DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_141
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ НА ЖИЛИЩЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FEATURES OF THE MAIN WAYS OF EXERCISING HOUSING RIGHTS BY EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
НОВИЧКОВА Юлия Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, Университет ФСИН России.
Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: 3590568@mail.ru
ДОЛОТОВА Дарья Валерьевна,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России,
Россия, Владимирская обл., г. Владимир, Большая Нижегородская ул., 67 Е. Е-mail: d.v.dolotova@mail.ru;
САЛЧАК Дарима Менгиевна,
курсант юридического факультета, Университет ФСИН России, рядовой внутренней службы. Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: darima.salchak04@mail.ru;
НОВИЧКОВ Игорь Антонович,
курсант 5 курса экономического факультета Академии ФСИН России рядовой внутренней службы Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: igron.one@gmail.com;
Novichkova Yulia Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia. St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: 3590568@mail.ru;
Dolotova Darya Valeryevna,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia. Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67 E. Е-mail: d.v.dolotova@mail.ru;
Salchak Darima Mengievna,
2nd year cadet of the Faculty of Law of the University of the Federal Penitentiary Service of Russia, private internal Service. St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: darima.salchak04@mail.ru;
Novichkov Igor Antonovich,
3rd year student of the Faculty of Economics of the Academy
of the Federal Penitentiary Service of Russia, private internal service.
Ryazan, Sennaya, 1.
E-mail: igron.one@gmail.com
Краткая аннотация: в статье дается общая характеристика особенностей основных способов осуществления прав на жилище сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проанализировано значение, сделаны выводы о важности данных форм социальных гарантий.
Abstract: the article gives a general description of the features of the main ways of exercising housing rights by employees of the penal enforcement system of the Russian Federation, analyzes the significance, and draws conclusions about the importance of these forms of social guarantees.
Ключевые слова: основные, способы, жилищное, осуществление, права, жилые помещения, сотрудники, уголовно-исполнительная система, Российская Федерация.
Keywords: basic, methods, housing, implementation, rights, living quarters, employees, penal enforcement system, Russian Federation.
Для цитирования: Новичкова Ю.Г., Долотова Д.В., Салчак Д.М., Новичков И.А. Особенности основных способов осуществления прав на жилище сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 141-145. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_141.
For citation: Novichkova Yu.G., Dolotova D.V., Salchak D.M., Novikov I.A. Features of the main ways of exercising housing rights by employees of the penal enforcement system of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 141-145. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_141.
Статья поступила в редакцию: 07.04.2023
Жилищная проблема была актуальна для человечества всегда. Значима она и сегодня в отношении всех людей, включая граждан, служащих на благо государства, в том числе, сотрудников УИС РФ. И.К. Кобленц писал: «если хороших жилищ не хватает, то социальная полезность гражданина определяет преимущественное его право на занятие той жилплощади, на которую он претендует» [1]. До революции основой регулирования отношений в сфере жилья было частное право. Современным жилищным правом [2] прямо регулируются жилищные отношения.
Его основы раскрыты пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса (далее - ЖК) РФ (далее - ЖК РФ) [3]. Жилищным законодательством именуют «систему законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения (жилищные), в которых участвуют граждане, юридические лица, органы государственной власти, местного самоуправления. Рассматриваемые отношения по своей правовой природе различны: гражданско-правовые, регулируемые Гражданским кодексом РФ [4] (далее ГК РФ); смешанные (ГК РФ и ЖК РФ); организационно-управленческие (вспомогательные) [5]. Ядром жилищных отношений можно считать отношения в части пользования жилыми помещениями [6]. Нормативная регламентация жилищных правоотношений раскрывается через призму методов [7]. Сегодняшняя сфера жилищного законодательства характеризуется систематизацией. Основой жилищного права выступает Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [8], являясь первичным и самым главным правовым источником РФ, в том числе, для жилищного права. ЖК РФ является вторым по значимости нормативно-правовым актом в части жилищного обеспечения сотрудников УИС РФ. Источников нормативных актов в жилищной сфере, в том числе, в отношении сотрудников УИС РФ, имеется сегодня немало. Они обладают системным характером. Их отличительная черты - направленность на реализацию всеми гражданами, включая сотрудников УИС РФ, права на жилище, закрепленного в Конституции РФ. Существующие нормативные акты являются подтверждением того, что при наличии внешнего сходства понятия «жилищное право» и «право на жилище» различны. Последнее первостепенно по действующему законодательству, но его существование невозможно без его нормативного закрепления в жилищном праве. Отсюда, рассмотрим особенности основных способов осуществления жилищных прав сотрудниками УИС РФ современности.
