Как мы видим, различия между религиозными и нерелигиозными респондентами по уровню морального сознания статистически не значимы. Следовательно, религиозность не является обязательным условием для развития морального сознания личности.
Литература
1 Братусь Б.С., Воейков В.Л., Воробьев С.Л. Начала христианской психологии - М.: Наука, 2004. - 236 с.
2 Подольский Д.А. Современные методы исследования морального развития. - М., 2007. - С. 100-127.
3 Франкл В. Воля к смыслу. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 97 с.
Кызылтас К.В.1, Федорова А.А,2
‘Магистрант; “кандидат психологических наук, доцент, Хакасский государственный университет. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У МУЖЧИН МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ
ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация
Эта статья рассматривает одну из серьезных проблем современности - это проблема влияния алкогольной зависимости на интеллектуальные способности и познавательную сферу личности. Конкретно в данной статье рассматривается проблема изменения памяти и мышления у мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью.
Ключевые слова: алкоголизм, память, мышление.
Kyzyltas K.V.1 , Fedorova A,A,2
‘Undergraduate, “ PhD in Psychology, docent, Khakas State University FEATURES MEMORY AND THINKING IN YOUNG MEN AND MATURE AGE, SUFFER FROM ALCOHOL
ADDICTION
Abstract
In this article we regard one of the serious problems of contemporaneity: the influence of alcohol on intellectual abilities and cognitive sphere of individual. Specifically in this article regard the problem of recollection and intellection of young and mature man with alcohol addiction.
Keywords: alcohol, memory, intellect.
Алкоголизм в России в настоящее время достиг катастрофических масштабов. Наверняка, многие слышали об ужасающей статистике, приведенной средствами массовой информации. Алкоголизм становится причиной смертей, убийств и самоубийств. Тем не менее, употребление алкоголя несет за собой не только страшные социальные последствия, но и губительные последствия для организма. При систематическом употреблении алкоголя ухудшается состояние внутренних органов, в частности мозга, что ведет к ухудшению познавательных функций, таких как память и мышление. Анализ литературных источников показывает, что при частом и систематическом употреблении алкоголя происходят деструктивные изменения психики и ее познавательных функций. Так же, некоторыми авторами упоминается, что в более молодом возрасте при прекращении употребления алкоголя мышление и память быстро восстанавливаются. В качестве объекта исследования выступают познавательные процессы у мужчин, предмета - особенности памяти и мышления у мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью.
В качестве цели исследования выступило описание особенностей памяти и мышления у мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью. В соответствии с поставленной нами целью, были поставлены следующие задачи:
1. изучить научную литературу по проблеме особенностей познавательных функций у мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью;
2. изучить особенности памяти и мышления у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью;
3. изучить особенности памяти и мышления у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью;
4. сравнить особенности памяти и мышления у мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью.
Перед началом исследования нами было выведено предположение о том, что уровень опосредованного запоминания, а также, такие операции мышления, как обобщение, классификация и лабильность мышления у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью имеют более высокие показатели, чем у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью.
В связи с этим было проведено эмпирическое исследование, в котором исследовались состояние памяти и мышления у 20 мужчин молодого возраста (20 - 35 лет) с алкогольной зависимостью и у 20 мужчин зрелого возраста (35 - 40 лет), все испытуемые находятся на второй стадии алкогольной зависимости (по теории А.А.Портнова и И.Н. Пятницкой). В ходе исследования были использованы следующие методики: пиктограммы А.Р. Лурия, методики «Исключение понятий» и «Интеллектуальная лабильность».
На первом этапе исследования был проверен уровень опосредованного запоминания. При прохождении данного тестирования у респондентов из группы мужчин зрелого возраста, страдающих алкоголизмом, возникла сложность с идентификацией собственного рисунка при отсроченном воспроизведении. Большинство рисунков аттрибутивны и конкретны, адекватны, оригинальные рисунки не встречаются как в группе мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью, так и в группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью. Рисунки мужчин зрелого возраста более стереотипны, чем у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью, что говорит о некоторой ригидности мышления.
