Научная статья на тему 'Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения'

Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
508
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТИП / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / ДИСКРИМИНАЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ / EVALUATION / ETHNOCULTURAL TYPE / APPEARANCE / DISCRIMINATION RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабунская Вера Александровна, Бзезян Анастасия Амбарцумовна

В статье с позиций психологии социального познания рассматривается феномен оценивания этнокультурных типов внешнего облика. Приводятся результаты сравнительного анализа эстетических оценок, привлекательности и степени соответствия гендеру различных компонентов (лица, телосложения, оформления) этнокультурных типов внешнего облика, в качестве которых рассматриваются «славянский тип внешнего облика», «кавказский тип внешнего облика» и «азиатский тип внешнего облика». На основе 30 видов оценок типов внешнего облика сделаны выводы о том, что: оценки внешнего облика обусловлены его принадлежностью к определенному этнокультурному типу; дискриминационное отношение молодых людей в большей степени проявляется к лицам с «азиатским типом внешнего облика»; на выраженность дискриминации оказывает влияние гендер объекта оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лабунская Вера Александровна, Бзезян Анастасия Амбарцумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Evaluation of Various Components of Ethnocultural Types of Facial Appearance as a Manifestation of the Discriminating Relation

The article deals with the phenomenon of evaluation of ethnocultural types of facial appearance from a position of the psychology of social knowledge. The article brings forward the results of the comparative analysis of esthetic evaluation of attractiveness and the degree of equivalence of various components (face, constitution, appearance) of ethnocultural types of facial appearance to gender; these are "Slavic type of appearance", "Caucasian type of appearance", and "Asian type of appearance". On the basis of 30 kinds of evaluation of facial appearance types the authors have made the following conclusions: they evaluate facial appearance on the basis of own belonging to a certain ethnocultural type; more often young people discriminate against the persons with "Asian type of appearance"; the gender of the evaluation object influences the expressiveness of discrimination.

Текст научной работы на тему «Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения»

Лабунская В.А., Бзезян A.A.

Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения

В статье с позиций психологии социального познания рассматривается феномен оценивания этнокультурных типов внешнего облика. Приводятся результаты сравнительного анализа эстетических оценок, привлекательности и степени соответствия гендеру различных компонентов (лица, телосложения, оформления) этнокультурных типов внешнего облика, в качестве которых рассматриваются «славянский тип внешнего облика», «кавказский тип внешнего облика» и «азиатский тип внешнего облика». На основе 30 видов оценок типов внешнего облика сделаны выводы о том, что: оценки внешнего облика обусловлены его принадлежностью к определенному этнокультурному типу; дискриминационное отношение молодых людей в большей степени проявляется к лицам с «азиатским типом внешнего облика»; на выраженность дискриминации оказывает влияние гендер объекта оценивания.

Ключевые слова: оценка, этнокультурный тип, внешний облик, дискриминационное отношение.

Социальная психология внешнего облика (The Social Psychology of Facial Appearance), развиваемая как зарубежными, так и отечественными психологами [6, 8, 10, 12, 15], адаптировала различные теоретические подходы к пониманию функций внешнего облика в пространстве бытия человека. Одним из них является подход, сформировавшийся в рамках психологии социального познания, которая обращается к процессам категоризации, идентификации, оценивания и придает особое значение осмыслению проблем познания социальных явлений, отражающих непосредственный жизненный опыт каждого человека и различных социальных групп [2]. Вопрос о том, как и под влиянием каких факторов разворачиваются процессы категоризации, оценивания социальных явлений и объектов у «обыденного» человека, остается актуальным до настоящего времени.

В перечень социокультурных объектов и явлений, безусловно, входит внешний облик, категоризация, интерпретация, оценивание которого осуществляется на протяжении всей жизни человека, и с позиций психологии социального познания находится под влиянием социокультурной ситуации и соответствующей ей системы ценностей. Многие исследователи утверждают, что негативные образы, стереотипы, предрассудки, являющиеся результатом сравнения, оценивания социальных объектов, входят как когнитивные компоненты в структуру дискриминационного отношения к Другому, что изучая данные явления, мы можем определить степень выраженности дискриминационного отношения. Учитывая вышесказанное, можно считать, что особенности оценивания внешнего облика являются показателями выраженности дискриминационного отношения к Другому.

