Научная статья на тему 'Особенности отношения пациентов стационарных учреждений здравоохранения города Красноярска к религии'

Особенности отношения пациентов стационарных учреждений здравоохранения города Красноярска к религии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / RELIGIOUS TOLERANCE / RELIGIOUS SELF-IDENTIFICATION / RELIGIOUS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Труфанов Д. О., Рафиков Р. Г., Кутумова О. Ю.

Проанализировано 300 опросных листов респондентов, пациентов КГБУЗ «Краевая клиническая больница» и МУЗ «Городская клиническая больница» г. Красноярск с целью изучения уровня религиозной самоидентификации, приверженности к религиозным практикам, оценки динамики ситуации в сфере религиозных отношений в Красноярском крае. Более половины опрошенных считают, что в последние годы ситуация в сфере религиозных отношений в России и Красноярском крае улучшается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of patient's attitude to religion in Healthcare Institutes of Krasnoyarsk region

We analyzed 300 questionnaires from the respondents who were patients of Regional Clinical Hospital and City Clinical Hospital in Krasnoyarsk. The aims were to study the rate of religious self-identification, commitment to religious activities; to estimate the dynamics in the sphere of religious relations in Krasnoyarsk Region. More than half of the respondents believe that during last years the situation in the sphere of religious relation became worthier in Russia and in Krasnoyarsk Region.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения пациентов стационарных учреждений здравоохранения города Красноярска к религии»

© ТРУФАНОВ Д.О., РАФИКОВ Р.Г., КУТУМОВА О.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА К РЕЛИГИИ

Д.О. Труфанов, Р.Г. Рафиков, О.Ю. Кутумова Красноярский филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, директор - канд. пед. наук Г.А. Овчинников; Управление общественных связей при губернаторе Красноярского края, рук. - Р. Г. Рафиков; Красноярский краевой Центр медицинской профилактики, рук. -

О.Ю. Кутумова.

Резюме. Проанализировано 300 опросных листов респондентов, пациентов КГБУЗ «Краевая клиническая больница» и МУЗ «Городская клиническая больница» г. Красноярск с целью изучения уровня религиозной самоидентификации, приверженности к религиозным практикам, оценки динамики ситуации в сфере религиозных отношений в Красноярском крае. Более половины опрошенных считают, что в последние годы ситуация в сфере религиозных отношений в России и Красноярском крае улучшается.

Ключевые слова: религиозная толерантность, религиозная

самоидентификация, религиозные практики.

Труфанов Дмитрий Олегович - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии ИППС СФУ; e-mail: krascmp@yandex.ru.

Рафиков Рашит Гиззатович - канд. ист. наук, заместитель начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края; e-mail: krascmp@yandex.ru.

Кутумова Ольга Юрьевна - канд. мед. наук, гл. врач КГБУЗ «Красноярский краевой центр медицинской профилактики»; e-mail: krascmp@yandex.ru.

Красноярский край традиционно отличает широкий поликонфессиональный состав. На начало 2009 года в регионе было зарегистрировано 283 религиозных организаций более чем трех десятков различных культов. Еще свыше тысячи незарегистрированных общин и объединений действует на правах религиозных групп. Специфика Красноярья заключается в численном преобладании Русской православной церкви, а также в традиционно сильных позициях протестантизма, ислама и католицизма; в южных районах края находится общероссийский центр Церкви Последнего завета (община Виссариона) [1].

В последние годы администрацией Красноярского края регулярно проводятся различные мониторинговые исследования уровня национальной и религиозной толерантности местного и пришлого населения, что весьма актуально в современных условиях активизации этнической миграции и развития сферы религиозных отношений. Однако изучение такой своеобразной целевой группы, как пациенты больниц, никогда ранее не осуществлялось. Между тем люди, получающие стационарное лечение в учреждениях здравоохранения, оказываются в весьма специфической социальной ситуации. С одной стороны, они находятся вне привычного социального контекста привычного уклада жизни, с другой - попадают в новый для них социум, где сталкиваются с необходимостью применять новые модели поведения. Наряду с этим, такие пациенты находятся в ситуации противостояния болезни, что в совокупности с упомянутыми выше обстоятельствами требует от них немалых психических и эмоциональных затрат. В сложившейся ситуации становится актуальной задача восстановления и поддержания личностных, эмоциональных, психических ресурсов пациентов и их компенсации. При нерешенности задачи компенсации данных затрат, снижается эффективность лечебных процедур -игнорируется существенный фактор, оказывающий влияние на процесс выздоровления пациентов.