Встречаются единичные случаи непонимания смысла задания, а так же, быстрого забывания названного слова, что, видимо, связано с ухудшением функционирования кратковременной и оперативной памяти. Максимальное количество верно названных слов в группе мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью было 7 из 10, в группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью - 8 из 10.
Вычисления по U - критерию Манна - Уитни показали, что уровень опосредованного запоминания у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью выше, чем у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью (p<0,05).
С помощью методики «Исключение понятий» были протестированы такие свойства мышления, как способность к анализу и классификации. По результатам прохождения методики выявлены существенные недостатки операционной стороны мышления в обеих группах: уровень обобщения и классификации, в целом, сохранен как в группе мужчин молодого возраста, страдающих от алкогольной зависимостью, так и в группе мужчин зрелого возраста, страдающих алкогольной зависимостью, но на обобщение и классификацию слов уходит больше времени. Половина респондентов из группы мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью набрала 0 баллов, то есть ими было правильно выполнено менее 8 заданий, в то же время, в группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью таких испытуемых было намного меньше. И в той и в другой группе при выполнении задания было совершено большое количество ошибок.
Вычисления по U - критерию Манна - Уитни показали, что способность к анализу и классификации у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью выше, чем у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью(р<0,01).
По результатам исследования лабильности мышления в группе мужчин зрелого возраста, с алкогольной зависимостью, половина респондентов при прохождении теста выполнила более 30 из 41 задания не верно, что говорит о понижении способности быстро и правильно ориентироваться в сложных ситуациях, а так же снижении интеллектуальной лабильности, показатель в 118
118
группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью, более низкий. В группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью большая часть респондентов совершила от 20 до 30 ошибок.
Вычисления по U - критерию Манна - Уитни показали, что переключаемость внимания у мужчин молодого возраста, страдающих алкогольной зависимостью выше, чем у мужчин зрелого возраста страдаюшдх алкогольной зависимостью(р<0,05).
В целом, стоит учитывать и возрастные изменения мышления и памяти у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью, такие как: ухудшение кратковременной и слуховой памяти, снижение способности к классификации и обобщению, а так же снижение интеллектуальной лабильности в обеих группах, что говорит о плохой обучаемости и затруднении в овладении новыми навыками.
В результате исследования были получены следующие различия в познавательных процессах мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью:
- у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью уровень опосредованной памяти, интеллектуальной лабильности и способность к классификации и обобщению ниже, чем у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью;
- изменения в функционировании памяти и мышления у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью стоит рассматривать на фоне возрастных изменений психики;
Литература
1. Алкоголизм: хитрости и тонкости/ под. ред. А.В. Стикалова. - Серия книг «Ваше здоровье». - М.: Бук-пресс,
2006. - 347с.
2. Мельников, А.В. Алкоголизм: руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких/ А.В.
Мельников; Практическая медицина; М., 2007. - 99с.
3. Портнов, А. А., Пятницкая, И. Н. Клиника алкоголизма/ А.А. Портнов, И.Н. Пятницкая. - М.: ЕЕ Медиа, 2012. -
391с.
Павлова Е.В.
Кандидат психологических наук, доцент, Амурский государственный университет ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье анализируются результаты исследования эмоционального выгорания пожарных-спасателей из частей с различным уровнем психологического благополучия и эффективности профессиональной деятельности; выдвигаются гипотезы для дальнейшего изучения эмоционального выгорания пожарных-спасателей.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, пожарные-спасатели, психологическое благополучие.
Pavlova E.V.
Candidate of psychological Sciences, associate Professor, Amur state University PECULIARITIES OF EMOTIONAL BURNOUT OF FIREMEN-RESCUERS
Abstract
The article analyses the results of the study of emotional burnout offiremen-rescuers from parts with different levels of psychological well-being and effectiveness ofprofessional activity; putforward hypotheses for further study of emotional burnout offiremen-rescuers.
