ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 070
ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ЖУРНАЛЕ «ВОКРУГ СВЕТА»
Е. К. Рева1, И. Е. Косова2
1 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
[email protected] 2 [email protected]
Аннотация. Рассматриваются некоторые особенности освещения в журнале «Вокруг света» этнокультуры как совокупности элементов материальной и духовной культуры этноса. Актуальность исследования обусловлена вниманием государства к вопросам национальной политики, меняющей вектор своего развития в XX в. и получившей стратегическое значение в новейшей истории России. Обозначены тематические особенности подачи материала в рамках освещения этнокультуры в издании «Вокруг света».
Ключевые слова: периодическая печать, этнокультура, многонациональное государство, народы, национальная политика, этническое многообразие
Для цитирования: Рева Е. К., Косова И. Е. Особенности освещения этнокультуры в журнале «Вокруг света» // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 1. С. 73-76.
В настоящее время национальная политика Российской Федерации - одно из стратегических направлений развития государства, исторически являющегося полиэтническим. В настоящее время в стране живут представители 193 народов. Российская государственность представляет собой результат складывающейся на протяжении веков общности множества этносов на базе русской государственности и культуры. При этом сохраняется самобытность каждой этнической группы как частицы единого народа России [1].
Каждый из этапов исторического развития России в ХХ-ХХ1 вв. имеет свою уникальную политическую, социальную, культурную основу, что позволяет определить специфику представления черт этнокультуры в средствах массовой информации на определенном хронологическом отрезке [2]. Для нас интерес представляет как текущая этническая повестка в средствах массовой информации, так и прошлое столетие, показавшее разные векторы развития национальной политики: при том, что СССР представлял собой многонациональное государство, фокус внимания был смещен с концепта «национальность» на понятие советского народа как исторической общности, гражданской идентичности. Концепция советского народа и идеология советского патриотизма помогали сплачивать автономные и союзные республики. Но волна начавшихся в 1986 г. национально-этнических конфликтов существенно ослабила концепцию дружбы народов [3]. Проблема межэтнического взаимодействия была одной из ключевых и в усло -виях новой российской государственности. Нестабильная общественно-политическая обстановка в стране в 1990-е гг. осложнялась военными событиями в Чеченской Республике, последствия которых еще многие годы будут оказывать влияние на национальную политику России.
© Рева Е. К., Косова И. Е., 2021
В 1996 г. Постановлением Правительства России была принята «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» и утверждена Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15.06.1996. Среди основных принципов были обозначены такие как сохранение исторически сложившейся целостности Российской Феде-Федерации; равноправие всех субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; гарантия прав коренных малочисленных народов; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной [4].
В декабре 2012 г. была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Документ был обновлен 6 декабря 2018 г. В тексте Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. важное место отводится вопросам культуры народов России, что находит отражение в следующих принципах: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения; обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей; защита прав национальных меньшинств; уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды; государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества; преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь; устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных народов Российской Федерации, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов [5]. В этой связи целесообразно ввести термин «этнокультура» - это совокупность традиционных ценностей, отношений, поведенческих особенностей, сложившихся исторически в различных формах самореализации людей, ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые, антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Этническая культура охватывает в основном сферу быта и способы повседневной жизнедеятельности людей, касаясь, прежде всего, социокультурных особенностей локального однородного сообщества. Обряды, обычаи, привычки поведения, характерные народные промыслы и прочие устойчивые черты быта, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу этнической культуры [6].