1. Предоставление на основании ЖК РФ и федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] (далее - Федеральный закон № 283-Ф3) по договорам социального найма жилых помещений, приобретенных (построенных) учреждениями и органами УИС РФ в рамках осуществления ФСИН России функций государственного заказчика по жилищному строительству в отношении сотрудников (пенсионеров), вставших на жилищный учет до 01.03.2005 только при наличии жилищного фонда, желания и права, согласно законодательно установленных норм положенности. Жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в учреждениях и органах УИС, в порядке очередности при наличии свободных жилых помещений на балансе соответствующего учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. ЖК в РФ применяется к УИС по вопросам, не урегулированным и не противоречащим законодательству. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями работников (сотрудников и вольнонаемных работников), пенсионеров УИС РФ лежит на учреждении, органе УИС РФ, в котором данные граждане состоят на жилищном учете. Так, в части 1 статьи 6 Федерального закона № 283-Ф3 определено, что «сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина РФ определяется в соответствии с ЖК РФ». Исходя из требований Закона РФ от 04 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» [10], данные жилые помещения после их передачи в муниципальную собственность, могут быть в органах муниципалитета приватизированы вышеназванными сотрудниками.
Следует отметить в качестве положительной стороны данного способа реализации жилищных прав сотрудников УИС РФ следующие особенности: возможность получения на безвозмездной основе жилых помещений ведомственного жилищного фонда по договорам социального найма как сотрудниками, так и пенсионерами, вольнонаемными работниками УИС РФ, а также, приватизации ими данных жилых помещений. К особенностям указанного способа можно отнести следующее: распространяется он только на граждан из числа аттестованного, вольнонаемного состава, либо пенсионеров УИС РФ, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 (до вступления в законную силу ЖК РФ) в органе, учреждении УИС РФ; реализуется только при наличии на балансах органов, учреждений УИС РФ, которого по РФ имеется незначительное количество; доступен гражданам из числа состоящих на жилищном учете (до 01.03.2005). Условие предоставления - учетная норма не превышает установленных пределов, то есть помимо желания, обязательно наличие права. В отношении сотрудников действуют единые нормы положенности, определенные статьей 7 Федерального закона № 283-ФЗ, в отношении же граждан, работающих (работавших) УИС РФ и состоящих там на жилищном учете, - иные нормы предоставления, определенные ЖК РФ, зависящие от муниципального образования по месту предоставления и установленных в нем органами муниципалитета норм положенности. Состав семьи лица, которому предоставляется жилое помещение по договору социального найма определяется ЖК РФ (статьями 31,69).
2. Получение безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство (далее - БФП) согласно приказа Минюста РФ от 05.09.2006 № 281 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство» [11]. БФП предоставляется только действующим сотрудникам УИС РФ (на пенсионеров и гражданских работников, состоящих на жилищном учете учреждений, органов УИС РФ, данная помощь не распространяется); имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в УИС РФ, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении (акцент на непрерывную службу в УИС РФ); признанным в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях; сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности (очередь на БФП определяется хронологически также, как каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающихся
в улучшении жилищных условий: по нормам предоставления площади жилья в субъекте РФ). Преимуществом и положительным аспектом данного способа реализации жилищных прав сотрудниками УИС РФ можно назвать возможность получения на безвозмездной основе денежных средств. Особенностями указанного способа реализации жилищных прав сотрудниками УИС являются: распространение только на сотрудников, причем из числа состоящих на жилищном учете; только вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы: осуществляющим строительство индивидуального жилого дома; в размере 50 процентов БФП за счет бюджетных средств по смете на содержание УИС; 25 процентов -из внебюджетных средств, ... после уплаты обязательных платежей по действующему законодательству и экономии бюджетных средств по смете УИС; 25 процентов расчетной стоимости жилья - из личных денежных средств сотрудников. Однако, надо учитывать, что не всегда есть прибыль и не каждый имеет дополнительный капитал. Трудно приобрести что-либо, когда цены на квартиры огромные.
