», выдвинуты предложения о формировании единых критериев оценки деятельности педагогических

работников университетского комплекса и разработке приемлемых вариантов маршрутов их совместной деятельности.

Ключевые слова: университетский комплекс, высшее профессиональное образование, педагогические работники, научно-педагогические работники, среднее профессиональное образование.

Abstract. The evolution of educational process and rising quality demands have resulted in establishing the university complexes designed to provide the succession of educational levels, modernization of training, effective methodological, scientific and informational cooperation, etc. However, the discordance of pedagogic staff activities at different levels hinders the complex's productive functioning.

The paper looks at similarities and differences of the state requirements to attestation, further training and pedagogic staff activities regarding the secondary and higher education in the framework of the above complex.

The authors come out with the idea of developing the unified assessment criteria for estimating the teaching staff activities within the university complex as well as the appropriate ways of their cooperation.

Keywords: university complex, higher education, pedagogic staff, scientific pedagogic staff, secondary education.

Принятие Болонского соглашения как стратегического направления реформирования системы образования означает структурную перестройку российского образовательного пространства и интеграцию учебных заведений различных типов, объединению которых во многом способствовали изданные в 2001 г. Министерством образования РФ «Рекомендации по созданию университетских комплексов», разработанные в соответствии с законодательством Российской Федерации [6].

Появление университетских комплексов было вызвано возросшими требованиями работодателей к качеству профессионального образования и эволюционным характером современного образовательного процесса [4]. Функционирование таких комплексов позволяет достичь многообразия видов образовательных организаций, осуществлять преемственность уровней профессионального образования; модернизировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; удовлетворять потребности работодателей в квалифицированных кадрах; обеспечивать

эффективное учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между структурами, вошедшими в комплекс, равенство и соблюдение их интересов.

Разнообразные модели университетских комплексов рассмотрены в научных трудах С. В. Арженовского, Н. В. Казаковой, В. В. Лен-ченко, А. В. Суворинова, А. Н. Ткачева, А. Я. Третьяка, В. М. Филиппова, В. Е. Шукшунова и др. В ряде работ они представлены как двухуровневая организационная система (С. В. Арженовский); образовательно-научно-производственный кластер (О. В. Буреш, М. А. Жук); центр развития региональной системы непрерывного образования (В. Н. Васильев, А. В. Воронин); образовательная сеть (П. Н. Захаров и др.).

Поскольку пока не все вопросы создания и деятельности университетского комплекса законодательно решены, сейчас существуют различные подходы к пониманию его сути. Назовем только два основных:

• университетский комплекс - новый вид высшего образовательного учреждения;

• это не новый вид высшего учебного заведения, а комплексное образование, в котором, кроме профессиональной программы высшего образования, реализуются образовательные программы других уровней, например среднего профессионального образования.

Разделяя точку зрения А. В. Киричек, А. В. Морозова и др., мы считаем, что «университетский комплекс» - учебно-научно-производственное пространство, в котором на разных уровнях, с использованием материальных, интеллектуальных ресурсов, созданных при участии преподавателей различных образовательных организаций, происходит профессиональное становление будущих специалистов.

Неопределенность статуса университетских комплексов влечет за собой неоднозначность решения проблем организации его работы в целом и взаимодействия преподавателей высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО) как коллективов с общими целями и задачами по подготовке кадров, но обладающих разными квалификацион-

ными характеристиками, реализующих разные образовательные стандарты и подчиняющихся разным требованиям, предъявляемым к аттестации и повышению квалификации (А. Л. Гавриков, В. П. Ковалевский, Л. К. Корецкая и др.).

О несформированности подходов к содержанию, направлениям, формам сотрудничества преподавателей среднего профессионального образования и профессорско-преподавательского состава высшей школы свидетельствуют следующие факты:

• несостыковки образовательных программ СПО и ВПО;

• отсутствие реальных возможностей у студентов СПО для получения непрерывного образования;

• предъявление различных государственных требований к деятельности преподавателей СПО и ВПО;

• разница в статусе педагогических работников СПО и научно-педагогических работников ВПО [1].

Закон РФ «Об образовании» содержит понятие «педагогический работник»: данное физическое лицо состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности [5].

Однако в ст. 50 Закона РФ «Об образовании» отмечается, что в вузах предусматриваются должности и научных сотрудников, которые тоже относятся к научно-педагогическим кадрам.