Одним из старейших отечественных изданий, регулярно публикующим материалы о народах, их культурном своеобразии: историческом становлении, обычаях, традициях, ремеслах, является журнал «Вокруг света». Он основан в Санкт-Петербурге в 1861 г. и издается практически без перерывов уже на протяжении полутора веков. «Вокруг света» публикует тексты об исторических событиях, часто используя нестандартные подходы к уже известной информации, о людях, их судьбах, предлагает материалы о культуре, научных и географических открытиях, технических достижениях. Особое место в тематическом многообразии журнала принадлежит освещению этнокультуры. В рамках проведенного исследования были рассмотрены номера с 1970 по 2019 г., размещенные на официальном сайте издания. Поиск материалов проводился по ключевым словам, представляющим собой названия советских социалистических республик и республик Российской Федерации. В СССР входило 15 республик, сейчас в составе России 85 равноправных субъектов, 22 из которых являются республиками. Результатом поиска стали материалы о таких республиках,
Гуманитарные исследования
как Республика Башкортостан (5 публикаций: 1977, 1981, 1983, 1986, 2016), Кабардино-Балкарская Республика (9 публикаций: 2006, 2007, 2014, 2018) и некоторые государства, входившие ранее в состав СССР: Азербайджан (5 публикаций: 1981, 1984, 1998, 2004), Армения (з публикации: 2007, 2010, 2018), Грузия (5 публикаций: 1972, 1983, 1990, 2006, 2016), Киргизия (5 публикаций: 1972, 1982, 1991, 1992, 1996), Таджикистан (1980, 1982, 1984, 1992, 2019), Туркмения (з публикации: 1981, 1992, 1998), Узбекистан (6 публикаций: 1980, 1981, 1982, 1996, 2003, 2015). Наибольшее число материалов журнала было посвящено Республике Дагестан (14 публикаций: 1970, 1979, 1988, 1990, 1991, 1992, 1998, 2003, 2004, 2016, 2019) как самой многонациональной республике Северного Кавказа.
Сравнительный анализ публикаций показал, что в материалах советского периода доминировало отображение особенностей национальных привычек («Старики наши говорили: «Если ты приехал ни к кому, то на тебя и собаки лаять не будут». Приезжать надо к другу-кунаку. Поэтому, знаешь что, пойдем-ка ко мне - я буду твоим кунаком»), исключительного отношения к гостю («Э-э... - сказал Магомед. - Для гостя ничего не жалко»), к приготовлению пищи, традиционной кухне («На столе все, чем можно угодить путнику. Хлеб, сыр, масло, вода в старинном кувшине, но... Магомед Хачалов, молоденький начальник вертолетной площадки, ставший моим кунаком час назад, с истинно горским темпераментом продолжает корить небо, себя и меня, что не может подать сейчас на этот стол дымящегося барашка») [7]. В современных текстах наряду с особенностями этнокультуры уделяется внимание отношению к национальным стереотипам («- А такие красивые платки вы специально для гостей надели? - спрашиваю женщин, сидящих на одной из извилистых улочек аула Кубачи. Женщины оказываются очень общительными и наперебой снабжают меня информацией»), современным тенденциям общественного развития («Клубы густого табачного дыма вихрятся по залу прибрежного ресторана. Из колонок льется песня: под музыку с явным местным колоритом звучат слова на русском языке про "недоступность Фатимы"») [8]. Несмотря на незначительные тематические изменения в материалах с течением времени, основные элементы этнокультуры (традиции, обычаи, кухня, гостеприимство и т.д.) как совокупности культурных кодов регулярно обнаруживают себя в средствах массовой информации.
