Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЙСОВ БИЗНЕС-АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЙСОВ БИЗНЕС-АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АВИАЦИЯ / ГЛАВНЫЙ ОПЕРАТОР / НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ФАКТОР / РЕЙС / ПАССАЖИР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуцкарёв В.К.

Цель: Провести анализ особенностей технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федерации, а также разработать решения и рекомендации, внедрение которых позволит повысить эффективность процесса. Методы: Используются методы прикладного характера: конкретный выборочный анализ особенностей и обоснование их воздействия на технологический процесс наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации. Результаты: Проанализированы особенности технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации, а также разработаны конкретные предложения, имплементация которых дает возможность увеличить эффективность процесса. Практическая значимость: Возможность непосредственного применения транспортными предприятиями выработанных рекомендаций и решений с целью повышения эффективности технологического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE TECHNOLOGICAL PROCESS OF BUSINESS FLIGHTS GROUND HANDLING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Bjective: To analyze the technological process of business flights ground handling in the Russian Federation and develop solutions and recommendations to advance the process efficiency. Methods: Applied methods are used: a specific selective analysis of the management features, and the substantiation of their impact on the technological process of business flights ground handling. Results: The features of the technological process of business flights ground handling were analyzed, and specific proposals were developed enabling the process efficiency enhancement. Practical importance: Direct application of the developed recommendations and solutions by transport companies may allow them to advance their process efficiency

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЙСОВ БИЗНЕС-АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 658

Особенности организации технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федерации

В. К. Цуцкарёв

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Российская Федерация, 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38

Для цитирования: Цуцкарёв В. К. Особенности организации технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федерации // Бюллетень результатов научных исследований. - 2021. - Вып. 3. - С. 44-54. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-3-44-54

Аннотация

Цель: Провести анализ особенностей технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федерации, а также разработать решения и рекомендации, внедрение которых позволит повысить эффективность процесса. Методы: Используются методы прикладного характера: конкретный выборочный анализ особенностей и обоснование их воздействия на технологический процесс наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации. Результаты: Проанализированы особенности технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации, а также разработаны конкретные предложения, имплементация которых дает возможность увеличить эффективность процесса. Практическая значимость: Возможность непосредственного применения транспортными предприятиями выработанных рекомендаций и решений с целью повышения эффективности технологического процесса.

Ключевые слова: Бизнес-авиация, главный оператор, наземное обслуживание, инфраструктура, технический персонал, фактор, рейс, пассажир.

Организация технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федерации обладает специфическим набором факторов, препятствующих ее динамичному развитию. Наиболее значительные из этих факторов: отсутствие специализированной нормативно-правовой базы, монополизация наземного обслуживания в аэропортах главными операторами и несущественные объемы рейсов и пассажиров бизнес-авиации в подавляющем большинстве аэропортов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых региональных аэропортов. Совокупность всех указанных факторов влияет на уровень имеющейся инфраструктуры и наличие специализированного технического персонала для обслуживания воздушных судов, выполняющих рейсы бизнес-авиации.

В современном мире бизнес-авиация является неотъемлемой частью жизни, проникшей во все ее сферы. Менее 30 лет назад понятие бизнес-авиации (частного самолета) было знакомо исключительно узкоограничен-

ному кругу граждан Российской Федерации. За указанный незначительный период отечественная отрасль бизнес-авиации существенно продвинулась вперед как в создании ряда авиакомпаний, так и в организации наземного обслуживания и ввода в эксплуатацию необходимых объектов аэропортовой инфраструктуры, но исключительно в Москве и Санкт-Петербурге.

Достигнутые успехи обусловлены постоянным внедрением со стороны ведущих участников рынка инноваций на базе информационных технологий, позволяющих повысить эффективность технологического процесса наземного обслуживания, оптимизировать структуру и штатное расписание, минимизировать затраты, а также увеличить рентабельность и усилить конкурентоспособность предприятия.

Для качественного и полноценного обслуживания воздушных судов (ВС) требуются не только соответствующая аэропортовая инфраструктура, но и высококвалифицированный и сертифицированный персонал, а также единые стандарты наземного обслуживания. Проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются обслуживающие компании из-за меняющихся отношений с главными операторами аэропортов, отсутствия необходимого количества квалифицированных кадров и специализированной законодательной базы, тормозят, но не останавливают развитие отрасли по организации наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации.

Проблемы и перспективы развития бизнес-авиации в Российской Федерации неоднократно изучались Ю. А. Анохиной, М. В. Вологжаниным, А. Д. Припадчевым, А. В. Чеховским и А. В. Ярошем. С 2005 по 2010 г. они единогласно выявили основную проблему, препятствующую развитию всех направлений бизнес-авиации в Российской Федерации, актуальную и в 2021 г.: отсутствие специализированной нормативно-правовой базы [1].