3. Реализация постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы (далее - Программа) «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» [12] (далее - Правила), регламентирующие условия, формы, требования Программы в УИС. Согласно пункта 2 Правил, государственный жилищный сертификат - именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - ГЖС). ГЖС - ценная бумага, а предоставление - финансовая поддержка государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в Программе граждан, определенных пунктом 5 Правил, является добровольным. В УИС РФ право на включение в Программу имеют лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил. В последние 7 лет размер бюджетных средств на эти цели очень ограничен и не позволяет удовлетворить заявки УИС в полном объеме на получение ГЖС. Положительным моментом данного способа реализации жилищных прав сотрудников УИС РФ является возможность получения на безвозмездной основе ГЖС и приобрести жилье. Особенностью данного способа является то, что он распространяется либо по подпункту «а» пункту 5 Правил только на уволенных (увольняемых) сотрудников и членов их семей, причем из числа состоящих на жилищном учете (в отношении вольнонаемных работников, состоящих на жилищном учете в органах (учреждениях) УИС РФ и членов их семей, либо сотрудников, служба которых финансировалась не из федерального бюджета данная Программа не действует по данному подпункту), либо по подпункту «б» пункту 5 Правил только на граждан, проживающих в поселках подлежащих переселению. Перечень поселков утвержден соответствующим Распоряжением Правительства РФ; стоимость квадратного метра, принимаемого в расчет стоимости ГЖС зачастую не соответствует рыночной, что затрудняет возможность приобретения чего-либо полностью безвозмездно, без, например, ипотеки; не урегулирован вопрос участия в Программе членов семьи граждан-участников Программы по подпункту «а» пункту 5 Правил, в случае смерти сотрудника.
4. Реализация статьи 4 Федерального закона № 283-Ф3 в части предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ). Положительными моментами данного способа реализации жилищных прав в УИС РФ является возможность получения на безвозмездной основе денежных средств и возможность приобрести жилье, а особенностями: распространяется только на действующих сотрудников и при их определенных жилищных условиях; исключением являются пенсионеры, вставшие на жилищный учет в органах (учреждениях) УИС РФ до 01.03.2005; находится в прямой зависимости от финансирования, которое не всегда достаточно для удовлетворения потребностей всех принятых на учет на ЕСВ; состав семьи не по ЖК РФ, а по части 2 статьи 1 Федерального закона № 283-Ф3.
5. Предоставление служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда (при наличии такого фонда, правовых оснований для предоставления). Основной порядок предоставления служебных жилых помещений определен ЖК РФ (статьи 92,93,100, 103, 104 ЖК РФ), Федеральным законом № 283-ФЗ (статьи 7,8), постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 217 «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» [13]. Положительными моментами данной формы реализации жилищных прав сотрудников УИС РФ являются: возможность сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы и не получающих денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, получения служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда, проживания в нем с членами семьи до окончания службы в данном населенном пункте; отсутствие ограничений по сроку службы в УИС РФ. Данная форма особенно актуальна для молодых сотрудников (курсантов ведомственных ВУЗов), прибывших по распределению к месту прохождения службы и не обеспеченных жильем. Особенностями данного способа можно обозначить то, что распространяется он только на граждан из числа аттестованного, состава органов (учреждений) УИС РФ; только при наличии на балансах органов, учреждений УИС ПРФ служебного жилищного фонда, которого по РФ имеется незначительное количество; полная зависимость от наличия на балансах органов (учреждений) УИС РФ служебного жилого фонда; условие предоставления - учетная норма сотрудников органов (учреждений) УИС РФ, то есть помимо желания, обязательно наличие права.
6. Выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ (статья 8), постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 № 894 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов УИС, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших
(умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» [14]. Положительными моментами данной формы реализации жилищных прав сотрудников УИС РФ являются: компенсация расходов на безвозмездной основе найма жилья, получения служебного жилья; возможность сотрудников, не имеющих жилых помещений по месту службы и не получивших по различным основаниям служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда, получить по месту службы денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений за найм жилья; отсутствие ограничений по сроку службы в УИС РФ. Данный способ также особенно актуален для молодых сотрудников (курсантов ведомственных ВУЗов), прибывших по распределению к месту прохождения службы и не обеспеченных жильем. Особенности: распространяется она только на граждан из числа аттестованного, состава органов (учреждений) УИС РФ; при наличии финансирования; не конкретизирован порядок подтверждения невозможности ежедневного возвращения домой (при наличии жилых помещений не по месту службы); небольшой размер выплат.
7. Общие для всех граждан РФ, включая сотрудников УИС РФ, способы реализации жилищных прав: возможность реализации Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [15]: большая часть сотрудников УИС РФ, особенно молодых, приобретают жилье в ипотеку полностью или частично; получение жилья в наследство, по договорам дарения; приобретение жилого помещения на личные средства; любые действия по владению, пользованию, распоряжению недвижимым имуществом в соответствии с действующим законодательством, прежде всего, ЖК РФ, ГК РФ; получение на безвозмездной основе определенными категориями граждан, включая сотрудников УИС РФ в установленном порядке, от государства земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и действия по при ватиза-ции имеющегося жилья по Закону Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Положительными моментами данных способов реализации жилищных прав являются: возможность осуществления предоставленных законодательством прав в данной сфере гражданами, в том числе, сотрудниками УИС РФ; возможность приобретения своего жилья. Особенность: индивидуальны для каждого направления, но основное - нет льготного порядка именно для сотрудников УИС РФ.
В заключение следует отметить, что в приоритетности права на жилище над жилищным нет сомнения как и в отсутствии совершенной нормативно-правовой базы в части способов реализации жилищных прав сотрудников УИС РФ. Способы осуществления прав на жилище сотрудниками УИС РФ в настоящее время многообразны, имеют свои особенности, но в целом сам факт их наличия в таком объеме фактически подтверждает действенность Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовая база в данном направлении требует дальнейшего совершенствования. Полагаем, что настоящее исследование позволить повысить эффективность реализации прав и гарантий сотрудников УИС РФ.
Библиогра фия:
1. Кобленц И.К. Жилищное право / Под общ. ред. Гойхбарга А.Г. 2-е изд. М.: Госиздат, 1924. - 132 с. - с. 40, 41. - Текст: непосредственный.
2. Гонгало Б.М. Основные начала российского жилищного законодательства // Семейное и жилищное право. 2005. № 3. С. 26 - 28. - Текст: непосредственный.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 04.04.2023). - Текст: электронный.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 04.04.2023). - Текст: электронный.
5. Яковлев В.Ф. Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и режим правового регулирования жилищных отношений // Основы советского жилищного законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1981. С. 38. - Текст: непосредственный.
6. Красавчиков О.А. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа // Основы советского жилищного законодательства: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1981. С. 22. - Текст: непосредственный.
7. Корнеев С.М. Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики // Гражданское право при переходе к рынку. Памяти профессора В.П. Грибанова. М., 1995. С. 148 - 149, Грибанов В.П. Основы советского жилищного законодательства. М., 1983. С. 13. - Текст: непосредственный.
8. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 04.04.2023). - Текст: электронный.
9. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 04.04.2023). - Текст: электронный.
10. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 04.04.2023). - Текст: электронный.
11. Приказ Минюста РФ от 05.09.2006 № 281 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство»1 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 04.04.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»// Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 05.04.2023). - Текст: электронный.
13. Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 217 «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 05.04.2023). - Текст: электронный.