Определенную компенсаторную функцию, как показывает практика работы ряда стационарных лечебных учреждений Красноярского края, способна осуществлять религия посредством религиозного просвещения и духовных практик. Религиозные практики во многих случаях способствуют гармонизации внутреннего мира пациента, стабилизируют его эмоциональный фон, создают условия для реализации его внутренних, духовных потребностей. Как отмечает А.Ю. Березанцев, «основной

фундаментальный аспект влияния религиозного опыта на личность — её реконструктивное действие через усвоение религиозного мифа и изменение духовной перспективы, что влечет за собой переоценку связей «личность — ситуация — болезнь» [2].

Социологические исследования отношения пациентов медицинских учреждений к религии, проведенные в Москве и Московской области, показывают, что большинство пациентов считают себя верующими и идентифицируют себя с традиционным российским православием [3]. Красноярский край не является исключением из данной тенденции. Начиная с 1996 года на территории Красноярского края активно развивается сотрудничество органов и учреждений здравоохранения с Русской православной церковью. На сегодняшний день 19 медицинских учреждений городов и районов края имеют на своей территории храмы или молельные комнаты, при них образованы православные братства трезвости и сестричества милосердия.

Поскольку религиозный компонент жизни россиян можно выяснить только с помощью научного исследования, то религиозную ситуацию целесообразно изучать с двух позиций. Первая рассматривает факторы религиозного

сознания в религиозных, межнациональных и иных общественных отношений. Вторая - влияние религиозных организаций на современную российскую политику, моделирование возможного общественнополитического поведения верующих в России. При этом, практический эффект прикладного исследования безусловно будет связан со степенью адекватности его результатов происходящему «здесь и сейчас» (добавим — в случае востребованности этих результатов для принятия социально значимых решений, или хотя бы для более совершенного научного осмысления связанных с религией процессов) [4, 5, 6, 17].

Специалистами Красноярского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права а также специалистами кафедры социологии отделения социологии и общественных связей Сибирского Федерального университета, по заказу управления общественных связей губернатора Красноярского края, при участии Красноярского краевого центра медицинской профилактики в ноябре 2008 год проведено исследование, объектом которого являлись отношения жителей Красноярского края к институту религии, а предметом исследования - отношение пациентов Красноярской краевой клинической больницы и Красноярской городской клинической больницы №1 к институту религии.

Цель исследования: изучить особенности отношения пациентов

стационарных учреждений здравоохранения Красноярска к институту религии.

Для достижения данной цели реализованы следующие задачи исследования:

1. выявить особенности религиозной самоидентификации пациентов Красноярской краевой клинической больницы и Красноярской городской клинической больницы №1;

2. выявить уровень религиозной толерантности упомянутой категории респондентов;

3. выявить востребованные религиозные практики, являющиеся предметом актуальных потребностей пациентов Красноярской краевой клинической больницы и городской клинической больницы №1;

4. сравнить показатели религиозной самоидентификации и религиозной толерантности пациентов Красноярской краевой клинической больницы и городской клинической больницы №1 и респондентов, не являющихся пациентами стационарных лечебных учреждений;

5. подвергнуть анализу особенности отношения пациентов Красноярской краевой клинической больницы и городской клинической больницы №1 к религии.

Материалы и методы

При выполнении данной работы применялись следующие методы исследования: анкетный опрос (300 опросных листов), контент-анализ ответов на открытые вопросы. Статистическая обработка полученных

материалов осуществлялась методами компьютерной обработки с помощью программы Excel.

Результаты и обсуждение

Полученные результаты исследования свидетельствуют, что абсолютное большинство (84%) опрошенных пациентов стационарных учреждений здравоохранения считает себя верующими людьми. При этом 78% респондентов причислили себя к последователям традиционного православного христианства, 6% - инославных культов, а 16% заявили, что не придерживаются никакой религии.

Как показал опрос, до половины респондентов полагают, что религиозные конфессии играют в целом позитивную роль в жизни Красноярского края (рис.1).

Рис. 1. Оценка респондентами роли религиозных конфессий в жизни Красноярского края.

Наибольшим авторитетом среди пациентов красноярских больниц пользуется Русская православная церковь. О своем доверии к данной конфессии заявили 85% респондентов (табл.). Довольно высокий показатель уровня доверия к другим традиционным для Сибири религиям - католицизму (20%) и исламу (16%), в меньшей степени - к буддизму (7%) и иудаизму (6%). Практически отказано в доверии всем протестантским деноминациям, Свидетелям Иеговы, членам общины Виссариона и Сознания Кришны (табл. 1).

