Научная статья на тему 'Особенности парламентской избирательной кампании Великобритании 2017 года: феномен «Молодежетрясения»'

Особенности парламентской избирательной кампании Великобритании 2017 года: феномен «Молодежетрясения» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГИПЕРЛОКАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ / МИКРОТАРГЕТИНГ / «МОЛОДЕЖЕТРЯСЕНИЕ» / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SOCIAL MEDIA / ELECTORAL SYSTEM / ELECTION CAMPAIGN / ELECTION LAW / HYPERLOCAL MESSAGE / MICROTARGETING / «YOUTHQUAKE» / POLITICAL PARTIES / GREAT BRITAIN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Росенко Мария Ивановна, Скребец Елена Владимировна, Гарас Людмила Николаевна

В статье рассматривается феномен социальных медиа в качестве фактора, обусловливающего неоднозначное влияние на избирательный процесс. Авторы анализируют данную проблематику на примере западного демократического государства Великобритании. Особо выделяется, что избирательное законодательство данной страны нуждается в изменении, так как в данной конфигурации модели избирательной системы затруднительно не допустить искажения воли британских избирателей, особенно при конвертации голосов в мандаты. Отмечается, что развитие интернет-технологий и использование их в качестве информационной поддержки Консервативной партии Великобритании в ходе избирательной кампании 2006 г. поспособствовало мобилизации молодого поколения. Акцентируется внимание на том, что последующие электоральные циклы не стали исключением, т. е. социальные медиа все активнее вовлекаются в избирательный процесс Великобритании. В статье анализируются особенности применения социальных медиа (реклама и т. п.) в избирательной кампании на примере кейса досрочных парламентских выборов в Великобритании в 2017 г. Подчеркивается, что, несмотря на существенное влияние традиционных СМИ, для молодежи ключевым каналом коммуникации является сеть интернет. Отмечается, что феномен «молодежетрясения» связан не столько с технической компонентой социальных медиа, сколько с конвергенцией популистских идей и сетевой компоненты, что позволило партии лейбористов улучшить свои позиции в Парламенте Великобритании. Работа с молодежью посредством социальных сетей позволяет вовлекать ее в избирательный процесс. Авторы акцентируют внимание на том, что новые феномены цифровой эпохи требуют соответствующего законодательного регулирования (коррекции избирательного законодательства по ряду вопросов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the UK Parliamentary Election Campaign 2017: the Phenomenon of «Youthquake»

The paper considers the phenomenon of social media as a factor that causes an ambiguous impact on the electoral process. The authors analyze this problem on the example of the Western democratic state Great Britain. It is particularly emphasized that the electoral legislation of this country needs to be changed, since in this configuration of the model of the electoral system it is difficult to prevent the distortion of the will of British voters, especially when converting votes into mandates. It is noted that the development of Internet technologies and their use as information support for the conservative party of Great Britain during the 2006 election campaign contributed to the mobilization of the younger generation. Attention is drawn to the fact that the subsequent electoral cycles are no exception, that is, social media is increasingly involved in the UK's electoral process. The paper analyzes the features of using social media (advertising, etc.) in the election campaign on the example of the case of early parliamentary elections in the UK in 2017. It is emphasized that, despite the significant influence of traditional media, the Internet is the key communication channel for young people. It is noted that the phenomenon of «youthquake» is not so much related to the technical component of social media, but rather to the convergence of populist ideas and the network component, which allowed the Labour Party to improve its position in the UK Parliament. Working with young people through social networks allows them to be involved in the electoral process. The authors emphasize that the new phenomena of the digital age require appropriate legislative regulation (correction of electoral legislation on a number of issues).

