Научная статья на тему 'Особенности оценки образовательных результатов на примере технологии сом в управлении образовательной деятельностью ФГБОУ МДЦ "Артек"'

Особенности оценки образовательных результатов на примере технологии сом в управлении образовательной деятельностью ФГБОУ МДЦ "Артек" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ / СОМ / ОЦЕНКА / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина В. Н.

В статье раскрываются теоретико-методологические основы оценивания образовательных результатов, его особенности. Особое внимание уделяется актуальности форм оценивания в рамках технологии сетевого образовательного модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки образовательных результатов на примере технологии сом в управлении образовательной деятельностью ФГБОУ МДЦ "Артек"»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

УДК 37.02

Кочергина В. Н.

магистрант

Брянский государственный университет имени ак. И.Г. Петровского

Россия, г. Брянск

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ СОМ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ФГБОУ МДЦ «АРТЕК»

Аннотация

В статье раскрываются теоретико-методологические основы оценивания образовательных результатов, его особенности. Особое внимание уделяется актуальности форм оценивания в рамках технологии сетевого образовательного модуля.

Ключевые слова:

сетевой подход, технология сетевого образовательного модуля, СОМ, оценка, обучение,

образовательная программа.

Kochergina Vera Nikolaevna

undergraduate

Bryansk State University named after ac. I.G. Petrovsky

Russia, Bryansk

SPECIFFICITY OF EVALUATION OF EDUCATIONAL RESULTS ON THE EXAMPLE OF COM TECHNOLOGY IN THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF

FGBOU MDC "ARTEK"

Abstract

The article reveals the theoretical and methodological basis of the evaluation of educational results, its features. Special attention is paid to the relevance of evaluation forms within the network educational module technology.

Key words:

network approach, technology network educational module, SOM, evaluation, training, educational program.

В современных условиях изменений глобального социального и образовательного фундамента наступает время возможного перехода в новый образовательный уклад. Так, характеристикой современного образования в новых условиях должен стать подход, который предлагает конструктивно-деятельностный аспект, как в процессе обучения, так и в педагогической науке (Давыдова, 2012).

По мнению Н.Л. Коршуновой и ряда других ученых, в настоящее время формируется новый тип научности в образовании - научность проектно-программного типа (Коршунова, 2016). Ее основа: деятельности программирования и проектирования, где разрабатываются и создаются новые, не существовавшие прежде практики образования (Давыдова, 2012).

Опираясь на вышеизложенные точки зрения, ФГБОУ «МДЦ «Артек» предлагает новый взгляд на управление образовательной деятельностью в образовательных учреждениях в условиях детского лагеря. Так, в ФГБОУ «МДЦ «Артек» нашла свое применение технология, с помощью которой происходит организация процесса обучения в открытой среде, объединяются возможности основного и дополнительного образования, происходит ориентация на использование современных технологий (в первую очередь интерактивных), а также получению современных образовательных результатов, что

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

соответствует понятию сетевого подхода.

Одним из способов реализации сетевого подхода в МДЦ «Артек» является технология СОМ (Сетевой образовательный модуль), которая обладает значительным управленческим и образовательным ресурсом. Более качественной организации образовательного процесса способствует оценка образовательных результатов. Она предназначена для определения достижений обучающимися поставленных учебных целей в рамках реализации основных образовательных программ в формате СОМ.

Определяющее значение в проведении качественной оценки образовательных результатов имеет формализация учебных целей, к которым предъявляются традиционные требования: цель должна быть конкретной, значимой, достижимой, измеримой, соотносимой с конкретным сроком. Следующий этап - это оформление целей в прогнозируемые образовательные результаты, соответствующие ФГОС, а также определение необходимого для них уровня достижений, который выражен в критериях, что и является собственно объектом измерения.

Основную проблему при оценке образовательных результатов составляет разработка индикаторов. Индикатор - это показатель, который отражает изменения, вызванные программой, но в формате СОМ индикатор не является самостоятельным средством измерения, а выступает тем материалом, к которому применяется диагностический инструментарий. Наибольшим демонстративным потенциалом обладают: продукт проектной деятельности, презентация результата и процесс его подготовки. Как правило, сроки проведения оценочных процедур ограничиваются периодом проведения сетевых образовательных модулей, а частота проведения определяется количеством модулей, их содержания, форм, возрастной категории, наличия индикаторов, соответствующего инструментария, возможностей субъектов оценивания.

