Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ В ОПЕРАЦИЯХ С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ВОЕННЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ В ОПЕРАЦИЯХ С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ВОЕННЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1108
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ СВЯЗИ / INFORMATION MANAGING SYSTEM / MILITARY ACTIVITY / TROOP CONTROL / NETWORK TECHNOLOGIES / OPERATION CONDUCT / DIGITAL TECHNOLOGIES / CONTROL CYCLE / COMMUNICATION LINK

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Иванец Валентин Михайлович, Лукьянчик Валентин Николаевич, Мельник Владимир Николаевич

Приводится сущность управления войсками (силами) по обеспечению их функционирования и поддержания в постоянной готовности. Рассматривается динамика информационного процесса и особенности информационного обеспечения органов военного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Иванец Валентин Михайлович, Лукьянчик Валентин Николаевич, Мельник Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF ORGANIZING TROOP CONTROL IN OPERATIONS GIVEN THE DYNAMICS OF INFORMATION PROCESSES DURING TRANSITION TO MILITARY NETWORK TECHNOLOGIES

The paper cites the essence of troop/force control to support their functioning and permanent readiness maintenance. It also examines how the quality of control depends on the amount and content of information

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ В ОПЕРАЦИЯХ С УЧЕТОМ ДИНАМИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ВОЕННЫЕ СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Особенности организации управления войсками в операциях с учетом динамики информационных процессов при переходе на военные сетевые технологии

Полковник в отставке В.М. ИВАНЕЦ, кандидат военных наук

Полковник в отставке В.Н. ЛУКЬЯНЧИК, кандидат военных наук

Полковник в отставке В.Н. МЕЛЬНИК, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Приводится сущность управления войсками (силами) по обеспечению их функционирования и поддержания в постоянной готовности. Рассматривается динамика информационного процесса и особенности информационного обеспечения органов военного управления.

Система управления, военные действия, сетевые технологии, ведение операций, цифровые технологии, цикл управления, направление связи.

The paper cites the essence of troop/force control to support their functioning and permanent readiness maintenance. It also examines how the quality of control depends on the amount and content of information.

KEYWORDS

Information managing system, military activity, troop control, network technologies, operation conduct, digital technologies, control cycle, communication link.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

СОВРЕМЕННЫЕ боевые действия характеризуются постоянно возрастающими возможностями применения управляемого и радиоэлектронного оружия, передовых радиоэлектронных и информационных технологий, созданием единого информационного пространства, направленного на достижение информационного превосходства в управлении над противоборствующей стороной.

Превалирующую роль в осуществлении воздействия на указанные системы и средства управления войсками и оружием противник будет отводить не только средствам высокоточного оружия, но и перспективным силам и средствам радиоэлектронной борьбы. Следует ожидать повышения активности ведения ки-бератак и применения других видов оружия, эффективно воздействующих на систему управления. Но прежде чем рассматривать особенности организации управления войсками в операциях в зависимости от динамики информационных процессов при переходе на военные сетевые технологии, необходимо рассмотреть само понятие «организация управления войсками».

На наш взгляд, суть организации управления войсками (силами) в операциях можно сформулировать как целенаправленную деятельность органов управления по созданию системы управления, обеспечению ее функционирования и поддержанию в постоянной готовности к управлению войсками, с одной стороны, с другой — упорядочение самой деятельности командующих (командиров, начальников), штабов и других органов управления по подготовке операции и руководству войсками (силами) в ходе ее ведения.

Таким образом, под организацией управления войсками (силами) в операциях следует понимать целенаправленную деятельность главнокомандующих, командующих, командиров, начальников штабов и других органов управления по созданию

системы управления войсками, поддержанию ее в постоянной готовности, всестороннему обеспечению ее устойчивого функционирования, а также упорядочению работы штабов и других органов управления при подготовке и в ходе операции1.