Таблица 1

Уровень доверия всех респондентов к различным религиям

На интолерантные оценочные суждения опрошенных во многом повлияло отсутствие у них системных знаний по истории и сущности религий, слабая источниковая база и зачастую одиозный характер получаемой информации. Пациенты стационарных лечебных учреждений указывают, что наибольшее количество сведений о религии они почерпнули из средств массовой информации - телевидения (65%) и периодической печати (57%). Причем около половины респондентов получают информацию исключительно из масс-медийного пространства, что свидетельствует об огромной, даже можно сказать, гипертрофированной роли СМИ в формировании общественного мнения по вопросу отношения к религиозным культам. Наименее информативными в плане получения сведений о религии, по мнению респондентов, являются школа, соседи и друзья. Важными источниками информации о религии выступают семья, церковь и книжная литература - от 20 до 23% опрошенных указали, что получали большое количество такой информации из данных источников (табл. 2).

Таблица 2

Оценка всеми респондентами количества информации о религии, получаемой из

различных источников

Несмотря на высокий уровень «недоверия» к инославным культам 63% респондентов согласны с тем, что не следует разделять религии на «хорошие» и «плохие» (еще 22% затруднились ответить); а 65% опрошенных считают, что представители всех религиозных конфессий должны иметь равные права на существование (23% затруднились ответить). Таким образом, обнаружилось существенное противоречие во мнениях пациентов красноярских больниц. С одной стороны, свыше 2/3 опрошенных высказывают недоверие к тем или иным религиям, с другой стороны, практически столько же респондентов указывают, что нельзя делить религии на «хорошие» и «плохие» и их представители должны иметь равные права.

В таком положении вещей проявляется стремление опрошенных вести себя в соответствии с актуальными социальными конвенциями, действующими в их среде: респондент стремится следовать социальнонравственному императиву толерантности, существующему на социально-детерминированном уровне его ценностных ориентаций. Примечательно, что часть респондентов проявила готовность отказаться от межличностного дистанцирования в пользу гипотетической возможности

межконфессионального общения. Более половины (51-52%) опрошенных выразили готовность иметь представителя иного вероисповедания в качестве друга или коллеги по работе, 43% - в качестве соседа. А каждый третий (37%) считает возможными для себя даже родственные отношения с представителем иного вероисповедания на уровне супружеских отношений (табл.3).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос о том, согласны ли они взаимодействовать с представителем другого вероисповедания в том или ином

качестве

Анализ полученных результатов показывает, что выявленный очень высокий уровень религиозной самоидентификации (84%) пациентов красноярских клиник не соответствует реальному уровню их религиозности (под религиозностью здесь мы понимаем характеристику сознания и поведения человека, верующего в сверхъестественное). Так, обязательное требование для большинства религиозных институтов - еженедельное посещение церкви либо иного культового здания - выполняет лишь 4% респондентов из числа причисливших себя к той или иной религии. Еще 17% делает это один раз в месяц. Оставшиеся пациенты, считающиеся себя православными христианами, посещают храм, по их словам, в лучшем случае 2-3 раза в год (рис.2).

Рис. 2. Регулярность посещения церкви (иного культового здания).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство пациентов стационарных учреждений здравоохранения Красноярска

нуждаются в религиозных практиках и распространении информации о

религии в клиниках Красноярска. Из предложенных в социологической

анкете альтернатив наибольшее количество предпочтений респондентов получили такие формы религиозной практики, как создание при лечебных учреждениях храмов и молитвенных комнат (75%), проведение бесед со священником (73%), учреждение сестричеств милосердия (70%).

Наряду с этим респонденты приветствуют совершение в больницах религиозных обрядов (53%) и распространение религиозной литературы (49%). Как показали результаты исследования, потребность в упомянутых религиозных практиках и распространении информации о религии в лечебных учреждениях является наиболее актуальной для пациентов

Красноярской краевой клинической больницы и Красноярской городской больницы № 1, принявших участие в исследовании. В подвыборке

респондентов, не являющихся пациентами стационарных лечебных учреждений, актуальность потребностей в религиозных практиках существенно ниже.

Наибольшую актуальность религиозные практики имеют для нетрудоспособных респондентов из числа пациентов стационарных лечебных учреждений Красноярска (табл.4).

Во всех случаях, представленных в таблице, количество нетрудоспособных пациентов, осуществивших положительные выборы в отношении религиозных практик, выше количества положительных выборов трудоспособных респондентов.

Таблица 4

Отношение трудоспособных и нетрудоспособных пациентов стационарных учреждений здравоохранения Красноярска к религиозным практикам

Примечание: тр. - трудоспособные; н/тр. - нетрудоспособные.

Обратив внимание на несоответствие уровней религиозности и религиозной самоидентификации респондентов, мы предложили пациентам красноярских клиник открытый вопрос относительно предпочитаемых ими религиозных практик. Контент-анализ полученных ответов позволил следующим образом представить структуру данных предпочтений.

