5. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Мавлонова Нилуфар Бахтиёровна. Использование современных информационных технологий в освоении профессиональных навыков // Актуальные научные исследования в современном мире, 2016. № 5-3. C. 143-145.
6. Исмоилова М.Н. The role of modern technology in teaching foreign languages// Ученый XXI века. № 11 (24), 2016. C. 46.
7. Исмоилова М.Н. Имомова С.Х. Бизнес жараёнларни моделлаштиришнинг роли ва адамияти// Ученый XXI века. Международный научный журнал № 12 (25), 2016. C. 59-61.
8. Khalikova U., Ismoilova М. Pedagogical technologies in teaching mathematics // Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies, 2018. С. 44-45 .
9. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Шакирова. Гулмира Рашидовна. Повышение эффективности при использовании икт на уроках русского языка и литературы // Актуальные научные исследования в современном мире. № 10-5, 2016. C. 121-124.
10. Исмоилова М.Н., Тураева Г.Х. (2021) Методы обучения на основе мобильных технологий для изложения новых учебных материалов // Вестник Науки и образования. № 8 (111), ч. 3. Стр. 65-67.
11. Арашова Д.Р., Исмоилова М.Н. Методика преподавания индивидуализация обучения в вузах // Теория и практика современной науки. №12(30). 2017. C. 39-42.
12. Максудов Ш., Исмоилова М.Н. Роль телекоммуникационных технологий и спорта в развитии студентов // Теория и практика современной науки. № 1(31), 2018. C. 317-319.
13. Исмоилова М.Н., Султонова З.Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века. № 3-2 (38), 2018. C. 84-88.
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Ниязов Э.Ш.
Ниязов Эркин Шамсиевич - преподаватель, факультет военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: модернизация современного образования предполагает внедрение (реализацию) новых образовательных стандартов, при этом одно из значимых направлений связано с переходом к проектированию инновационной образовательной среды, в рамках которой отводится значительная роль стимулированию исследовательской активности, развитию научно-исследовательского потенциала личности. В данной статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения в контексте формирования патриотизма современных студентов. Ключевые слова: патриотизм, мотивация, учебная деятельность, высшее образование, студент, профессиональная деятельность, готовность, самоопределение.
FEATURES OF PATRIOTISM IN THE CHOICE OF A PROFESSION
FOR MODERN YOUTH Niyazov E.Sh.
Niyazov Erkin Shamsiyevich - Lecturer, FACULTY OF MILITARY TRAINING, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: modernization of modern education presupposes the introduction (implementation) of new educational standards, while one of the significant areas is associated with the transition to the design of an innovative educational environment, within which a significant role is assigned to stimulating research activity, developing the research potential of an individual. This article examines the problems of professional self-determination in the context of the formation ofpatriotism of modern students. Keywords: patriotism, motivation, educational activity, higher education, student, professional activity, readiness, self-determination.
УДК 371.0(075.8)
В современных условиях вопросы воспитания молодежи становятся приоритетными. Подготовка молодых людей к самостоятельной жизни невозможна без формирования у них чувств ответственности и патриотизма к родному Отечеству, городу, населенному пункту - месту, где человек родился, живет, учится, работает, где учебная и трудовая деятельность способствуют дальнейшему личностному росту молодых людей, в том числе и после завершения учебы в профессиональных учебных заведениях.
Профессиональный патриотизм - это сформированное чувство долга на основе понимания общественной значимости своего труда, желание профессионального развития, постоянного совершенствования, прославление выбранной профессии, специальности. Студент должен осознавать важность выбранной профессии не только для себя, но и для общества, чувствовать желание приносить пользу обществу. Осознанная готовность к выбору профессии является, по сути, системообразующим фактором профессиональной успешности, играет определяющую роль в формировании личности профессионала, достижения им благополучия, удовлетворенности не только профессиональной деятельностью, но и жизнью в целом. В формировании профессиональной готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образование», так как «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения».
Мотивация выбора профессии неразрывно связана с окружением растущего человека - семья, школа, ровесники. От воздействия указанных факторов во многом зависят нравственные, психологические установки развивающейся личности, и как следствие выбор будущей профессии.
В психологии понятие «мотивация» обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. Мотивационные факторы делятся на внутренние и внешние. К внешним относятся: советы друзей, родственников, рекомендации, выбор учебного заведения по территориальному признаку, престиж будущей профессии, материальные блага. К внутренним мотивационным факторам при выборе будущей профессии относятся: желание приносить пользу обществу, знание содержания выбираемой профессии, присутствие интересов, способностей, склонностей. При этом, чем меньше учащиеся информированы о специфике различных профессий, имеют представление о своих
личностных качествах и способностях, тем в большей степени при выборе профессии доминируют внешние факторы.
Для формирования профессионального и личностного патриотизма у студентов на базе образовательных учреждений необходимо:
- создание адекватных психологических условий в процессе обучения, которые позволят студенту на начальном этапе осознать важность выбранной профессии, а также укрепиться в желании продолжать совершенствоваться в выбранном виде профессиональной деятельности;
- ориентация на формирование духовного мира человека, формирование у студентов гордости за выбранную профессию посредством организации стажировок на предприятиях, участия в мастер-классах ведущих специалистов;
- поддерживать тесный контакт с семьями студентов, опираясь на их традиции и опыт: учитывать, что многие студенты выбирают будущую область профессиональной деятельности, ориентируясь на советы родителей и что, важную роль в выборе профессии играют «профессиональные династии».
Формирование профессионального патриотизма в современных условиях -основная задача образовательных организаций. На первых этапах обучения у студента формируется интерес к выбранной профессии, который в последствие, при грамотно организованной и проведенной работе, перерастет в профессиональный патриотизм выпускников, что позволит сократить процент выпускников, не желающих работать по выбранной специальности.
Список литературы /References
1. Niyazov E.Sh. FEATURES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES//llth International Conference «SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD». Sheffield, UK. November 30, 2020. P. 28-30.
2. Исмоилова М.Н., Тураева Г.Х. (2021) Методы обучения на основе мобильных технологий для изложения новых учебных материалов // Вестник Науки и образования. № 8 (111), ч. 3. Стр. 65-67.
3. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.
4. Сафоев Х.А. Воспитание студентов в духе военного патриотизма актуальная педагогическая проблема // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C 34-35.
5. Niyazov E.Sh. Features of pedagogical technologies // 11th International Conference «SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION IN THE MODERN WORLD». Sheffield, UK. November 30, 2020. P. 28-30.
6. Арашова Д.Р., Исмоилова М.Н. Методика преподавания индивидуализация обучения в вузах// Теория и практика современной науки. № 12(30), 2017. C. 39-42.
7. Максудов Ш., Исмоилова М.Н. Роль телекоммуникационных технологий и спорта в развитии студентов // Теория и практика современной науки. № 1(31), 2018. C. 317-319.
8. Khalikova U., Ismoilova М. Pedagogical technologies in teaching mathematics // Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies, 2018. С. 44-45 .
9. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.