ми служебного коллектива Государственного пожарного надзора (его службами, подразделениями, техникой, финансами, культурой) делает возможными снятие деструктивных конфликтов в сфере совместной деятельности по обеспечению пожарной безопасности [8].
Список литературы:
1. Авдеев В.В. Психология принятия решения проблемных ситуаций. -М., 1992.
2. Башкановский В.И, Согомонов Ю.В. Введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью.
3. Заренок Н.Н. Культура управления. - Мн., 1986.
4. Захарик С.Б. Управление психологическим состоянием личного состава в ходе боя. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. -М., 1989.
5. Кабаченко Т. С. Психология управления: в двух частях: учебное пособие. - М., 1997.
6. Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров А.М. Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. - М., 1990.
7. Кудряшова Л.Д. Психологические аспекты изучения управленческих систем // психология управленческой деятельностью. - М., 1986.
8. Лысенко Ю.Н. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1992.
9. Молл Е.Г. Психологические особенности оперативной управленческой деятельности: дисс. канд. психол. наук. - Л., 1982. - С. 109.
10. Хараш А.У «Другой» и его функции в развитии «я» // Общение и развитие психики. - М., 1986. - С. 31-46.
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ИЗМЕНЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ РЕВНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© Карымова О.С.*, Бирюкова М.В.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В статье представлено пилотажное исследование отношения к измене и ревности у студентов. Приведены используемые методики и выводы по полученным данным.
* Старший преподаватель кафедры Социальной психологии, кандидат психологических наук.
* Студент кафедры Социальной психологии.
Ревность является одной из наиболее сильных, разрушительных и болезненных эмоций. По мнению Е.П. Ильина, «Ревность - это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности». Она, чаще всего, сопровождает любые личные отношения человека, будь то интимные, деловые или родственные. Таким образом, ревность является одним из тех аспектов человеческой жизни, которые не меняются с течением времени. Линчев-ский Э.Э. пишет, что отношения, в которых есть ревность наносят ущерб как личности, так и психологическому климату общества [2, 3].
Данное исследование направлено на расширение области знаний о проблеме ревности у молодых пар, так различные авторы, такие как Э.Э. Лин-чевкий, Е.П. Ильин, М.И. Розенова рассматривают данную область достаточно широко, однако нигде не указывают то, какие особенности ревности имеют те или иные возрастные границы, рассматривая, в основном, зрелые пары. Не все из них были единодушны в понимании места и значения ревности. Как нам кажется, единого понимания не существует и по сей день [1, 2].
Практически каждая пара так или иначе, независимо от длительности отношений, сталкивалась с ревностью по отношению к партнеру либо мыслями о предполагаемой измене. Поэтому необходимо проанализировать, что же это за проблема - измена, причем измена небрачных партнеров, ведь большинство молодых людей, сейчас, предпочитают отношения, которые характеризуются той или иной степенью свободы, что неизбежно приводит к явным или скрытым проявлениям ревности. Необходимо определить, что входит в понятие измены у людей, еще не вступивших в брак, потому как они могут не осознавать важность верности, что влечет проблемы в дальнейшем построении отношений, а также оставит отпечаток на личности.
Целью нашего исследования было описать и проанализировать содержание представления об измене у молодых людей студенческого возраста, не вступивших в брак, а также выявить самые частовстречаемые проявления ревности и возможные реакции на ситуацию измены.
Результаты исследования могут помочь выявить взаимосвязь самоотношения и видов проявления ревности, что позволит в дальнейшем проводить более успешную работу с людьми, для которых ревность является препятствием или помехой в создании крепких и успешных отношений.
Мы провели экспериментальное исследование, которое включало в себя опрос 40 молодых людей, проведение методики «семантический дифференциал» (классический вариант Ч. Осгуда), теста для диагностики ревности. Был так же разработан авторский опросник для выявления проявлений ревности. Полученные результаты были математически обработаны, выводы сделаны на основании значимых статистических данных.
Таким образом, мы получили следующие результаты. Из данных анкеты, мы пришли к выводу, что большая часть молодых людей вне зависимо-
сти от пола считает, что измена - это сексуальный контакт «на стороне», а наиболее частой реакцией у мужчин являлся разрыв отношений, у женщин -агрессия или истерика. При этом, изучая результаты проведенного опроса, мы выделили следующие любопытные закономерности:
- респонденты мужского пола в возрасте 18-19 лет склонны простить своему партнеру измену чаще, чем более старшие люди, в то время как среди девушек способные простить встретились в диапазоне 20-21;
- одной из наиболее веских причин измены является неудовлетворенность партнером, ее выделяют большинство опрошенных обоих полов;
- отношения с представителями своего пола большинство молодых людей считает изменой, причем мужчины чаще (и воспринимают подобную возможность негативнее), чем девушки.