Текст научной работы на тему «Особенности парламентской избирательной кампании Великобритании 2017 года: феномен «Молодежетрясения»»

УДК 32.019.5(410)-053.81 "2017"

Росенко Мария Ивановна

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института Севастопольского государственного университета

Скребец Елена Владимировна

доктор политических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института

Севастопольского государственного университета

Гарас Людмила Николаевна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры политологии и международных отношений Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2017 ГОДА: ФЕНОМЕН «МОЛОДЕЖЕТРЯСЕНИЯ»

Аннотация:

В статье рассматривается феномен социальных медиа в качестве фактора, обусловливающего неоднозначное влияние на избирательный процесс. Авторы анализируют данную проблематику на примере западного демократического государства -Великобритании. Особо выделяется, что избирательное законодательство данной страны нуждается в изменении, так как в данной конфигурации модели избирательной системы затруднительно не допустить искажения воли британских избирателей, особенно при конвертации голосов в мандаты. Отмечается, что развитие интернет-технологий и использование их в качестве информационной поддержки Консервативной партии Великобритании в ходе избирательной кампании 2006 г. по-способствовало мобилизации молодого поколения. Акцентируется внимание на том, что последующие электоральные циклы не стали исключением, т. е. социальные медиа все активнее вовлекаются в избирательный процесс Великобритании. В ста-тье анализируются особенности применения соци-апьных медиа (реклама и т. п.) в избирательной кампании на примере кейса досрочных парламентских выборов в Великобритании в 2017 г. Подчеркивается, что, несмотря на существенное влияние традиционных СМИ, для молодежи ключевым каналом коммуникации является сеть интернет. Отмечается, что феномен «молодежетрясения» связан не столько с технической компонентой социальных медиа, сколько с конвергенцией популистских идей и сетевой компоненты, что позволило партии лейбористов улучшить свои позиции в Парламенте Великобритании. Работа с молодежью посредством социальных сетей позволяет вовлекать ее в избирательный процесс. Авторы акцентируют внимание на том, что новые феномены цифровой эпохи требуют соответствующего законодательного регулирования (коррекции избирательного законодательства по ряду вопросов).

Rosenko Maria Ivanovna

D.Phil. in Political Science, Associate Professor, Professor, Сonstitutional and Administrative Law Department, Law Institute, Sevastopol State University

Skrebets Yelena Vladimirovna

D.Phil. in Political Science, Associate Professor, Professor, Theory and History of State and Law Department, Law Institute, Sevastopol State University

Garas Lyudmila Nikolayevna

PhD, Associate Professor Political Science and International Relations Department, Institute of Social Science and International Relations, Sevastopol State University

FEATURES OF THE UK PARLIAMENTARY ELECTION CAMPAIGN 2017: THE PHENOMENON OF «YOUTHQUAKE»

Summary:

The paper considers the phenomenon of social media as a factor that causes an ambiguous impact on the electoral process. The authors analyze this problem on the example of the Western democratic state - Great Britain. It is particularly emphasized that the electoral legislation of this country needs to be changed, since in this configuration of the model of the electoral system it is difficult to prevent the distortion of the will of British voters, especially when converting votes into mandates. It is noted that the development of Internet technologies and their use as information support for the conservative party of Great Britain during the 2006 election campaign contributed to the mobilization of the younger generation. Attention is drawn to the fact that the subsequent electoral cycles are no exception, that is, social media is increasingly involved in the UK's electoral process. The paper analyzes the features of using social media (advertising, etc.) in the election campaign on the example of the case of early parliamentary elections in the UK in 2017. It is emphasized that, despite the significant influence of traditional media, the Internet is the key communication channel for young people. It is noted that the phenomenon of «youthquake» is not so much related to the technical component of social media, but rather to the convergence of populist ideas and the network component, which allowed the Labour Party to improve its position in the UK Parliament. Working with young people through social networks allows them to be involved in the electoral process. The authors emphasize that the new phenomena of the digital age require appropriate legislative regulation (correction of electoral legislation on a number of issues).

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, социальные медиа, избирательная система, избирательная кампания, избирательное законодательство, гиперлокальное сообщение, микротар-гетинг, «молодежетрясение», политические партии, Великобритания.

Keywords:

information and communication technologies, social media, electoral system, election campaign, election law, hyperlocal message, microtargeting, «youthquake», political parties, Great Britain.

