Научная статья на тему 'Особенности отношения матери и домашнего воспитателя к ребенку дошкольного возраста'

Особенности отношения матери и домашнего воспитателя к ребенку дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
649
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / детско-родительские отношения / материнство / воспитание / домашний воспитатель / preschool age / child parental relations / motherhood / education / family tutor

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленова Арина Юрьевна, Рыжинская Мария Борисовна

Представлен анализ детско-родительских отношений и роль домашнего воспитателя в них. Изучены представления об идеальном и реальном родителе (воспитателе), а также особенности эмоционального отношения и содержания общения у матерей и домашних воспитателей с ребенком-дошкольником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RELATION OF MOTHER AND FAMILY TUTOR TO THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

In article the analysis of the child parental relations and a role of the family tutor is presented to them. Ideas of the ideal and real parent (tutor), and also features of the emotional relation and content of communication at mothers and family tutors with the child preschool child are studied

Текст научной работы на тему «Особенности отношения матери и домашнего воспитателя к ребенку дошкольного возраста»

СЕМЕЙНАЯ И ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 37-45.

УДК 159.922+159.923

А. Ю. Маленова, М. Б. Рыжинская

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ И ДОМАШНЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представлен анализ детско-родительских отношений и роль домашнего воспитателя в них. Изучены представления об идеальном и реальном родителе (воспитателе), а также особенности эмоционального отношения и содержания общения у матерей и домашних воспитателей с ребенком-дошкольником.

Ключевые слова: дошкольный возраст; детско-родительские отношения; материнство; воспитание; домашний воспитатель.

A. Yu. Malenova, M. B. Ryzhinskaya

Dostoevsky Omsk State University

FEATURES OF THE RELATION OF MOTHER AND FAMILY TUTOR TO THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

In article the analysis of the child parental relations and a role of the family tutor is presented to them. Ideas of the ideal and real parent (tutor), and also features of the emotional relation and content of communication at mothers and family tutors with the child preschool child are studied

Keywords: preschool age; child parental relations; motherhood; education; family tutor.

Из письма читателя: «Дочке три года, бабушек рядом нет, мы с мужем много работаем. У дочки замечательная няня. Но есть проблема: малышка очень к ней тянется. Я страшно переживаю, ревную, боюсь, что няня заменит ей маму. Может, бросить работу?»

Е. Новоселова, психолог: «Чувства вполне понятны, но, возможно, вы несколько драматизируете ситуацию... То, что у няни с малышкой сложились теплые отношения, уже само по себе большой подарок! .И радуйтесь тому, что рядом с ней есть еще один надежный и любящий человек - няня».

Из журнала «Домашний очаг»

В сложившейся современной экономической ситуации в России в большинстве семей с детьми дошкольного возраста работают оба супруга. Чаще всего это связано с материальными проблемами семьи, но многие молодые

© Маленова А. Ю., Рыжинская М. Б., 2016

матери также мотивированы на карьерные достижения. В такой ситуации реальным способом решения проблем семьи становится расширение круга значимых взрослых, выполняющих воспитательные функции. К числу последних, кроме прародителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений, относятся домашние воспитатели, или, в более привычной терминологии, няни. Запрос на деятельность последних становится всё более отчетливой тенденцией современной семьи, в том числе обусловленной трудностями «устройства» ребенка в ДОУ.

Анализируя исторический аспект становления профессии «домашний воспитатель» в российском обществе, можно, с одной стороны, говорить об изменении статуса няни, которая длительный период времени не являлась наемным работником и нередко воспринималась как низкостатусный член семьи.

С другой, следует отметить, что содержание деятельности няни за несколько столетий не претерпело существенных изменений: в прошлом веке и в настоящее время ее функции включают воспитание чужих детей.

