Научная статья на тему 'Особенности освоения современными военнослужащими духовно-нравственных ценностей'

Особенности освоения современными военнослужащими духовно-нравственных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности освоения современными военнослужащими духовно-нравственных ценностей»

Ф описание экзаменов, проектов письменных работ.

Развитие дистанционного обучения требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения. Вместе с тем следует отметить и недостатки дистанционного обучения, а именно:

Ф отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем;

Ф необходимость в персональном компьютере и доступе к Интернету, в постоянном доступе к источникам информации, т.е. нужна хорошая техническая оснащенность и готовность к использованию средств дистанционного обучения;

Ф высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

Ф ощущение недостатка обучающимися в практических занятиях; отсутствие постоянного контроля над обучающимися;

Ф высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, большие расходы на создание курсов дис-

танционного обучения и приобретение технико-технологического обеспечения;

Ф высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения (создание 1 ч интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1 тыс. ч работы профессионалов).

Научно-технический и информационный прогресс, к сожалению, мало повлиял на процесс юридического образования в России. Как в организационном, так и в методическом отношении обучение в вузах остается на низком уровне. Этому способствуют многие факторы, среди которых и искренняя убежденность, что можно подготовить необходимую массу высококачественных специалистов по лекалам прошлого, и недостаток средств, выделяемых для модернизации отечественного образования. В результате глобальная компьютеризация образования в России находится в зачаточном состоянии. Количество компьютеров и «евроремонт» помещений затмевают содержательную сторону процесса: зачем все это, что это дает и дает ли вообще, а современные образовательные технологии внедряются с большим трудом.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В.И. ПАШКОВ

Научный руководитель - С.Ю. Дивногорцева, кандидат педагогических наук, профессор

В условиях современного образования одной из главных задач является передача традиционного для нашей страны духовного опыта, общих ориентиров, в качестве которых выступают духовно-нравственные ценности, связанные со становлением мировоззрения военнослужащих.

Сложность и глубина проблемы духовно-нравственного воспитания состоит в понимании сути категорий «духовность» и «нравственность» для педагогики. Решение этой проблемы зависит от логики развития историко-педагогического процесса в обществе и объясняется воздействием общекультурных факторов на его членов. Это, в свою очередь, позволяет проследить динамику становления личностного духовного идеала человека. Следовательно, важно определить общие контуры становления категорий «духовность» и «нравственность».

Традиционно философское понимание духовности включает в себя три начала — познавательное, эстетическое и нравственное. Этим трем способностям соответствуют три сферы духовной деятельности, со-

здающие научное знание, — философия, искусство и нравственность. В классической греческой философии высшими человеческими ценностями считались истина, добро, красота. Нравственность выступала регулятором отношения людей, обеспечивала здоровье общества в рамках нормы поведения через осознание долга и выполнение его.

Античные философы, начиная с Сократа, учили доказательству каких-либо явлений в природе или особенного поведения человека через конкретное определение. Сократ говорил о душе как о части человека, но части, которая находится в высшем мире, духовном и вечном. Понимая, что существует объективная истина и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к выводу, что люди творят зло по неведению, потому что не знают истины; если бы люди знали истину, они стали бы творить только добро. Философ особое значение придавал таким ценностям, как справедливость, честность, истина, названным позднее общечеловеческими ценностями. Он утверждал, что объектом исследования

должен быть человек. Такая позиция, отстаивающая единство духовности и нравственности в смысле существования вечных и неизменных, т.е. абсолютных моральных ценностей, была воспринята философами как подлинно духовно-нравственная позиция.

Основу этики Платона составляют учение об идеях и учение о душе. В душе Платон различал три части и с каждой связывал только ей присущую добродетель (нравственные ценности): с разумной частью души — мудрость, с волевой частью — мужество, с чувствующей частью — воздержанность. Гармоничное сочетание трех основных нравственных добродетелей образует четвертую — справедливость. Высшая добродетель — мудрость. Главная задача нравственного воспитания — добровольное подчинение законам. Дух Платон понимал как сверхразумное начало. Духовность у него характеризуется как внутренняя свобода человека от внешних обстоятельств. Дух он считал общим, вселенским началом, а душу — началом индивидуальным, стремящимся к освобождению и слиянию с духом. Следовательно, духовность человека — это уровень приближения его души к Духу, что определяет взаимосвязь понятий духовности и душевности. Аристотель рассматривал душу как принцип самостоятельного движения единичной вещи, приписывая ей множество функций, которые современная наука оценивает как чисто физиологические. Однако он считал, что душа хотя и является бестелесной, тем не менее связана с материей. Душа есть везде, где есть ум, она неотделима от тела.