В 2021 г. на территории Российской Федерации функционируют 241 аэропорт гражданской авиации, из которых только 78 допущены к международным полетам, а соответствующее полноценное наземное обслуживание рейсов бизнес-авиации осуществляется не более чем в 7 из них [2].

Наземное обслуживание в аэропортах является одним из ключевых направлений деятельности в технологическом процессе, в который вовлечены различные структурные подразделения, сторонние организации и контролирующие органы. От качества и четкости организации технологического процесса наземного обслуживания напрямую зависят безопасность и регулярность полетов. В условиях конкурентной борьбы между компаниями соответствующие наработки и опыт становятся значительным преимуществом, позволяющим заключать договора с новыми клиентами, а также удерживать имеющихся.

Оптимизация технологических процессов со значительной минимизацией производственных затрат эффективно достигается за счет практического внедрения достижений в области информационных технологий. В работах О. Д. Покровской, посвященных цифровизации технологических процессов на железнодорожном транспорте, доказана необходимость ее проведения и внедрения. Благодаря результатам проведенных исследований, которые могут быть транспонированы в деятельность иных типов транспортных предприятий, учитывая их специфику, что также будет способствовать расширению клиентской базы [3].

Разработка уникальных технологий работы, совокупность которых является технологическим процессом, в большей степени относится к предприятиям по наземному обслуживанию рейсов бизнес-авиации, чем непосредственно к главным операторам аэропортов.

В основе эффективной работы обслуживающей компании заложены специальные процедуры взаимодействия - технологии наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации, которые обладают некоторыми специфическими особенностями по сравнению с технологиями обслуживания регулярных рейсов.

Наземное обслуживание рейса бизнес-авиации состоит из ряда этапов и видов работ, которые можно изобразить в виде представленной на рис. 1 схемы. Римскими цифрами обозначены этапы работ, в том числе состоящие из нескольких видов работ.

Использование авиакомпанией при взаимодействии с обслуживающей компанией «принципа одного окна», т. е. направление всех своих запросов и получение единого счета за все услуги, позволяет первой качественно и эффективно использовать производственные ресурсы в связи с большим количеством поставщиков, которых заменяет или берет на себя процесс взаимодействия с ними обслуживающая компания. К таким поставщикам относятся топливозаправочные компании, транспортные компании, цеха бортового питания/рестораны, гостиницы, ремонтно-сервисные компании и др.

Направление заявки на оказание полного спектра услуг, а также их дальнейшая оплата по одному счету и от одного партнера значительно оптимизируют технологическую и производственно-финансовую деятельность компании оператора. Стандартная схема взаиморасчетов авиакомпании при использовании услуг обслуживающей компании приведена на рис. 2 [4].

Совершенствование технологического процесса компаниями по наземному обслуживанию рейсов бизнес-авиации должно осуществляться системно, для обеспечения возможности конкурирования, как с главным оператором, так и со всеми поставщиками услуг, вовлеченными в обслу-

живание, основная деятельность большинства из которых сосредоточена на обслуживании регулярных рейсов.

Рис. 1. Основные этапы и виды работ по обслуживанию рейса бизнес-авиации

Перечень необходимых инструкций по технологиям наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации формируется на основании функциональной деятельности компании в зависимости от спектра оказываемых услуг: наземное обслуживание ВС, обслуживание пассажиров и экипажей, ангарное хранение, организация бортового питания, организация заправки авиационным топливом, бронирование номеров в гостинице, организация трансферов и другие услуги.

Рис. 2. Схема взаиморасчетов клиента (авиакомпании) при использовании услуг обслуживающей компании (ТЗК - топливо-заправочная компания; ЗОЛД - зал официальных лиц и делегаций; VIP - зал повышенной комфортности для пассажиров на отправление и прибытие)

Рассматривая деятельность компании по комплексному наземному обслуживанию рейсов бизнес-авиации, предоставляющей собственные услуги для пассажиров, экипажей, ВС, встречающих-провожающих лиц и т. п., следует определить общий порядок взаимодействия ключевых подразделений компании, который разработан и представлен в таблице [5].