Коммуникационная революция и оформление информационного общества, проецируясь на личностном измерении - «встраивании» современного человека в процесс глобальной интернет-коммуникации, обусловливают изменение политической системы общества в целом. Данный процесс подразумевает не только трансформацию роли традиционных политических институтов и расширение круга акторов, но и появление новых - нетипичных, что, способствуя изменению привычных форм политической борьбы, влияет на преобразование способов политического влияния. Поэтому в сложившихся условиях можно констатировать постепенное усложнение политической системы и реконфигурацию схемы политической коммуникации. В таком контексте последняя становится особым процессом трансляции политической информации, что позволяет обеспечивать устойчивость контактов и связей, необходимых различным политическим акторам для выполнения своих политических ролей.

Политическая коммуникация сегодня, в том числе в демократических странах, испытывает ряд сложностей в вопросах реализации тесного взаимодействия власти и граждан посредством традиционных политических институтов - партий и избирательных процедур, что делает приоритетной ориентацию на использование новых коммуникационных технологий [1, с. 87].

Конечно, дигитализация, оказывая влияние на фундаментальные права человека и их правовое регулирование, детерминирует развитие законодательства и права в целом. Однако правовое регулирование не всегда успевает за стремительным появлением новых феноменов.

Тематика исследования анализируется в работах ряда зарубежных и отечественных ученых. Так, специфика избирательного права Великобритании представлена в трудах М. Горшковой [2], Д. Фаррелла [3], И. Шухминой [4] и др. Особенности трансформации электоральных технологий анализируются в работах таких ученых, как Г. Гроссман, М. Платас, Н. Юбанк, Дж. Род-ден [5] и др.; К. Фут, С. Шнейдер [6], Ю. Дорожкин, Н. Соленикова [7] и иные исследуют влияние информационно-коммуникационных технологий на ход и итоги избирательных кампаний разных лет в разных странах. Особенностям избирательного процесса в Великобритании и его корреляции с социальными медиа посвящены труды Е. Ананьевой [8, 9] и др.

Целесообразность разработки данной темы обусловлена наличием пробелов в избирательном законодательстве Великобритании по использованию социальных медиа в избирательном процессе.

Целью исследования является выявление специфики использования социальных медиа в избирательной кампании на примере кейса досрочных парламентских выборов в Великобритании в 2017 г.

Британский парламентаризм (Великобритания - родина старейшего Парламента в Европе (1265 г.)), основываясь на реальном взаимодействии общества и государства, уникальных традициях государственного строительства, а также на особенностях политической культуры, в современных условиях претерпевает некоторые метаморфозы.

Английская избирательная система традиционно основывается на принципе относительного большинства и функционирует под влиянием двухпартийной системы. Конец ХХ в. ознаменовался широкомасштабными преобразованиями избирательного права Великобритании, связанными с деятельностью правительства новых лейбористов по реформированию региональных элементов избирательной системы, применению разных типов избирательных систем, современных способов голосования (по почте, по доверенности).

При правительстве Т. Блэра была сформирована Комиссия для выработки проекта избирательной реформы (возглавил Р. Дженкинс); в соответствии с принципом смешанной мажоритарно-пропорциональной системы разработаны и приняты законы о выборах в представительные органы Шотландии и Уэльса и порядок избрания Ассамблеи Большого Лондона, закон о выборах в Евро-парламент (результаты определяются исключительно по принципу пропорциональности). Система выборов в Северной Ирландии стала полностью пропорциональной. Однако все эти изменения не позволили достичь главной цели реформ: не привели к коренным преобразованиям в партийно-политической системе Великобритании и реализации принципов пропорциональности. Очередная попытка реформировать избирательную систему, предпринятая в 2011 г., включала предложение преференциального (альтернативного) голосования, однако не получила поддержки населения.

