Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / образование / инновации / учебный процесс / образовательные технологии / artificial intelligence / education / innovations / learning process / educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова О.И., Бедняк С.Г.

В статье рассмотрены аспекты организации учебного процесса с использованием технологий искусственного интеллекта, а также его основные характеристики. Показаны особенности и примеры внедрения средств искусственного интеллекта в современное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZING EDUCATIONAL PROCESS USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES

The article considers the aspects of organizing the educational process using artificial intelligence technologies, as well as its main characteristics. The article shows the features and examples of implementation of artificial intelligence tools in modern educational space.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 004 Захарова О.И., Бедняк С.Г.

Захарова О.И.

канд. тех. наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Самара, Россия)

Бедняк С.Г.

канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры информационных систем и технологий

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Самара, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: в статье рассмотрены аспекты организации учебного процесса с использованием технологий искусственного интеллекта, а также его основные характеристики. Показаны особенности и примеры внедрения средств искусственного интеллекта в современное образовательное пространство.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, инновации, учебный процесс, образовательные технологии.

Искусственный интеллект (ИИ) развивается день ото дня. Институт Кристенсена (прорывные инновации в образовании) опубликовал исследование «преподавание в век машин: как инновации могут сделать плохих учителей хорошими, а хороших учителей - ещё лучше», где автор утверждает, что машинное обучение улучшает качество работы в любой сфере, но остается вопрос - может ли машина заменить учителя? [1]

Технологии всегда были значимы в образовательной сфере, однако сегодня их применение более широко распространено ввиду увеличивающейся доступности интеллектуальных устройств и онлайн-курсов. Благодаря развитию искусственного интеллекта в образовании появились разнообразные способы его применения, чтобы помочь школьникам и студентам в процессе обучения.

Актуальность темы данной научной статьи заключается в рассмотрении достижений в области искусственного интеллекта, образовательные технологии становятся все более личностно-ориентированными и удобными для студентов, преподавателей, учеников и учителей школ. Новые способы и методы обучения, изменяющиеся под влиянием технологий искусственного интеллекта, делают его более доступным через использование компьютеров или интеллектуальных устройств. [3]

В рамках проводимого исследования рассматривались существующие наработки в сфере искусственного интеллекта, внедряемые в образовательную деятельность. Некоторые из них будут описаны ниже.

Чат-боты — яркий пример образовательных приложений на базе ИИ, которые вскоре станут незаменимыми помощниками для обучающихся. Они всё чаще используются в классах, где дети работают с планшетами и ноутбуками, общаясь с ботами, которые помогают им разобраться в сложных темах, таких как математика или понимание прочитанного. Система не может заменить профессионалов, но она может совершенствовать навыки учителей и образовательный процесс. Это сокращает цикл задач, возлагаемых на преподавателей. [2]

Одной из последних инноваций в образовании стала виртуальная реальн ость, применяемая для решения разнообразных задач: от изучения истории до р азвития математических навыков, в том числе и с помощью технологий ИИ. Виртуальная реальность представляет собой трёхмерную компьютерную с реду, которую пользователи могут изучать и взаимодействовать с ней. [2]

В наше время развития технологий одним из ключевых аспектов является осведомленность об инновациях в сфере образования. Одна из таких инноваций

заключается в использовании систем управления обучением. Эта централизованная и интуитивно понятная система позволяет эффективно управлять всеми онлайн процессами в школе.

В настоящее время существуют системы LMS, которые могут помочь учителям в создании контента, помогая родителям следить за прогрессом своего ребенка в системе и оценивать его с помощью механизма искусственного интеллекта.

За последние годы использование робототехники с искусственным интеллектом в образовании значительно возросло. Сегодня она применяется как учителями, так и учениками для улучшения образовательного процесса, что повышает вовлечённость и безопасность учащихся. Учитывая активное развитие ИИ, внедрение робототехники в образовательный процесс становится неизбежным. Робототехника жизненно важна для студентов, потому что она может научить их тому, что инженерия — это больше, чем просто решение задач на бумаге или рисование на коврике. Они могут видеть результаты своих усилий и конечный результат. [5]

Задача заключается в том, чтобы научить студентов и преподавателей использовать технологии для улучшения образовательного процесса. Однако часто учителя сталкиваются с проблемой отсутствия необходимой подготовки в этой области. Им приходится самостоятельно осваивать новые технологии или обращаться за помощью к знакомым специалистам. Преподавателям необходимо понимать, как применять различные инструменты для обеспечения интересного и эффективного обучения учащихся.

Однако плюсы и минусы использования ИИ в образовании не столь однозначны. Преимущества есть у обеих сторон, но есть и недостатки у каждой из сторон. ИИ заменяет людей во многих областях, включая образование. Это не только преподавание, но и оценка работ, написание текстов и предоставление ученикам рекомендаций относительно того, куда им стоит двигаться в дальнейшем. [4]

Таким образом, искусственный интеллект (ИИ) является ключевым фактором изменений в образовании, так как каждый ученик получает равный доступ к обучению, вне зависимости от его индивидуальных способностей. Это имеет огромное значение, поскольку не все дети обучаются с одинаковой скоростью или обладают схожими навыками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Thomas Arnett. Teaching in the machine age: How innovation can make bad teachers good and good teachers better. December 7, 2018. URL: https://www.christenseninstitute.org/publications/ teaching-machine-age;

2. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие / В.А. Чулюков [и др.]. Воронеж, ВГПУ. 2020. 304 с;

3. Искусственный интеллект в образовании // TADVISER. Государство. Бизнес. ИТ. - 2020. - 26.01. - URL:https://www.tadviser.ru/mdex.php/Статья: Искусственный_интеллект_в_образовании (дата обращения 5.05.2024);

4. Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения в России // РБК Тренды. - 2021. - 08.04. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6beaea9a7947a1c1fe9152 (дата обращения 5.05.2024);

5. Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития // Аналитика. РОС-КОНГРЕСС. - 2019. - 07.04. - URL: https://roscongress.org/materials/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-problemy-ivozmozhnosti-dlya-ustoychivogo-razvitiya/ (дата обращения 10.05.2024)

Zakharova O.I., Bedniak S.G.

Zakharova O.I.

Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (Samara, Russia)

Bedniak S.G.

Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (Samara, Russia)

FEATURES OF ORGANIZING EDUCATIONAL PROCESS USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES

Abstract: the article considers the aspects of organizing the educational process using artificial intelligence technologies, as well as its main characteristics. The article shows the features and examples of implementation of artificial intelligence tools in modern educational space.

Keywords: artificial intelligence, education, innovations, learning process, educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.