Порядок взаимодействия ключевых подразделений компании

Служба / Контрагент ПДС СОПП ИАС ССТ АС СБ

Производственно-диспетчерская служба (ПДС) Х Х Х Х Х

Служба организации пассажирских перевозок (СОПП) Х Х Х Х

Инженерно-авиационная служба (ИАС) Х Х Х

Служба специального транспорта (ССТ) Х Х Х

Аэродромная служба (АС) Х Х

Служба безопасности (СБ) Х Х

Таможенный орган Х Х Х

Пограничный орган Х Х Х

Роспотребнадзор Х Х

Линейный отдел внутренних дел Х Х

Главный оператор Х Х Х Х Х

Организация воздушного движения Х

Внешние подрядчики (транспорт, питание, гостиницы и т. д.) Х

Компания-заказчик Х Х

Командир воздушного судна Х Х Х

Пассажир Х Х

По итогам разработанного и утвержденного порядка взаимодействия ключевых подразделений предприятия как внутри него, так и со сторонними организациями формируется перечень основных инструкций по технологическим видам работ [6]:

- технология обслуживания пассажиров;

- технология обслуживания ВС и экипажей;

- технология обслуживания пассажиров с животными;

- технология взаимодействия ПДС и СОПП;

- технология взаимодействия ПДС и ИАС;

- технология проведения предполетного досмотра;

- технология обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями;

- технология взаимодействия с ОрВД;

- технология организации движения транспорта на перронах аэропорта;

- технология взаимодействия в пиковые периоды работы;

- технология взаимодействия при плохих погодных условиях;

- технология оформления специальных средств и боеприпасов.

Он может дополняться и изменяться в зависимости от региона функционирования предприятия, спектра оказываемых услуг, эпидемиологичес-

кой ситуации в регионе/стране и взаимоотношений с главным оператором аэропорта. На базе предложенного перечня формируется общий порядок взаимодействия и оказания услуг по запросам авиакомпаний с соблюдением всех установленных правил и требований.

Процесс разработки, согласования, утверждения и ввода в действие внешних инструкций взаимодействия находится в компетенции главного оператора, а разработка внутренних инструкций взаимодействия находится в зоне ответственности каждой компании, осуществляющей свою деятельность на территории аэропортовой деятельности аэропорта.

После формирования перечня основных инструкций осуществляются тезисное описание деятельности каждого структурного подразделения и его прогнозируемое взаимодействие с остальными структурными подразделениями предприятия и сторонними организациями, т. е. разработка, утверждение и ввод в действие соответствующих технологий работ.

С точки зрения постановки и реализации ключевой задачи по организации наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации, которая состоит в необходимости максимально эффективного и качественного оказания услуг наибольшему количеству клиентов в установленный период времени одним и тем же линейным персоналом, следует рассматривать и акцентировать внимание на достижение следующих целей:

1) снижение времени обслуживания одного ВС;

2) уменьшение холостого пробега/моточасов специальной техники и автомобильного транспорта, участвующего в наземном обслуживании ВС;

3) увеличение количества ВС, обслуживаемых одним и тем же линейным персоналом;

4) привлечение дополнительных клиентов (ВС) на базирование в связи с наличием дополнительных мест стоянок из-за повышения эффективности и качества обслуживания;

5) повышение эффективности работы всего персонала предприятия в результате оптимизации трудовых и временных затрат;

6) снижение внутрикорпоративных барьеров при взаимодействии между внутренними структурными подразделениями предприятия.

Достижение этих целей и решение ключевой задачи наиболее оперативны и эффективны при наличии комплекса соответствующей инфраструктуры для организации технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации. Представленный на рис. 3 комплекс необходимой аэропортовой инфраструктуры является оптимальным обязательным набором, позволяющим профильному предприятию оказывать полноценное наземное обслуживание рейсов бизнес-авиации независимо от главного оператора аэропорта. Дополнительно указанный набор инфраструк-

турных объектов свидетельствует о долгосрочной стратегии развития и функционирования предприятия.

Рис. 3. Комплекс аэропортовой инфраструктуры для организации технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации

На основании проведенного исследования особенностей организации технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации в Российской Федерации получены следующие результаты:

• обоснована необходимость наличия специализированной нормативно-правовой базы;

• разработана схема основных этапов и видов работ, которая может быть использована в качестве базиса при создании обслуживающей компании;

• определена эффективность ведения расчетов с использованием услуг обслуживающей компании на основе принципа «одного окна»;

• разработаны цели, позволяющие решить ключевую задачу по организации наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации;

• предложен комплекс аэропортовой инфраструктуры для организации технологического процесса наземного обслуживания рейсов бизнес-авиации.

Библиографический список

1. Ярош А. В. Проблемы развития деловой авиации (ДА) в России / А. В. Ярош // Науч. вестн. МГТУ ГА. - 2005. - № 88(6). - С. 208-210.

2. Официальный сайт Федерального Агентства Воздушного Транспорта. - URL: www.favt.ru (дата обращения: 30.05.2021).

3. Покровская О. Д. Цифровизация, автоматизация, идентификация и маркировка логистических объектов для решения задач клиентоориентированности / О. Д. Покровская // Мир транспорта. - 2019. - Т. 17. - Вып. 4 (83). - С. 112-135.

