Научная статья на тему 'Особенности организации трудовой деятельности лиц, привлеченных к отбыванию наказания в виде обязательных и исправительных работ'

Особенности организации трудовой деятельности лиц, привлеченных к отбыванию наказания в виде обязательных и исправительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННОГО БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратовская С.Н., Валькова Е.В.

Статья освещает спорные вопросы правового регулирования труда лиц, осужденных к обязательным и исправительным работам. На основе анализа норм национального законодательства сделан вывод о приоритете норм УИК РФ перед нормами трудового законодательства при регулировании труда осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the labor organization of persons sentenced to compulsory and correctional labor

The article covers controversial issues of legal regulation of labor of persons sentenced to compulsory and corrective labor. On the basis of an analysis of the norms of national legislation a conclusion was made on the priority of the norms of the Penal Code of the Russian Federation over the norms of labor legislation in the regulation of labor of convicts.

Текст научной работы на тему «Особенности организации трудовой деятельности лиц, привлеченных к отбыванию наказания в виде обязательных и исправительных работ»

УДК 343.82 DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-1-59-63

Особенности организации трудовой деятельности лиц, привлеченных к отбыванию наказания в виде обязательных

и исправительных работ

■ С. Н. КОНДРАТОВСКАЯ - начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент;

Е. В. ВАЛЬКОВА - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

Реферат

Статья освещает спорные вопросы правового регулирования труда лиц, осужденных к обязательным и исправительным работам. На основе анализа норм национального законодательства сделан вывод о приоритете норм УИК РФ перед нормами трудового законодательства при регулировании труда осужденных.

Ключевые слова: правовое регулирование труда осужденного без изоляции от общества; трудовые права; обязательные работы; исправительные работы; уголовно-исполнительные инспекции.

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Features of the labor organization of persons sentenced to compulsory and correctional labor

S. N. KONDRATOVSKAYA - Head of the Department of Civil Law Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor;

E. V. VALKOVA - Lecturer at the Department of Civil Law Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

Abstract

The article covers controversial issues of legal regulation of labor of persons sentenced to compulsory and corrective labor. On the basis of an analysis of the norms of national legislation a conclusion was made on the priority of the norms of the Penal Code of the Russian Federation over the norms of labor legislation in the regulation of labor of convicts.

Key words: legal regulation of labor of a convicted person without isolation from society; labor rights; compulsory work; correctional labor; penal inspections.

12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law

Согласно ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к обществу, человеку, труду, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Достижение целей наказания обеспечивается во многом соблюдением принципа индивидуализации: применением средств исправления осужденных с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их

поведения. Кроме того, по мнению ряда исследователей, важное криминологическое значение имеет выявление мотива совершения преступного деяния [4, с. 22].

Современная уголовная политика России, основываясь на реализации основных задач, которые были поставлены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [6], идет по пути уменьшения применения наказания в виде лишения свободы и более частого применения наказания, не связанного

с изоляцией от общества, к лицам, которые осуждены за преступления небольшой общественной опасности, где исправление возможно при сохранении привычных им условий жизни.

В этой связи одним из оснований сокращения реального лишения свободы (помимо условного осуждения) становятся исправительные или обязательные работы, причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа лиц, осужденных к обязательным работам.

Так, мировыми судами Вологодской области в 2014 г. был вынесен приговор о назначении наказания в виде обязательных работ в отношении 16,9 % лиц, в виде исправительных работ - в отношении 27, 6%; в 2015 г. - 19,2 % и 23 %; в 2016 г. - 41,5 % и 12,3 %, в 2017 г. - 34,4 % и 18 % соответственно [7].

Закономерно встает вопрос: а что такое обязательные и исправительные работы? Регулируются ли они трудовым законодательством? Или это специальные меры наказания без изоляции от общества, никак не связанные с понятием работы, трудовыми отношениями.

Следует отметить, что правовой статус лиц, осужденных без изоляции от общества, относится к статусу отдельных категорий осужденных и имеет существенные отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания [3, с. 253] .

Исходя из содержания ст. 49 УК РФ обязательные работы характеризуются выполнением осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его, то есть осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы, а осужденный, не имеющий такого места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. То есть, обязательные работы - это общественно полезный труд, а исправительные работы - это трудовая деятельность, и они должны регулироваться по общему правилу трудовым законодательством.

Главной особенностью трудовой правосубъектности осужденных лиц является то, что в отличие от Конституции Российской

Федерации, где провозглашается право на труд (ст. 37), осужденные к наказанию в виде обязательных и исправительных работ обязаны трудиться (ч. 1 ст. 26 и ч. 1 ст. 40 УИК РФ).

