Научная статья на тему 'Особенности патриотического воспитания студентов в Сербии'

Особенности патриотического воспитания студентов в Сербии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / STUDENT YOUTH / СЕРБИЯ / SERBIA / UPBRINGING / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вученович А.

В данной статье представлены результаты исследования патриотического воспитания сербской молодёжи. Исследование проводилось в Белграде, где было проведено анкетировании 200 студентов возраста 20 25 (100 юношей и 100 девушек). Анализ анкетных данных показал, что сербские студенты, прежде всего, выделяют любовь к своей Родине как основное определение патриотизма, и его дополнительные проявления в защите, уважения к народу и стране. Положительно относятся к патриотизму и считают, что патриотический дух в Сербии существует. Сербская молодёжь любит свою Родину, и считает себя патриотами, но многие считают патриотизм исключительно политически окрашенным феноменом. При этом сербская молодёжь не боится критики, и откровенно выражает свои чувства. Считают, что патриотизм зависит от воспитания, но что такое патриотическое воспитание для них пока ещё не ясно. Поэтому скептично относятся к влиянию школы, как вида давления на учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SERBIA

The article presents the results of a study of the patriotic education of Serbian youth. The study was conducted in Belgrade, where 200 students of the age of 20-25 (100 young men and 100 girls) were questioned. An analysis of the questionnaire data shows that Serbian students, first of all, sing out love for their Motherland as the main definition of patriotism, and its additional manifestations in protection, respect for the people and the country. They are positive about patriotism and believe that the patriotic spirit exists in Serbia. Serbian youth loves their homeland, and considers themselves patriots, but many consider patriotism to be exclusively a politically colored phenomenon. At the same time, the Serbian youth are not afraid of criticism, and frankly express their feelings. They believe that patriotism depends on education, but what patriotic upbringing is for them is not yet clear. Therefore, they are skeptical of the influence of the school, as a form of pressure on students.

Текст научной работы на тему «Особенности патриотического воспитания студентов в Сербии»

Таблица 3

Положительные и отрицательные влияния на психику сотрудников ОВД экстремальных факторов

Положительные проявления влияния экстремальных факторов на психику Отрицательные проявления влияния экстремальных факторов на психику

- боевое возбуждение (в пределах полезности), повышенная энергичность и активность, большая настойчивость и упорство в достижении целей; - деятельностный максимализм, выраженный в страстном стремлении добиться высокого результата, - обостренное чувство долга, ответственности и решимости, соединенное с желанием безусловно и качественно решать стоящие задачи; - полная самомобилизованность, проявление всех сил и возможностей в ходе решения задач; - повышенная внимательность, бдительность, быстрая и четкая работа мысли; - собранность и постоянная готовность к любым неожиданностям, к быстрым реакциям на изменение обстановки и возникновение опасности; - устойчивость к временным неудачам - растерянность, беспокойство, нерешительность, замедленность реакций; - боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо стремления к максимально возможному успеху); - ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия; - снижение активности, настойчивости, находчивости и изобретательности в достижении цели, повышение склонности к поиску оправданий; - постоянное чувство усталости, слабости, неумения мобилизоваться; - обострение чувства самосохранения, захватывающего порой все сознание и становящегося единственной побудительной силой поведения; - рост раздражительности, потеря контроля над собой и др.

стическое настроение, взаимоотношения подчиняются боевым и служебным интересам, учащаются проявления взаимопомощи, слаженного взаимодействия в экстремальной ситуации, проявления товарищества, взаимной поддержки, следование профессиональным и боевым традициям и др.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:

- владение приемами психологической саморегуляции, применяемыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.

Библиографический список

- усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнять профессиональную задачу и не пострадать лично;

- знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности и др. [3].

Практический опыт позволяет утверждать, что при качественной морально-психологической и профессионально-психологической подготовке, при серьезной личной работе сотрудника над собой все возможные отрицательные влияния экстремальных условий на него и его действия могут быть успешно нейтрализованы.

1. Прикладная юридическая психология. Под редакцией А.М. Столяренко. Москва, 2001.

2. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. Москва, 2002.

3. Васильев В.В. Экстремальные ситуации. Психологические основы обеспечения личной безопасности сотрудников в экстремальных ситуациях. Available at: https://studopedia.su/4_12534_ekstremalnie-situatsii-psihologicheskie-osnovi-obespecheniya-lichnoy-bezopasnosti-sotrudnikov-v-ekstremalnih-situatsiyah.html

References

1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 2001.