В настоящее время в России сложились предпосылки к возрождению и появлению такого социально-педагогического явления, как «наемный воспитатель», который объединил в себе типы домашних воспитателей: гувернера, няню, бонну, кормилицу, домашнего наставника. Наемный или домашний воспитатель (няня) - это профессия человека, в обязанности которого входит уход за чужими детьми. По причине высокой степени ответственности человек, осуществляющий данную деятельность, должен иметь медицинское и / или педагогическое образование и соответствующие навыки, а также хорошее психическое здоровье [7].

Практически во всех крупных городах России созданы агентства, которые предлагают услуги по подбору наемного воспитателя для ребенка, одновременно открываются различные курсы по их подготовке, разрабатываются и внедряются программы психологической адаптации наемного работника в семье.

В свою очередь, современные родители (наниматели) предъявляют более высокие требования к няне, чем их предшественники. Речь идет о профессиональной подготовке, состоянии психики, профессиональных навыках, личностных качествах воспитателя. Несмотря на это, для российских родителей традиционной является потребность найти одну няню на весь период работы в семье, которая будет не только ухаживать за ребенком, но и любить его [2]. Более того, компетентная няня способна стать своеобразным катализатором нормализации отношений между ребенком и родителями, постепенно изменяя сложившийся в семье стиль воспитания и демонстрируя образец эффективного взаимодействия с ребенком [8]. И если говорить о воспитании как системе целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств [3], то, безусловно, появление «нового воспитателя» должно быть мягким, не допускающим деформации или разрушения этой системы. Это особенно важно, поскольку последняя уже является достаточно устойчивым образованием, сложившимся в результате совместной

деятельности и общения конкретных членов группы [5], не стремящимся к резкой динамике, которая может быть спровоцирована путем внедрения нового «элемента».

Однако практика найма домашнего воспитателя оказывается далеко не однозначной: для одних родителей «няня» становится практически новым членом семьи, другие, напротив, получают преимущественно негативный опыт. Это противоречие также имеет и научный характер - наблюдается недостаточность эмпирического материала в сфере взаимодействия между значимыми взрослыми, не являющимися родителями, и ребенком на ранних этапах его развития.

В рамках нашего исследования, отвечающего актуальным запросам взрослого населения, мы решили остановиться на изучении особенностей отношения матери и домашнего воспитателя к ребенку дошкольного возраста. Выбор этой возрастной группы -детей от 3 до 6 лет - обусловлен тем, что именно в данный период начинает активно формироваться представление ребенка о себе, об окружающем мире, в том числе социальном, происходит активный процесс освоения социальных ролей, норм, ценностей, идеалов. В связи с этим важно уделять внимание самим агентам социализации, тем, кто выступает ключевым посредником в этих процессах, в решающей степени определяя их содержание и протекание.

Основная идея исследования заключается в выявлении представлений об «идеальном» воспитателе и соотнесении самооценок значимых взрослых с этим образом и между собой с целью выявления ресурсных составляющих каждой из ролей - матери и няни, с одной стороны, и способности их взаимодополнения, -с другой. Последнее также проецировалось на изучение особенностей эмоционального взаимодействия и общения с ребенком.

В исследовании приняли участие 40 женщин: 20 матерей, имеющих детей дошкольного возраста, и 20 наемных (домашних) воспитателей, работающих в этих семьях (в дальнейшем при анализе результатов мы также используем как рядоположенный термин «няни»). Все семьи проживают в г. Омске (выборка была определена методом доступных случаев). Средний возраст матерей -34 года, 75 % из них являются работающими, 70 % состоят в браке. Средний возраст воспитателей - 38 лет, 45 % имеют педагогическое

образование, 30 % - медицинское образование, состоят в браке 45 %, у 70 % есть собственные дети, опыт работы составляет в среднем 7 лет.

Структура исследования предполагала последовательное решение следующих задач:

1) изучить особенности представлений значимых взрослых об «идеальном» и «реальном» родителе / воспитателе;

2) выявить особенности эмоционального отношения матерей и домашних воспитателей к ребенку-дошкольнику;

3) определить содержание общения женщин обеих групп с ребенком дошкольного возраста.