Духовно-нравственные ценности античности сменились иными мировоззренческими установками и познавательными регулятивами христианства, ставшими истоками персоналистской традиции. Ценность личности в христианстве во многом соразмеряется совокупным духовным опытом всего человечества, основанным на традиционном понимании человека как образа Божия. В личностном аспекте христианская святоотеческая традиция различает в человеке образ Божий как природный дар Божий каждому человеку и подобие Божие — как духовно-нравственную обязанность человека хранить этот дар и способствовать его проявлению. Образ Божий человеку дан, а подобие задано, поэтому конечная цель его земной жизни — достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий «начертан» в высших нравственных свойствах человеческой души — в свободной воле, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. По мысли В.Н. Лосского, «быть образом Божиим — значит быть существом личным, т.е. свободным и ответственным»1. Христианство противопоставляет античному антропоцентризму человеческое стремление к личностному Абсолюту.

Этой точки зрения, будучи людьми религиозными, придерживались многие видные ученые позднего Средневековья и эпохи Просвещения. Так, в трудах

Д. Бруно духовность человека определяется силой устремленности его к Богу, степенью познания Бога и готовностью к исполнению Его воли. Декарт главными идеями человека считал врожденные идеи о Боге, которые у него относятся к духовным.

Я.А. Коменский считал, что сущность природы человека отличается от остальных природных существ возможностью уподобления Богу. Человек духовен и способен развивать эту духовность — подниматься до совершенства. Важнейшими функциями педагогики Коменский считал изучение законов духовной жизни и согласование с ними всех педагогических воздействий. «Настоящая жизнь не столько жизнь, сколько путь к жизни, которую достигнет тот, кто предуготовил себя верою, благочестием и христианским совер-шенством»2. Именно в этом он видел суть принципа природосообразности воспитания и его задачи понимал как «раскрытие прежде всего этих специфических человеческих способностей души, обращенной к Духу»3.

Христианство, обладая возвышенным представлением о человеческой природе как предназначенной к обожению и вместе с тем весьма трезво оценивая наличное состояние человека после грехопадения, предлагает идеал для подражания — Христа, говорит об идеале жертвенной любви, вопрос власти решает на основе святоотеческого понимания принципа иерархии, основанного на одной из главных добродетелей христианства — смирении, т.е. здравой оценки себя перед лицом Божиим, которая простирается на отношения с ближними. Основными характеристиками христианской духовности являются смирение и любовь как высшая способность человека, понимаемые в русле догматического учения церкви.

Русские педагоги и философы не мыслили духовное начало безличным. Более того, В.В. Зеньковский утверждал, что человек духовен в силу его личностного начала, которое является основным выражением бо-гообразности человека, при этом духовность выступает в человеке не только как творческая сила, но и как начало целостности и иерархичности. Он утверждал примат духовного начала в человеке4.

Известный русский религиозный философ И.А. Ильин в понимании духовности и духа отдельного человека пишет: «Духовность человека состоит прежде всего в уверенности, что в пределах его собственной души есть лучшее и худшее, на самом деле лучшее; такое, качество и достоинство которого надлежит признать и перед которым подобает преклониться. К этому лучшему и высшему надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему. И по мере того как человек осуществляет это, он убеждается в том, что это высшее и лучшее совсем не исчерпывается его личными пределами, но является в нем самом как бы излучением и энергией действительно Высшего и Совершенного Начала, которому он и предстоит на

протяжении всей жизни. Приобщаясь этому Началу, духовный человек не может не радоваться Ему. И очень скоро он удостоверяется в том, что это желание драгоценно и жизненно необходимо, что эта любовь открывает ему настоящий доступ к жизненному свету, к истинной свободе, к подлинному бытию и личному духовному достоинству. В этом делании духовный человек научается преклоняться перед Богом, чтить самого, видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществления духовной жизни на земле»5.

Можно выделить следующие три направления в понимании духовности современной педагогической мыслью:

1) светское, связывающее духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, с включением индивида в сферу духовной деятельности, под которой понимается совокупность эстетических, моральных, правовых взглядов на человека и окружающий мир. Существо духовности заключается в открытии духовных сил в самом себе, сответственно негативно относится к религиозной составляющей воспитательного процесса. Духовность — это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность;

2) светско-религиозное, строящееся на приобщении к религиозным ценностям через культуру, искусство, признающее необходимость включения в содержание личностного воспитания современного человека религиозных духовных ценностей, но отрицающее конфессионализм в воспитательном процессе. Существо духовности это направление определяет тем смыслом, который его представители вкладывают в понятие «Бог». Такому пониманию духовности соответствует понятие «светская вера». Светская духовность не может быть сведена только к интеллектуальности. В какой-то мере можно предположить, что духовность в светском понимании есть работа по освоению смысла жизни;

3) религиозно-конфессиональное (православно ориентированное), которое, не отрицая в большинстве своем те же ценности и подходы, декларируемые первыми двумя направлениями, основной упор делает на источнике этих ценностей — личностном Боге и рассматривает систему христианских ценностей через призму Священного Предания, являющегося содержанием православной церковной традиции.

Духовность и нравственность являются такими характеристиками личности, при которых духовность является внутренней мотивационной сферой, а нравственность — внешней. В религиозно-конфессиональном направлении духовностью можно назвать степень приближения человека к подобию Божию, основанного на принципе синергии, о котором апостол Павел говорит: «...Мы соработники у Бога» (1 Кор. 3, 9), т.е. при участии в этом процессе

Благодати Божией, а нравственностью — выполнение совокупности общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, основанное на исполнении заповедей Евангелия.