2. Stolyarenko A.M. 'Ekstremal'naya psihopedagogika. Moskva, 2002.

3. Vasil'ev V.V. 'Ekstremal'nye situacii. Psihologicheskie osnovy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov v 'ekstremal'nyh situaciyah. Available at: https://studopedia.su/4_12534_ekstremalnie-situatsii-psihologicheskie-osnovi-obespecheniya-lichnoy-bezopas-nosti-sotrudnikov-v-ekstremalnih-situatsiyah.html

Статья поступила в редакцию 22.01.18

УДК 378

Vuchenovich A. (Bosnia and Herzegovina), postgraduate, Department of Social and Differential Psychology, People's Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SERBIA. The article presents the results of a study of the patriotic education of Serbian youth. The study was conducted in Belgrade, where 200 students of the age of 20-25 (100 young men and 100 girls) were questioned. An analysis of the questionnaire data shows that Serbian students, first of all, sing out love for their Motherland as the main definition of patriotism, and its additional manifestations in protection, respect for the people and the country. They are positive about patriotism and believe that the patriotic spirit exists in Serbia. Serbian youth loves their homeland, and considers themselves patriots, but many consider patriotism to be exclusively a politically colored phenomenon. At the same time, the Serbian youth are not afraid of criticism, and frankly express their feelings. They believe that patriotism depends on education, but what patriotic upbringing is for them is not yet clear. Therefore, they are skeptical of the influence of the school, as a form of pressure on students.

Key words: patriotism, student youth, Serbia, upbringing, education.

А. Вученович, аспирант 2-го года, каф. социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail:[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕРБИИ

В данной статье представлены результаты исследования патриотического воспитания сербской молодёжи. Исследование проводилось в Белграде, где было проведено анкетировании 200 студентов возраста 20 - 25 (100 юношей и 100 девушек). Анализ анкетных данных показал, что сербские студенты, прежде всего, выделяют любовь к своей Родине как основное

определение патриотизма, и его дополнительные проявления в защите, уважения к народу и стране. Положительно относятся к патриотизму и считают, что патриотический дух в Сербии существует. Сербская молодёжь любит свою Родину, и считает себя патриотами, но многие считают патриотизм исключительно политически окрашенным феноменом. При этом сербская молодёжь не боится критики, и откровенно выражает свои чувства. Считают, что патриотизм зависит от воспитания, но что такое патриотическое воспитание для них пока ещё не ясно. Поэтому скептично относятся к влиянию школы, как вида давления на учеников.

Ключевые слова: патриотизм, студенческая молодёжь, Сербия, воспитание, образование.

Понятие патриотизма - не однозначное явление на сегодняшнем этапе развития социума. Это понятие можно охарактеризовать как общественное и даже как личное отношение каждого индивида на происходящие в обществе изменения. Таким образом, представления о патриотизме имеют разные видения. Рассматривая это в историческом аспекте, можно сказать, что он всегда существовал, только в разные эпохи имел разные толкования [1].

Тем не менее, в это понятие в первую очередь входит феномен идентичности [2]. Попробую это проанализировать это на своём примере. То, что я - сербка не делает меня лучше, ни хуже, но я знаю, кто я. Моя идентичность кардинально не изменится при смене гражданства. Мои убеждения не изменятся также при разделении страны, потому что во мне остаётся самое главное - это мои чувства, то воспитание и атмосфера, где я родилась и выросла.

Воспитание начинается в семье [3]. Родители передают детям свой опыт, культуру и ценности которые они сами уже усвоили. Не важно, сколько мы противостоим этими убеждениями, от родительского влияния мы не можем убежать. Исследовать эту проблему достаточно сложно [4]. Тут все взаимосвязано - культура, образование, структура семьи, внутренние отношения, финансовая обеспеченность, и т. д. [5; 6]. Это часто является сугубо личным компонентом жизни любой личности, и каждый не всегда готов его раскрывать.

Более объективно можно рассматривать воспитательное влияние школы, государства и СМИ на формирование патриотизма. Государство влияет стихийным образом на людей путём средств массовых коммуникаций. Это создаёт дискуссии политического характера на темы патриотизма и национализма, часто упоминается и шовинизм [7; 8].

В этой связи нами поставлена цель нашей работы, где мы попытались выявить особенности патриотического воспитания в Сербии.

Для исследования нами была создана анкета, направленная на изучение особенностей патриотического воспитания сербских студентов и их отношение к патриотизму вообще. Созданная нами анкета состоит из 40 вопросов разного характера, на которые испытуемые сами должны дать полный ответ. Данная анкета позволяет опрашиваемым иметь полную свободу высказаться и внести дополнительные размышления по поводу представленной темы после заданных вопросов. Вопросы построены на основе проблем, которые были приведены в научной литературе по аспектам патриотизма. Объектом нашего исследования стали сербские подростки.

Первая часть вопросов была направлена на выявления у молодёжи понятия патриотизма, его содержание, характеристики и значение. Вторая часть направлена на рассмотрение патриотического воспитания среди молодёжи и потребностей в этом в у современного сербского общества.