Key words: emotional burnout, firemen-rescuers, psychological well-being.
Эмоциональное выгорание специалиста - одна из ключевых проблем современной психологии труда и психологии управления, требующая скорейшего разрешения. И, наряду с другими научными и научно-практическими проблемами, не имеющая однозначного решения. Большинство авторов подчеркивают, что ярко выраженное выгорание носит негативный характер. В то же время, умеренно выраженное выгорание рассматривается как защитный механизм, затрудняющий формирование фрустрации, субдепрессивных состояний и т.п.
В первых теориях (Маслач К., Джексон С., Пельман Б., Хартман Е.) эмоциональное выгорание рассматривалось как следствие профессиональной деятельности в социальной сфере, как «стресс общения». К. Маслач в 1976 г. определила это состояние как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам» [3]. Различные аспекты эмоционального и профессионального выгорания рассматривались и отечественными авторами (Яценко Т.С., Форматок Т.В., Бойко В., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Рогинская Т.И. и другие).
Изначально к перечню областей профессиональной деятельности, в которых в наибольшей мере возможно развитие эмоционального выгорания, относили педагогику, медицину, сферу оказания социальной помощи населению. То есть, в большинстве случаев речь шла о психофизиологических изменениях, происходящих со специалистами «помогающих профессий».
Профессию пожарных-спасателей стали ассоциировать с эмоциональным выгоранием относительно недавно (Шойгу Ю.С., Малкина-Пых И.Г. и др.). В ходе своей профессиональной деятельности пожарный-спасатель подвергается воздействию целого ряда потенциально психотравмирующих событий и неблагоприятных факторов среды (шум, высокие температуры, ядовитые газы, задымление и т.д.). Кроме того, он несет ответственность за жизнь и здоровье людей и по долгу профессии должен проявлять к ним внимание, участие, эмпатию. Сочетание этих обстоятельств с особенностями организации профессиональной деятельности (график дежурств, отпусков, уровень сплоченности и совместимости в бригадах и т.п.) способствует развитию психологической защиты в форме эмоционального выгорания.
Целью данного исследования было выявление уровня эмоционального выгорания пожарных-спасателей из частей с различным уровнем психологического благополучия. В исследовании приняли участие 35 пожарных-спасателей из части, наименее благополучной (по Амурской области) в психологическом плане, а также по уровню производственного травматизма и показателям эффективности профессиональной деятельности (в исследовании она обозначена ПЧ №1) и 36 - из части, которая по указанным параметрам является наилучшей (ПЧ №2). Уровень благополучия определялся по данным ежегодного психологического мониторинга, осуществляемого Государственным учреждением «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Амурской области». Стаж работы респондентов на данном месте - не менее 1 года (средний стаж, а также процентное распределение пожарных-спасателей в соответствии со стажем работы в обеих пожарных частях значимо не различаются). Уровень выгорания диагностировался при помощи опросника «Эмоциональное выгорание» (Бойко В.В.). Для выявления значимости различий в показателях двух групп использовался U-критерий Манна-Уитни (при p < 0,05).
При рассмотрении показателей эмоционального выгорания анализировались данные отдельно по каждому симптому, фазе и уровню эмоционального выгорания в целом. Как видно из рисунка 1, ни один из симптомов фазы «Напряжение» у пожарных-спасателей обеих пожарных частей не является сформированным. Это свидетельствует о том, что для испытуемых не характерны переживания психотравмирующих обстоятельств (НПО), неудовлетворенность собой (НС), чувство «загнанности в клетку» (ЗвК), тревога и депрессия (ТД). Различия между показателями эмоционального выгорания пожарных из ПЧ №1 и ПЧ №2 являются статистически значимыми по симптомам: переживание психотравмирующих обстоятельств (U = 411,00), неудовлетворенность собой (U = 368,50), тревога и депрессия (U = 424,50). У пожарных-спасателей из ПЧ №2 эти симптомы выражены сильнее. Переживание «загнанности в клетку» пожарными-спасателями из двух выборок статистически не различается (U = 463,00). 119
119