Методика семантического дифференциала так же дала достаточно большой материал для анализа. В ходе обработки данных мы получили следующие результаты:
По параметру «Я»: уровень оценки себя у молодых людей лежит в пределах среднего значения, что указывает на то, что они удовлетворены собственным поведением, уровнем достижений, достаточно принимают самого себя. Девушки показывают чуть завышенные результаты, т.е. склонны осознавать себя как носителем позитивных, социально-желательных характеристик, так и признавать наличие недостатков в самом себе. Оценка силы по параметру «Я» у женщин больше, чем у мужчин - это свидетельствует о том, что свои волевые стороны личности женщины оценивают выше, чем мужчины, они уверены в себе; значение находится в пределах среднего, что говорит о склонности рассчитывать на собственные силы; фактор активности у девушек выше, чем у молодых людей, что свидетельствует о более высокой экстравертированности женщин, это также подтверждается результатами анкеты.
По параметру «Партнер» фактор оценки у женщин чуть выше, чем у мужчин, что может свидетельствовать о большем предпочтении партнера, о его большей привлекательности, симпатии, которой он обладает в восприятии девушек; фактор силы указывает на то, что в субъективном представлении женщин, они могут находиться в подчиненном положении от мужчин; фактор активности показывает, что мужчины воспринимают партнерш в качестве более открытой составляющей пары.
По параметру «Измена»: у представителей обоих полов по критерию Оценки результаты приблизительно одинаковы и находятся близко к нижним пределам, что говорит о его отрицании и отторжении; фактор Силы у женщин чуть ниже, что может указывать на недостаточный уровень самоконтроля, а также зависимость от внешних обстоятельств. Фактор Актив-
ности выше представлен у мужчин, что говорит о восприятии молодыми людьми данного понятия как связанного с личными особенностями партнеров, относящееся не только лично к ним.
Выводом по обработке результатов теста на диагностику ревности стало то, что большая часть опрошенных, как женского, так и мужского пола, являются ревнивыми, но не агрессивными - их результаты лежат в диапазоне от 21 до 26 баллов. Однако, данные анкеты показывают агрессивную реакцию у женщины в ситуации измены. Мы предполагаем, это связано с высокой эмоциональностью женщин - что подтверждается данными анкеты. Необходимо также отметить, что молодые люди, в свою очередь, показали более высокий уровень ревности, что может быть связано с желанием доминировать в отношениях.
Интересные данные получены в результате авторского опросника (М. Бирюкова), в котором выявлялись наиболее частопроявляемые реакции ревности. В ходе пилотного исследования были выявлены бытовые ситуации, в которых так или иначе проявлялась бы ревность одного из партнеров. Далее, с помощью экспертной оценки, данные ситуации и проявления классифицировались по различным основаниям (данные приведены в табл. 1).
Таблица 1
Проявления ревности мужчин и женщин в разных ситуациях
Ситуации Проявления жен. Проявления муж.
Раздельный или совместный отдых Частые звонки (смс), контроль времени, навязчивые мысли об измене, раздражение, обида, скандал Частые звонки (смс), контроль времени, раздражение, обида, насмешки
Раздельная или совместная работа Напряженное ожидание, проверка на запах, проверка телефона, скандал, обида Напряженное ожидание, встречи около места работы, обида, игнорирование
Раздельная или совместная компания друзей Скандал, молчание (обида), разговор с общим знакомым, раздражение, вживание в коллектив с целью контроля партнера Скандал, молчание, обида, запрет на общение с друзьями, разговор с общим знакомым, вживание в коллектив
Флирт с представителем противоположного пола Демонстрация раздражения, неудовольствия, ответный флирт Демонстрация неудовольствия, ответный флирт, ирония, насмешка с целью уколоть партнера, расспросы о личности объекта флирта
Появление подарков и знаков внимания Подозрительность, настороженность, ненавязчивые расспросы, повышенный уход за собой Подозрительность, настороженность, ненавязчивые расспросы
Повышенное внимание со стороны противоположного пола Обида, проверка почты / телефона, гнев, раздражение, контроль времени Обида, расспросы друзей, демонстративные сцены ревности
Просьба о временном отдыхе партнеров друг от друга Отсутствие контакта (не брать телефон, не отвечать на сообщения), демонстрация контактов с противоположным полом Отсутствие контакта, демонстрация контактов с противоположным полом, агрессия, раздражение
Продолжение табл. 1
Ситуации Проявления жен. Проявления муж.
