Научная статья на тему 'Особенности оценки и факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии'

Особенности оценки и факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ЭКОБИЗНЕС / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ / ДОХОДНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Виктор Владимирович

В рамках данной работы рассмотрены основные факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии. Проанализированы основные особенности применения доходного подхода к определению рыночной стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, определены основные проблемы его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки и факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии»

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS)3 «Объединения бизнеса» (ред. от 26.08.2015) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н).

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (ред. от 17.12.2014) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н).

4. Оценка бизнеса. / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и Статистика, 2007.

5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. М., 2006. 1323 с.

6. Ивашковская И. В. Слияния и поглощения. Ловушки роста // Корпоративные финансы, 2004. № 38. С. 26.

Особенности оценки и факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии Денисов В. В.

Денисов Виктор Владимирович /Denisov Victor Vladimirovich - аспирант, кафедра оценки и управления собственностью, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в рамках данной работы рассмотрены основные факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии. Проанализированы основные особенности применения доходного подхода к определению рыночной стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, определены основные проблемы его применения.

Ключевые слова: оценка бизнеса, экобизнес, возобновляемые источники энергии, факторы стоимости, доходный подход.

Введение

В настоящее время проблемы экологии не только не теряют своей актуальности, но и приобретают новое значение. Одной из основных причин повышенного внимания к экологии является стремительное ухудшение общего экологического фона, в связи с чем в последнее время наметилась тенденция развития экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии.

Экобизнес (или экологический бизнес) - это инициативная хозяйственная деятельность с учетом экологических требований, направленная на избежание и/или снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также на улучшение экологических показателей в целях получения прибыли или другой выгоды [5]. Экобизнес - сфера экономики, которая включает в себя:

1) предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство специального оборудования, экологически чистых автомобилей, приборов для мониторинга, службы экологической экспертизы);

2) предприятия с ресурсосберегающей технологией (рециклирование, альтернативная энергетика, производство товаров с маркой «экологически безопасных»);

3) предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды (создание экологически благоустроенных мест в городе, дизайн для учреждений и промышленных предприятий);

4) учреждения, финансирующие экологическое просвещение.

Таким образом, экобизнес в сфере возобновляемых источников энергии - деятельность компаний, направленная на генерацию, передачу и сбыт электроэнергии, полученной из альтернативных источников энергии, в целях получения прибыли или другой выгоды. Под

альтернативными источниками энергии понимаются возобновляемые ресурсы (солнечные, ветряные, гидроресурсы, биотопливо и прочее), которые заменяют собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом газе и угле, которые при сгорании выделяют в атмосферу углекислый газ, способствующий росту парникового эффекта и глобальному потеплению [3].

Экобизнес в сфере возобновляемых источников энергии является достаточно новым для российской практики, в частности в сфере солнечных и ветряных электростанций, и требует реформирования отрасли [2]. При этом, объективная оценка стоимости бизнеса предприятий и их активов, и, как следствие, стоимостная концепция управления - одни из наиболее важных условий успешной реализации преобразований в отрасли возобновляемых источников энергии на каждом этапе реформирования.

Оценка позволяет учесть не только все особенности экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, но также соблюсти интересы акционеров, кредиторов и инвесторов. Играя важную роль в процессе нормального функционирования предприятий электроэнергетики, оценка стоимости компаний и их активов приобретает еще большее значение в период реформирования и, особенно, на его заключительных этапах.

Ситуация, которая сегодня сложилась в российской электроэнергетике, позволила накопить относительно богатый практический опыт оценки предприятий данной отрасли. Но, вместе с тем, в настоящее время остается большое количество проблем и «белых пятен» в методиках оценки предприятий электроэнергетики в сфере возобновляемых источников энергии. В связи с теми изменениями, которые произошли в отрасли, нужно более точно проанализировать особенности и возможности применения различных подходов к оценке, а также определить те ключевые факторы, которые в наибольшей степени влияют на стоимость экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии.

Необходимость дальнейшего развития теории и разработки практических предложений, направленных на совершенствование оценки стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, а также недостаточная разработанность данной проблемы в российской экономической литературе обуславливают актуальность данного вопроса.

Факторы стоимости

Ключевые факторы стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии можно систематизировать в пять групп:

• макроэкономические факторы (темпы экономического роста, объем промышленного производства, уровень инфляции, действующие процентные ставки, обменный курс валют, налоговые ставки);

• отраслевые факторы (энергоемкость ВВП и основных отраслей промышленности, динамика спроса на электроэнергию, динамика экспорта/импорта электроэнергии, динамика баланса мощностей в стране в целом, динамика общего производства электроэнергии по отраслям, прогнозируемые тарифы и цены на энергоносители для производства тепла и электроэнергии, прогнозируемые оптовые и розничные тарифы на тепло и электроэнергию, прогнозируемая потребность во вводе новых мощностей);

• региональные факторы (спрос на электроэнергию и тепло в регионе, региональные тарифы на электроэнергию, баланс мощностей и объем производства в регионе);

• факторы роста (резерв мощностей, конкурентное окружение, потенциал расширения);

• факторы риска (нарушение паритет цен, приобретение электроэнергетических активов поставщиками топлива, конкуренция со стороны малой энергетики).

При этом анализ специфических факторов необходимо проводить в разрезе видов деятельности (генерация, передача, сбыт электроэнергии).