На протяжении последних десятилетий проблема оценивания внешнего облика как проявления отношения к Другому, стала изучаться не только в контексте межличностного общения [7, 10], но и межгруппового взаимодействия. Внешний облик человека, состоящий из различных компонентов, все чаще становится предметом эмпирических исследований в области этнической и кросс-культурной психологии. Известно, что конструирование внешнего облика в соответствии с требованиями этнической группы является одной из самых распространенных обыденных практик демонстрации своей этнической идентичности [1, 11]. Не менее важным является и тот факт, что отчуждение от этнической группы также сопровождается, прежде всего, изменением своего внешнего облика. Об этом свидетельствуют выводы работ [4], в которых рассматриваются этнические мотивы изменения внешнего облика, актуализированные задачами адаптации к новой инокультурной среде, а также проявлениями лукизма (дискриминации по внешности) [12, 14, 16], которые усиливаются в ситуации восприятия атипичного в этнокультурном плане внешнего облика.

В современных работах обращается внимание не только на расовый тип внешнего облика и особенности его восприятия, но и на типы внешнего облика народов, отличающихся степенью выраженности в них определенных черт. Вывод о том, что особенности внешности позволяют отличать «своего» от «чужого», постоянно подтверждается в исследованиях и дополняется размышлениями о том, что образ внешнего облика «...является структурным компонентом сознания члена каждой национально-исторической общности» [8, с. 238].

В процессе изучения различных механизмов межгруппового восприятия был открыт ряд феноменов: «физиогномический редукционизм» [1], «кросс-расовый эффект» [8], «дискриминация по внешности в различных сферах жизнедеятельности» [12, 14, 16]. Исследователи, учитывая достижения современной психологии, обращаются к изучению особенностей восприятия расовых типов внешнего облика [3], исследованию антропоэстетических предпочтений в разных этнотерриториальных группах [8], рассмотрению микродинамики оценки индивидуально-психологических особенностей представителей различных расовых групп [5], а также изучению эм-патии в ситуациях взаимодействия с представителем другой культуры [9]. Вместе с этим, до последнего времени, на периферии внимания социальных психологов остается проблема оценивания типов внешнего облика, категоризация которых осуществляется в большей мере на основе обыденных обозначений, например, «лица кавказской национальности», «лица славянской внешности». Эти обозначения типов внешнего облика проникают в различные сферы жизнедеятельности, приводя, по мнению В.Н. Ярской [13], к эскалации «расистского дискурса», актуализации негативных установок к представителям этнокультурных групп, формированию «языка вражды». Исследования, проведенные в Московском метро, на которые ссылается В. Манукян (2008), показали, что у людей не «со славянским типом внешнего облика» в 22 раза возрастает риск быть остановленными полицейским, чем у лиц со славянским типом внешнего облика. Такого рода факты ставят задачу изучения оценок типов внешнего облика как проявления лукизма, т. е. дискриминации

Другого, порожденной особенностями внешнего облика, закрепленными в словосочетаниях, входящих в «расистский дискурс». Обозначенная проблема является особенно актуальной для тех регионов России, в которых проживают различные этнокультурные группы, отличающиеся типом внешнего облика. К таким регионам можно отнести Южный федеральный округ, в котором традиционно проживают, выражаясь обыденным языком, «лица кавказской внешности», «лица славянской внешности» и «лица азиатской внешности». В научной литературе эти типы внешнего облика обозначаются, как «славянский тип внешнего облика», «кавказский тип внешнего облика», «азиатский тип внешнего облика».

Таким образом, цель исследования заключалась в определении особенностей оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявления дискриминационного отношения. Учитывая влияние гендерного дискурса на процессы категоризации, сравнения, оценивания, гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: оценки внешнего облика могут быть обусловлены его принадлежностью к определенному этнокультурному типу и отличаться в результате влияния гендера объекта оценки.

Процедура и методики исследования

На первом этапе исследования с помощью методики «Идентификация визуальных репрезентаций этнокультурных типов внешнего облика», разработанной на основе методики К.И. Ананьевой [3], предъявлялись фотоизображения женского и мужского лица, относящиеся к северо-русскому, южно-азиатскому, кавказскому типам. Перед участниками исследования стояла задача соотнести фотоизображения различных типов внешнего облика с такими вербальными обозначениями, как «славянский внешний облик», «кавказский внешний облик» и «азиатский внешний облик». На этом этапе исследования были получены данные, которые свидетельствуют о том, что участники исследования (более 90 %) четко соотносят вербальные обозначения типов внешнего облика с их визуальными репрезентациями, иными словами, у них сложились образы «славянского, кавказского и азиатского типов внешнего облика». Следовательно, на следующих этапах исследования можно было отказаться от визуальных репрезентаций типов внешнего облика и использовать их обозначения, которые актуализируют сформировавшиеся образы и входящие в них эмоционально-оценочные суждения. На втором этапе исследования применялся опросник, созданный на основе методики «Оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам», разработанная В.А. Лабунской [6, 7]. Отличие применяемого в исследовании опросника от базовой методики заключается в том, что в нем в качестве объектов оценки выступают типы внешнего облика: «славянский внешний облик», «кавказский внешний облик», «азиатский внешний облик». Участникам исследования предлагается оценить по 10-балльной системе степень соответствия суждений определенному типу внешнего облика. Суждения, предлагаемые для оценки, в данном исследовании группируются в соответствии с основными функциями внешнего облика, рассматриваемыми в ряде работ [6, 10, 12, 15]. Прежде всего,

