Научная статья на тему 'Особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ'

Особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ / МИГРАНТЫ / СМИ / МИГРАНТОФОБИЯ / ОБРАЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ»

УДК 316.61

Осин Роман Викторович

аспирант кафедры общей психологии Пензенского государственного университета childs2001 @gmail.com Константинов Всеволод Валентинович кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета konstantinov vse@mail.ru V. Osin Roman

Postgraduate of the Department "general psychology" Penza State University childs2001 @gmail.com Vsevolod V. Konstantinov

candidate of psychological sciences, associate Professor konstantinov vse@mail.ru

Особенности отношения к образу трудового мигранта в СМИ

Features of the relation to the image of a migrant worker in the media

Аннотация. Статья посвящена анализу отношения общества к приезжим мигрантам, а также их образу, который создается отечественными СМИ. Средства массовой информации важны в построении субъективной картины окружающего мира, в частности социальной действительности в различных сферах. В ходе исследования выявлены основные черты и характеристики этого процесса.

Ключевые слова: стереотипы, мигранты, СМИ, мигрантофобия, образ.

Annotation. This article analyzes the attitudes towards migrants visitors, as well as their image, which is created by domestic media. The media are important in the construction of a subjective picture of the world, in particular the social reality in different areas. The study identified the main features and characteristics of this process.

Keywords: stereotypes, migrants, media, against immigrants, image.

Российская федерация, как и большинство других цивилизованных стран остро ощущает проблему миграции. Благодаря нашумевшим событиям мая 2013 г. в Нурлатском районе Татарстана, июля на Матвеевском рынке Москвы, октября в Бирюлево Западное, взаимоотношение между россиянами и трудовыми мигрантами назвать конструктивными никак не получается [6, 7]. Значительную роль в создавшейся ситуации играют средства массовой информации. Именно масс-медиа в настоящее время занимают одно из ключевых мест в мире, обеспечивая взаимодействие в обществе и выступая в

качестве главного связующего звена между внешней средой и человеком. Основной поток сведений извне мы получаем благодаря интернету, телевидению, радио и прессе, которые не только сообщают о том, что происходит вокруг, но и распространяют определенные общественные нормы и модели, которые, в свою очередь, служат образцом при формировании ценностей и отношений [1, 5].

Последние несколько лет мы можем наблюдать, как в массовом сознании формируется стереотип, связанный с понятием «мигрант». Несмотря на то, что стереотипы существуют и в отношении «своих», именно образ «чужих» является особенно изуродованным. Масс-медийная сфера является одной из главных составляющих при формировании образа. Хотя в большинстве своем сейчас миграция рассматривается как объективный и неотвратимый процесс, она при этом нередко отождествляется с экспансией. Власть, заявляя через СМИ о важности миграции в связи с дефицитом рабочих кадров и уменьшением населения, одновременно делает акцент на необходимости «охранной» стратегии и жесткого регулирования миграционных потоков [3, 4].

Вследствие вышесказанного возникает необходимость изучить влияние СМИ на формирование образа мигранта у различных социально-демографических групп и его воздействие на социально-психологическую ситуацию в обществе.

Для проведения нашего исследования был создан интернет-сайт http://migrantpnz.jimdo.com/, зайдя на который, человеку предлагалось выбрать один из трех предложенных вариантов видеороликов. Посмотреть видео под названием «Мигрант-убийца». В разделе содержится двухминутный видеосюжет, в котором излагается история о том, как гражданин Узбекистана убил русскую женщину и ее маленького ребенка. Второй вариант - раздел под названием «Мигрант-герой». Здесь содержится двухминутный видеосюжет, в котором излагается история о том, как житель Азербайджана ценой собственной жизни, спас русскую девочку, тонущую в водоеме. А также раздел без видео. После сделанного выбора испытуемые проходили онлайн-тестирование. Всего в исследовании приняло участие 447 человек с различным уровнем образования и местом проживания в возрасте от 14 до 74 лет. Большая часть - 47,3% испытуемых отказалось смотреть ролик. 34,7% выбрало «мигрант-герой», и 18% - «мигрант-убийца». Большинство мужчин (49,9%) не смотрело видео, а «героя» и «убийцу» выбрали примерно одинаковое количество (27,9% и 22,2% соответственно). 46, 4% женщин отказались смотреть ролик, 36,9% респонденток выбрало для просмотра видео «мигрант-герой».

В методике Э. Богардуса (адаптация Абакумова И.В., Гришина А.В.) [2], предлагалось отметить расстояния, на которые тестируемые смогли бы пустить представителей разных групп. Результаты исследования по данному тесту предположительно должны отражать влияние масс-медийных образов мигрантов на отношение людей к трудовым мигрантам в реальной жизни. В итоге были получены следующие результаты. Образы

высококвалифицированных и публичных трудовых мигрантов, т.е. спортсменов и тренеров, а также образы квалифицированных, но не знакомых мигрантов (научных работников, гувернанток и т.д.) были поставлены людьми на среднюю социальную дистанцию, предполагающую «принадлежность к моей

Рис. 1. Образы квалифицированных, высококвалифицированных и известных трудовых мигрантов Наибольшая социальная дистанция была выявлена с образами неработающих и антисоциальных мигрантов. Респонденты считают, что такие лица не должны пускаться в РФ (рис. 2)

Рис. 2. Образы неработающих и антисоциальных мигрантов Анкета «Отношение к трудовой миграции и трансляция образа трудовых мигрантов в СМИ (Абакумова И.В., Гришина А.В.) дала более обширное представление об образе мигрантов среди населения. Ответы респондентов на вопросы анкеты позволили выяснить, не только какой именно образ мигранта благодаря СМИ сформирован у людей на данный момент, но и отношение к этому образу. Все испытуемые показали следующее отношение к трудовой миграции в целом (рис. 3).