Предпочтительными процедурами оценивания является стартовая и итоговая диагностики, позволяющие оценить прогресс от исходного уровня до финального. Оценивание, как неотъемлемый элемент СОМ, интегрировано в образовательный процесс и отражает динамику формирования образовательных результатов, поэтому более предпочтительным является использование формирующего оценивания, чем, например, итоговой аттестации.

Несмотря на то, что самооценка обучающихся в настоящее время не формализована, в рамках СОМ самооценка имеет важное значение и используется как равноценный, наряду с объективными методами, элемент оценивания. Для получения объективной оценки образовательных результатов возможно привлечение экспертного сообщества и внешних структур в соответствии с имеющимися у образовательного учреждения ресурсами, также могут быть привлечены иные образовательные учреждения и органы управления образованием.

Фиксация результатов ведется в доступных образовательному учреждению формах и осуществляется как специалистами, так и самими обучающимися, например, портфолио, Google-презентация, сертификаты, индивидуальные карты, электронный журнал, протоколы наблюдения, бланки самонаблюдения, продукты графической диагностики знаний (ментальные карты, диаграммы, графики, матрицы, эссе, рефераты и т.д.), фото- и видеоотчеты и т.д.

Т. о., оценка образовательных результатов как важнейший элемент управленческой структуры способствует более качественной организации образовательного процесса, а также она предназначена для определения достижений обучающимися поставленных учебных целей в рамках реализации образовательных программ. Изучение и применение оценивания на примере технологии СОМ, реализуемой в МДЦ «Артек», позволит структурировать, а также повысить качественный уровень управления образовательным процессом в любой образовательной структуре.

Список использованной литературы:

1. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - №4. - С. 15-23.

2. Коршунова Н. Л. Проблема междисциплинарньгх исследований в области образования (к постановке проблемы) //Методология научного исследования в педагогике. - 2016. - С. 31-38.

3. Концепция развития международного детского центра «Артек» «Артек 2.0 Перезагрузка». - Ялта: МДЦ «Артек», 2014. - 30 с. - URL: http://static.artek.org/static/file/razvitie_vert.pdf (Дата обращения: 14.07.2018)

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

4. Организация образовательного процесса с использованием технологии сетевого образовательного модуля: информационно - методические материалы / Под общей редакцией к.п.н. Ю.В. ЭЭльмаа. - ФГБОУ МДЦ «Артек», 2016. - 25 с.

© Кочергина В. Н. 2019

УДК 373.32

Полякова Е.Л.

учитель физической культуры, Средняя общеобразовательная школа №17, г. Владивосток, Россия Поляков Л.М. магистр, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У РЕБЁНКА ВТОРОГО КЛАССА ПРИ РАЗВИТИИ ЕГО ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация

В возрасте 8 лет физическое развитие ребёнка проявляется не только за счёт того, какие он выполняет упражнения, а также за счёт специфики своего развития в более раннем возрасте. При этом возраст 8 лет является вторым ключевым возрастом для развития физических способностей ребёнка. Так, например, если во многие виды спорта детей набирают с 5-6 лет за счёт того, что в этом возрасте возможно выявить основные предпосылки траектории физического развития ребёнка, то в возрасте 8 лет происходит изменение физических способностей ребёнка именно в соответствии с задачами выбранного им вида спорта.

Ключевые слова

Второй класс, младший школьный возраст, физическая активность, физические способности

Введение

Тема развития физических способностей и проявлений физической активности ребёнка является актуальной за счёт того, что такие способности, так или иначе, могут изменяться тогда, проявляется его физическая активность. При этом с учётом пола и возраста ребёнка может изменяться развитие его физических способностей. Поэтому актуально рассмотреть данную тему, прежде всего, в аспекте изменений физической активности ребёнка.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит различное изменение его физической активности. На это может оказывать влияние не только его возраст, а также то, каким образом происходит его обучение, в частности, направленного на изменение его физических способностей. Поэтому также актуально рассмотреть то, каким образом в процессе обучения ребёнка может изменяться его физическая активность, и каким образом могут формироваться его физические способности.

Прежде всего, для представления особенностей изменений физических способностей у ребёнка второго класса, необходимо изучить специфику проявлений его физической активности в данном возрасте.

Специфика проявлений физической активности у ребёнка второго класса

Во втором классе у детей проявляется значительная физическая активность. Однако, данная активность изменяется различным образом, в том числе в зависимости от дня недели, а также пола ребёнка. Так, например, в результате исследования детей 8 лет было выявлено, что в будние дни ребёнок проявляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.