Установленная обязанность трудиться является дискуссионной на протяжении многих лет, поскольку противоречит нормам международного права, а также нормам Конституции Российской Федерации и российского трудового законодательства, которые запрещают принудительный труд.

На международно-правовом уровне запрет принудительного труда наличествует, прежде всего, в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966) [5]. Однако в ст. 8 данного документа отмечается, что труд по приговору суда не считается принудительным.

Более основательно понятие принудительного труда закреплено в Конвенции МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930) [8]. Конвенция определяет принудительный труд как работу под угрозой наказания, психического или физического воздействия при условии, что лицо не желает добровольно предоставлять свои услуги. В довершение всего, данная конвенция, повторяя норму Всеобщей декларации прав человека [1], также отмечает, что труд по приговору суда нельзя считать принудительным.

В Тк РФ под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе прочего в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. При этом в ст. 4 определено, что принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. В данном случае такими органами являются уголовно-исполнительные инспекции.

В этой связи можно согласиться с выводом Е. С. Шукаевой, что характеризуемые нормы подчеркивают отсутствие у труда осужденных принудительного характера, а обозначают, что труд таких лиц не является принудительным в понимании ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 4 ТК РФ, то есть не относится к запрещенному принудительному труду [9, с. 160] .

Однако условия труда осужденных к обязательным и исправительным работам будут совершенно разные.

Как уже отмечалось, обязательные работы, по смыслу уголовного законодательства, заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Указанный вид наказания исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, то есть в пределах муниципального образования, в котором проживает осужденный. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Кроме того, особенности правового статуса осужденных обусловливают определенные ограничения их труда. Во-первых, обязательные работы выполняются бесплатно, и заработная плата осужденному за такие работы не выдается. Во-вторых, условия труда зависят от уголовно-исполнительной инспекции и органов местного самоуправления, и, например, уволиться по собственному желанию осужденному нельзя.

Уголовное наказание в виде исправительных работ также регламентируется УИК РФ и реализуется уголовно-исполнительными инспекциями. Данное учреждение не позднее 15 дней со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора обязано привлечь осужденного к отбыванию наказания по основному месту работы, а осужденного, не имеющего основного места работы, - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.

Исправительные работы выражаются в ряде правоограничений лица, отбывающе-

го данный вид наказания. Из его заработной платы производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %.

Ежегодный отпуск лицам, отбывающим исправительные работы, предоставляется лишь в размере 18 рабочих дней, а отбывающим обязательные работы вообще не предоставляется, кроме того, время обязательных работ не включается в трудовой стаж, поэтому трудовая книжка на таких осужденных не заводится [2, с. 9-10]. Для таких лиц очередной отпуск по месту основной работы, отпуск для сдачи экзаменов или каникулы не приостанавливают исполнение обязательных работ. В данном случае, исходя из конкретной ситуации, только уголовно-исполнительная инспекция может предоставить отсрочку (например, для сдачи выпускных экзаменов). Данные положения противоречат основным принципам трудового законодательства.

В то же время, как и любой другой работник, в соответствии с нормами законодательства о труде осужденный к обязательным или исправительным работам во время отбывания наказания обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учреждения, где он работает, добросовестно относиться к труду.

Кроме того, если осужденному лицу был причинен вред, который был связан с выполнением обязательных или исправительных работ, возмещение вреда производится в общем порядке в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Если рассматривать поощрения и взыскания в отношении осужденных к исправительным или обязательным работам, то можно выделить следующее. Мерами поощрения могут быть сокращение срока, объема обязанностей и запретов, которые были применены уголовно-исполнительной инспекцией к осужденному. Кроме того, может быть применена такая мера поощрения, как представление к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.

За нарушение трудовой дисциплины, в частности за неявку на работу и прогул, а также появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в качестве взыскания в соответствии со ст. 29, 30 и 46 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене обязательных или исправительных работ другим видом наказания, а

в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных или исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 или ч. 4 ст. 50 УК РФ. Заметим, что такие виды дисциплинарных взысканий не входят в список, указанный в ст. 192 ТК РФ.

Таким образом, на основе анализа законодательства можно сделать вывод, что ТК РФ не содержит никаких норм относительно труда осужденных лиц, основой регулирования труда данной категории лиц является уголовно-исполнительный закон, а нормы трудового права применяются в части, относящейся к условиям труда, рабочему времени, оплате труда, охране труда и социальному страхованию. Меры дисциплинарной и материальной ответственности лиц, время отдыха, основания и размер удержаний из заработной платы урегулированы непосредственно в УИК РФ.

