Научная статья на тему 'Особенности оценивания профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе'

Особенности оценивания профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИМЕТРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОГНОЗ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунтурова Надежда Борисовна

Предложен оригинальный аппарат оценивания профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов. Аппарат включает алгоритм расчета коэффициента профессиональной компетентности, который позволяет диагностировать качество профессиональной подготовки и является эффективным инструментом (средством), используемым при оценке степени готовности специалиста к продуктивному решению профессиональных задач. Использование алгоритма в практике управленческой деятельности вуза способствует выявлению перспектив развития обучаемых и позволяет решить задачу повышения эффективности использования выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунтурова Надежда Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An original estimation apparatus of professional competence in the specialists training system is offered. This apparatus includes the calculation algorithm of the professional competence factor, which allows to diagnose the quality of the professional training and is an efficient instrument (the method), used for estimation of specialist's readiness degree for productive decision of the professional tasks. Use of the algorithm in practice of the high school management activity promotes revealing of the development prospects of the trained specialists and allows solving problem of effectiveness increasing of the graduates use.

Текст научной работы на тему «Особенности оценивания профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе»

Рассмотрим реальный процесс: при осуществлении приема на обучение в магистратуру претендентов 80 человек, набирают же всего 50 слушателей (рис. 2).

1. При наборе без методики формирования структурных групп кандидатов на поступление в магистратуру с прогнозируемой успешностью результата их обучения взяли бы всех — 80 человек. Из них 42 + 14 = 56 человек будут успешно обучаться, т. е. коэффициент успешности у = 56/80 = 0,7.

2. При наборе с учетом методики формирования структурных групп кандидатов на поступление в магистратуру с прогнозируемой успешностью результата их обучения: 42 + 8 = 50; из них успешно обучающиеся составляют 38 человек, а коэффициент у = 42/50 = 0,84.

Методика распределения кандидатов на поступление в магистратуру на структурные группы значительно увеличивает качество приема на факультет.

Принадлежность слушателей к структурным группам - важный фактор, определяющий ус-

пех обучения и воспитания в магистратуре вузов силовых структур.

Значительное место в методике (рис. 3) занимает выбор способа формализации информации, полученной о каждом из кандидатов. В качестве аппарата формализации основных отношений структуры используется матричный метод.

Исследование кандидатов на поступление с различным характером успешности (высоко-, средне- и малоуспешные) выявило значимые различия между слушателями из числа принятых кандидатов, что свидетельствует о различных возможностях выпускников с разными показателями коэффициента профессиональной компетентности.

Предлагаемая методика обеспечивает структурирование группы кандидатов, принимающих участие в отборе, на группы (высоко-, средне-, малоуспешные). Существенное отличие предлагаемого подхода к набору слушателей в магистратуру вузов силовых структур — использование современного математического аппарата обработки информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. Ч. 1,2. М.: Знание, 1980. 81 с.

2. Суходольский Г.В. Математико-психологические модели деятельности. СПб., 1994. 62 с.

УДК 355.4.6(2).301

Н.Б. Кунтурова

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста происходит в процессе его обучения и саморазвития в вузе. Изучение процессов и результатов собственной деятельности обусловливает образование у обучаемых свойств, способствующих формированию их готовности к самостоятельному решению предстоящих задач, требующих компетентности и мастерства. Профессиональная компетентность как определенный процесс имеет стадии, или

фазы: начало, развитие (экстенсивное, интенсивное, стагнация, деградация и др.), окончание.

В современной психолого-педагогической литературе вопрос исследования профессиональной компетентности связывают с уровнем подготовки специалиста. Причем и уровень подготовки определяют как уровень усвоения компетентности: максимально возможный, достаточный, необходимый. Но измерений уровня профессиональной компетентности, ос-

Г

нованных на параметрических методах исследования, нет.

Целью авторского исследования была разработка эффективного научно-методического аппарата оценивания профессиональной компетентности будущих специалистов силовых ведомств в процессе их вузовского образования.

Рассматривая процесс обучения в вузе как некоторую операцию С?, состоящую из последовательных этапов — семестров, можно представить результаты семестровых экзаменов как контроль процесса обучения.