14. Постановление Правительства РФ от 09.09.2016 № 894 «О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 05.04.2023). - Текст: электронный.
15. Федеральный закон от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/. (дата обращения 05.04.2023). - Текст: электронный.
References:
1. Koblenz I.K. Housing law / Under the general ed . Goikhbarga A.G. 2nd ed. M.: Gosizdat, 1924. - 132 p. - p. 40, 41. - Text: direct.
2. Gongalo B.M. The main principles of Russian housing legislation // Family and housing law. 2005. No. 3. pp. 26-28. - Text: non-mediocre.
3. Housing Code of the Russian Federation No. 188-FZ dated 29.12.2004 //The official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 04.04.2023). - Text: electronic.
4. Civil Code of the Russian Federation No. 51-FZ dated 30.11.1994 // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 04.04.2023). - Text: electronic.
5. Yakovlev V.F. Fundamentals of housing legislation of the USSR and the Union republics and the regime of legal regulation of housing relations // Fundamentals of Soviet housing legislation: Intercollegiate collection of scientific papers. Sverdlovsk, 1981. p. 38. - Text: direct.
6. Krasavchikov O.A. Fundamentals of housing legislation: subject of regulation and legal nature // Fundamentals of Soviet housing legislation: Intercollegiate collection of scientific papers. Sverdlovsk, 1981. p. 22. - Text: direct.
7. Korneev S.M. The main trends in the development of housing law in a market economy // Civil law in transition to the market. In memory of Professor V.P. Gribanov. M., 1995. pp. 148 - 149, and also: V.P. Gribanov Fundamentals of Soviet housing legislation. M., 1983. p. 13. - Text: direct.
8. Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 04.04.2023). - Text:
electronic.
9. Federal Law No. 283-FZ of December 30, 2012 "On Social guarantees to Employees of Certain Federal Executive Authorities and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 04.04.2023). - Text: electronic.
10. Law of the Russian Federation No. 1541 -1 of July 4, 1991 "On privatization of housing stock in the Russian Federation" // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 04.04.2023). - Text: electronic.
11. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 281 dated 05.09.2006 "On approval of the Instructions on the Procedure for providing employees of the penal enforcement system with non-reimbursable financial assistance to pay for the cost of cooperative housing and repayment of a bank loan for individual housing construction" // Official Internet portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 04.04.2023).
12. Decree of the Government of the Russian Federation No. 153 dated 21.03.2006 "On approval of the Rules for Issuing and Implementing state housing certificates within the framework of the departmental target program "Providing state support to citizens in providing housing and paying for housing and Communal services" of the State program of the Russian Federation "Providing affordable and comfortable housing and communal services to Citizens of the Russian Federation"// Official Internet-legal information portal. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 05.04.2023). - Text: electronic.
13. Decree of the Government of the Russian Federation No. 217 dated 16.03.2013 "On the Establishment of Categories of Employees of Institutions and Bodies of the penal Enforcement system, Enforcement Bodies of the Russian Federation, the Federal Fire Service of the State Fire Service and Customs Authorities of the Russian Federation who are provided with residential premises of specialized housing stock, and on the procedure for providing residential premises of specialized housing stock to employees of these institutions and bodies" // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 05.04.2023). - Text: electronic.
14. Decree of the Government of the Russian Federation No. 894 dated 09.09.2016 "On the Procedure and Amounts of Payment of Monetary Compensation for the Hiring (Subletting) of Residential Premises to Employees of Institutions and Bodies of the Penal Enforcement System, Enforcement Agencies of the Russian Federation, the Federal Fire Service of the State Fire Service and Customs Authorities of the Russian Federation, as well as family members of employees of these institutions and bodies who died (deceased) as a result of injury or other damage to health received in connection with the performance of official duties, or as a result of illness, received during the period of service in these institutions and bodies" // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 05.04.2023). - Text: electronic.
15. Federal Law No. 102-FZ of 16.07.1998 "On mortgage (pledge of real estate)" // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.pravo.gov.ru /. (accessed 05.04.2023). - Text: electronic.