Научная статья на тему 'Особенности организации воспитательной работы с личным составом в Академии управления МВД России'

Особенности организации воспитательной работы с личным составом в Академии управления МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛЬНОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / MORAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ACTIVITY / AUTHORITY IN CONDUCTING EDUCATIONAL WORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE INTERIOR MINISTRY / LEGISLATIVE SUPPORT OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчиков Н.Н., Багрянцева Н.В.

Воспитательная работа рассматривается в данной статье как важнейшая часть государственной кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации, во многом определяющая уровень и эффективность учебновоспитательного процесса, научной деятельности Академии управления МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябчиков Н.Н., Багрянцева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of educational work with personnel in the Academy of management of the Interior Ministry of Russia

Educational work covered in this article is the most important part of the personnel policy in the internal affairs of the Russian Federation, which largely determines the level and effectiveness of educational process, the scientific activities of the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности организации воспитательной работы с личным составом в Академии управления МВД России»

вэ

о

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и н S

и 5

О £ оэ v

r^O

< 9 * £

s с

ы S О H

* у

и о

И I

Е ^

s <

fe И О Н

^ RS

и , С и

I- и

о

У

8 с

S и и ш С о

92

Н.Н. РЯБЧИКОВ,

заместитель начальника Академии — начальник управления по работе с личным составом

Н.В. БАГРЯНЦЕВА,

инспектор отдела воспитательной работы управления по работе с личным составом

(Академия управления МВД России)

Особенности организации воспитательной работы с личным составом в Академии управления МВД России

Воспитательная работа рассматривается в данной статье как важнейшая часть государственной кадровой политики в органах внутренних дел Российской Федерации, во многом определяющая уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса, научной деятельности Академии управления МВД России.

Морально-психологическое обеспечение, воспитательная детальность, полномочия образовательных организаций МВД России в проведении воспитательной работы, нормативное правовое обеспечение воспитательной работы.

N.N. RYABCHIKOV,

deputy chief of the Academy — head of the personnel

N.V. BAGRYANTSEVA,

educational work inspector of the department of work with personnel (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

Organization of educational work with personnel in the Academy of management of the Interior Ministry of Russia

Educational work covered in this article is the most important part of the personnel policy in the internal affairs of the Russian Federation, which largely determines the level and effectiveness of educational process, the scientific activities of the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia. Moral and psychological support, educational activity, authority in conducting educational work of educational organizations of the Interior Ministry, legislative support of educational work.

Качество проводимой воспитательной ра- органов внутренних дел, отчетности, а также

боты с личным составом образовательных механизма внутреннего и внешнего взаимоорганизаций МВД России зависит от выработ- действия и т. д. [1].

ки новых подходов, отвечающих как потреб- За последнее время законодательство России ностям всех субъектов такой работы, так и ин- пополнилось положениями, которые формиру-

тересам лиц, на которых направлен процесс ют новый уровень воспитательной работы в об-

воспитания. разовательных организациях МВД России, при-

Место образовательных организаций МВД дают ей актуальный и многоплановый характер,

России в составе органов внутренних дел РФ, особым образом усиливающий взаимозависи-наряду с центральным аппаратом Министер- мость процесса воспитания от качества право-ства, территориальными органами, только под- применения в данной сфере общественных от-

тверждает необходимость совершенствования ношений.

процесса воспитательной работы с учетом раз- Указанная зависимость основана на необ-вития ведомственного нормативного правово- ходимости развития индивидуальных методик

го регулирования, устанавливающего единый воспитания — с учетом особенностей места

порядок и однообразие содержания процессов и времени применения инструментов воспи-

воспитательной работы, сбора статистической тания, его ресурсного обеспечения, оценки информации по вопросам воспитания и ее ана- эффективности и т. д. — применимых в случае лиза, применения универсальных средств и ме- негативных изменений служебной среды, в ко-

тодов воспитательного влияния на сотрудников торых функционируют органы внутренних дел.

И в этом смысле общая профессиональная компетентность субъектов воспитательной работы (руководителей и сотрудников подразделений воспитательной работы, начальников органов внутренних дел и их заместителей), наряду с нормативным правовым обеспечением процесса воспитания, определяет итоговые параметры данной деятельности.