В качестве исходных данных могут выступать: количество обучаемых, время обучения и множество возможных результатов сдачи семестровых экзаменов. Характеристики этих случайных величин могут быть получены статистическим путем. Пусть факторы влияющие на результаты сдачи экзаменов, представляют собой случайные величины с вероятностными характеристиками, тогда показатель эффективности IV, зависящий от них, также величина случайная. При таких условиях максимизировать случайную величину невозможно, она остается случайной и неконтролируемой. Если заменить £ их средними значениями, задача становится детерминированной и может быть решена. Факторами, от которых зависит успешность операции, также являются: заданные, заранее известные факторы а (условия выполнения операции); зависящие от обучаемого решения х.

На успех операции С? можно влиять, выбирая решение*, при этом случайные факторы 4 и а могут быть заменены средними значениями, тогда показатель эффективности ^зависит от этих случайных величин и случаен. В качестве показателя эффективности выберем среднее значение этой случайной величины IV = М\\У] и такое решение*, при которых этот усредненный по условиям показатель обращается в максимум:

& = а,*,£)]=> шах. (1)

Эффективность каждой отдельной операции, проводимой при конкретных значениях случайных факторов а и может сильно отличаться от ожидаемой как в большую, так и меньшую сторону. При оптимизации операции "в среднем" из-за большого числа повторений происходит компенсация ее результата.

Параметры процесса (? можно описать. На каждом шаге выбирается решение, от которого зависит эффективность данного шага по отно-

шению к эффективности операции в целом. Примем эти шаговые решения заде,, х2, х3,..., хт\

X— (Х|, *3> •••• хт)-

Каждое шаговое решение — суммарный результат, который зависит от переменной ул — экзаменационной оценки, принимающей возможные значения из множества <3; 4; 5}. Управление в данном случае — это выбор одного из решений. Если X* — решение, при котором достигается максимальная эффективность

т

IV = ил => шах, (2)

то это оптимальное решение. Оно состоит из совокупности оптимальных шаговых решений:

А*...,*„*). (3)

Максимальная эффективность в этом случае

пих

IV'= ^{1¥(х)}. (4)

Чтобы диагностировать качество результатов деятельности обучаемых, нужен оценивающий показатель — обобщенная интегральная оценка — мера качества, выражающая степень достижений поставленных целей с учетом совокупных затрат. В качестве такого результирующего показателя качества обучения может служить коэффициент профессиональной компетентности /?. Это количественный дифференциальный показатель профессионального потенциала каждого выпускника. Для расчета коэффициента использовались результаты сдачи экзаменов, рассматриваемые в качестве экспертных оценок. Оценивались теоретические знания, умения и практические навыки, приобретенные выпускником в процессе обучения и стажировок. Если оценка по дисциплине^, коэффициент нагрузки по дисциплине г— Г-100 %, где I— время, отводимое на изучение дисциплины, то параметр качества усвоения учебной информации g — гу1к. Тогда фактическая эффективность каждого обучаемого

+ + (5)

п

где при / = 3,5. Максимально воз-

можный результат эффективности обучения при этом составит

(6) 195

Г

Тогда можно вычислить коэффициент оценивания профессиональной компетентности каждого выпускника:

ИЛ 12/5(Уг(3-3 + УГ/4-4) + УГ«-5

/? = =-^ 13 ^ ' 100 %.(7)

Уг-5

ГП4Х / .

Если принять общее число предметов, по которым выставляется экспертная оценка, за л, а число обучаемых в конкретной группе за р, то количество принятых решений будет Хт, где т — число шагов (число сессий). Тогда можно рассчитать величину суммарного коэффициента профессиональной компетентности для всей группы. В этом случае эффективность конкретной группы обучаемых составит

№т = Ххг (8)

Величина коэффициента профессиональной компетентности группы обучаемых

R =

Ел

w

(9)

о/Я

где 1Уор1 = рЕг-5 - максимально возможная эффективность группы.

В системе с дискретными состояниями можно оценить динамический коэффициент компетентности группы в целом на каждом шаге у.

W

(10)

W opt rp

По своей сути коэффициент профессиональной компетентности Лесть оценка меры продуктивности профессиональной деятельности выпускника. Эта формула дает возможность вычислять коэффициент профессиональной компетентности для исследуемой выборки обучаемых. Алгоритм его вычисления представлен на рис. I.