это выполнение внешним обликом эстетических функций: красивый - некрасивый, а также эмоционально-эстетических: выразительный - невыразительный; притягательный - непритягательный (аттрактивный); обаятельный - необаятельный. Данный тип суждений был назван «Эстетическая оценка внешнего облика». Не менее важной функцией внешнего облика является: функция регуляции отношений и взаимоотношений, в том числе отношений между мужчинами и женщинами. Данная функция внешнего облика традиционно называется «Привлекательность внешнего облика для противоположного пола». Вместе с ней внешнему облику приписывается функция конструирования гендера и репрезентации «мужественности - женственности» [12, 15]. Эта функция названа в исследовании «Степень соответствия внешнего облика тендеру». Участники исследования должны были оценить типы внешнего облика на основе суждений, отражающих базовые функции трех компонентов внешнего облика: лицо, телосложение, оформление внешнего облика. Кроме этого, участники исследования оценивали типы внешнего облика, исходя из их гендерной принадлежности. Таким образом, в результате изучения оценок внешнего облика и его компонентов («славянский внешний облик (женщина, мужчина)», «кавказский внешний облик (женщина, мужчина)», «азиатский внешний облик (женщина, мужчина)»), были получены 30 видов оценок: «эстетические оценки лица, телосложения, оформления внешнего облика»; «оценки привлекательности внешнего облика для противоположного пола»; «оценки соответствия внешнего облика гендеру (мужественность-женственность внешнего облика).

С целью определения различий между оценками «славянского внешнего облика» (мужчины - женщины), «кавказского внешнего облика» (мужчины - женщины) и «азиатского внешнего облика» (мужчины - женщины) применялся непараметрический Z-критерий Вилкоксона (программа SPSS 16.00).

В исследовании приняли участие студенты - 37 женщин и 15 мужчин в возрасте от 19 до 25 лет, большинство из которых четко идентифицируют себя с этнической группой «русские».

Результаты и выводы

Сравнительный анализ 30 видов оценок типов внешнего облика, принадлежащих определенным этнокультурным группам, показал, что существуют значимые различия (при р < 0,001) в оценках типов внешнего облика женщин и мужчин, принадлежащих к определенным этнокультурным группам.

1. «Эстетические оценки лица» женщин - представительниц «славянского типа внешнего облика» значимо выше, чем «Эстетические оценки лица» женщин -представительниц «азиатского и кавказского типов внешнего облика»^ = -5,758; Z = -4,251). «Эстетические оценки лица» женщин - представительниц «кавказского типа внешнего облика» значимо выше, чем «Эстетические оценки лица» женщин - представительниц «азиатского типа внешнего облика» (Z = -3,826). Такая же закономерность наблюдается в эстетических оценках телосложения женщин -представительниц «славянского, кавказского и азиатского типов внешнего облика» (Z = -3,838; Z = -5,156; Z = -1,930 при p = 0,054).

2. Значимые различия обнаружены также в оценках такого компонента внешнего облика, как оформление внешнего облика (одежда, прическа, макияж, другие аксессуары): «Эстетические оценки оформления внешнего облика» женщин - представительниц «славянского типа внешнего облика» значимо выше, чем «Эстетические оценки оформления внешнего облика» женщин - представительниц «азиатского и кавказского типов внешнего облика» (Т = -4,628; Т = -5,045). В отличие от приведенных выше данных нами не обнаружены различия между «Эстетическими оценками оформления внешнего облика» женщинами - представительницами «азиатского и кавказского типов внешнего облика».