Организация исследования. Исследование проводилось, в Белграде, столице Сербии. Участие в анкетировании приняло 200 студентов математического и гуманитарного профиля, возраста 20 - 25 лет. Из них выборка состояла из 100 девушек и 100 юношей. Им предлагалось ответить на вопросы анкеты, время не ограничивалось. В аудитории присутствовал и преподаватель, который следил за дисциплиной.

Результаты исследования. Всех испытуемых мы разделили по половому признаку, где учитывалось разное психофизическое развитие юношей и девушек, разные понимания патриотизма и мира вообще через призму их социальной роли сербских студентов, обусловленной их половым различиям.

Ниже кратко представим вопросы анкетирования и полученные данные.

1. Что Вы подразумеваете под словом «патриотизм»? Ваше определение этого понятия. Полученные ответы были следующие. Девушки: 40% девушек подчеркнули любовь к Родине, 28% - к стране и народу, а 14% - к государству как власти и территории. Кроме того, многие из них добавили, что патриотизм ещё означает любовь и уважение к своей культуре, ре-

лигии, истории, защита и борьба за добро страны, но при этом уважение других народов и культур. Одна из них подчеркнула, что это право любого человека. 18% девушек не знали ответ на вопрос - наверное, не смогли сформулировать своё мнение из-за смутного представления о самом патриотизме, а одна вообще не поняла вопрос.

Юноши: 46% мальчиков определило патриотизм как любовь к Родине, 25% к стране, 14% к государству и 11% к народу, с учётом уважения, защиты, борьбы и преданности, приношении доброго. Только 2% юношей отразили мнение о преувеличении значимости своего государства.

2. Какие основные характеристики патриотизма, по Вашему мнению?

На этот вопрос большинство испытуемых повторили ответ на первый вопрос, считая, что патриотизм и есть любовь к Родине, ее уважение, любовь к народу и стране, а также добавили те качества как понимание, доверие, защита, гордость, борьба, ностальгия, моральность, толерантность, поддержка. Все это относиться к Родине как стране в целом.

Но 33% девушек и 28% юношей не знали ответ на вопрос, даже если они уже дали своё определение патриотизма.

3. Патриотизм для Вас имеет положительное или отрицательное значение? Девушки положительно ответили в 70%, отрицательно в 10%, в зависимости от ситуации - 12%, не смогли ответить - 8%. Юноши положительно ответили в 80%, отрицательно в 5%, в зависимости от ситуации - 10%, не смогли ответить - 5%

4. Как Вы думаете, в Сербии на сегодняшний день присутствует патриотический дух? Девушки положительно ответили в 85%, отрицательно в 3%, не очень - 2%, достаточно - 10%. Юноши положительно ответили в 70%, отрицательно в 10%, не очень - 15%, достаточно - 5%.

5. Вы любите свою Родину? Девушки положительно ответили в 80%, отрицательно в 20%. Юноши положительно ответили в 95%, отрицательно в 5%.

6. Вы иногда испытывали патриотические чувства? Девушки положительно ответили в 70%, отрицательно в 15%, не знали, как ответить - 10%, и без ответа - 5%. Юноши положительно ответили в 95%, отрицательно в 5%.

При сравнении с предыдущим вопросом возникли некоторые противоречия, особенно у девушек: многие ответили, что любят свою Родину, но мало испытывают патриотические чувства. Поэтому возникает сомнение, что они еще не совсем точно себе представляют, что такое патриотизм.

7. Считаете ли Вы себя патриотом и почему? Большая часть девушек и юношей утвердительно ответили на этот вопрос, в основе которого они считают, что:

- любят свою Родину и народ, даже если не всегда согласны с её поступками;

- ценят свои корни, знают, что куда бы судьба не отнесла, вернутся в Сербию;

- любят её, но жили бы и работали в другом месте;

- несмотря на плохие условия, не переедут в другую страну;

- хотят сделать изменения и улучшить жизнь всем;

- живут в ней, помогают, сколько могут стране;

- очень любят её и всегда будут бороться за Сербию;

- если была бы возможность, жили бы в другой стране, но сердце всегда осталось бы в Сербии.

Отрицательные ответы были связаны с тем, что:

- их тяготит, что никогда не сделали ничего важного для страны;

- Сербия не умеет признать своих ошибок;

- любят её, но нет желания быть патриотом.

Также были ответы, которые показывали неясность, как это объяснить: люблю, но не знаю, патриот я или нет.

Заключение. Таким образом, исследование литературы и проведение анкетирования сербских студентов показало, что общественно-образовательное и семейное воспитание напрямую влияет на особенности патриотического сознания сербских мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.