Законодательное закрепление новейшим Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 23 июля 2013 г. № 203-Ф3 таких понятий, как «образование», «воспитание», «обучение» и формулирование принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, основанных на свободе выбора методов обучения и воспитания, мотивирует к новому восприятию компетенции образовательных организаций МВД России в вопросах воспитания [2].

Эффективное использование всего арсенала возможностей повышения качества воспитательной работы становится залогом достижения реальных результатов воспитания, таких как: снижение и стабилизация количества дисциплинарных проступков и правонарушений, игнорирование норм профессиональной этики, формирование положительного социально-психологического микроклимата в служебных коллективах, устранение факторов, способствующих проявлению правового нигилизма в повседневной деятельности сотрудников органов внутренних дел, и т. д.

В этом смысле Академия управления МВД России (далее — Академия) представляет собой уникальное образовательное учреждение, традиции которого уходят в далекое прошлое, связанное с зарождением и становлением системы подготовки руководителей органов внутренних дел1.

Являясь старейшим ведомственным учебным заведением, Академия использует имеющуюся систему возможностей воспитательного воздействия на постоянный и переменный состав. Такая ситуация является следствием совпадения множества факторов: сложившейся педагогической школой и чтимыми историческими традициями, особенностями характеристики категорий обучаемых, относимых к высшему звену управления органами внутренних дел, разносторонностью ресурсного обеспечения процессов обучения, качества и новизны содержания учебных дисциплин, налаженным

1 Академия в ее нынешнем виде образована постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 17 «О создании Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4], став правопреемницей Академии МВД России. История Академии начинается с момента образования в 1929 г. курсов усовершенствования старшего начальствующего состава административно-милицейского аппарата.

взаимодействием с образовательными учреждениями зарубежных стран.

Немаловажную роль играет удачное географическое расположение Академии в столичном регионе, предоставляющее широкие возможности обучаемым соприкоснуться с образовательным и культурным потенциалом Москвы — города федерального значения.

Воспринимая образование с точки зрения правовой регламентации — как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, можно говорить о том, что воспитательная работа с личным составом Академии повышает качество нормативного содержания образования, обеспечивая его дальнейшее развитие. Общий уровень снижения нарушений служебной дисциплины, регулярный мониторинг параметров отклонений в поведении сотрудников и слушателей Академии и постоянная готовность сотрудников управления по работе с личным составом к эффективному воздействию на возникающие негативные ситуации — фактическое подтверждение занимаемой позиции.

Организация воспитательной работы в Академии характеризуется особенностями кадрового состава слушателей, среди которых присутствуют иностранные граждане, проходящие обучение в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации [3]. Учитывая специфику данной категории слушателей, воспитательный процесс дополняется следующими элементами: профессорско-преподавательский состав, принимающий участие в занятиях, наряду с сотрудниками отдела воспитательной работы получают дополнительную информацию о социокультурных особенностях иностранного государства, направившего слушателя, его правовой системе, особенностях менталитета местных жителей и т. д.

Подразделение воспитательной работы совместно с факультетами Академии организуют культурную программу для слушателей-иностранцев на протяжении всего процесса обучения. Особое внимание уделяется таким аспектам, как: бытовые условия проживания, проведение досуга, организация взаимодействия с дипломатическими учреждениями иностранных государств, чьими гражданами являются слушатели. Возникающие проблемы докладываются руководству Академии и решаются в приоритетном порядке.

Отдельной составляющей особенностей воспитательного механизма является его применение среди слушателей — военнослужащих внутренних войск МВД России, чья служебная деятельность регламентирована нормативными правовыми актами, не применяемыми в органах

93

Ы О вэ О

03

О

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

0 *£

s с

И S о н

* у

и о

И I

Е ^

S < ь- И О Н

ь *

RS

и , ~ и S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 и

У

и с

о

U

о <

о

S и и ш с о

94

внутренних дел2. Данный фактор налагает дополнительные требования к компетентности руководителей и сотрудников, организующих воспитательную работу, обязанных учитывать эти особенности категорий обучаемых.