Каждая задача сопровождалась использованием соответствующего методического инструментария:

1. «Представления об идеальном родителе» (Р. Г. Овчарова). Методика представляет собой вариант семантического дифференциала, включающего три блока - эмоциональный, когнитивный и поведенческий, направленные на оценку взрослыми людьми себя как родителя и составление образа родителя идеального [6]. В нашем случае методика была дополнена инструкцией для воспитателей, которые оценивали себя и идеальную, с их точки зрения, няню.

2. «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) (Е. И. Захарова) позволяет опосредованно выявлять степень выраженности в конкретной диаде определенных характеристик взаимодействия, объединенных в три блока: чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений [4]. В нашем случае, кроме матерей, оценку своего взаимодействия с воспитанником давали и няни.

3. «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т. Ю. Андру-щенко, Г. М. Шашлова) [1] разработана для диагностики детско-родительского общения и, по мнению авторов, позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее благоприятного или неблагоприятного становления. В процессе прямого опроса матерям и наемным воспитателям предлагается четыре варианта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодействии с детьми обсуждают ту или иную область: быта, познания, социальных отношений, внутреннего мира самого ребенка.

При статистической обработке полученных эмпирических данных была использована программа вычисления SPSS, а также следующие методы: первичная описательная статистика (подсчет средних значений); критерий Z Колмогорова - Смирнова (для изучения соответствий переменных закону нормального распределения); U-критерий Манна - Уитни (для выявления различий в уровне выраженности признака, измеренного на двух независимых выборках).

В ходе решения первой задачи (изучение особенности представлений об идеальном и реальном родителе / воспитателе) мы предполагали, что обнаружатся различия у исследуемых групп в разных блоках - эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Причем больший интерес для нас представляла оценка женщинами именно реального образа, позволяющая опосредованно выносить суждение о степени реализации ими воспитательной функции и уровне компетентности в этой сфере. Отличия, хотя и немногочисленные, были выявлены, однако данные оказались противоречивы, но, как ни парадоксально, весьма логичны в современных социальных условиях.

Начнем с очевидного: по всем блокам у обеих групп женщин образ идеального воспитателя (родителя) имеет значительное сходство и превосходит самооценку. Обобщенный психологический портрет «идеального взрослого» таков: сильный, благоразумный, практичный, справедливый, доверяющий, сотрудничающий, уважающий, прощающий, альтруистичный, бескорыстный, ответственный, понимающий, терпеливый, добрый, спокойный, интересующийся, гордящийся, ласковый, одобряющий, любящий, жалеющий, воспитывающий, обучающий, хвалящий, опекающий, слушающий, помогающий и пр. Было обнаружено лишь одно значимое различие в когнитивном блоке: матери допускают, что идеальный родитель может чего-то не знать, тогда как при оценке совершенного воспитателя няни, напротив, тяготеют к высокому уровню его информированности (U = 129 прир < 0,05).

На наш взгляд, это весьма интересные показатели: несмотря на то, что объекты оценки в группах были разные - идеальный родитель и воспитатель, образы получились практически идентичными. Это может свидетельствовать о некоторой универсальности

качеств значимого взрослого, занимающегося воспитанием ребенка дошкольного возраста. Вместе с тем если для родителя воспитание это лишь одна из семейных функций, не предполагающая специальной подготовки, то для няни - это профессиональная обязанность, поэтому проявлять «незнание» в этой сфере равносильно признанию собственной некомпетентности как специалиста.

При сравнении результатов самооценки женщин по эмоциональному блоку в одной третьей предъявляемых качеств были обнаружены значимые различия (см. табл. 1).