На современном этапе представители научных кругов Великобритании продолжают полемику, касающуюся необходимости реформирования Вестминстерской модели избирательной системы, прежде всего способов трансформации голосов избирателей в депутатские мандаты. При этом главным основанием критики существующей системы парламентских выборов в стране является искажение воли избирателей (голоса, отданные за других кандидатов, кроме победившего, не учитываются), а также ее диспропорциональность. Именно распределение голосов избирателей по округам формирует итог выборов, и возможности малых партий быть представленными в парламенте сводятся к минимуму. Следует отметить, что в ходе прений просматриваются доминантные позиции. С одной стороны, экспертами отмечаются такие положительные стороны избирательной системы Великобритании, как простота определения итогов голосования, тесная связь избирателей со своими представителями, обеспеченная возможность для формирования устойчивых и эффективно функционирующих исполнительных органов власти. С другой стороны - современная реальность, а именно парламентские выборы 2015 г., которые, по оценкам экспертов, явились сенсационными и самыми диспропорциональными в истории страны: по их итогам самое крупное меньшинство сформировало правительство. Они продемонстрировали, что «политически фрагментированную Британию мажоритарная система искусственно разрывает по региональному и национальному признаку» [10, с. 22].

В избирательном процессе задействованы различные возрастные когорты, обладающие активным избирательным правом согласно особенностям национального избирательного законодательства, однако их участие характеризуется разной степенью интенсивности: от политической апатии и индифферентности до высокого уровня активности. Последняя предполагает четкое осознание своих возможностей в воздействии на принятие политических решений, стремлении реализовать их имеющимися в данной политической системе средствами и методами, но данная характеристика свойственна далеко не всем избирателям. Следует подчеркнуть, что британцы старшего возраста длительный период характеризовались более высоким уровнем политической мотивации в сравнении с когортой молодежи.

В Великобритании активность молодых людей пошла на снижение после 1970-х гг., что позволяло политикам часто игнорировать проблемы молодого поколения, а само поколение характеризовать как наивное и безответственное. Однако во время внеочередных парламентских выборов в июне 2017 г. в Британии молодежь подвергла сомнению политический статус-кво, поддержав откровенно социалистическую альтернативу в лице лидера Лейбористской партии Джереми Корбина. Следовательно, проявив значительную активность, молодежь сигнализировала о необходимости перемен культурного, социального и политического характера. Сегодня, по утверждению составителей Оксфордского словаря, происходит так называемое политическое пробуждение. В 2017 г. лингвистами была зафиксирована новая волна «молодежетрясения» («youthquake», по аналогии с «earthquake» - «землетрясение»), схожая со студенческими выступлениями во времена молодежной революции ХХ в. [11] (появление данного термина также связывают с данным явлением).

Развитие сети интернет обусловило массовый переход молодежи в онлайн-пространство, что позволяет ей не только конструировать собственные субкультурные коды, циркулирующие в виртуальном пространстве, но и изменять свои модели поведения, так как социальные медиа выступают воплощением принципа сетевой организации.

Согласно статистическим данным, в 2015 г. Великобритания среди стран Евросоюза имела 5-й, самый высокий уровень распространения интернета [12], по уровню проникновения социальных сетей занимала 18-е место в мире. В начале 2017 г. число пользователей социальных сетей в стране варьировалось в пределах 39-42 млн человек [13]. Самыми популярными социальными сетями в Великобритании, по данным YouGov [14], являются: Facebook (55 %), Instagram (44 %), Twitter (42 %), Google+ (37 %), Pinterest (35 %) и др. Конечно, аудитория сетей разнится по параметрам, таким как пол, возраст и др. Тем не менее 99 % британцев в возрасте от 16 до 44 лет являются пользователями сети, а в возрасте 75 лет и старше - только 47 %. Поэтому применение нового технологического инструментария позволяет плотно работать с особым сегментом - мил-лениалами.

Грамотное использование интернет-технологий британцы продемонстрировали в 2006 г., когда организовали информационную поддержку Консервативной партии Великобритании. Проект был назван «Webcameron». В результате предпринятого хода визуального акцентирования (яркий дизайн страницы и название, включающее имя лидера партии - Дэвида Кэмерона) проект вовлек молодых избирателей в политический процесс посредством сети интернет [15, с. 59].

