Научная статья на тему 'Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта'

Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3603
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ощущения / коррекционная педагогика / интеллект / сенсорное воспитание

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Алексей Петрович

Статья посвящена анализу развития ощущений и их коррекционной роли при нарушенном интеллекте. Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением интеллекта»

итоговой шкале осмысленности жизни. Все показатели существенно возросли и достигли нормативных значений по сравнению с данными констатирующего эксперимента, где значения показателей по всем субшкалам у обучающихся были ниже нормативных.

По результатам полученных в ходе исследования значений критерия Манна-Уитни и критерия Стьюдента, были выявлены статистически значимые различия в значениях показателей по всем субшкалам методики СЖО у исследуемых обучающихся 9 и 11 класса общеобразовательной школы до и после реализации развивающей программы. Таким образом, принимаем гипотезу о том, что величины показателей по всем субшкалам достоверно изменились в сторону роста после проведения комплекса психолого-педагогических воздействий.

Результаты проведенного исследования подтверждают результативность программы формирования жизненной перспективы. Контрольная диагностика, проводимая до и после групповых занятий, позволила проследить наличие ожидаемых нами развивающих эффектов в процессе развивающей работы. Данные проведенного математического анализа полностью подтвердили гипотезу об эффективности программы психолого-педагогических воздействий.

Литература

1. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2006. 18 с.

2. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 с.

3. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб.: Питер, 2002. 320 с.

4. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 640 с.

5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психо лого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

6. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой - СПб: ООО «Речь», 2001. 256 с.

7. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: «ВАКО», 2005. 240 с.

Особенности ощущений и восприятий детей с нарушением

интеллекта Кузнецов А.П.

Кузнецов Алексей Петрович / Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,

Институт психологии и образования,

Казанский Федеральный Университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена анализу развития ощущений и их коррекционной роли при нарушенном интеллекте. Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.

80

Ключевые слова: ощущения, коррекционная педагогика, интеллект, сенсорное воспитание.

Ощущения и восприятия детей с нарушением интеллекта зависят от состояния их анализаторов. У многих из этих детей они сохранны. Но органические нарушения в центральной нервной системе приводят к патологическим изменениям в работе анализаторов, а отсюда и те особенности, которыми характеризуются ощущения и восприятия этой категории детей. Самая существенная из этих особенностей состоит в нарушении коркового анализа и синтеза раздражения. У некоторых детей с нарушениями интеллекта поражены периферические отделы анализаторов; по данным ряда исследований, можно наблюдать повышение порогов всех видов чувствительности, в т.ч. и пороги болевых ощущений. Необходимо также отметить слабую дифференцированность ощущений. Наконец, детей с нарушением интеллекта характеризует медленная адаптация (приспособление к изменившимся раздражителям). Большое значение для коррекции ощущений у детей-олигофренов имеет сенсомоторное воспитание. При этом здесь очень важно, чтобы упражнения по развитию сенсомоторной культуры проводились в системе всего учебно-воспитательного процесса, а не изолированно, как это рекомендовалось так называемой психоортопедией. Иначе развитие элементарных форм познания будет оторвано от формирования высших психических процессов, и тогда основная задача специальной коррекционной школы VIII вида — коррекция недостатков личности ребенка с нарушением интеллекта в целом — достигнута не будет.

Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция. Коррекция - это система психологопедагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть, как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе коррекции учебновоспитательной работы [14. С. 91].

Проблема сложной структуры дефекта становится все более актуальной для современной науки - психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики. За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. В работе с такими детьми их ознакомление с основами здорового образа жизни, сохранение здоровья в коррекционном процессе - одна из приоритетных педагогических задач [16. С. 94]. Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания) [1,4,8].

Сенсорное воспитание направлено, во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта; во-вторых, на формирование у детей перцептивных действий - действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. формирования систем сенсорных эталонов; в-третьих, обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач; в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.

Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.

81

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия и внимания, тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств.

Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.

Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности.

Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т. е. зрительные представления, а затем пространственные представления.

Нарушения пространственных представлений у умственно отсталых детей становятся особенно заметны во время ручного труда, рисования, физкультуры. Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей с нарушением интеллекта является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике [7. С. 76]. От правильного решения вопросов организации внеклассной работы во многом зависит успех осуществления всех направлений учебно-воспитательной работы. Характерной особенностью умственно отсталых детей является то, что они без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией, так как у них недостаточно развита регулирующая функция речи в организации целенаправленных действий. Совершенствуется же эта функция только посредством активной коррекционно-воспитательной работы. Эту особенность следует учитывать при организации и проведении всех внеклассных мероприятий [7. С. 80].

Зрительное восприятие также имеет свои особенности. Дети не различают близкие по спектру цвета, предметы, близкие по форме и т. д.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Ими занимаются не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, эмбриологи, генетики и др. Исследования показали, что у детей с нарушением интеллекта имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Литература

1. Гринькина ЛА. Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (из опыта работы) // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 96-100.

2. Дзендзя О.Ю. Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 123-125.

3. Евдокимова Л.В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 60-67.

4. Евдокимова Л.В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 67-75.

5. Журавлева М.С. Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 100-103.

6. Ипатова М.В. Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 133-135.

82

7. Константинова С.А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 76-81.

8. Константинова С.А. Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 81-88.

9. Матвеева М.В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 62-65.

10. Матвеева М.В. Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 115-117.

11. Нефедова А.В. Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 115-117.

12. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М.: Просвещение, 1999, 142 с.

13. Покаместова О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 126-127.

14. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.

15. Таранина А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 91-96.

16. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.

Методика логопедического воздействия при разных формах

недоразвития речи Кузнецов А. П.

Кузнецов Алексей Петрович / Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,

Институт психологии и образования,

Казанский Федеральный Университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена анализу методики логопедического воздействия при различных речевых патологиях. Наука логопедия изучает нарушения речи, выявляет, разрабатывает, предлагает методы и средства устранения нарушений речи путем специального обучения и воспитания. Дефектологи в рамках логопедии занимаются исследованием первопричин, симптоматики, структуры нарушений речи.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, логопедическое воздействие, речевые патологии.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии).

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую. По основным признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.