Закон РФ «Об образовании» уточняет, что квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим и научно-педагогическим работникам, содержатся в квалификационных справочниках и (или) профессиональных образовательных стандартах [3].

Предпринятый нами анализ государственных требований к деятельности преподавателей СПО и ВПО с целью конкретизации подходов к понятиям «педагогический работник профессиональной образовательной организации (СПО)» и «педагогический работник образовательной организации высшего образования (ВПО)» позволил сделать несколько выводов.

1. В университетском комплексе преподаватели в образовательных организациях среднего профессионального образования

и высшего профессионального образования осуществляют процесс подготовки специалистов обособленно, по отдельным профессиональным образовательным программам.

2. Деятельность (образовательная, научная, методическая, воспитательная) педагогических и научно-педагогических работников университетского комплекса направлена на достижение целей и решение задач, соответствующих разным уровням профессионального образования.

3. Взаимодействие педагогических и научно-педагогических работников в учебно-научно-производственном пространстве университетского комплекса ограничивается

• разовым проведением учебных занятий преподавателями ВПО в учреждении СПО в связи с наличием вакантных часов;

• участием студентов и преподавателей СПО в научно-исследовательских конференциях ВПО;

• совместным использованием учебных кабинетов, лабораторий, информационных ресурсов, что в отдельных случаях вызвано производственной необходимостью.

Знакомство с содержанием нормативных документов (законом РФ «Об образовании», «Единым квалификационным справочником должностей работников образования», Федеральными государственными образовательными стандартами) дает возможность сравнить требования к педагогам СПО и научно-педагогическим работникам ВПО, выявить особенности их деятельности и предложить пути интеграции образовательных организаций в условиях университетского комплекса.

Так, сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов на примере группы специальностей 270800 учреждений среднего и высшего образования показывает, что общими в видах преподавательской деятельности по подготовке специалистов в структурах СПО и ВПО являются такие ее составляющие, как:

• конкретизация содержания учебной дисциплины (междисциплинарного курса);

• выбор вида учебных занятий (лекция, практическое, лабораторное и т. д.);

• выбор методов, приемов обучения;

• организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов;

• выбор средств обучения;

• разработка учебно-методической документации;

• создание оценочных средств [2].

На дальнейшем этапе сравнительного анализа законодательных и нормативных документов («Типового положения об учреждении среднего профессионального образования», «Типового положения об учреждении высшего профессионального образования») были выявлены различия в требованиях к педагогическим работникам разноуровневых образовательных организаций университетского комплекса и уточнен их статус.

В организациях СПО согласно тарифно-квалификационным требованиям образовательную деятельность ведут педагогические работники, принятые на должность «преподаватель»; а в ВПО подготовкой специалистов занимаются научно-педагогические работники, которые совмещают собственно преподавание и научную работу и для которых предусмотрен широкий круг должностей: декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Заполнение перечисленных вакансий происходит в соответствии с «Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников», утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Педагогические работники средних специальных учебных заведений (ССУЗов) и профессорско-преподавательский состав вузов проходят аттестацию согласно разным нормативным документам: первые - в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», вторые - по «Положению о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников». Последние при этом должны предоставить следующие сведения о себе:

• список научных трудов;

• наименования учебных изданий, в подготовке которых они принимали участие;

• сведения об объеме педагогической нагрузки, включая научное руководство аспирантами (адъюнктами), консультирование докторантов;

• список полученных грантов, заключенных контрактов и договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

• сведения о личном участии в научных мероприятиях (съездах, конференциях, симпозиумах и иных научных мероприятиях) с указанием их уровня (международные, всероссийские, региональные);

• сведения об участии в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий; о работе в государственных аттестационных комиссиях, советах по защите докторских и кандидатских диссертаций, экспертных советах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и т. д.

Как видим, оценка деятельности научно-педагогических работников зависит прежде всего от результатов их научной деятельности.

Аттестационная комиссия, анализируя деятельность преподавателей учреждений СПО, использует иные критерии оценки их деятельности: рассматривает мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности «преподаватель», информацию о прохождении педагогическим работником курсов повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя.

