Научная статья на тему 'Особенности оценки произведений искусства'

Особенности оценки произведений искусства Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
3869
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки произведений искусства»

Особенности оценки произведений искусства

А.Г. Гагарин

президент Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, профессор

Произведения искусства, в том числе антиквариат, являются весьма специфическими видами собственности, имеющими ряд свойств, отличающих их от таких более часто встречающихся видов собственности, как недвижимость, имущественные комплексы, машины и оборудование и т. п. Оценка недвижимости, машин и оборудования, транспортных средства, земли, действующих предприятий и т. д. основана на вполне определенных разделах экономической науки. Что же касается произведений искусства и антиквариата, то для оценки этих видов собственности пока не создано теоретической экономической базы, и в настоящее время в этом виде оценочной деятельности отсутствует какой-либо механизм регулирования.

Действительно, оценка произведений искусства не может проводиться с использованием общепринятых экономических подходов, так как отсутствуют общие теоретические принципы экономического обоснования, необходимые для создания методики стоимостной оценки произведений искусства и антиквариата. Скорее всего, на данном этапе для теоретиков-экономистов создание методики оценки этих видов собственности, в том числе антиквариата, -невыполнимая задача. Попытки некоторых специалистов отнести произведения искусства к движимому имуществу не выдерживает никакой критики.

Оценка этого вида стоимости является специфическим и уникальным видом деятельности, базирующимся на искусствоведческой, исторической научно-исследовательской работе. Более того, этот процесс не поддается не только формальному, но иногда даже достаточно полному словесному

описанию. Особенности оценки произведений искусства, в том числе антиквариата, обусловлены большой степенью индивидуализации объектов оценки. Собственно процесс оценки базируется на проведении экспертизы и получении рыночной информации.

Безусловно, процедура оценки произведений искусства и предметов антиквариата должна начинаться с атрибуции и экспертизы оцениваемого предмета (объекта оценки). В этом случае оценщик, если он не обладает специальными знаниями, должен обратиться к эксперту-искусствоведу и получить ответы на несколько важных принципиальных вопросов, основным из которых является установление авторства и подлинности предмета - объекта оценки, то есть параметров, определяющих рыночную стоимость конкретного произведения искусства. Подлинным произведением конкретного художника считается лишь то, которое выполнено им собственноручно или с его непосредственным участием.

В тоже время искусствоведческая экспертиза не всегда может дать ответ на вопросы об авторстве, месте и времени создания произведения, не решив вопроса о его подлинности. Однако для того чтобы отличить подделку от подлинника, необходимы специальные знания о произведении - особенности техники автора, материалов, использованных им, и ряд других важных параметров, определяющих статус объекта оценки. Помимо навыков искусствоведческой экспертизы, эксперт должен обладать знаниями рынка антиквариата и произведений искусства. Недостаточное понимание специфики рынка этих предметов может привести к серьезным ошибкам в определении их рыночной стоимости.

С развитием в последние годы рынка произведений искусства, в особенности антикварного рынка, появилось большое количество подделок и фальшивок. Между экспертами и авторами подделок и фальшивок идет постоянная борьба и гонка. Эксперты пытаются поймать мошенников на мельчайших нарушениях в составах материалов или технологии, а те, в свою очередь, учитывая промахи, совершенствуют свое мастерство. В результате такой гонки в ряде случаев фальшивка приобретает самостоятельную художественную ценность. По этой причине, помимо проведения искусствоведческой экспертизы, зачастую возникает необходимость проведения технико-технологической экспертизы, включающей физические и химические методы исследования. Эксперт, проводящий такую экспертизу, кроме владения собственно методами исследования, должен быть специалистом в области исторического материаловедения, а также знать историю методов и технологий, использовавшихся при создании произведений искусства и материальной культуры. Смысл этой работы сводится к тому, чтобы выделить уникальные признаки материалов или техники, которые позволят прямо или косвенно датировать исследуемый объект.

Что же следует относить к объектам оценки произведений искусства и предметов антиквариата? Основываясь на общепринятых понятиях, к этой категории видов собственности можно отнести следующее:

• полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

• оригинальные произведения скульптуры из любых материалов;

• редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т. д.), отдельно и в коллекциях;

• почтовые, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;

• мебель более чем столетней давности;

• старинные музыкальные инструменты;

• ювелирные изделия;

• предметы быта антикварного возраста.

Очевидно, что в перечень предметов, представляющих культурную ценность, входят различные по своему содержанию и назначению вещи, которые тесно связаны с историей развития того или иного народа, его культурой и национальными особенностями.

Обобщая экспертный опыт, можно отметить, что задачи экспертных исследований произведений искусства и предметов антиквариата подразделяются на диагностические и идентификационные. К диагностическим задачам относятся установление природы использованных автором материалов и отнесение их к определенному периоду времени, определение техники работы автора. А в случае применения автором драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо установить подлинность клейм, достоверность пробы, то есть соответствие составу сплава драгоценного металла, и провести геммологическую экспертизу.