В процессе реализации воспитательных технологий в Академии уделяется постоянное внимание таким особенностям слушателей, как: возрастная и образовательная характеристика, уровень культурного развития, наличие жизненного и служебного опыта, участие в боевых действиях, этно-религиозные отличия, региональный менталитет, семейное положение, условия проживания в период обучения и т. д. Достигнуты положительные результаты работы общественных объединений, членами которых являются слушатели и сотрудники Академии.

Руководством Академии активно поощряется проведение мероприятий, по своему потенциалу обладающих более высоким уровнем воспитательного воздействия. Среди них можно выделить мероприятия, проведенные в 2013 г.: научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и пути его совершенствования», Рождественские чтения и др.

В целом воспитательный процесс в Академии формируется и поддерживается в ходе выполнения задач по следующим направлениям:

— формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников, профессорско-преподавательского состава, слушателей Академии на основе ценностей государственности, патриотизма, а также — верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

— воспитание у сотрудников и слушателей Академии профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств;

— нравственно-эстетическое воспитание сотрудников, повышение уровня общей культуры, организация культурного досуга в подразделениях и общежитиях Академии, реализация программы культурного развития слушателей на весь период обучения;

2 Например, соблюдение профессиональной этики военнослужащими внутренних войск регламентировано приказом МВД России «Об утверждении Кодекса профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России» от 23 августа 2011 г. № 969 [7] и т. д.

Список литературы

1. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 29 августа 2013 г. № 689) // СЗ РФ. 2013. № 35. Ст. 4502.

— укрепление дисциплины и законности;

— осуществление профессионально-психологического сопровождения слушателей в учебно-воспитательном процессе;

— всестороннее использование потенциала общественных, религиозных, творческих организаций, Совета ветеранов, Женсовета, Университета культуры, действующих при Академии;

— организация работы музея, выставочного зала Академии в целях сохранения и развития профессиональных традиций и церемониалов, изучения и пропаганды истории органов внутренних дел, истории Академии;

— инициативное освещение и опубликование материалов в центральных и ведомственных средствах массовой информации, в многотиражной газете «Академические вести». Особая роль в доступности информации

о реализации задач воспитания принадлежит Интернет-сайту Академии, где освещаются все основные мероприятия воспитательного характера. Указанная работа будет совершенствоваться с учетом последних требований МВД России к структуре и содержанию такого рода материалов, деятельности образовательных организаций системы МВД России [5].

В целях реализации существующих требований по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей в органах внутренних дел РФ [6] (руководителей кафедр, профессоров, доцентов) в качестве реализации воспитательных технологий применяются методы оценки личных и деловых качеств претендентов, морально-психологических характеристик и способностей к проведению воспитательной работы в рамках исполнения должностного регламента по новой должности.

Таким образом, организация воспитательной работы в Академии представляет собой целостную систему теоретических подходов, а также практики принятия, исполнения, анализа и оценки управленческих решений по вопросам воспитания, которые являются результатом реализации Академией своих уставных функций.

В приближающийся 85-ти летний юбилей (ожидаемый в сентябре 2014 г.) Академия подведет промежуточные итоги работы по воспитанию личного состава, что окажет положительное воздействие на процесс реализации государственной политики в сфере образования и работы с кадрами в данном образовательном учреждении.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 30 (Ч. 1). Ст. 4036.

3. О безвозмездной подготовке сотрудников органов внутренних дел (полиции) африканских государств в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 129 // СЗ РФ. 2009. № 8. Ст. 990.

4. О создании Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 8 января 1997 г. № 17 // СПС Консуль-тантПлюс.

5. Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций системы МВД России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном

сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также порядка размещения этой информации: приказ МВД России от 28 июня 2013 г. № 490.

6. Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса: приказ МВД России от 29 марта 2013 г. № 174.

7. Об утверждении Кодекса профессиональной этики военнослужащих внутренних войск МВД России: приказ МВД России от 23 августа 2011 г. № 969.

E-mail: ryabchikov.n@gmail.com, bnw@mail.ru

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

и н S

UJ Е

о <

М ft ° О

< =9

ÜS <

s с

И

о

bS

и и

У S

I—

о 1—

и S X

и

У

и -л С

S и и ш с о

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.