При заполнении итоговых документов составляется экспертное заключение, которое содержит сведения только об уровне компетенций преподавателей образовательных организаций СПО. Перечень заключения включает:

• перечисление и описание личностных качеств;

• постановку целей и задач педагогической деятельности;

• список средств информационной деятельности, обеспечивающих учебный процесс;

• программу деятельности и принятия педагогических решений;

• методы и формы организации учебной деятельности.

Как видим, здесь отсутствуют пункты об организации и проведении научной работы, несмотря на то, что нормативными документами, в частности «Типовым положением об учреждении среднего профессионального образования», она закреплена как одно из направлений деятельности педагогов СПО [8].

Хотя содержание квалификационных требований к преподавателям СПО и научно-педагогическим работникам ВПО различно, но подход к процедуре аттестации единый. На основе представленной документации и собеседования с аттестуемым комиссия большинством голосов дает одну из следующих оценок деятельности: «Соответствует занимаемой должности» или «Не соответствует занимаемой должности»; а также отмечает положительные стороны работы аттестуемого и дает необходимые рекомендации.

Теперь обратимся к требованиям, предъявляемым государством к повышению квалификации преподавательских кадров.

Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов освещаются в работах А. А. Кирсанова, В. Г. Иванова, Л. И. Гурье, Г. У. Матушанского, В. А. Жукова, Н. Ю. Посталюк, О. А. Собина и др.

Переобучение и повышение профессионального уровня научно-педагогических сотрудников государственных высших учебных заведений, научных институтов и организаций послевузовского профессионального образования проводится в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, непосредственно в вузах, а также в ведущих российских научных организациях и иностранных университетах (см. «Типовое положение об учреждении высшего профессионального образования») [7].

Повышение квалификации и (или) стажировка преподавателей СПО должны осуществляться также в образовательных учреж-

дениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях (см. «Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования») [8].

Итак, очевидно, что разные уровни профессионального образования обусловливают не только различные уровни подготовки студентов учреждений СПО и ВПО, но и разницу в подготовке, квалификациях преподавателей ссузов и вузов, критериях их деятельности, возможностях профессионального роста.

Поскольку содержание понятий «преподаватель профессиональной образовательной организации (СПО)» и «преподаватель образовательной организации высшего образования (ВПО)», как показал сравнительный анализ педагогической литературы, нормативных и законодательных документов, до сих пор не уточнено, мы предлагаем в качестве рабочих следующие определения:

• «преподаватель профессиональной образовательной организации» - это работник среднего специального учебного заведения с высшим профессиональным образованием, который осуществляет образовательную, методическую, научную, воспитательную деятельность по профессиональной подготовке студентов в процессе теоретического и практического обучения и по профессиям;

• «преподаватель образовательной организации высшего образования» - работник университета (института, академии) с высшим профессиональным образованием, который сочетает образовательную, методическую, воспитательную деятельность по профессиональной подготовке специалистов высшего звена с реализацией научно-исследовательских проектов, выполнением опытно-конструкторских работ, соответствующих современным тенденциям в образовании и направленных на развитие образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

Для того чтобы организовать эффективное взаимодействие педагогических работников высшей и средней ступеней профессионального образования в составе университетского комплекса, возможно, необходима более детальная конкретизация этих понятий. Кроме того, нужна дополнительная нормативная и законода-

тельная база сотрудничества преподавателей разных уровней для обеспечения непрерывной системы образования и подготовки специалистов в таком комплексе. На наш взгляд, в первую очередь, требуются:

• формирование единых критериев оценки деятельности педагогических работников университетского комплекса;

• разработка приемлемых вариантов маршрутов совместной деятельности педагогических и научно-педагогических работников университетского комплекса.

Литература

1. Ваганова Н. О. Взаимодействие преподавателей образовательных учреждений в структуре университетского комплекса / / Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2012. № 10-11. С. 37-40.

2. Ваганова Н. О., Силкина Н. В. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей ссузов. Saarbrucken: Germany LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 168 с.

3. Гапонцев В. Л., Федоров В. А., Гапонцева М. Г. Содержание образования: государственные стандарты нового поколения // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 5. С. 37.

4. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инно-ватика: проблемы стратегии и тактики: моногр. Тюмень: ТюмГУ, 2011.

5. Об образовании: закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

6. Рекомендации по созданию университетских комплексов. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах».

7. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) // Собрание законодательства РФ. М.: Юрид. лит-ра, 2008.

8. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) // Собрание законодательства РФ. М.: Юрид. лит-ра, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.