Анализ современных войн и вооруженных конфликтов исходя из опыта боевых действий в Ираке, Афганистане, Сирии, мероприятий оперативной подготовки позволяет сделать вывод, что наиболее острыми проблемами организации управления войсками (силами) в современных операциях, требующих неотложного решения, являются:

• постоянное увеличение объема задач управления при существенном сокращении времени, отводимого на их решение;

• учет возможностей противника по обнаружению и воздействию на систему управления войсками (силами), позволяющих ему затруднить управление войсками (силами) в операции, нарушить управление соединениями и воинскими частями в объединениях, сорвать управление Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны;

• имеющееся превосходство противника в оперативности управления ведет к упреждению действий группировок войск (сил) ВС РФ на стратегических направлениях;

• объединенное стратегическое командование (оперативное командование) и другие органы управления не в полной мере готовы к выполнению задач по управлению войсками

(силами) при подготовке и в ходе операции.

Перечисленные выше проблемы очертили основной круг путей их решения:

• приведение структуры управления войсками (силами) в соответствие составу группировок войск (сил) и решаемым им задачам;

• сокращение сроков и объемов организационных и практических мероприятий по развертыванию системы управления войсками (силами);

• создание органов управления разновидовыми и разнородными группировками войск (сил), предназначенными для решения задач в операциях различного уровня;

• улучшение информационно-технологической оснащенности пунктов управления, а также совершенствование средств управления (связи и АСУВ).

Все перечисленные проблемные вопросы в настоящее время актуальны, но анализ современных войн и вооруженных конфликтов свидетельствует о том, что военные действия приобретают качественно новую составляющую — информационную.

Динамика боевых действий такова, что информативность войск должна соответствовать обстановке на поле боя, а в отдельных случаях носить упреждающий характер, т. е. временной фактор имеет решающее значение для успешного выполнения задач управления войсками.

На рисунке 1 приведены исторические периоды, на которых фрагментарно изображены зависимости четырех составляющих и их значения в управлении войсками. В их основе лежит временной фактор доведения информации до органов военного управления (ОВУ), ударных систем (наземных, воздушных и морских).

Рис. 1. Динамика информационных процессов и времени их реализации

для управления войсками

Особую актуальность временной фактор приобретает в современных условиях, когда поступают на вооружение ударные средства, основанные на новых физических принципах, а также на применении передовых технических и технологических решений. Развертывание таких систем

вооружения в европейской части и непосредственной близости к границам Российской Федерации с учетом возможностей по запуску крылатых ракет с наземных пусковых установок КМ-41 при подлетном времени ракет противника 10—12 минут предъявляет весьма жесткие временные тре-

бования к реакции ОВУ по принятию решения на противодействие этим средствам.

Как видно из рисунка 1, в XXI веке средства вооруженной борьбы достигнут такого уровня, при котором должностное лицо будет способно лишь в режиме реального времени осуществлять непрерывный контроль за поступающей информацией, а «умные машины» вырабатывать и принимать решения по изменению способов управления силами и на применение ударных комплексов. На заседании Коллегии МО РФ в Национальном центре управления обороной (НЦУО) РФ Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В. Путин отметил, что одним из приоритетных вопросов, который необходимо решить в 2019 году является «снижение времени принятия решения, причем во всех звеньях. Успех отдельного боя и крупных операций решат буквально секунды»2.

Автоматизированные системы управления способны обеспечить функционирование интеллектуальной системы поддержки военных действий в ходе принятия решения, планирования действий и управления войсками в ходе их ведения. Формирование управляющих воздействий на боевые средства и комплексы является творческой функцией управления, обеспечивающей наиболее полное использование их возможностей для достижения поставленных целей.

К основным параметрам, характеризующим особенности информационного обеспечения органов военного управления, следует отнести: информационную базу данных; хранилища информации и ее совокупность по категориям срочности и приоритетам важности, распределенной по органам военного управления и автоматизированным системам военного на-

значения; программно-технические средства ведения информационного обмена и использования этих средств в телекоммуникационных системах; характеристики систем приема и передачи информации и системы ориентирования на поле боя. При этом целесообразно использовать существующие модели информационного обеспечения различных исполнительных элементов и технические характеристики радиоэлектронных средств и объектов связи.