Первое ранговое место в иерархии упомянутых предпочтений занимает беседа со священнослужителем. С данной формой респонденты связывают возможность получения духовной помощи и поддержки больных, психологической поддержки, сочувствия и душевного внимания, поддержки веры пациентов в выздоровление и в будущее. На втором ранговом месте -совершение религиозных обрядов, с которыми пациенты связывают такие обряды, как исповедь, молитва, крещение. Третье ранговое место принадлежит религиозному просвещению. С данной формой респонденты связывают распространение в больницах религиозной литературы,

распространение религии и религиозного сознания, духовные наставления священнослужителя.

Следовательно, храмы и молитвенные комнаты, создаваемые при больницах, востребованы пациентами, прежде всего как средство, предоставляющее психологическую, духовную поддержку, формой

реализации которой является беседа со священнослужителем. В связи с этим, священнослужитель в своей деятельности должен реализовывать установку на проведение таких бесед с пациентами, осуществление религиозного просвещения, как внутри храма, так и за его пределами (в больничных палатах и корпусах).

Таким образом, как показали результаты проведенного исследования, пациенты стационарных учреждений здравоохранения Красноярска, принявшие участие в исследовании, в целом положительно оценивают роль религиозных конфессий в жизни Красноярского края. Более половины опрошенных считают, что в последние годы ситуация в сфере религиозных отношений в России и Красноярском крае улучшается. При этом пациенты клиник Красноярска дают в большей степени положительную оценку развитию религиозных отношений, чем респонденты контрольной группы, не проходящих лечение в указанных учреждениях.

Следовательно, характерными особенностями, отличающими отношение пациентов стационарных медицинских учреждений г. Красноярска к религии, выступают:

- приверженность и доверие к православной христианской религии, а точнее - к православной традиции;

- противоречивость дилеммы: недоверие к инославным из-за отсутствия системных знаний о религии сочетается с требованием не делить религии на «хорошие» и «плохие» под влиянием нравственного императива толерантности;

- сочетание относительно низкой степени религиозности в среде пациентов стационарных лечебных учреждений с выявленной среди них актуальной потребностью в религиозных практиках и получении дополнительной информации о религии;

- положительная оценка динамики ситуации в сфере религиозных отношений, как в России, так и в Красноярском крае.

В данных обстоятельствах остается актуальной задача расширения сотрудничества стационарных лечебных учреждений Красноярска с религиозными организациями. Основными формами религиозных практик, способными выполнить компенсаторную функцию, являются беседы пациентов со священнослужителем, участие пациентов в совершении религиозных обрядов, а также религиозное просвещение пациентов.

Дальнейшая разработка темы отношения пациентов стационарных лечебных учреждений Красноярска к институту религии связана с решением задач изучения особенностей отношения к религии тяжелых больных, пациентов различных отделений стационарных лечебных учреждений с целью выявления особенностей отношения пациентов к религии в связи с

характером их заболевания; более глубокое исследование места религии и религиозных практик в структуре ценностных ориентаций пациентов стационарных лечебных учреждений.

Сведения, полученные в результате таких исследований, позволят детально представить религиозную ситуацию в среде пациентов стационарных лечебных учреждений Красноярска и Красноярского края. Это, в свою очередь, выступит основанием для создания в данных учреждениях условий, способствующих реализации компенсаторной функции религии, что будет способствовать повышению эффективности работы стационаров.

PECULIARITIES OF PATIENT’S ATTITUDE TO RELIGION IN HEALTHCARE INSTITUTES OF KRASNOYARSK REGION

D.O. Truphanov, R.G. Raphikov, O.Y. Kutumova Krasnoyarsk State Medical University named after prof. Voino-Yasenetsky

Abstract. We analyzed 300 questionnaires from the respondents who were patients of Regional Clinical Hospital and City Clinical Hospital in Krasnoyarsk. The aims were to study the rate of religious self-identification, commitment to religious activities; to estimate the dynamics in the sphere of religious relations in Krasnoyarsk Region. More than half of the respondents believe that during last years the situation in the sphere of religious relation became worthier in Russia and in Krasnoyarsk Region.

Key words: religious tolerance, religious self-identification, religious activities.

Литература

1. Березанцев А. Ю. Психосоматические аспекты религиозного опыта // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий. - Харьков, 2006. -Т. 4. - С. 19-22.

2. Черкасова А. Е. Взаимодействие медицины и религии. На примере российской медицины и русского Православия / А. Е. Черкасова.

- М., 2004. - 272 с.

4. Религии в России — фактор укрепления или распада государства?: Аналитическая записка Центра социально-религиозных исследований ИЕ

РАН // Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия. - М., 2003. - 64 с.

5. Лопаткин Р. А. Религиозная ситуация в России // Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия. - М., 2003. - 124 с.

6. Тульский М. О. Роль церкви в жизни российского общества. (Социологическое исследование) // НГ-Религии. 2000. 9 авг. - 34 с.

7. Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования. - 2004. - № 9. - С.55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.