Досрочные выборы в парламент Великобритании были назначены лидером консерваторов - премьер-министром Терезой Мэй. Предполагалось, что данные выборы поспособствуют упрочению позиций Т. Мэй во главе правительства. Однако два крупных террористических акта

и не особенно удачная предвыборная кампания, наоборот, пошатнули стабильность правительства и весьма значительно сократили отрыв тори от конкурентов.

Согласно официальной статистике, Тереза Мэй (Консервативная партия) набрала 42,4 % голосов, что составило 318 мест (потеряла 13) в Парламенте, а Джереми Корбин (Лейбористская партия) - 40 % голосов, т. е. 262 места в Парламенте (приобрели 30 мест, прибавив по сравнению с 2015 г. до 9,5 %), при общей явке 68,7 %, которая стала самой высокой за последние несколько электоральных циклов [16].

Выборы в парламент в 2017 г. продемонстрировали «феномен» Корбина. Так, согласно данным социологического опроса среди молодежи в возрасте 18-24 лет, предпочтение лейбористам отдали свыше 2/3 респондентов, а желание поддержать консерваторов высказали лишь 16 % опрошенных. Для сравнения: на выборах в 2015 г. молодые люди в том же возрастном диапазоне преимущественно проигнорировали выборы, в то время как британцы старше 65 лет показали неплохую активность (43 % против 78 % соответственно).

«Захват» Джереми Корбином голосов молодежи, конечно, трактуется неоднозначно, вплоть до того, что это просто распространенный миф. Тем не менее успех лейбористов связан не только и не столько с изменением имиджа партии. Конечно, Корбин и его коллеги стремились позиционировать себя в качестве «новых лейбористов», акцентируя внимание на том, что современный лейборист - это совершенно иной тип политика, а не тот, к которому привык избиратель. Так, марксист Ричард Сеймур описал коллективный портрет «корбинистов» таким образом: «...чуть более против жесткой экономии, чуть более либеральные в социальных вопросах, чем старые члены партии. Выступают за социальное государство, но с дополнительным акцентом на «постматериалистические» ценности» [17].

Существует достаточно радикальный взгляд относительно победы Корбина, который получает олицетворение в политике трансцендентности, своего рода «политической иррациональности» [18]. Конечно, традиционный скептицизм Корбина относительно ряда вопросов общественной жизни сегодня импонирует молодому поколению британцев, во многом разочарованному неспособностью Европейского Союза придерживаться заявленных целей.

Однако особо следует остановиться на использовании в избирательной кампании 2017 г. в качестве предвыборных технологий новых медиа (широкое применение социальных сетей, частое проведение митингов, напоминавших шоу-программы, и т. д.). Самым распространенным способом виртуальной политической активности является ведение личных аккаунтов (в Facebook, Instagram, Twitter и др.). Страничка Терезы Мэй в Facebook повествует о ее повседневной работе: всевозможные встречи со студентами, выступления по ТВ и т. д. Фотографий на странице представлено много, однако практически все они слишком подчеркнуто официозные - только редкая намекает о любви премьер-министра к туфлям леопардовой расцветки на высоком каблуке [19].

Лидер оппозиционной партии лейбористов Джереми Корбин также представлен в социальной сети, однако на его странице Facebook упор сделан не на фотографии, а на более динамичный, подчеркивающей развитие контент - здесь преобладают видеоматериалы. Достаточно много видеороликов не единоличных, а с людьми: зафиксированы выступления на улице, на стадионе и т. д. Конечно, следует особо отметить, что пользователи не очень часто посещают персональные странички лидеров политических партий. Актуализация интереса часто наблюдается накануне выборов (за несколько недель, а то и дней), когда избиратели хотят определиться с поддерживаемой кандидатурой.

Однако кампания в Сети не ограничивается только лишь существованием страниц лидеров. «Новые лейбористы» активно применяли современные высокотехнологичные методы проведения агитации как онлайн, так и офлайн. Это помогло привлечь к избирательной кампании большой процент активистов и избирателей, индивидуальные проблемы которых были «услышаны». Так, программная система под названием «Called Chatter» обусловила прямую коммуникацию с избирателями, т. е. региональный таргетинг позволил передавать гиперлокальные сообщения, резонирующие с гиперлокальными интересами [20]. Так, люди видели в сети истории о своей школе и больнице, а не только формальные сообщения о лидерах и их работе.