Актуальность проведения системных исследований в данной предметной области вызвана тем, что превосходство в управлении, которое всегда находилось в центре внимания теории и практики оперативного искусства, в условиях ведения боевых действий в едином информационном пространстве становится обязательным фактором реализации основных закономерностей, определяющих ход и исход операции разнородных войск (сил)3.

С позиции ОВУ (командования) категория «превосходство в управлении» с семантической точки зрения имеет две составляющие. Естественно, что в качестве базовой составляющей выступает «управление». В настоящее время в руководящих документах превосходство в управлении рассматривается как преимущество перед противником, достигнутое в результате эффективного управления своими войсками (силами) и оружием. В то же время подчеркивается необходимость анализа возможностей противника по управлению своими войсками и силами. В документах подчеркивается, что превосходство в управлении завоевывается в двустороннем антагонистическом огневом, радиоэлектронном и информационном направлениях, предусматривающих действия войск (сил) по уничтожению (захвату, выводу из строя) пунктов, органов и

средств управления противоборствующей стороны, а также радиоэлектронное поражение его радиоэлектронных объектов (узлов, линий связи, радиоцентров) и обеспечение устойчивой работы своих аналогичных систем и средств.

Анализ основных закономерностей оперативного искусства показывает, что в их реализации в качестве необходимого фактора присутствует превосходство (преимущество) в управлении. История военного искусства подтверждает, что даже начальное значительное преимущество в личном составе и вооружении при отсутствии превосходства в управлении приводит к поражению.

Поэтому в основной закономерности оперативного искусства — зависимость хода и исхода операций (боевых действий) от соотношения сторон — обязательным компонентом становится соотношение материальных основ по информационному обеспечению боевых действий и управлению ими. Такую закономерность, как зависимость хода и исхода операций от владения инициативой (закономерность упреждающих действий), вообще невозможно осуществить на практике без превосходства в управлении, так как в противном случае все инициативы будут пресекаться противоборствующей стороной.

Значимая роль в управлении войсками отводится внедрению качественно новых сетевых цифровых технологий, создающих принципиально иной базис как в структуре управления, так и в решении всей совокупности задач управления в режиме реального времени. Для этого необходимо создание системы программно-аппаратных средств, которые должны представлять собой совокупность территориально разнесенных и взаимоувязанных подсистем, функционирующих на основе единой системы протоколов информационного взаи-

модействия в единой интегрированной системе обмена данными Вооруженных Сил Российской Федерации.

В этом случае будет обеспечиваться автоматизированная поддержка целостности, актуальности и непротиворечивости используемой информации на всех уровнях управления.

В то же время следует отметить, что закономерность зависимости хода и исхода операции от искусства управления войсками, его устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности имеет относительно формальный смысл. Это объясняется тем, что в замысле операции реализация задач с учетом современных интеллектуально-информационных и радиоэлектронных материальных основ в сфере управления в части завоевания превосходства в нем с системных позиций и документально разрабатывается лишь фрагментарно4.

Таким образом, достижение превосходства в управлении войсками (силами) в современном его понимании вызывает необходимость:

• замены относительно абстрактного принципа оперативного искусства «устойчивое и непрерывное управление войсками» на «завоевание и удержание превосходства в управлении ходом боевых действий»;

• разработки основных положений по завоеванию превосходства в управлении, определения в них места и роли видов и родов войск, а также выработки соответствующих рекомендаций по его осуществлению в операции;

• включения в контур цикла управления актуальной и достоверной информации на основе современного обмена, хранения и обработки данных в цифровых сетях связи и управления нового поколения на всех уровнях;

• оперативного развертывания на базе системообразующих цифровых платформ в различных эшелонах

базирования ВС РФ сетей связи и управления нового поколения с необходимыми тактико-техническими и вероятностно-временными характеристиками.