В целом при оценке собственных качеств как у матерей, так и у воспитателей наблюдается положительный эмоциональный тон. Обе группы женщин описывают себя как радостных, счастливых, добрых, теплых и ласковых, интересующихся детьми, одобряющих их и гордящихся их достижениями, готовых к воспитательной функции, при этом в меру строгих, способных быть как довольными, так и не довольными детьми, время от времени позволяя быть обиженными на них. Одновременно с этим были выявлены следующие закономерности: наемные воспитатели полагают, что они более спокойны по отношению

к детям, не позволяют повышать на них голос, чаще испытывают стыд за воспитанника, боясь приносить ему извинения, по сравнению с матерями, тогда как показатели последних превышают аналогичные данные нянь по шкалам «безжалостный / жалеющий», «не любящий / любящий», отражая более сильные проявления любви и жалости к собственному ребенку. Объяснение обнаруженных различий согласуется с логикой деятельности домашнего воспитателя: если мать может себе позволить более сильные проявления чувств, как положительных, так и отрицательных, то няня должна контролировать собственное эмоциональное состояние и реакции в отношении ребенка. Чувство стыда и потенциальная необходимость извинения перед ребенком выступают вероятными в деятельности воспитателя, при этом явно нежелательными, что подтверждается стремлением их минимизировать. Похожая картина характерна и для когнитивного блока представлений о реальном и идеальном воспитателе: няни стремятся к более рациональным, объективным оценкам как воспитанника, так и себя, полагая, что имеют право быть требовательными, но справедливыми по отношению к детям (см. табл. 2).

Таблица 1

Эмоциональный блок представлений об идеальном и реальном родителе/воспитателе у матерей (М) и домашних воспитателей (В) (среднее значение), баллы

Качество Идеальный Реальный

М В иэмп М В иэмп

Несчастный / счастливый 6,95 6,75 170 6,35 5,8 143

Грустный / радостный 6,95 6,8 180 6,25 6,85 177

Злой/добрый 6,95 6,7 190 6,4 6,35 179

Интересующийся / не интересующийся детьми 1,4 1,3 179 1,8 1,9 155

Должен быть спокойным / может быть раздраженным 1,2 1,25 200 3,45 2,25 130*

Должен гордиться / может не гордиться детьми 1,15 1,6 160 1,85 2,25 139

Строгий / мягкий 3,5 3,2 194 3,6 3,6 194

Жестокий / ласковый 6,15 6,3 183 6,15 5,9 170

Холодный / теплый 6,75 6,35 175 6,55 6,05 192

Не одобряющий / одобряющий ребенка 6,8 6,8 200 6,35 6,15 173

Безжалостный / жалеющий 6,3 6,35 193 6,4 5,85 134*

Не любящий / любящий 7 6,55 160* 6,9 6,15 105**

Всегда / не всегда довольный детьми 1,85 2 164 3,25 3,3 182

Никогда не кричащий / иногда кричащий на ребенка 2,2 2,05 196 4,9 3,7 127*

Не обижающийся / обижающийся на детей 1,55 2 177 3,7 3,05 157

Стыдящийся / не стыдящийся за ребенка 6,6 6,7 194 6,3 5,3 118*

Не готовый / готовый к родительству 6,8 6,6 180 6,6 6,2 139

Боящийся / не боящийся извиниться перед ребенком 6,75 6,85 193 6,6 5,5 94**

Примечание. Минимальное значение - 1 балл, максимальное - 7 баллов; * - значимо при р < 0,05; ** - значимо при р < 0,01.

Таблица 2

Когнитивный блок представлений об идеальном и реальном родителе / воспитателе у матерей (М) и домашних воспитателей (В) (среднее значение), баллы