Экспертиза (в общепринятом смысле этого слова) предполагает исследование с использованием точных измерительных и диагностических приборов, позволяющих измерять количественные параметры объекта. Технико-технологическая экспертиза -последовательность операций, цель которых, в частности, опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта. Иногда слово «экспертиза» употребляется в более широком значении: как заключительное мнение признанного авторитета об исследуемом объекте. В таком случае оно должно включать в себя и атрибуцию.

Атрибуция - это процедура, позволяющая определить автора и время создания исследуемого объекта. Поскольку идеальный результат достижим далеко не всегда, в ряде случаев приходится довольствоваться определением более или менее обширного региона и времени его создания, поэтому используется понятие стилей, национальных, региональных школ, школы или круга конкретного мастера и т. д. Таким образом, атрибуция - это определение более или менее точного места исследуемого объекта в пространственно-временной шкале истории искусства. Атрибуция, как и большинство

процессов распознавания образов - процесс эвристический, то есть интуитивный.

Атрибуция в широком смысле есть историко-художественное определение вещи, обычно включающее время и место создания, установление авторства, школы, культуры и т. п. Этот термин преимущественно используется в искусствознании или в прикладной истории материальной культуры. Экспертиза является результатом применения высокопрофессиональных знаний, почерпнутых из соответствующего опыта работы и специального образования или, как вариант, в результате применения этих специальных знаний для решения стоящей задачи. Исходя из этого можно сказать, что высокопрофессиональная атрибуция является одновременно и искусствоведческой экспертизой, то есть в данном случае эти понятия идентичны. Вместе с тем никакая экспертиза, кроме искусствоведческой, не должна называться атрибуцией. Понятие «экспертиза», вообще говоря, шире понятия «атрибуция».

В музейной практике применяется понятие экспертизы художественных произведений (специалистов, проводящих экспертизу, называют экспертами), а не атрибуции, по крайней мере, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

• если цель исследования произведения определена не внутренними потребностями науки, а внешними причинами (скажем, постановлением судебно-следственных инстанций, коммерческим договором специалиста с представителем антикварного рынка и т. п.);

• если результаты получены специалистами (экспертами) из другой области науки (с использованием соответствующих этой науке средств, методов, аппаратуры);

• если результаты получены искусствоведами, профессионально занимающимися атрибуцией и имеющими настолько высокий авторитет в этой области, что их называет экспертами большинство искусствове-дов-специалистов в этой же области.

Если исходить из сформулированных критериев, то чисто искусствоведческая атрибуция далеко не всегда является экспертизой (поскольку далеко не всегда выпол-

няется искусствоведами - общепризнанными экспертами). Одновременно результаты использования объективных научно-технических (или иных неискусствоведческих) методов исследования должны именоваться экспертизой всегда, поскольку в данном случае искусствоведение использует методы других наук. Научно-техническая экспертиза произведений искусства, соответственно, не является в большинстве случаев атрибуцией (поскольку специалисты, проводящие такую экспертизу, редко являются профессиональными историками искусства), но тем не менее такая экспертиза обычно помогает обосновать (или отвергнуть) предложенную искусствоведом атрибуцию, основываясь на объективной специфике использованных художественных материалов и технологии изготовления, создания изучаемого произведения.

К основным задачам экспертизы, имеющим практическое значение, можно отнести следующие:

• установление подлинности произведения или предмета;

• определение времени и места создания произведения, школы и авторства;

• определение художественной ценности произведений искусства.

Экспертиза или технико-технологические исследования (в данном случае это синонимы) - процедура, цель которой опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта. Основные задачи практической экспертизы решаются при проведении комплексного исследования, которое включает следующие методы:

• формально-стилистический анализ;

• историко-искусствоведческий анализ;

• технико-технологический анализ.

Стилистические признаки произведения

искусства позволяют предположить время создания, школу, оригинальность или ко-пийность, в отдельных случаях - авторство. Для окончательного решения этих вопросов необходима технологическая аргументация.

Технологические виды исследования включают химический анализ, анализ фактуры, рентгенографическое исследование, исследование в УФ- и ИК-излучении, микроскопическое исследование.

При микроскопическом исследовании выявляются степень реставрационных вмешательств, послойность, толщина и цветовая характеристика грунта, способ построения красочного слоя. Данные микроскопического анализа позволяют следующее:

• определить состояние сохранности;

• сделать вывод о подлинности;

• установить технологические признаки оригинальности или вторичности;

• предположить ориентировочную датировку;

• при решении вопроса об авторстве -соотнести технологические особенности произведения с банком данных по технологии предполагаемого автора.

Наиболее достоверный вывод о времени создания произведения искусства можно сделать при сопоставлении стилистических особенностей с результатами исследования под микроскопом и данными химического анализа.