Известно, что качество управления во многом зависит от качества принимаемых решений и поставленных задач. Решения и вытекающие из них задачи вырабатываются на основе информации, отображающей состояние объектов и внешней среды. Информация, используемая при выработке решений, должна быть полной (достаточной по количеству и качеству).

Полнота информации — первое условие оптимальности управления. Информация может считаться достаточной, если она отражает свойства управляемых объектов и среды, являющиеся основой решения этих задач. При малом (недостаточном) количестве и качестве сведений управление может быть малообоснованным, с неизбежными потерями эффективности боевых действий, для снижения которых требуется дополнительный ввод информации. Наступает момент, когда дальнейшее насыщение органов управления информацией не приводит к повышению обоснованности решения, так как дополнительно поступающие данные отражают все менее и менее существенные свойства управляемых объектов и среды, а время на ее обработку резко увеличивается. Зачастую своевременность выработки решения важнее, чем полная информативность. В этом случае решение вырабатывается при заведомо недостаточной информации.

В общем случае информация для управления должна быть не только полной, но и своевременной. Своевременность сбора и обработки информации является вторым условием оптимальности управления. Практическое применение первого условия

оптимальности управления позволяет путем расчетов установить объем и содержание информации, достаточной для эффективного решения задач управления с обязательным выполнением второго условия. В соответствии со вторым условием оптимальности управления должно выполняться следующее неравенство:

Т <Т -Т ,

упр. расп. дейст.

где: Тупр— время цикла управления;

Т — располагаемое время;

Т. — время действия войск

деист. г

(сил) по выполнению задачи.

Следовательно, объем и содержание информации, достаточные для эффективного решения каждой из задач управления, должны определяться с учетом приведенного соотношения.

Установленные зависимости могут быть положены в основу организации информационных потоков с учетом их важности, классификации по срочности и возможности передачи по техническим средствам. Вся информация, циркулирующая в системе управления, по своей важности делится на чрезвычайную, текущую (внесрочную) и срочную5. Весь ее поток по характеру, периодичности и форме предоставления данных, содержанию, категории срочности документов и предельному объему документов, передаваемых по техническим средствам электросвязи, распределяется по приоритетам.

Требования по своевременности классифицируются по трем группам важности направлений связи, а практически реализуются путем проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению приоритетности должностных лиц пунктов управления и категорий срочности информации. То есть устанавливается приоритетное об-

служивание должностных лиц и очередность передачи документальной информации в соответствии с отметкой срочности на каждом пункте управления.

Кроме того, учитывается приоритетность пунктов управления, важность информационного направления при использовании ими каналов опорной сети связи (в ряде источников такая сеть именуется транспортной).

Необходимость введения приоритетов информации обусловлена тем, что в систему связи из системы

Для успешного решения задач системой связи в операции (бою) необходимо знать, передачу каких объемов сообщений, какого вида связи необходимо обеспечить на каждом информационном направлении и исходя из этого определить, сколько и каких связей необходимо организовать на направлении связи для обеспечения передачи требуемых потоков сообщений каждого вида связи, сколько и каких каналов необходимо иметь для этого и по каким линиям связи, какие должны обеспечиваться скорости передачи и др.

Общий массив данных позволяет перейти непосредственно к оценке объема информации, необходимой для управления войсками и силами на конкретных информационных направлениях.

Анализ опыта проводимых учений войск показывает, что управле-

управления поступают сообщения различной важности и срочности.

Анализ сообщений, передаваемых на различных направлениях связи, показывает, что, чем выше роль того или иного элемента в оперативном построении войск, тем большую долю общего потока составляют сообщения первого и второго приоритетов. Это необходимо иметь в виду и учитывать при создании (построении) систем связи. Распределение потоков сообщений по направлениям связи различных групп важности приведено в таблице 1.

ние войсками еще возможно, если осуществляется своевременная передача чрезвычайной информации. Отсюда следует, что самым нижним пороговым состоянием системы связи является ее способность передать объем хотя бы этой информации. Соответственно верхним состоянием системы связи является ее способность передать информацию в полном объеме. С учетом данных суждений можно перейти к расчету объема информации, необходимой для обеспечения управления, применительно к принятым ее степеням (уровням) управления вплоть до его дезорганизации.