Качество Идеальный Реальный

М В иэмп М В иэмп

Слабый / сильный 6,65 6,85 160 5,65 5,65 187

Неблагоразумный / благоразумный 6,95 6,9 190 6,1 6,15 185

Непрактичный / практичный 6,6 6,35 173 5,7 5,7 170

Должен быть / может не быть справедливым 1,7 1,35 198 2,1 2,8 134*

Должен все знать / может чего-то не знать 3,35 1,8 129* 4 3,6 182

Должен ставить / может не ставить детей на первое место 2,9 2,2 142 3,45 2,3 142

Не доверяющий / доверяющий детям 6,85 6,7 172 6,85 6 140

Соперничающий / сотрудничающий с детьми 6,9 6,8 189 6,65 6,15 134*

Злопамятный / прощающий 6,75 6,4 170 6,35 5,95 146

Расчетливый / бескорыстный 6,05 6,25 188 5,8 5,7 142

Эгоист / альтруист 6,3 6,4 188 5,25 5,65 178

Безответственный / ответственный 6,95 6,65 190 6,25 6,4 200

Всегда / не всегда терпелив 1,9 1,4 170 3,45 2,85 174

Всегда / не всегда понимает 1,65 1,4 189 2,5 2,75 182

Всегда / не всегда прав 2,85 2,75 184 3,9 3,4 181

Решающий / не решающий за детей 4,2 4,1 196 3,25 3,15 196

Не уважающий / уважающий детей 6,9 6,6 189 6,55 6,2 153

Требовательный / снисходительный 4,85 5,25 178 2,8 4,2 135*

Примечание. Символ * - значимо при p < 0,05; ** - значимо при p < 0,01.

Что касается оценки своего реального поведения по отношению к ребенку, то как матери, так и няни склонны описывать себя как воспитывающего и обучающего взрослого, при этом опыт которого может быть в некоторых вопросах ограниченным, в меру критикующего, балующего, исполняющего капри-

зы и опекающего наставника, активно стремящегося влиять на ребенка, в том числе время от времени вмешиваясь в его жизнь и внося в нее определенные ограничения, чаще прося, но порой позволяя себе «командный тон» (см. табл. 3).

Таблица 3

Поведенческий блок представлений об идеальном и реальном родителе / воспитателе у матерей (М) и наемных воспитателей (В) (среднее значение), баллы

Качество Идеальный Реальный

М В иэмп М В иэмп

Не воспитывающий / воспитывающий 6,95 6,9 190 6,5 6,3 173

Усталый / отдохнувший 6,85 6,9 190 5,3 5,45 167

Не обучающий ребенка / обучающий ребенка 6,9 6,95 190 6,45 6,3 182

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Должен быть / может не быть опытным 2,8 3,15 178 3,4 3,55 196

Должен жить для ребенка / может жить для себя 2,75 2,5 183 2,4 2,65 186

Должен проводить с ребенком много времени / может проводить с ребенком мало времени 1,6 1,65 191 2,45 3,4 134*

Не хвалящий / хвалящий ребенка 6,7 6,65 182 6,4 4,3 126*

Не балующий / балующий 5,65 5,2 164 5,45 4,95 153

Не опекающий / опекающий 6,95 6,35 189 5,85 5,7 171

Не слушающий / слушающий ребенка 6,65 6,6 162 6,25 5,75 130*

Не помогающий / помогающий 6,55 6,95 179 6,55 5,65 132*

Приказывающий / просящий 5,25 5,45 198 5,75 4,75 144

Всегда / не всегда может повлиять на ребенка 2,05 1,45 164 2,5 2,5 190

Никогда / иногда командующий 4,3 2,95 140 5,15 4,6 174

Всегда / не всегда выполняющий капризы ребенка 5,6 6,15 150 5,2 5 188

Вмешивающийся / не вмешивающийся в жизнь ребенка 3,7 2,9 147 3,35 3,25 184

Ограничивающий / не ограничивающий свободу ребенка 4,85 4,95 193 4,4 3,75 160

Критикующий / не критикующий ребенка 5,45 6,1 164 5,5 5,25 166

Примечание. Символ * - значимо при p < 0,05; ** - значимо при p < 0,01.