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

9 %

67,10%

/Ь Л1 7Пи/,

1 37,40%

25,10%

12 20%

6,20% 7,80%

0%

Нужны ли России Увеличивается

трудовые мигранты?

IШ11 у мень ш а ется количество трудовых мигрантов в РФ за последние несколько лет?

«Забирают» ли трудовые мигранты рабочие места у местного на селенги?

Одинаковуюли зарплату должны получать российские и иностранные

граждане, занимающие одну и ту же должность?

Да I Нет

Затрудняюсь 01ВС1и 1ь

Рис. 3. Отношение общества к трудовым мигрантам Большинство респондентов (59,5%) считает, что в целом СМИ изображает трудовых мигрантов в негативном свете (преступниками, необразованными людьми, «чужаками» приехавшими отнимать исконно русские земли) (рис. 4).

Как, в целом, СМИ изображают трудовых мигрантов? 10%

30,5 ^^ ■ Нейтрально ■ Отрицательно По-разному

Рис. 4. Роль СМИ в формировании образа мигранта

Из всех СМИ на отношение к мигрантам больше всего оказывает влияние телевидение (так ответили 56,4% респондентов), на втором месте - интернет (24,4%). Частое обсуждение проблемы мигрантов в СМИ развивает в обществе интолерантность (нетерпимость) и вызывает агрессию к приезжим (так считают 30,5% и 34,3% опрошенных соответственно). По результатам исследования можно говорить о существовании у людей выработанного мнения, отношения к мигрантам и определенного образа мигрантов из СМИ. Всё это говорит о клишировании оценочных выборов.

Таким образом, нужно обратить внимание на тот факт, что если отношение принимающего населения к мигрантам не будет изменено, то существующие на сегодняшний день негативные этностереотипы могут стать

4

официальной государственной и национальной точкой зрения в отношении приезжих, а это приведет к социальному разрушению, экстремистским выражениям и межэтническим конфликтам. Под влиянием клише, создаваемых СМИ, в обществе формируются точные образы, которые порождают различные установки негативного ожидания по отношению к различным социальным группам. Некомпетентность, отсутствие какого-либо образования, неразвитость и абсолютная дезинтеграция в принимающем обществе - именно такие образы создаются для мигрантов. При этом негативная информация зачастую связывается в СМИ с определенными этническими группами, в результате чего у аудитории формируются этностереотипы и недоверие. Тенденция в искажении образа трудового мигранта является социально-психологическим риском.

Литература:

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Гришина А.В. Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности: дис. ... канд. псих. наук, Ростов-на-Дону, 2011

3. Константинов В.В. Социально-психологические характеристики адаптации мигрантов в современных условиях // монография / В. В. Константинов; Пензенский гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2007. -187 с.

4. Осин Р.В., Константинов В.В. Этнопсихологические аспекты мигрантов на территории России: роль отечественных средств массовой информации // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Константинов. Москва, 2014. -С. 120-126

5. Трошина Н. Н. Тема национально-культурной идентичности в дискурсе масс-медиа // Этнокультурная специфика речевой деятельности: Сб. обзоров. М., 2000.

6. http://www. regnum.ru/news/polit/1656057. html «В Татарстане опасаются «татарской Кондопоги»/ Информационное агентство Regnum. Дата обращения: 25.08.2014.

7. http://lenta.ru/articles/2013/10/13/biryulyovo/ «Бирюлево рвануло. Националистические погромы на юге Москвы: репортаж «Ленты.ру»/ Электронное периодическое издание «Лента.ру» интернет-газета (LENTA.RU). Дата обращения: 25.08.2014.

Literature:

1. Bogomolova N.N. Social psychology of mass communication: a textbook for university student. - M.: Aspekt-Press, 2008.

2. Grishina A.V. Features perception of the image of a migrant worker in the media students of different professional orientation, candidate of psychological sci. diss,. Rostov-na-Donu, 2011,166

3. Konstantinov V. Social-psychological characteristics of migrants' adaptation to modern conditions // monograph / V. Konstantinov; Penza State. ped. Univ. Belinsky. Penza, 2007 -187p.

4. Osin R., Konstantinov V. Ethnopsychological aspects of migrants in Russia: the role of local media // social-psychological adaptation of migrants in the world today Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference. Managing editor V. Konstantinov. Moscow, 2014 - P. 120-126

5. Troshina N. N. Subject national and cultural identity in the discourse of the media. Ethnocultural specificity speech activity: Sat reviews. Moscow. M., 2000.

6. http://www.regnum.ru/news/polit/1656057.html «Tatarstan fear" Tatar Kondopoga "/ news agency Regnum. Date of application: 08/25/2014.

7. http://lenta.ru/articles/2013/10/13/biryulyovo/ «Biryulevo exploded. Nationalist pogroms in southern Moscow: report "Heathcliff / Electronic periodical "to Lenta.ru" Internet newspaper (LENTA.RU). Date of application: 08/25/2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.