В многообразных исследованиях феномена духовности есть нечто общее. Это, например, призвание наличия у человека смысла жизни как нормального (здорового) духовного состояния, а также необходимости переживания человеком нравственных чувств как побудителей духовного становления и саморазвития.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленная деятельность, связанная с приобщением человека к совместной жизни с Богом-Троицей через воздействие благодати Святого Духа и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека6.

Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию военнослужащими православных духовно-нравственных ценностей, которые составляют фундамент гармонического развития личности, обеспечивают ее целостность, определяют приоритетность нравственного воспитания в арсенале педагогических средств формирования личности. Духовность, выступающая высшей качественностью нравственного воспитания, предполагает пробуждение души к национальному духовному опыту, развитие чувства собственного духовного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — Веры, Добра, Совести, Чести, Любви, понимаемых в свете святоотеческой традиции.

В православии существует особое понимание духовности, понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3, 17). Бог открыл себя человеку в максимальной полноте в Иисусе Христе. Его образ для человека является идеалом для подражания. Православная религия говорит нам о том, что духовен тот, кто в наибольшей степени уподобился Богу.

Основное условие для уподобления Богу — осознанный взгляд на самого себя, осознание человеком своей греховности с тем, чтобы в дальнейшем исправлять себя и самосовершенствоваться. Понятие духовности близко к понятию «святость». Вместе с тем в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания — особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания считается сердце, которое направляет желания, стремления, чувства человека. Происходит это благодаря способности сердца любить.

С воспитанием сердца связан нравственный выбор человека. Забота о сердце должна стать главной заботой духовного воспитания. Это должна быть цель возвышения сердца, научения его любви, вкусу к доброте.

Духовное воспитание является основой воспитания личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие. Первостепенное значение в воспитании человека должно придаваться духовности, которая предусматривает общение с Богом на земле и в вечности, достигнуть которую можно через Иисуса Христа, т.е. пребывая в Его православной церкви.

В начале духовного пути каждому человеку полезно осмыслить свою личную жизнь, взглянуть на себя со стороны, понять, в чем мы отходим от Христа и Его заповедей, — это и рождает желание измениться.

Итогом духовного воспитания является обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Она должна быть движущейся, развивающейся, отражаться не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности, наконец в любви к истине.

Приобретение внутренней системы ценностей военнослужащими в процессе духовного воспитания ложится в основу всей жизни человека. Она способствует правильному пониманию каждым военнослужащим смысла жизни, желанию самосовершенствоваться, любить и делать добро, жертвовать собою ради других.

1 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви // Лосский В.Н. Догматическое богословие. — М., 1991. - С. 240-249.

2 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 206.

3 Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов // Коменский Я.А. Указ. соч. - С. 174-192.

4 См.: Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1996. - С. 50.

5 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. - М., 1992. - С. 262

6 См.: Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 1: Введение в педагогическую деятельность, теория и методика воспитания - М., 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2007 г. отмечалось, что развитие современной демократии находится в неразрывной связи с уровнем культуры всего общества, где особое место отводится ее моральной и нравственной составляющим.

В значительной степени данное заключение определяет задачу совершенствования системы формирования профессиональных компетенций будущего специалиста в системе профессионального образования, включающих в себя также и компетенции в сфере этики. Рассмотрим проблемы профессионально-этической подготовки в рамках специальности «Педагог профессионального обучения».

Для того чтобы научить других людей профессиональному ремеслу, будущим педагогам профессионального обучения прежде всего необходимо познать профессиональные компетенции с учетом специфики своей профессии, научиться управлять собой, понять, каким образом необходимо воздействовать на молодое поколение в контексте становления у обучающихся твердых морально-нравственных убежде-

С.М. ТИХАНОВСКАЯ, Ю.И. МИНЯЖОВА, Е.В. КРЫЛОВА

ний, здоровьесберегающего и продуктивного образа жизни, что предполагает знание основ созидательной этики взаимоотношений в обществе.

Здесь уместно отметить высказывание социолога Г. Вурцбахера о том, что от педагогического воздействия на личность зависит, «станет ли человек гражданином своего общества или его проблемой».

Взаимосвязь формирования социально-личностных компетенций с уровнем сформированности теоретических знаний и практических умений в области этики рассматривается в научных исследованиях В.И. Байденко, Т.В. Литвиненко, И.А. Зимней, А.М. Новикова, С.А. Паничева, Ю.В. Шаронина, Л.С. Гребнева и др.

Внимание к данной задаче обусловлено в первую очередь тем, что именно профессионально-педагогические кадры обеспечивают воспроизводство главного общественного богатства — людей, способных ответственно относиться к своей трудовой деятельности, обладающих высоким уровнем профессионализма, нравственных качеств, гуманистическим отношением к окружающему миру, а главное, осознающих безаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.