При сравнении между собой результатов представлений о реальных характеристиках значимых взрослых по поведенческому блоку были выявлены следующие различия. Наемные воспитатели отмечают, что проводят с ребенком больше времени, чем матери, что является очевидным фактом, в силу профессиональной занятости обеих групп женщин -одной дома, другой за его пределами. Тем самым подтверждается необходимость прибегать к услугам наемных воспитателей в семьях, где мать настроена на карьерный рост. При этом свое отсутствие матери компенсируют более внимательным отношением к детям -они готовы их выслушивать, хвалить и помогать, что одновременно свидетельствует об эмоциональной близости детско-родительских отношений. Наемный воспитатель, осуществляет эти функции более умеренно, можно сказать, дозированно, видимо оценивая необходимость проявления своей активности в конкретных ситуациях взаимодействия.

Последнее предположение нашло подтверждение при оценке особенностей эмоционального контакта взрослых с ребенком дошкольного возраста также по трем блокам, в данном случае - чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений. Для анализа и интерпретации полученных результатов прежде всего требуется их сопоставление со средним и критериальным значениями. О субъективном (и объективном) благополучии отношений свидетельствует тот факт, что данные женщин обеих групп по всем шкалам методики превосходят критери-

альные значения (в противном случае выносится заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия). При этом показатели матерей закономерно выше данных, полученных на группе домашних воспитателей, по всем блокам и отдельным характеристикам взаимодействия, иногда превосходят средние значения, предлагаемые для оценки автором методики, в частности в блоке эмоционального принятия и частично в блоке эмоциональных проявлений.

Таким образом, опрошенные нами матери и домашние воспитатели демонстрируют достаточно высокий уровень эмоциональной компетентности, проявляющийся в стремлении установить и понять причины различных эмоциональных состояний ребенка, проявлять собственные эмпатические способности, готовность принимать, сопереживать, проявлять сочувствие ребенку. Женщины обеих групп способны создавать доброжелательную, эмоционально спокойную атмосферу, получать удовольствие от общения с ребенком, готовы к поддержке и поощрению активности ребенка, направленной на достижения с учетом его физического и психического состояния, с одной стороны, и собственных требований - с другой. Как домашние воспитатели, так и матери дошкольников преимущественно оценивают себя как способных оказать воздействие на ребенка с целью его обучения и воспитания, а также коррекции его эмоциональных проявлений, несмотря на трудности, сопровождающие эти процессы (см. табл. 4).

Характеристика взаимодействия Полученное значение Среднее Критериальное значение (М) значение (Ы)

М В

Блок чувствительности

Способность воспринимать состояние 4,18 3,92 4,22 3,7

Понимание причин состояния 3,82 3,53 3,85 3,2

Эмпатия 3,30 2,88 3,39 2,8

Блок эмоционального принятия

Чувства в ситуации взаимодействия 4,37 3,90 3,9 3,3

Безусловное принятие 4,25 3,57 3,84 3,2

Принятие себя в качестве матери / наемного воспитателя 4,11 3,92 3,78 3,1

Преобладающий эмоциональный фон 3,84 3,95 3,66 3,0

Блок поведенческих проявлений

Стремление к телесному контакту 4,24 3,53 4,03 3,3

Оказание эмоциональной поддержки 3,87 3,77 3,47 2,8

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,71 2,56 2,95 2,3

Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 3,73 3,66 3,8 3,2

Таблица 4

Особенности эмоциональной стороны взаимодействия между матерью (М)/воспитателем (В)

и ребенком-дошкольником

При этом как у матерей, так и у нянь все параметры блока чувствительности оказались ниже средних значений, что следует рассматривать в качестве одной из возможных зон, требующих повышения уровня компетентности. Также коррекция может касаться и ряда поведенческих проявлений, таких как «ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» и «умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка», в направлении усиления соответствующих навыков.