Создаваемая система связи должна удовлетворять основным требованиям управления войсками по объему своевременно передаваемых сообщений. Это требование должно быть выполнимо на основных на-

Таблица1

Распределение потоков информации по направлениям связи различных групп важности

Группа важности направлений связи Доля потоков информации (%) по приоритетам

1-го приоритета 2-го приоритета 3-го приоритета

I 25 35 40

II 15 35 50

III 5 20—25 70—75

правлениях связи, а возможность их снижения — на других:

У, > 0,7У ;

I тр

У, 2 > 0,зУ

1,2 тр.

Своевременность предоставления телефонных переговоров, передача данных (сообщений, файловый обмен) сигналов боевого управления имеет большое значение для успешного выполнения боевой задачи.

Важная роль при этом отводится информационно-управляющей системе, которая выполняет функции сбора, обработки, хранения, защиты информации, определения интенсивности информационных потоков, величины трафика и осуществляет динамическую маршрутизацию на сетях с учетом приоритетов сообщений, подлежащих передаче.

В автоматизированных системах связи очередность предоставления каналов связи регламентируется приоритетностью должностного лица пунктов управления. Для оперативного звена управления доля чрезвычайной информации невелика и не влияет на качество обслуживания основной части переговоров.

На основании анализа проведенных учений войск и исследований, проведенных в Военной академии связи, получены результаты оценки зависимости степени обеспечения управления войсками от объема и срочности своевременно передаваемой информации. Их суть представлена ниже в табличной и графической формах.

Оценка проведена для наиболее сложного с точки зрения нагрузки на систему связи условия — периода отражения внезапного нападения противника с одновременным переводом войск с мирного на военное положение. Из полученных результатов следует, что объем чрезвычайной информации от общего ее потока

составляет, например, 20—30 % для основных направлений связи от КП оперативного объединения. Наибольшую долю в потоке сообщений составляет информация срочного характера: 40—50 %.

Анализ информации с учетом категорий срочности сообщений показывает, что основу чрезвычайной информации составляют сообщения первого приоритета (более 90 %). Внесрочная информация соответствует только сообщениям второго приоритета. В срочной информации сообщения второго приоритета составляют всего 10 %, а остальная информация относится к сообщениям третьего приоритета.

В таблице 2 приведена зависимость степени обеспечения управления войсками от объема и срочности своевременно передаваемой информации. Из таблицы следует, что приведенные степени (уровни — У) обеспечения управления находятся в прямой зависимости не только от суммарного объема переданной (принятой) информации, но и от степени ее важности. Процентное соотношение объема информации соответствующих приоритетов определяет пороговое состояние системы управления — П.

Наиболее существенные данные войскам и доклады (донесения) от них отражаются чрезвычайной и текущей (внесрочной) информацией, составляющей 50—60 % в общем потоке сообщений, т. е. сообщениями первого и второго приоритетов. В зависимости от объема информации, своевременно передаваемой по техническим средствам электросвязи, выделяются следующие пороговые состояния (степени дезорганизации) управления (рис. 2):

• управление функционирует нормально, если обеспечивается своевременная передача не менее 80 % информации от полного ее объема. При

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость состояния управления войсками от объема передаваемой информации

Степень обеспечения управления Объем информации, передаваемой в системе связи (в % от заданного)

Всего 1-го приоритета 2-го приоритета 3-го приоритета

В полном объеме 80—100 100 100 50—100

Затруднено 60—80 100 100 10—20

Нарушено 30—60 100 80—100 0

На грани срыва 20—30 100 0 0

Сорвано менее 20 менее 20 0 0

Рис. 2. Пороговые состояния системы связи

этом чрезвычайная и внесрочная информация должна быть доведена до органов управления в полном объеме (сообщения первого и второго приоритетов);

• управление затруднено, если своевременно доводится 70—80 %

информации (сообщения первого и второго приоритетов передаются полностью, а третьего — не более 10—15 %);

• управление функционирует на грани нарушения, если передаются только сообщения первого и второ-

Автоматизированные системы управления способны обеспечить функционирование интеллектуальной системы поддержки военных действий в ходе принятия решения, планирования действий и управления войсками в ходе их ведения. Формирование управляющих

воздействий на боевые средства и комплексы является творческой функцией управления, обеспечивающей наиболее полное использование их возможностей для достижения поставленных целей.