Подводя итог, отметим, что современное состояние правового регулирования отбывания наказания лицами, осужденными без изоляции от общества, коррелируется с социально-экономической ситуацией в стране, своевременно меняется под воздействием важнейших направлений государственного развития (гуманизации уголовной политики, административной реформы, антикоррупционной политики). Вместе с тем в данной сфере существуют определенные недостатки. Во-первых, они обусловлены подзаконным характером значимых нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. Во-вторых, связаны с одновременным существованием нескольких нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения, но использующих различные способы конструирования нормативной информации, что неизбежно приводит к коллизиям либо спорам о компетенции.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Рос. газ. 1995. 5 апр.

2. Грушин Ф. Д. О некоторых правовых аспектах исполнения наказания в виде обязательных работ // Ведомости уголов.-исполнит. системы. 2007. № 12. С. 7-10.

3. Кондратовская С. Н., Избушкина С. И. Правовой статус лиц, осужденных без изоляции от общества // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 253-255.

4. Криминологическая характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы / А. М. Смирнов и др. // Актуальные вопросы образования и науки. 2016. № 3-4. С. 20-29.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

6. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

7. Обзор судебной статистики о результатах деятельности мировых судей Вологодской области за период с 2014 по 2017 гг. URL: http://usd.vld.sudrf.ru/modules.php?name=stat&rid=3/ (дата обращения: 10.07.2018).

8. Относительно принудительного или обязательного труда : конвенция Международной организации труда от 28.06.1930 № 29 // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1956. № 13. Ст. 279.

9. Шукаева Е. С. О степени свободы труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2015. № 3. С. 160.

■ REFERENCES

1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka : prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948 [Universal Declaration of Human Rights : adopted by the UN General Assembly 12.10.1948]. Ros. gaz. - Russian newspaper. 1995. April 5. (In Russ.).

2. Grushin F. D. O nekotoryh pravovyh aspektah ispolneniya nakazaniya v vide obyazatel'nyh rabot [On some legal aspects of the execution of punishment in the form of compulsory labor]. Vedomosti ugolov.-ispolnit. sistemy - Bulletin of the penal system. 2007. Iss. 12. P. 7-10. (In Russ.).

3. Kondratovskaya S. N., Izbushkina S. I. Pravovoj status lic, osuzhdennyh bez izolyacii ot obshchestva [The legal status of persons convicted without isolation from society]. Innovacionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika : sb. st. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Innovative scientific research: theory, methodology, practice : IX International scientific-practical conf. collection. Penza, 2017. P. 253-255. (In Russ.).

4. Kriminologicheskaya harakteristika muzhchin, osuzhdennyh k lisheniyu svobody / A. M. Smirnov i dr. [Criminological characteristics of men sentenced to imprisonment / A. M. Smirnov et al.]. Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki - Current issues of education and science. 2016. Iss. 3-4. P. 20-29. (In Russ.).

5. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah : prinyat 16.12.1966 Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON [International Covenant on Civil and Political Rights : adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly]. Vedomosti Verhov. Soveta SSSR - Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. Iss. 17. Art. 291. (In Russ.).

6. O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 № 1772-r (red. ot 23.09.2015) [On the Concept for the Development of the Penal System of the Russian Federation until 2020: Order of the Government of the Russian Federation from 14.10.2010

No. 1772-p (in red. on 23.09.2015)]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii - Collection of Legislation of the Russian Federation. 2010. Iss. 43. Art. 5544. (In Russ.).

7. Obzor sudebnoj statistiki o rezul'tatah deyatel'nosti mirovyh sudej Vologodskoj oblasti za period s 2014 po 2017 gg. [Review of judicial statistics on the performance of the magistrates of the Vologda region for the period from 2014 to 2017]. Availabel at: http://usd.vld.sudrf.ru/modules.php?name=stat&rid=3/ (accessed 10.07.2018). (In Russ.).

8. Otnositel'no prinuditel'nogo ili obyazatel'nogo truda : konvenciya Mezhdunarodnoj organizacii truda ot 28.06.1930 № 29 [Regarding forced or compulsory labor : Convention of the International Labor Organization from 29.06.1930 No. 29]. Vedomosti Verhov. Soveta SSSR - Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1956. Iss. 13. Art. 279. (In Russ.).

9. SHukaeva E. S. O stepeni svobody truda lic, osuzhdennyh k lisheniyu svobody [On the degree of freedom of labor of persons sentenced to imprisonment]. Vestn. Voronezh. in-ta MVD Rossii - Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. Iss. 3. P. 160. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.