Что касается домашних воспитателей, то женщины этой группы обнаружили статистически подтвержденную закономерность при демонстрации стремления к телесному контакту (иэмп = 95 при р < 0,01), проявления эм-патии (иэмп = 103 прир < 0,05) и безусловного принятия ребенка (иэмп = 117 при р < 0,05). По всем этим характеристикам их показатели ниже средних значений, с одной стороны, и результатов, полученных на выборке матерей, - с другой. В данном случае мы полагаем, что эти характеристики, действительно, должны быть более свойственны родным матерям, чем домашним воспитателям, и не обязательно требуют коррекции, поскольку в целом имеют достаточный уровень развития. Более того, их усиление может, на наш взгляд, привести к обратному, нежелательному эффекту, обостряя конкурентность отношений между значимыми для ребенка взрослыми. В частности, активное стремление к

телесному контакту с воспитанником скорее даже неэтично в связи с проявлением, таким образом, особой, близкой связи, более характерной для детско-родительских отношений, чем для сопровождающих осуществление воспитательно-обучающей функции со стороны няни.

Решение третьей и последней задачи нашего исследования было направлено на установление наиболее типичных областей или тем общения ребенка со значимыми взрослыми. Мы предположили, что матери и воспитатели будут проявлять разную степень интереса к конкретным областям жизни при обсуждении конкретных вопросов с ребенком. Другими словами, содержание общения значимых взрослых с воспитанником будет различным. Отчасти наша гипотеза нашла свое подтверждение: значимые различия были обнаружены в двух блоках из четырех, при этом интенсивность общения матерей с ребенком выше, чем с няней (см. табл. 5). На наш взгляд, это можно рассматривать как некоторую компенсацию: поскольку объективно ребенок больше времени проводит с няней, чем с матерью, последняя старается постоянно быть «на связи», «в курсе дел», что усиливает ее коммуникативную активность в отношении ребенка, в том числе с целью сбора информации о том, как он себя вел, что делал и чувствовал в ее отсутствии.

Таблица 5

Содержание общения ребенка с матерью (М) и домашним воспитателем (В)

(средние значения)

Сферы общения (шкалы) М В иэмп

Сфера быта

Витальные потребности 5,45 4,3 138*

Ситуативно-бытовые действия 4,9 3,6 121*

Формальные совместные занятия 4,05 3,55 179

Сфера познания

Содержание познания 4,05 3,3 155

Процесс познания 4,8 4,6 186

Сфера социальных отношений

Формальная школьная (образовательная) действительность 5 3,2 111*

Нормы социального взаимодействия 5,2 4,25 135*

Сфера внутреннего мира ребенка

Мир мыслей ребенка 4,5 3,65 146

Мир чувств ребенка 4,95 4,4 176

Я-концепция ребенка 4 3,65 170

Примечание. Символ * - значимо при p < 0,05; ** - значимо при p < 0,01.

В целом иерархия сфер (тем) общения с ребенком у матерей выглядит следующим образом: витальные потребности, нормы социального взаимодействия, в том числе воспитательного чувства и переживания ребенка, ситуативно-бытовые действия, процесс познания. В свою очередь, последнее, напротив, выступает доминирующей областью в процессе общения с ребенком няни, затем идет блок «чувств ребенка», далее - удовлетворение его витальных потребностей и обсуждение норм социального взаимодействия. Таким образом, лидирующие позиции в обоих случаях занимают одни и те же темы, за исключением обсуждения ситуативно-бытовых действий с ребенком и его образования - этим чаще занимаются матери. Также можно констатировать, что значимые взрослые склонны в одинаковой степени интересоваться внутренним миром ребенка, его мнением, позицией в отношении определенных вопросов, стратегией решения задач, творческими проявлениями. При этом обязательно обсуждаются не только мысли, но и собственно переживания ребенка, их причины, особенности эмоционального отношения к окружающим и к самому себе. Аналогичную тенденцию -интерес в равной степени со стороны домашних воспитателей и матерей - можно спроецировать и на сферу познания. Женщины обеих групп ориентированы на организацию условий изучения ребенком окружающего мира, с готовностью отвечают на вопросы ребенка, делясь собственным опытом и знанием в определенных областях, объясняя «устройство» окружающего мира. Одновременно со сходными тенденциями следует выделить зоны «особого внимания» со стороны матерей: сферы быта и социальных отношений. Именно матери чаще проявляют интерес к этим областям, беря на себя ответственность за удовлетворение витальных потребностей ребенка (забота о его здоровье, гигиене, питании, безопасности) и контроль его бытовых функций (домашние обязанности и помощь по дому, самообслуживание, бережное отношение к вещам), с одной стороны, с другой - отвечая за привитие моральных принципов, социальных норм и правил поведения, оценку поступков и их последствий, в том числе в процессе образовательной и воспитательной деятельности (активность ребенка, его успехи и неудачи, поведение во время занятий, выполнение требований взрослых).