В настоящее время сохраняется значительная неопределенность относительно дальнейшего развития экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, однако некоторые параметры останутся неизменными и могут быть оценены уже сейчас [6]. Выделение ключевых факторов стоимости придает процедуре оценки реалистичность, так

как помогает непосредственно определить и понять, как их изменение влияет на стоимость предприятия. Кроме того, выделение ключевых факторов стоимости может служить базой для формирования основных допущений в процессе проведения работ по оценке бизнеса и активов экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии.

Особенности оценки в рамках доходного подхода

Вторая группа проблем касается анализа существующих подходов и методик к оценке экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, выявления особенностей и проблем их применения в условиях российской действительности.

Одним из основных подходов к оценке бизнеса является доходный поход [1]. Как показал проведенный анализ, в условиях структурного реформирования отрасли возобновляемых источников энергии основополагающую роль в формировании стоимости энергетических компаний играют именно результаты доходного подхода. Отличительной особенностью и главным его достоинством является то, что он позволяет учесть несистематические изменения потока доходов, которые нельзя описать какой-либо математической моделью. Также доходный подход к оценке бизнеса позволяет учесть в расчетах инвестиционную составляющую. Это только усиливает его значимость, так как одна из основных целей проведения реформ - привлечение инвестиций в отрасль.

Однако существуют определенные трудности в применении методов доходного подхода к оценке экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии. Так, например, ввиду отсутствия достаточных ретроспективных данных функционирования экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии в российской практике, анализ финансово -хозяйственных показателей вызывает много сложностей. Отсутствие стабильных исторических показателей по доходам и расходам компаний затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков от бизнеса.

Кроме того, особенностью экобизнеса, выявленной в ходе анализа, является длительный период возврата инвестиций. Это требует составления долгосрочных прогнозов для анализа и учета возможных инвестиционных рисков, а также их влияния на денежные потоки компаний.

Сложность состоит и в том, что в модели денежных потоков приходится учитывать период до и после полной стабилизации рынка. При этом алгоритм формирования доходов и расходов в течение данных периодов имеет свои специфические отличия. Так, до завершения полной стабилизации рынка возобновляемой энергии, необходимо учитывать прогноз цен, основанный на принципе регулируемых тарифов на оказываемые услуги, а также учитывать прогноз уровня оптовых и розничных цен. Начиная с момента полной стабилизации рынка возобновляемой энергии, расчет выручки должен основываться на прогнозируемых оптовых рыночных ценах на электроэнергию, а, кроме того, нужно принимать во внимание наличие двусторонних договоров, объемы поставок электроэнергии в рамках исполнения функций гарантирующих поставщиков и прочие факторы. Ситуацию осложняет тот факт, что реалистичные прогнозы развития отрасли после полной стабилизации рынка возобновляемой энергии отсутствуют.

Таким образом, хотя доходный подход является основополагающим при определении стоимости экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, в ходе проведения работ по оценке необходимо проявлять осторожность в процессе построения денежных потоков на длительный период времени в условиях отсутствия реалистичных прогнозов развития отрасли.

Выводы

Таким образом, экобизнес (или экологический бизнес) - это инициативная хозяйственная деятельность с учетом экологических требований, направленная на избежание и/или снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также на улучшение экологических показателей в целях получения прибыли или другой выгоды. Одним из основных видов экобизнеса является экобизнес в сфере возобновляемых источников энергии.

Применение доходного подхода к оценке экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии в отсутствии достаточной и стабильной информации по компаниям в российской практике, а также невозможности построения долгосрочных прогнозов до момента стабилизации рынка, вызывает необходимость анализа зарубежных компаний в сфере возобновляемых источников энергии на предмет выделения основных статей расходов компании и порядка формирования выручки с учетом отраслевой специфики бизнеса.

При расчете доходного подхода также необходимо учесть специфические риски экобизнеса в сфере возобновляемых источников энергии, например, в ходе построения ставки дисконтирования, для определения величины премии за специфический риск подобных компаний, помимо стандартных рисков (зависимость от ключевых потребителей, сотрудников, качество управления и прочее), необходимо принимать во внимание такие риски как:

• падение спроса на возобновляемую энергию;

• риск замедления реформирования отрасли возобновляемой энергии;

• конкурентная среда;

• региональные факторы;

• территориальные факторы.

Литература

1. Грязнова А. Г., ФедотоваМ. А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2009.

2. Зубков А. В. Эко-бизнес: миф или перспектива для российского бизнеса. Российское предпринимательство. № 23 (245), декабрь 2013 г. С. 104-111.

3. Саблин Р. Зеленый Драйвер. Код к экологичной жизни в городе. М.: Издательство «Зеленая Книга», 2012.

4. Международный союз охраны природы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iucn.org/ (дата обращения: 29.04.2016).

5. Школа экологического предпринимательства ШЭПР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shepr.ru/ (дата обращения: 07.05.2016).

6. Dauvergne P., Lister J. Eco-Business. A Big-Brand Takeover of Sustainability / Peter Dauvergne and Jane Lister. The MIT Press. Cambridge. Massachusetts. London. England, 2013.

Особенности методов управления брендом на различных этапах

его жизненного цикла Нилова В. В.

Нилова Виктория Владиленовна / Nilova Viktoriya Vladilenovna - аспирант, департамент менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в развитых рыночных системах управление брендом как процесс его создания и продвижения охватывает весь жизненный цикл товара и (или) компании. В данной статье характеризуется совокупность методов управления брендом, применяемая на каждой стадии его жизненного цикла. В заключении делается вывод о необходимости выбора методов, обеспечивающих максимальный результат при минимальных затратах, соответствующих определенной стадии существования бренда.

Ключевые слова: бренд, жизненный цикл, управление брендом, позиционирование, продвижение бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.