Был разработан инструмент под названием «Promote», благодаря которому лейбористы смогли объединить данные об избирателях с детальной информацией на Facebook и, ориентируясь на конкретный запрос, персонализировали сообщения избирателям в каждом округе. По мнению российского политолога С.В. Володенкова, речь идет о точечном политическом мик-ротаргетинге нового типа, базирующемся на психометрических моделях [21, с. 411], позволяющем адресно транслировать необходимый политический контент в сознание целевых аудиторий.

Ключевым моментом в избирательной кампании Дж. Корбина стала «утечка» лейбористского манифеста за несколько дней до официального опубликования. Не столько сам факт, а

именно содержание манифеста побудило все мейнстримовые СМИ броситься на партию лейбористов, программа обещаний которых была явно более насыщенной, чем у «скучной» тори. В случае победы на выборах Дж. Корбин предлагал программу действий, которая получила широкую поддержку, в том числе и у молодежи. Согласно данному документу, политика лейбористов направлена на интересы простого народа, а не лондонского Сити. Предполагалась не только национализация приватизированных в 1980-1990-е гг. железных дорог, почты, электросетей и водопроводов, но и актуализация социальной политики государства, а именно: бесплатное образование, повышение минимальной зарплаты и социальных выплат, учреждение бесплатных завтраков в школах и предоставление всем детям возможности бесплатно ходить в детские сады [22]. Благодаря таким заявлениям Дж. Корбин выиграл в битве идей, что признала за ним даже правая пресса, хотя манифест наполнен крайне левыми предложениями.

Однако причины успеха привлечения молодежи в поддержке лейбористов выходят за рамки просто технологического успеха, так как сработал бренд «Корбин», который стал активом избирательной кампании. Партия применила множество разнообразных тактик кампании: адресное общение Дж. Корбина к более чем 100 тыс. человек в ходе кампании, по избирательным округам от Уоррингтона до Бирмингема и Ислингтона, к чему Консервативная партия в лице Терезы Мей оказались совершенно не склонной. Проведение митингов в школах было проверенным способом, который помог Корбину усилить коммуникацию с молодыми людьми, многие из которых впервые шли на выборы. Общение с избирателями дополнило целенаправленную технологическую компоненту избирательной кампании лейбористов, внеся в нее жизненность. Привлечение к кампании некоторых музыкантов, актеров, спортсменов и знаменитостей социальных сетей привлекло внимание молодежи. Так, активно включились в борьбу самые влиятельные инстаграмеры (Instagram - самая популярная сеть среди британской молодежи), были привлечены актрисы Эмилия Кларк из «Игры престолов» и Кая Скоделарио из молодежного сериала «Молокососы» и «Пираты Карибского моря», такие известные бренды, как TopShop и Lush, а также музыкант Стормзи (Stormzy) и британская электрогруппа «Клин Бэндит» (Clean Bandit). Для сравнения: фотография Эмилии Кларк с ее милой собачкой, в подписи к которой она призвала молодежь услышать свой голос, понравилась более чем 271 934 людям, а средний пост в исследуемой выборке получил только 21 лайк [23].

Лейбористы полагались также на поддержку «Momentum», представители данного движения помогали обучать активистов, направляли их (например, на избирательные округа для помощи на местах). «Momentum» также удалось активизировать молодежь благодаря кампании «выйти на выборы». Так, активисты посещали школы и университеты, а за несколько дней до голосования им удалось зарегистрировать более 2 тыс. человек. Следовательно, преднамеренно или нет, Лейбористская партия постаралась максимизировать эффект увлечения молодых избирателей посредством комбинирования социальных медиа и традиционных методов ведения предвыборной кампании. Корбин сделал верную ставку на молодежь и выбрал правильный подход, в том числе через социальные медиа.