Таким образом, как матери, так и домашние воспитатели ориентированы на открытое, целевое обсуждение с ребенком разных сторон действительности, его отношения к ней, чувств, вызываемых этим взаимодействием, и одновременно используют общение в качестве инструмента не только познания и контроля, но и развития, как социального, так и личностного. Наши результаты свидетельствуют о достаточно высокой включенности матерей в процесс общения с детьми дошкольного возраста, женщины, несмотря на занятость, проявляют коммуникативную активность и ответственность, допуская при этом определенный, дополнительный объем информации со стороны воспитателя, который, в свою очередь, выступает одновременно ее единомышленником и временным «заместителем».

Обобщая результаты, полученные в нашем исследовании, можно сделать следующие выводы относительно особенностей отношения матери и домашнего воспитателя к ребенку дошкольного возраста:

• Значимые взрослые серьезно относятся к воспитательной функции, имеют модель идеального воспитателя, универсальную по своей сути, и стремятся ей соответствовать, отмечая у себя достаточно высокий уровень развития многих качеств, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком.

• При оценке себя в качестве воспитателя матери в большей степени тяготеют к позитивным эмоциональным характеристикам, тогда как няни на фоне положительных эмоций всё же стремятся к более рациональным, объективным оценкам как воспитанника, так и себя.

• Независимо от роли женщины обладают достаточно высоким уровнем эмоциональной компетентности, эмпатическими способностями, чуткостью в отношении состояния и поведения ребенка, готовностью поддерживать доброжелательную атмосферу при взаимодействии с ним, не забывая о контролирующих функциях, о собственной роли наставника и «проводника» в системе социальных отношений.

• Помимо эмоционального самочувствия ребенка, при общении с ним особое внимание матерями уделяется удовлетворению его первичных потребностей, контролю выполнения обязательств, как внешних, связанных с социальным поведением в обществе, так и внут-

рисемейных, направленных на решение бытовых задач, тогда как для домашнего воспитателя первоочередным предметом общения с ребенком выступает развитие его познавательной сферы и удовлетворение соответствующей группы потребностей.

В целом проведенное исследование позволило выявить интересные закономерности, значимые как для практики психологического сопровождения взаимоотношений ребенка-дошкольника со значимыми взрослыми, так и для дальнейших научных поисков. В частности, на данный момент мы не имеем представления о мнении самого главного участника этого взаимодействия - ребенка. В связи с этим мы лишены возможности установления влияния личности няни на ее воспитанника с учетом его возраста, пола и других характеристик. Собственно сама личность домашнего воспитателя также представляет отдельный интерес: например, есть ли отличия у работников дошкольных образовательных учреждений и воспитателей по найму? Таким образом, дальнейшие перспективы вполне реальны, остается их четче определить и воплотить в следующих исследовательских проектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрущенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду. -2000. - № 4. - С. 39-53.

2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М. : Просвещение, 1996. - 304 с.

3. Гоебенников И. В. Основы семейной жизни : учебное пособие. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.

4. Захарова Е. И. Эмоциональная сторона дет-ско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. - 2002. - № 1. - С. 3-29.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие. - М. : Гардарики, 2005. - 320 с.

6. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. - 2-е изд. - М. : Академия, 2007. -432 с.

7. Литвин Л. Н. История дошкольной педагогики : учебное пособие. - М., 1989. - 352 с.

8. Троян Т. В. Психологические особенности отношений «ребенок - значимый взрослый» в младшем школьном возрасте // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. -№ 2. - С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.