го приоритетов (50—60 % информации);

• управление функционирует на грани срыва, если обеспечивается своевременная передача только сообщений первого приоритета (чрезвычайная информация).

Приведенные пороговые состояния системы связи могут служить ориентиром для оценки ее соответствия требованиям управления войсками, а также содержанию принимаемых мер по восстановлению и развертыванию дополнительных линий связи с учетом необходимости восстановления системы управления в полном объеме.

Анализ основных закономерностей оперативного искусства показывает, что в их реализации в качестве необходимого фактора присутствует превосходство (преимущество) в управлении. История военного искусства подтверждает, что даже начальное значительное преимущество в личном составе и вооружении при отсутствии превосходства в управлении приводит к поражению.

В современных условиях ведения боевых действий будет весьма быстро меняться оперативная обстановка и резко ускорится темп ведения операций. Цикл управления войсками значительно сократится: сбор, обработка, передача, анализ и распределение информации должны будут вестись в режиме реального времени.

Очевидно, что в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки для решения задачи достаточно точной и своевременной оценки об-

становки, принятия правильного решения и доведения его до исполнителей, необходимо массовое и интенсивное использование новых информационных технологий, систем и средств, реформирование структуры системы связи, являющейся технической основой системы управления войсками.

Достижения в области новых информационных технологий, телекоммуникационных систем, компьютерной обработки данных, обнаружения и точного определения координат целей обеспечивают возможность быстрого определения местонахождения своих сил и противника. В области военной связи и автоматизации управления войсками (силами) такие технологии принято именовать сетевыми.

Сбор и обработка информации и данных о своих войсках, а также войсках и боевых средствах противника позволят с помощью новых информационных технологий выделять из общей добываемой информации релевантную информацию для различных мест зоны боевых действий и направлять ее туда, где она необходима.

Несвоевременное получение релевантной информации или ее искажение существенно снижает эффективность применения войск и боевых средств, особенно при пространственной рассредоточенности сил и средств и децентрализованном управлении ими. Войска, эффективно использующие возможности информационных систем, будут лучше осведомлены об обстановке на поле боя и будут иметь более точную оценку проводимых операций своих войск и войск противника в интересующих районах.

Для обеспечения информационной связности и организации взаимодействия между всеми участниками боевых действий в бою или операции необходимо единое информационное

пространство военного назначения. В нем должны создаваться и циркулировать информационные потоки, обеспечивающие решение всех боевых задач, задач управления войсками и оружием, обслуживания войск в ходе подготовки и ведения операций, а также должно осуществляться информационное взаимодействие государственных органов, органов военного управления, командующих, командиров и их штабов как в мирное время, так и в условиях военных конфликтов.

Применение в боевых действиях высокоточного оружия, боевых средств большой разрушительной силы в совокупности с использованием различных высокоскоростных систем их доставки ведет к необходимости обеспечения высокой мобильности и динамичного пространственного рассредоточения войск. При этом должен обеспечиваться непрерывный информационный обмен в процессе управления войсками при изменении их мест дислокации.

Взаимная увязка, сопряжение и интеграция ресурсов связи должны обеспечивать «сквозное» доведение информации от пунктов управления ГШ ВС (НЦУО) до органов управления группировок войск, объединений, соединений, а в отдельных случаях — до воинских частей и тактических групп, выполняющих задачи в труднодоступных районах (на территориях других государств, островах в Арктической зоне Российской Федерации, в окружении бандформирований и в других сложных условиях).