В заключение можно отметить, что изменения, происходящие в последние несколько лет в избирательных системах европейских государств в целом, а также их результаты, ставшие в отдельных случаях неожиданными для общественности, объясняются глобальными структурными экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в мире. Так, не только происходит рост электоральной базы правопопулистских партий, но и наблюдается их успех на выборах, что вызвано поляризацией политической элиты и части общества, «провалами» правительств, умелой риторикой и т. п.

В целях соответствия политической деятельности современным реалиям политики разного уровня в своей работе вынуждены идти в ногу со временем, в частности прибегать к использованию социальных медиа. В данном случае амбициозные планы консерваторов не сбылись - они не смогли набрать подавляющее большинство голосов. Наоборот, за время избирательной кампании рейтинг правящей партии (после терактов в Великобритании) резко снизился. Следует отдельно подчеркнуть скучность кампании консерваторов и некую ее старомодность. Хотя партия и стремилась привлечь молодежную когорту, используя социальные медиа, тем не менее Тереза Мэй проигрывала Корбину в битве идей. Самыми запоминающимися во время кампании консерваторов стали слова премьер-министра: «Сильное и стабильное управление» [24], которые послужили поводом для шуток над ней в интернете для молодежи.

Лидера британских лейбористов Джереми Корбина никто не принимал всерьез накануне предвыборной гонки с Терезой Мэй. Однако верный расчет на молодежь и эксперимент с новой левой и популистской повесткой полностью себя оправдали. А «старомодные» митинги, усиленные онлайн-активностью небольшой команды сторонников Корбина, обусловили тот факт, что достаточно скромная избирательная кампания принесла внушительные политические дивиденды.

«Вызовы» цифрового века требуют постоянного совершенствования законодательства, так как стремительное появление «новых» феноменов образует пробелы в нормативной базе и может затруднять, например, регулирование онлайн-агитации, фандрайзинга и иного, что способно выступить потенциальной угрозой демократии.

Жизнеспособность демократии в цифровую эпоху зависит от того, насколько правительство и отдельные политики будут заинтересованы в обеспечении прозрачности выборов, формировании равенства условий и реализации принципа справедливости, насколько у них велик соблазн в манипулировании массовым сознанием и насколько они готовы к плюрализму, распределению ответственности и реализации политических прав и защиты достоинства личности.

Ссылки:

1. Гарас Л.Н. Социальные медиа в парламентской избирательной кампании Великобритании 2017 года // Черноморская конференция - 2019 : сборник материалов III Черноморской междунар. науч.-практ. конф. МГУ имени М.В. Ломоносова «Проблемы развития технологий, государства и общества в цифровую эпоху» (20-22 июня 2019 года, г. Севастополь) / под ред. О.А. Шпырко, В.В. Хапаева, С.И. Рубцовой, Ю.Л. Ситько. Севастополь, 2019. С. 87.

2. Горшкова М.А. Сравнительный анализ избирательного права Российской Федерации и Великобритании. М., 2012. 174 с.

3. Farrell D.M., Katz R.S. Assessing the Proportionality of the Single Transferable Vote // Representation. Journal of Representative Democracy. 2014. Vol. 50, iss. 1. P. 13-26. https://doi.org/10.1080/00344893.2014.902212.

4. Шухмина И.Ю. Избирательная система Великобритании: основные факторы и тенденции эволюции в 80-90-х гг. XX века : автореф. ... канд. полит. наук. М., 2004. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoref-erats/01002742117.pdf (дата обращения 10.02.2020).

5. Viral Voting: Social Networks and Political Participation // Quarterly Journal of Political Science. 2019. [Электронный ресурс] / Eubank N., Grossman G., Platas M., Rodden J. URL: https://mplatas.files.wordpress.com/2019/06/socialnet-worksandpoliticalparticipation_may2019.pdf (дата обращения 12.02.2020).

6. Foot K.A., Schneider S.M. Online Action in Campaign 2000: An Exploratory Analysis of the U.S. Political Web Sphere // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2002. Vol. 46, no. 2. Р. 222-244. https://doi.org/10.1207/s15506878jobem4602_4.