Одна из главных задач экспертизы и атрибуции - установить, подвергалось ли конкретное произведение искусства реставрации. Существует ряд известных специалистам признаков, наличие которых может обосновать мнение эксперта по этому вопросу. В частности, наиболее достоверный вывод о времени создания произведения искусства и авторстве можно сделать при сопоставлении стилистических особенностей с результатами исследования под микроскопом и данными химического и других видов анализа. Нереставрированная картина обладает особым свойством - она сохраняет всю полноту «нетронутой» информации о своей первоначальной структуре, которая ценна сама по себе и необходима для полноценной идентификации картины, а именно для определения ее подлинности в предполагаемом времени или заявленного авторства.

Реставрация тесно связана с проблемой подлинности произведения, а именно с сохранностью его первоначальных характеристик, несущих информацию о создании произведения. После реставрации произведение теряет часть своей прежней «биографии». Например, по желанию владельца или без его ведома оно может утратить или

обрести автора или «оформиться» в желаемом времени.

Итак, при определении стоимости произведения искусства в первую очередь необходимо учесть все факторы, влияющие на его стоимость, которые анализируются исходя из принципов оценки. В основу принципов положены логика, правила и модели экономического поведения людей при формировании стоимости товара на свободном рынке. Эти принципы взаимосвязаны, универсальны и применимы ко всем видам объектов оценки. Их практическая направленность может меняться в зависимости от назначения оценки и характера оцениваемого объекта.

Эксперт-оценщик должен подобрать методику расчета стоимости применительно к каждому конкретному объекту, изучить совокупность рыночной информации на дату оценки и наиболее полно учесть все ценообразующие факторы. При оценке произведений искусства среднего качества в большинстве случаев вполне достаточно учитывать следующие пять параметров:

• качество произведения искусства;

• историко-документальное и художественное значение оцениваемого произведения;

• спрос на сюжет;

• сохранность;

• изменение спроса на местном рынке по отношению к предыдущему сезону.

Если принять качество средней работы за 1.0, тогда по каждому из 5 параметров любое произведение искусства можно описать с помощью числовых коэффициентов, и эти коэффициенты всегда будут постоянными. Изменяться будет только рейтинг автора в мире и сохранность произведения. Рейтинг автора - величина непостоянная, которая со временем меняется. Чтобы оценить какую-либо работу, необходимо найти стоимость произведения среднего качества этого автора, а затем умножить на ряд коэффициентов. Для произведений живописи можно использовать методику Quick Price 98.

Надо иметь в виду, что если произведение искусства, в том числе антиквариат, подвергалось реставрации, восстановле-

нию или внесению каких-либо иных изменений, то ценность объекта может существенно снизиться. Также снижается стоимость объекта в результате случайных повреждений и естественного износа предмета.

Чем должна завершаться экспертиза и оценка произведений искусства? Так же, как и любая оценка, - отчетом об оценке. Однако в связи с указанными существенными отличиями произведений искусства от других объектов оценки требования к структуре и содержанию отчета об оценке произведений искусства могут несколько отличаться от общепринятых.

Существенные отличия произведений искусства от других объектов оценки обусловливают и отличные от общепринятых требования к структуре и содержанию отчета об их оценке.

Структура отчета об оценке произведения искусства

Отчет об оценке произведений искусства состоит из разделов, в которых отражены основные положения, характеризующие объект оценки (собственно произведение искусства), цель оценки, данные о заказчике и оценщике. В отчете излагаются основные предположения и ограничения, используемые оценщиком в своей работе, приводятся применяемые им терминология и методология, подробное, насколько это возможно, описание оцениваемого произведения искусства и результаты экспертизы.

В основном тексте отчета описывается процедура оценки и представляются результаты оценки. После результатов оценки помещаются подписи ответственных за них лиц: эксперта-искусствоведа, эксперта-оцен-щика, руководителя организации - оценщика, производившего оценку. В заключение приводится заявление эксперта-оценщика, которое подписывает только он лично.

После заявления помещается список использованных при экспертизе и оценке материалов.

После основного текста отчета об оценке следует приложение, состав которого может несколько варьироваться. В приложении в обязательном порядке должны быть представлены документы, удостоверяющие легитимность организации-оценщика (свидетельства о государственной регистрации, постановке на учет в налоговом органе, лицензия на право осуществления оценочной деятельности, полис страхования гражданской ответственности). Кроме того, в приложении могут быть помещены дипломы, сертификаты и другие документы, подтверждающие квалификацию экспертов-искусство-ведов, экспертов-оценщиков и авторитет организации-оценщика. Желательно в приложении также разместить фотографические изображения оцениваемого предмета.

Литература

1. Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

2. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года № 519).

3. Стандарты СТО АРО 4.32-2004 «Оценка стоимости произведений искусства». Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

4. Доклады по теме технико-технологической экспертизы и атрибуции произведений искусства. По материалам Научных конференций 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 годов «Экспертиза и атрибуция». М., Государственная Третьяковская галерея, Объединение «Магнум Арс».

5. Материалы журналов «Антиквар1атъ», «Антикватория», «Антикварное обозрение».

6. Материалы ежемесячного издания «Антикварная Газета».

7. Специальные сайты Интернета:

• Портал «Русский Антиквариат» http://www.antiq.info

• Портал коллекционеров http://trade.uuu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.