На основании проведенного экспертного и кластерного анализа отзывы на выпускников были разделены на пять уровней (I—V), соответствующих различным показателям качества профессиональной подготовки. В процессе исследования выявлена положительная связь между коэффициентом профессиональной компетентности каждого конкретного выпускника, вычисленного на основании результатов обучения в вузе, и реальной успешностью его профессиональной деятельности на первичной должности.

В процессе исследования при анализе выпуска (125 чел.) рассматривался закон распределения наблюдаемой случайной величины R. Были получены результаты, свидетельствующие о том, что коэффициент профессиональной компетентности /?как случайная величина имеет нормальное распределение. Значения коэффициента профессиональной компетентности изменяются в границах от 100 до 36 единиц.

На основании проведенных расчетов можно приближенно определить гипотетический закон распределения случайной величины — коэффициента профессиональной компетентности Ни проверить гипотезу о виде закона распределения.

Данные расчета коэффициента профессиональной компетентности Л был и представлены в сгруппированном виде, и осуществлено сравнение эмпирической и теоретической функции распределения Длс), для этого был использован критерий х".

Графики эмпирической и теоретической функции распределения изображены на рис. 2.

Критерий х2 позволил осуществлять проверку гипотезы о согласии: вычисленное значение Х2ЭМп = 122,56, критическое значение для уровня значимости а = 0,05 Хкрит = ' 57,61, Следовательно« Хэмм ^ Хкрит-

Можно сделать вывод о том, что F(x) = FN(X;Q), т. е. полученное эмпирическое распределение не отличается от нормального. Для увеличения совпадения с нормальным распределением данного эмпирического распределения случайной величины — коэффициента профессиональной компетентности R — необходимо увеличить выборку выпускников.

Таким образом, можно утверждать, что коэффициент профессиональной компетентности R как случайная величина имеет нормальное распределение.

При сравнении распределения, полученного опытным путем, выпускников с рассчитанным коэффициентом профессиональной компетентности R(2) по уровням профессиональной компетентности со значениями нормального распределения для коэффициента профессиональной компетентности R (1) (рис. 3) обнаружено их соответствие друг другу.

В выборке выпускников среднее арифметическое М-68, а стандартное отклонение а = 10,67.

Нормальное распределение характеризует такие случайные величины, на которые воздей-

Г

ствует большое количест во разнообразных факторов, причем сила воздействия одного отдельно взятого фактора значительно меньше суммы воздействий остальных факторов. В результате получается, что чаще наблюдаются некоторые срсд-ние значения измеряемого параметра, реже

крайние, и чем сильнее отличается какое-то значение от среднего, тем реже оно встречается.

Используя свойства нормального распределения, можно определитьпрогнозируемый процент выпускников, имеющих коэффициент профессиональной компетентности более 75 единиц.

F(x) Эмпирическая и теоретическая функции распределения

36

46,8

57,6

68,4

79,2

90,0

100.8

Рис. 2. Графики эмпирической (-

-) и теоретической (-

-) функций

распределения коэффициента профессиональной компетентности

-За -2а

M

+2а +3а

1-1-1-1-1-1-1-*

36 46,67 57,34 68 78,67 89,34 100 /?( 1)

36 49 62 75 88 100

I II III IV V

уровень уровень уровень уровень уровень

/?( 2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Сравнение распределения /?(2) по уровням (1—V) профессиональной компетентности с рассчитанными значениями нормального распределения /?(1)

Он составит примерно 15—17%. Для автоматизации этого процесса разработана программа на языке \1atlab 6.5.

Предложен аппарат оценивания профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов, включающий алгоритм расчета

коэффициента профессиональной компетентности, который позволяет диагностировать качество профессиональной подготовки и является эффективным инструментом (средством), используемым при оценке степени готовности специалиста к продуктивному решению профессиональных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В.В., Горский НЛ. Алгоритмы и программы структурного метода обработки данных. Л.: Наука, 1983. 367 с.

2. Вентцель Е.С. Исследование операций. М.,

1972.

3. Военная педагогика / Под ред. A.B. Бара-банщикова: ВПА. М., 1986. 268 с.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.