7. Дорожкин Ю.Н., Соленикова Н.В. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции // Власть. 2007. № 6. С. 31-34.

8. Ананьева Е.В. Итоги и последствия парламентских выборов 2015 г. в Великобритании // Выборы и избирательные кампании в Европе (2014-2015) [=Elections and Election Campaigns in Europe (2014-2015)] / под ред. В.Я. Швейцера и др. М., 2015. С. 19-23.

9. Ананьева Е.В. Разобщенная Британия // Современная Европа. 2017. № 5 (77). С. 5-15.

10. Ананьева Е.В. Итоги и последствия... С. 22.

11. «Youthquake» - слово года по версии Оксфордского словаря. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/rus-sian/news-42367691 (дата обращения: 16.02.2020).

12. Internet Usage in the United Kingdom (UK) - Statistics & Facts [Электронный ресурс] // Statista Research Department. 2020. Feb 10. URL: https://www.statista.com/topics/3246/internet-usage-in-the-uk/ (дата обращения: 16.02.2020).

13. Social Media Usage in the United Kingdom (UK) - Statistics & Facts [Электронный ресурс] // Statista Research Department. 2020. Feb 10. URL: https://www.statista.com/topics/3236/social-media-usage-in-the-uk/ (дата обращения: 15.02.2020).

14. The Most Popular Social Networks in the UK [Электронный ресурс] // YouGov: International Research Data and Analytics Group From. URL: https://yougov.co.uk/ratings/technology/popularity/social-networks/all (дата обращения: 15.02.2020).

15. Шипилова Д.С. Лингвистические средства реализации коммуникативных стратегий в формировании виртуального имиджа американского политика (на материале предвыборного дискурса в социальной сети «Твиттер») : дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2018. 186 с.

16. Election Ends in Hung Parliament [Электронный ресурс] // BBC News. Election 2017. URL: https://www.bbc.com/news/election/2017/results (дата обращения 10.02.2020).

17. Seymour R. How Marxist are the Corbynistas? [Электронный ресурс] // The Times Literary Supplement. URL: https://www.the-tls.co.uk/articles/how-marxist-are-the-corbynistas/ (дата обращения: 18.01.2020).

18. Там же.

19. Июнь (не) покончит с Мэй Что нужно знать о досрочных парламентских выборах в Великобритании. [Электронный ресурс] // Медуза. URL: https://meduza.io/feature/2017/06/07/iyun-ne-pokonchit-s-mey (дата обращения: 10.02.2020).

20. Bakir V., McStay А. Was it 'AI wot won it'? Hyper-targeting and Profiling Emotions Online [Электронный ресурс] // K Election Analysis 2017: Media, Voters and the Campaign. Project Report Poole, England / ed. by Thorsen E., Jackson D., Lilleker, D. 2017. URL: http://www.electionanalysis.uk/uk-election-analysis-2017/section-5-the-digital-campaign/was-it-ai-wot-won-it-hyper-targeting-and-profiling-emotions-online/. (дата обращения: 10.02.2020).

21. Володенков С.В. Total Data как феномен формирования политической постреальности // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2017. № 3 (15). С. 409-415.

22. Саква Р. Джереми Корбин и политика трансцендентности [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/dzheremi-korbin-i-politika-transczendentnosti/ (дата обращения: 14.04.2020).

23. Polonski V. From Voices to Votes: How Young People Used Social Media to Influence the General Election [Электронный ресурс] // UK Election Analysis 2017: Media, Voters and the Campaign. Project Report Poole, England / ed. by Thorsen E., Jackson D., Lilleker, D. 2017. URL: http://eprints.bournemouth.ac.uk/29374/10/UKElectionAnalysis2017_Thorsen-Jackson-and-Lilleker_v1.pdf (дата обращения: 08.02.2020).

24. Британская молодежь смеется над предвыборной кампанией Терезы Мэй. [Электронный ресурс] // НТВ. URL: https://www.ntv.ru/novostiZ1817123/ (дата обращения: 17.01.2020).

Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.