Научная статья на тему 'Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте'

Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2730
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Гроголева Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются особенности структуры ответственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Определяются возрастные различия в уровне сформированности ответственности, а также проявления поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов ответственности в младшем возрасте. В содержании статьи представлены результаты сравнительного анализа представлений дошкольников и младших школьников об ответственности. Несмотря на социальную и личностную значимость ответственности, её многочисленные исследования в разных науках, а также острую актуальность этой личностной характеристики, проблеме её формирования уделяется непозволительно малое внимание в отечественной психологии. Достаточно сослаться на тот факт, что последние работы по формированию ответственности относятся к 40 60-ым годам 20 века. Основными приемами формирования ответственности в экспериментах этого периода (З.Н. Борисовой, В.А.Горбачевой, К.А.Климовой, Л.С.Славиной) являлись научение ребенка выполнению тех или иных правил, обучение ребенка планированию исполнения порученного дела, а также контролю выполнения возложенных на него обязанностей. В целом данный механизм формирования ответственности сводился к воспитанию дисциплинированности и исполнительности детей при контроле со стороны взрослых. При этом не учитывался тот факт, что понимание и усвоение правил поведения детьми может привести лишь к возникновению простой исполнительности, которая ни в коей мере не может заменить такое важное свойство личности как ответственность. «Ни знания, ни успешное выполнение конкретной, пусть даже социально значимой деятельности недостаточно для формирования ответственности», указывает К. Муздыбаев [3, с.108]. Кроме того, в анализируемых работах изучались лишь некоторые проявления когнитивной активности детей, выражающиеся в необходимости понять правила, и поведенческого аспекта ответственности способности ребенка качественно и своевременно выполнить поручение. В то время как эмоциональный аспект ответственности, который выражается в таких состояниях как беспокойство, озабоченность, тревога и старание, в исследованиях затронут не был. Ответственность рассматривается нами как свойство личности, которое выражается в осознании и эмоциональном переживании необходимости выполнения дела, имеющего значение, как для других людей, так и для себя, а также в готовности реализовать ответственное поведение. Теоретической основой нашего исследования явилось следующее положение: ответственность это интегральная свойство личности, которое имеет когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Целью исследования, представленного в данной работе, явилось выявление особенностей структуры ответственности у дошкольников и младших школьников. Для реализации поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи: 1.Сравнить уровень сформированности ответственности дошкольников и младших школьников. 2.Изучить возрастные особенности структуры ответственности. 3.Выявить представления об ответственности у детей на каждом возрастном этапе. Общая выборочная совокупность составила 87 испытуемых: 37 дошкольников и 50 младших школьников (ученики 1-х классов). В исследовании были использованы следующие методики: опросник для изучения представлений об ответственности ребенка для родителей, разработанный авторами статьи с опорой на выделенные критерии ответственности для детей младшего возраста [1,2], для выявления представлений детей об ответственности был использована диагностическая техника по типу методики «Неоконченные предложения». Результаты исследования. Проведение сравнительного анализа уровня сформированности ответственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволило прийти к следующим заключениям. Вопервых, в дошкольном возрасте большинство детей (48%) имеют низкий уровень сформированности ответственности (дети, набравшие после проведения опросника менее 4,5 баллов). Различия достоверны на уровне значимости р≤0,001, φ* эмпир. > φ* крит., 3,44>2,31). Средний уровень ответственности в наибольшей степени представлен в выборке младших школьников (46%). Однако уже в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности начинают возникать такие новообразования, как ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с учетом требований взрослых, которые в дальнейшем приводит к тому, что в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. И именно её полноценное становление обеспечивает в дальнейшем формирование потребности и мотива общественно полезной деятельности. Поэтому хотя и в меньшей степени, но средний уровень сформированности ответственности представлен и у детей дошкольного возраста (41%). Применение критерия углового преобразования Фишера позволило выявить достоверные различия в представленности среднего уровня сформированности ответственности между выборками первоклассников и дошкольников (р ≤0,05, φ* эмпир. > φ* крит., 2,148>1,64). Детям обеих возрастных групп ещё требуется внешний контроль со стороны взрослых, о чем свидетельствует средний уровень сформированности поведенческого компонента ответственности и отсутствие значимых различий между сопоставляемыми группами. Обнаружены достоверные различия (U=786, р=0,05) между дошкольниками и первоклассниками в сторону усложнения эмоциональных переживаний при успешном выполнении порученного задания у первоклассников. Достоверность различий, выявленная только по эмоциональному компоненту, позволяет сделать предположение о том, что важнейшим ресурсом формирования ответственности в детстве являются эмоциональные переживания ребенка по поводу качества выполнения требований, а эмоциональный компонент появляется раньше в онтогенезе, чем поведенческие проявления ответственности и её осознание. Исследование представлений об ответственности проводилось следующим образом. Каждому ученику 1-х классов были заданы следующие вопросы: «Как ты думаешь, что такое ответственность? Что, значит, быть ответственным человеком?». Детей дошкольного возраста мы спрашивали: «Как ты думаешь, кого можно считать ответственным мальчиком (девочкой)?». Было получено 5 групп наиболее часто встречающихся ответов среди детей дошкольного возраста. В рамках тезисов представим лишь обобщенные результаты, которые свидетельствуют о том, что содержание представлений об ответственности у младших школьников в незначительной мере, но качественно изменяется. Так снижается количество детей, которые вообще не знают что такое ответственность с 37% (дошкольный возраст) до 6% к младшему школьному возрасту. Появляется новый вариант ответов, что быть ответственным человеком значит хорошо выполнять порученное дело (17%). Увеличивается число высказываний детей, связывающих ответственность с самостоятельным выполнением какой-либо деятельности с 4% до 21%. Также как и дошкольники, некоторые первоклассники продолжают подменять понятие «ответственность» коммуникативными (12%) и другими качествами личности (23%). Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что именно старший дошкольный и младший школьный возраст являются переломным моментом в жизни ребенка. Образовательная среда требует проявлений самоконтроля, умения подчинять свои поступки общественным нормам и требованиям. Именно в эти возрастные периоды впервые возникает подлинное чувство долга и ответственности, хотя эти чувства еще не являются до конца осознанными и не в полной мере проявляются в поведении. Результаты проведенного исследования еще раз доказывают, что во время подготовки к школе и в процессе обучения идет активный процесс формирования ответственности ребенка. Поэтому важнейшей задачей системы воспитания является создание условий для становления данного свойства личности, без которого невозможно сознательное и добровольное принятие будущим взрослым человеком ответственности за свои поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Гроголева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте»

Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте

Дементий Людмила Ивановна, Гроголева Ольга Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск

Ключевые слова:

ответственность, дошкольники, младшие школьники, представления об ответственности

Аннотация: В статье рассматриваются особенности структуры ответственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Определяются возрастные различия в уровне сформированности ответственности, а также проявления поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов ответственности в младшем возрасте. В содержании статьи представлены результаты сравнительного анализа представлений дошкольников и младших школьников об ответственности.

Несмотря на социальную и личностную значимость ответственности, её многочисленные исследования в разных науках, а также острую актуальность этой личностной характеристики, проблеме её формирования уделяется непозволительно малое внимание в отечественной психологии. Достаточно сослаться на тот факт, что последние работы по формированию ответственности относятся к 40 - 60-ым годам 20 века.

Основными приемами формирования ответственности в экспериментах этого периода (З.Н. Борисовой, В.А.Горбачевой, К.А.Климовой, Л.С.Славиной) являлись научение ребенка выполнению тех или иных правил, обучение ребенка планированию исполнения порученного дела, а также контролю выполнения возложенных на него обязанностей. В целом данный механизм формирования ответственности сводился к воспитанию дисциплинированности и исполнительности детей при контроле со стороны взрослых. При этом не учитывался тот факт, что понимание и усвоение правил поведения детьми может привести лишь к возникновению простой исполнительности, которая ни в коей мере не может заменить такое важное свойство личности как ответственность. «Ни знания, ни успешное выполнение конкретной, пусть даже социально значимой деятельности недостаточно для формирования ответственности», -указывает К. Муздыбаев [3, с.108].

Кроме того, в анализируемых работах изучались лишь некоторые проявления когнитивной активности детей, выражающиеся в необходимости понять правила, и поведенческого аспекта ответственности - способности ребенка качественно и своевременно выполнить поручение. В то время как эмоциональный аспект ответственности, который выражается в таких состояниях как беспокойство, озабоченность, тревога и старание, в исследованиях затронут не был.

Ответственность рассматривается нами как свойство личности, которое выражается в осознании и эмоциональном переживании необходимости выполнения дела, имеющего значение, как для других людей, так и для себя, а также в готовности реализовать ответственное поведение.

Теоретической основой нашего исследования явилось следующее положение: ответственность -это интегральная свойство личности, которое имеет когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Целью исследования, представленного в данной работе, явилось выявление особенностей структуры ответственности у дошкольников и младших школьников.

Для реализации поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.Сравнить уровень сформированности ответственности дошкольников и младших

школьников.

2.Изучить возрастные особенности структуры ответственности.