Среди публикаций за 1970-1991 гг. можно выделить материалы следующих жанров: статья (5), репортаж (5), зарисовка (3), очерк (24). В современных материалах тенденция сохраняется: статья (4), репортаж (2), очерк (18). Проанализировав данные публикации, мы пришли к выводу, что основной жанр текстов по теме этнокультуры в журнале «Вокруг света» - это очерк, что составляет 69 % публикаций от всех материалов. Выбор данного жанра обусловлен его спецификой: возможностью создавать достоверную и убедительную картину действительности при помощи наглядности, динамики и авторской оценки, что позволяет читателю почувствовать себя непосредственным участником описываемых событий и глубже проникнуться затронутой темой («Когда подъезжаешь к знаменитому селению Кубачи, где две тысячи лет изготавливали оружие для всего Кавказа, кажется, что дальше дороги нет. Селение стоит на самой вершине горы. А мне надо было дальше - в Амузги. Туда из Кубачей ведет тропа. Она вьется вдоль каменистых склонов, уводит в другое ущелье. Слева - обрыв, справа - аккуратно выложенная из камней стена») [9]. В отрывке из материала «Квидили спускается с гор»: «...на них длинные, мехом наружу, овчинные тулупы, перехваченные ремнем, на головах высоченные островерхие конусы меховых шапок-масок с цветными лентами, а на ногах традиционная обувь -шерстяные вязаные гедоби и глубокие галоши. С разных сторон к годекану не торопясь стекаются эти диковатого вида распорядители праздника. Ведут они себя очень самоуверенно и даже дерзко: размахивают длинными раскрашенными деревянными мечами, поддразнивают женщин, кого-то хватают и валяют в снегу», - обнаруживаем образное отображение действительности и публицистичность - присутствие документальности, пафоса повествования, детализации («овчинные тулупы, перехваченные ремнем», «высо-
ченные островерхие конусы меховых шапок-масок с цветными лентами», «шерстяные вязаные гедоби», «глубокие галоши»). Динамика достигается при помощи глаголов настоящего времени (стекаются, ведут, размахивают, поддразнивают, хватают, валяют), также ощущаем авторское присутствие и его оценку («К счастью, даже в самых отдаленных дагестанских селах языкового барьера не возникает: все неплохо говорят по-русски»; «Оно приближается, и я уже могу разглядеть большую, вытянутую, как у лошади, черную голову, выразительные и, как мне показалось, печальные глаза. У квидили огромная розовая пасть с блестящими медными зубами, которую он широко раскрывает и захлопывает с громким клацаньем. Есть в этой фигуре что-то грозное и в то же время беззащитное»). Все это свидетельствует об отличительных чертах очерка как жанра журналистики [10].
В результате исследования мы пришли к выводу, что этнокультура в журнале «Вокруг света» представлена многомерно. С каждым новым материалом происходит тематическое углубление, обогащение информации о конкретном пласте жизни: открываются новые знания о культуре народа, о котором уже писали ранее. Этнокультура в журнале «Вокруг света» освещается комплексно. Материалы, содержащие сведения о языке, обычаях, праздниках, традициях, религиозных верованиях народов, их ремеслах, особенностях приготовления пищи и национальных блюдах, постепенно дополняются новой информацией в следующих публикациях издания, что способствует конструированию максимально объективного представления о народе.
Список литературы
1. Рузманов Ю. В. Государственная национальная политика в Российской Федерации // Огарев-online. 2018. № 6. С. 9.
2. Рева Е. К. Особенности отражения этнокультурных ценностей народов Северного Кавказа в периодической печати: межнациональный аспект : монография. Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. 300 с.
3. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. : Аспект Пресс, 1999. 286 с.
4. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации : Указ Президента РФ № 909 от 15.06.1996 / / Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.01.2021).
5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ № 1666 от 19.12.2012 (с изм. на 06.12.2018). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 23.01.2021).
6. Рева Е. К., Арехина Д. В. Проблема репрезентации культуры коренных малочисленных народов России в массмедийном дискурсе: теоретико-методологический аспект // Приволжский научный вестник. 2015. № 11. С. 95-101.
7. Константинов В. А начиналось с Сулака... // Вокруг света. 1979. URL: https://www. vokrugsveta.ru (дата обращения: 23.01.2021).
8. Сидоров К. Привет, оружие! // Вокруг света. 2016. URL: https://www. vokrugsveta.ru (дата обращения: 22.01.2021).
9. Муравьев А. Амузгинский клинок // Вокруг света. 1979. URL: https://www. vokrugsveta.ru (дата обращения: 22.01.2021).
10. Миловский А. Квидили спускается с гор // Вокруг света. 1988. URL: https://www. vokrugsveta.ru (дата обращения: 22.01.2021).
Информация об авторах
Екатерина Константиновна Рева, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики, Пензенский государственный университет.
Ирина Евгеньевна Косова, студентка, Пензенский государственный университет. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.