Повышенный уход за собой Расспросы, контроль партнера, повышенное желание постоянно быть в курсе событий в жизни партнера Расспросы
Ухаживания друга / подруги Повышенный контроль за партнером, недоверие к обоим, проверка телефона / сообщений / почты, резкость в общении с партнером и этим человеком Повышенный контроль за партнером, недоверие к обоим, проверка телефона / сообщений / почты, резкость в общении с партнером и этим человеком
Ссора Подозрительность, раздражение, обида, ответное игнорирование Подозрительность, раздражение, обида, ответное игнорирование, звонки друзьям
Времяпрепровождение с популярным другом / подругой Очень подробные расспросы о людях, с которыми встречался, контроль местонахождения, запрет на общение с человеком Расспросы о людях, с которыми встречался, контроль местонахождения, запрет на общение с человеком, звонки
Подозрение о существовании измены Слежка, контроль времени, проверка телефона, повышенное внимание к себе, самокопание и поиск в себе недостатков, резкость по отношению к партнеру, грубость в общении Слежка, контроль времени, проверка телефона, резкость по отношению к партнеру, грубость в общении
Ночные звонки, избегание разговора о собеседнике Подозрительность, расспросы, подавленность, проверка телефона и сообщений, повышенное внимание к личным разговорам партнера Подозрительность, расспросы, подавленность, повышенное внимание к личным разговорам партнера
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что часть проявлений ревности является следствием ситуации, окружающей обстановки, и не зависит непосредственно от партнера. Это такие проявления как подозрительность, контроль времени, подавленность, «самокопание» (рефлексия). Они связаны с личностными особенностями человека, являются следствием его представлений об отношениях, партнере, окружающей действительности. Другая часть ревностных проявлений, как скандалы, обиды, раздражение, сцены ревности, связаны между собой вовлеченностью обоих партнеров в межличностное взаимодействие. Однако, в них также присутствует такой компонент, как представление об обоюдных взаимоотношениях, из чего и строится процесс общения.
На основании данных, полученных в результате исследования, можно сказать, что личные представления людей о себе, о ревности и измене связаны между собой. Это доказывает, к примеру, указание на агрессивные проявления в ситуации ревности, эмоциональную вовлеченность в отношения, а также оценку себя как равноправного партнера в паре.
Данные результаты могут лечь в основу разработок программ по работе с молодыми парами, готовящимися к бракосочетанию, помощи при возникновении ситуаций ревности и поиска конструктивного, не травмирующего выхода из них.
Список литературы:
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
4. Изард К.Г. Психология эмоций: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. -464 с.
5. Линчевский Э.Э. Как быть с ревностью. - Л.: «Знание», 1978. - 36 с.
6. Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Рос-тов-н/Д:«Феникс», 2010. - 374 с.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА О СВОЙСТВАХ И ПРОЯВЛЕНИЯХ УНИВЕРСАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
© Корнеенков С.С.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В статье рассматривается концепция построения интегральной психологии на основе универсального сознания человека. Универсальное сознание есть творческое начало и сила, приводящее в движение весь материальный мир. Природа и человек являются проявлением силы универсального сознания в материальном мире. Развивая силы универсального сознания в физическом теле человек постепенно одухотворяет весь материальный мир. Цель интегральной психологии - исследование универсального сознания на всех его уровнях и во всех проявлениях, эффективный поиск истинной самореализации.
Психология как наука на современном этапе развития остро нуждается в расширенном и более глубоком видении своего объекта - внутреннего мира человека. Человек - многогранный феномен единения природы и духа. Наш образ самого себя и мира зависит от уровня развития сознания, воображения и ума, он обусловлен многочисленными социальными и психологическими установками. Без истинного знания своей природы, своих истоков, души, своих возможностей знания материального мира бессмысленны.
Наука самопознания человеком самого себя всегда привлекала внимание крупнейших мыслителей всех времен и народов, наработаны огромные знания и соответствующие практики. Самопознание должно включать в себя беспристрастный анализ всего происходящего, умение отличать истину от лжи, добро от зла. Св. Антоний, прозванный еще при жизни Великим, советовал: «Пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных сво-
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.