3.Выявить представления об ответственности у детей на каждом возрастном этапе.

Общая выборочная совокупность составила 87 испытуемых: 37 дошкольников и 50 младших школьников (ученики 1-х классов).

В исследовании были использованы следующие методики:

• опросник для изучения представлений об ответственности ребенка для родителей, разработанный авторами статьи с опорой на выделенные критерии ответственности для детей младшего возраста [1,2],

• для выявления представлений детей об ответственности был использована диагностическая техника по типу методики «Неоконченные предложения».

Результаты исследования.

Проведение сравнительного анализа уровня сформированности ответственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволило прийти к следующим заключениям. Во-первых, в дошкольном возрасте большинство детей (48%) имеют низкий уровень сформированности ответственности (дети, набравшие после проведения опросника менее 4,5 баллов). Различия достоверны на уровне значимости рП0,001, □* эмпир. > □* крит., 3,44>2,31).

Средний уровень ответственности в наибольшей степени представлен в выборке младших школьников (46%). Однако уже в дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности начинают возникать такие новообразования, как ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с учетом требований взрослых, которые в дальнейшем приводит к тому, что в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. И именно её полноценное становление обеспечивает в дальнейшем формирование потребности и мотива общественно полезной деятельности. Поэтому хотя и в меньшей степени, но средний уровень сформированности ответственности представлен и у детей дошкольного возраста (41%). Применение критерия углового преобразования Фишера позволило выявить достоверные различия в представленности среднего уровня сформированности ответственности между выборками первоклассников и дошкольников (р Й0,05, □* эмпир. > □* крит., 2,148>1,б4).

Детям обеих возрастных групп ещё требуется внешний контроль со стороны взрослых, о чем свидетельствует средний уровень сформированности поведенческого компонента ответственности и отсутствие значимых различий между сопоставляемыми группами. Обнаружены достоверные различия (и=786, р=0,05) между дошкольниками и первоклассниками в сторону усложнения эмоциональных переживаний при успешном выполнении порученного задания у первоклассников. Достоверность различий, выявленная только по эмоциональному компоненту, позволяет сделать предположение о том, что важнейшим ресурсом формирования ответственности в детстве являются эмоциональные переживания ребенка по поводу качества выполнения требований, а эмоциональный компонент появляется раньше в онтогенезе, чем поведенческие проявления ответственности и её осознание.

Исследование представлений об ответственности проводилось следующим образом. Каждому ученику 1-х классов были заданы следующие вопросы: «Как ты думаешь, что такое ответственность? Что, значит, быть ответственным человеком?». Детей дошкольного возраста мы спрашивали: «Как ты думаешь, кого можно считать ответственным мальчиком (девочкой)?». Было получено 5 групп наиболее часто встречающихся ответов среди детей дошкольного возраста.

В рамках тезисов представим лишь обобщенные результаты, которые свидетельствуют о том, что содержание представлений об ответственности у младших школьников в незначительной мере, но качественно изменяется. Так снижается количество детей, которые вообще не знают что такое ответственность с 37% (дошкольный возраст) до 6% к младшему школьному возрасту. Появляется новый вариант ответов, что быть ответственным человеком - значит хорошо выполнять порученное дело (17%). Увеличивается число высказываний детей, связывающих ответственность с самостоятельным выполнением какой-либо деятельности с 4%

до 21%. Также как и дошкольники, некоторые первоклассники продолжают подменять понятие «ответственность» коммуникативными (12%) и другими качествами личности (23%).

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что именно старший дошкольный и младший школьный возраст являются переломным моментом в жизни ребенка. Образовательная среда требует проявлений самоконтроля, умения подчинять свои поступки общественным нормам и требованиям. Именно в эти возрастные периоды впервые возникает подлинное чувство долга и ответственности, хотя эти чувства еще не являются до конца осознанными и не в полной мере проявляются в поведении. Результаты проведенного исследования еще раз доказывают, что во время подготовки к школе и в процессе обучения идет активный процесс формирования ответственности ребенка. Поэтому важнейшей задачей системы воспитания является создание условий для становления данного свойства личности, без которого невозможно сознательное и добровольное принятие будущим взрослым человеком ответственности за свои поступки.

Список литературы:

1.Дементий Л.И. 2001. Ответственность: типология и личностные основания. Омск: Омск.гос.ун-т.

2.Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. 2002. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте//Актуальные проблемы современной психологии: Сб. науч. тр. /Под общ. Ред. Л.И. Дементий.Омск: Омск.гос.ун-т, С.16-27

3.Муздыбаев К. 1983. Психология ответственности. Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.