Поэтому генеральной линией развития системы связи объединений как части инфраструктуры управления Вооруженными Силами, военной организацией и государством в целом, является кардинальный переход к новой, более совершенной форме организации сетей (систем),

создаваемых на основе интенсивного развития и широкого применения новых военных сетевых технологий при разработке систем и комплексов вооружений нового поколения.

Внедрение соответствующих технологий должно привести к всесторонней технологизации процессов

Значимая роль в управлении войсками отводится внедрению качественно новых сетевых цифровых технологий, создающих принципиально иной базис как в структуре управления, так и в решении всей совокупности задач управления в режиме реального времени. Для этого необходимо создание системы программно-аппаратных средств, которые

должны представлять собой совокупность территориально разнесенных и взаимоувязанных подсистем, функционирующих на основе единой системы протоколов информационного взаимодействия в единой интегрированной системе обмена данными ВС РФ.

всех сфер военных и боевых действий и видов деятельности органов военного управления объединений6.

Неразрывная взаимосвязь и взаимная координация концепций сетевых войн будущего и внедрение военных сетевых цифровых технологий с возможностью их опережающего развития должны составить принципиальную суть цифровой техно-логизации процессов строительства и развития нового облика системы военного управления, эволюцион-но дополняющие (или замещающие) существующие решения по автоматизации (информатизации) вышеуказанных процессов. Такой подход позволит оперативно вырабатывать концепции сетевых войн с учетом соответствующих сетевых цифровых технологий.

Военные сетевые цифровые технологии и создаваемые на их основе

В условиях быстро меняющейся оперативной обстановки для решения задачи достаточно

точной и своевременной оценки обстановки, принятия

правильного решения и доведения его до исполнителей,

необходимо массовое и интенсивное использование

новых информационных технологий, систем и средств, реформирование структуры системы связи, являющейся технической основой системы управления войсками.

высокотехнологические системы и комплексы вооружения, военной и специальной техники нового поколения эпохи цифровой экономики России во многом будут определять:

• какими могут быть военные и боевые действия в будущем;

• стратегию, формы, способы ведения операций и тактику боевых действий сетевых войн будущего;

• способы управления войсками в операциях в различные периоды выполнения задач.

Внедрение наукоемких военных сетевых цифровых технологий будет способствовать кардинальному изменению фаз цикла управления органов

управления объединений (соединений) как в сокращении количества фаз, так и в их функциональности. Включение в контур цикла управления актуальной и достоверной информации на основе своевременного обмена, хранения и обработки данных в военных сетях связи и управления нового поколения является одним из существенных факторов повышения оперативности управления для принятий решений на всех уровнях звеньев управления войсками.

В заключение необходимо отметить, что применение качественно новых сетевых цифровых технологий эпохи цифровой экономики позволит создать базис принципиально иной организации управления войсками и силами в сложных условиях ведения военных действий.

Внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых систем передачи и коммутации, компьютерной обработки данных, последовательное переоснащение информационных направлений в зависимости от их оперативной важности цифровыми системами передачи и средствами автоматизации позволит сократить цикл управления войсками и обеспечить доведение сигналов, команд, приказов до войск в условиях ведения боевых действий в режиме времени, близком к реальному.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Армия России: динамика развития // Красная звезда. №124 (27161). 2017. 8 ноября.

2 Обеспечить высокие темпы военного строительства // Красная звезда. №142 (27326). 2018. 13 декабря.

3 Боговик А.В., Игнатов В.В. Теория управления в системах военного назначения: учебник. СПб.: ВАС, 2008. С. 38—65.

4 Теория военного управления: учебник // под ред. С.В. Чернякова. СПб.: ВАС, 2014. С. 332.

5 Основы организации связи: учебник // под ред. Ю.А. Пирогова. СПб.: ВАС, 2014. С. 275.

6 Технология профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие// под ред. В.Ф. Самохина. СПб.: ВАС, 2019. С. 348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.