3. «Эстетические оценки лица» мужчин - представителей «славянского типа внешнего облика» значимо выше, чем «Эстетические оценки лица» мужчин - представителей «азиатского и кавказского типов внешнего облика» (т = 3,748; т = 5,713). «Эстетические оценки лица» мужчин - представителей «кавказского типа внешнего облика» значимо выше, чем «Эстетические оценки лица» мужчин - представителей «азиатского типа внешнего облика» (т=-2,593). Такая же закономерность наблюдается в эстетических оценках телосложения мужчин - представителей «славянского, кавказского и азиатского типов внешнего облика». Телосложение мужчин, принадлежащих к «славянскому типу внешнего облика», оценивается значимо выше, чем телосложение мужчин, принадлежащих к «азиатскому и кавказскому типам внешнего облика» (Т = -3,431; Т = -5,356). «Эстетические оценки оформления внешнего облика» мужчин - представителей «славянского типа внешнего облика» значимо выше, чем «Эстетические оценки оформления внешнего облика» мужчин - представителей «азиатского и кавказского типов внешнего облика» (Т = -5,076, Т = -5,226).

4. Обнаружены значимые различия между «Оценками привлекательности типов внешнего облика для противоположного пола». «Оценки привлекательности женского и мужского славянского типа внешнего облика для противоположного пола» значимо выше, чем «Оценки привлекательности женского и мужского кавказского и азиатского типов внешнего облика для противоположного пола» (при р < 0,001). Самые низкие «Оценки привлекательности внешнего облика для противоположного пола» получает женский и мужской тип азиатского внешнего облика.

5. «Степень соответствия внешнего облика гендеру (мужественность -женственность)» также оценивалась в зависимости от типа внешнего облика. «Женский славянский тип внешнего облика» оценивается как более женственный, чем «женский кавказский и азиатский типы внешнего облика» (Т = -4,720; Т = -6,126). «Мужской славянский тип внешнего облика» получает более высокие оценки степени соответствия гендеру (мужественность), чем «мужской кавказский и азиатский типы внешнего облика», но «мужской кавказский тип внешнего облика» оценивается как более мужественный, чем «мужской азиатский тип внешнего облика» (при р < 0,001).

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что дискриминационное отношение к группам с определенным типом внешнего

облика выражается в различных уровнях оценок компонентов внешнего облика и в таких его интегральных характеристиках, как привлекательность внешнего облика для другого человека, презентация феминности-маскулинности. Обнаруженные проявления дискриминации относятся к сфере предубеждений. Эти предубеждения заключаются в том, что русские студенты (большинство участников исследования) считают, что как мужчины, так и женщины, имеющие «славянский тип внешнего облика», являются более красивыми, аттрактивными, обаятельными, привлекательными для другого человека, более мужественными и или женственными, чем обладатели «кавказского или азиатского типа внешнего облика». Дискриминационное отношение, представленное в различных видах оценок, в большей степени проявилось к людям с «азиатским типом внешнего облика».

Литература

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.

2. Андреева Г.М. B поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI в. // Социальная психология в современном мире. - М., 2002. - С. 9-26.

3. Барабанщиков В.А., Ананьева К.И. Восприятие Фотоизображений лиц людей разной расовой принадлежности // Вестник РУДН. - серия «Психология и педагогика». - 2009. - № 1. - С. 7-12.

4. Гилман Сандер Л. Этнические вопросы в эстетической хирургии / Чужое лицо. -М.: Аст-Астрель, 2006. - С. 111-138.

5. Демидов А.А., Ананьва К.И. Микродинамика оценки индивидуально-психологических особенностей представителей различных расовых групп // Экспериментальная психология. - 2010.-Т. 3. - №4.- С. 104-118.

6. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - C. 26-39.

7. Лабунская В.А. Самооценка внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - Ч. 1. - С. 331-338.

8. Лицо человека как средство общения. Междисциплинарный подход. -М.: Когито-Центр, 2012.

9. Менджерицкая Ю.А. Точность эмпатии в ситуациях взаимодействия с представителем другой культуры // Российский психологический журнал. - 2008. -№ 4. - С. 15-19.

10. Панферов В.Н. Психология человеческих отношений. - СПб: АННО ИПП, 2009.

11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М.: Аспект Пресс, 2003.

12. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. - СПб: Питер, 2009.

13. Ярская В.Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. - 2012. - № 6. - С. 46-53.

14. Puhl R., Brownell K.D. Bias discrimination and obesity // Obesity Research. 2001, no. 9, pp.788-805.

15. The Social Psychology of Facial Appearance by R. Bull, N. Rumsey. - New York:Springer-Verlag.1988.

16. Tietje Louis, Cresap Steven Is lookism unjust? - The ethics of aesthetics and public policy implications// Journal of Libertarian Studies. 2005,Vol. 19, no. 2, pp. 31-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.