4. РБК. - Деловая авиация России: аналит. отчет. - M., 2008.

5. Пегин П. А. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия / П. А. Пегин, В. К. Цуцкарёв // Бюллетень результатов научных исследований. - 2021. - Вып. 1. - С. 22-32.

6. Цуцкарёв В. К. Инструкции взаимодействия как инструмент повышения эффективности технологического процесса обслуживания аэропорта / В. К. Цуцкарёв // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - № 3(67). -С. 140-146.

7. Волкова Л. П. Управление деятельностью аэропорта: учеб. пособие / Л. П. Волкова. - М.: МГТУ ГА, 2007. - 104 с.

8. Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018 г.). Доступ из СПС Консуль-тантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 24.06.2021).

9. Zaharia S. E. Challenges in airport digital transformation / S. E. Zaharia, C. V. Piet-ranu // 7th International Conference on Air Transport (INAIR 2018). Donau, Austria. November 20-21, 2018. - Transportation Research Procedia. - 2018. - Vol. 35. - Р. 90-99. -https://doi.org/10.10167j.trpro.2018.12.016

10. Skorupski J. Assessing the suitability of airport ground handling agents / J. Sko-rupski, I. Grabarek, A. Kwasiborska, S. Czyzo // Journal of Air Transport Management. -2020. - Vol. 83. - Article 101763. - https://doi.org/10.1016/jjairtraman.2020.101763

Дата поступления: 23.07.2021 Решение о публикации: 28.07.2021

Контактная информация:

ЦУЦКАРЁВ Владимир Константинович - аспирант; vtsutskarev@gmail.com

Management of the technological process of business flights ground handling in the Russian Federation

V. K. Tsutskarev

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, 38, ul. Pilotov, Saint Petersburg, 196210, Russian Federation

For citation: Tsutskarev V. K. Management of the technological process of business flights ground handling in the Russian Federation. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 3, pp. 44-54. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-3-44-54

Summary

Objective: To analyze the technological process of business flights ground handling in the Russian Federation and develop solutions and recommendations to advance the process efficiency. Methods: Applied methods are used: a specific selective analysis of the management features, and the substantiation of their impact on the technological process of business flights ground handling. Results: The features of the technological process of business flights ground handling were analyzed, and specific proposals were developed enabling the process efficiency enhancement. Practical importance: Direct application of the developed recommendations and solutions by transport companies may allow them to advance their process efficiency.

Keywords: Business aviation, main operator, ground handling, infrastructure, technical staff, factor, flight, passenger.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Yarosh A. V. Problemy razvitiya delovoy aviatsii (DA) v Rossii [Issues of the development of business aviation (BA) in Russia]. Civil Aviation High Technologies [Nauchnyi VestnikMGTU GA], 2005, no. 88(6), pp. 208-210. (In Russian)

2. Official website of the Federal Air Transport Agency. Available at: www.favt.ru (accessed: May 30, 2021) (In Russian)

3. Pokrovskaya O. D. Tsifrovizatsiya, avtomatizatsiya, identifikatsiya i markirovka lo-gisticheskikh ob"yektov dlya resheniya zadach kliyentooriyentirovannosti [Digitalization, automation, identification and labeling of logistics facilities for solving customer service problems]. Mir transporta [World of transport], 2019, vol. 17, iss. 4 (83), pp. 112-135. (In Russian)

4. RBK. Delovaia aviatsiia Rossii [RBK. Business Aviation of Russia]. Analytical report. Moscow, 2008. (In Russian)

5. Pegin P. A. & Tsutskarev V. K. Analiz vneshnikh i vnutrennikh faktorov, vliyayush-chikh na effektivnost' deyatel'nosti transportnogo predpriyatiya [Analysis of external and internal factors affecting the performance of a transport company]. Biulleten' rezul'tatov nauch-nykh issledovanii [Bulletin of scientific research results], 2021, iss. 1, pp. 22-32. (In Russian)

6. Tsutskarev V. K. Instruktsii vzaimodeystviya kak instrument povysheniya effektivnos-ti tekhnologicheskogo protsessa obsluzhivaniya aeroporta [Interaction instructions as a tool for the airport handling process efficiency enhancement]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modeling], 2020, no. 3(67), pp. 140-146. (In Russian)

7. Volkova L. P. Upravleniye deyatel'nost'yu aeroporta. Ucheb. posobiye [Airport management. Training manual]. Moscow, Federal State Educational Institution of Higher Education Moscow State Technical University of Civil Aviation Publ., 2007, 104 p. (In Russian)

8. Vozdushnyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 19 marta 1997 N 60-FZ (red. ot 03.08.2018; s izm. i dop., vstup. v silu s 14.08.2018) [Air Code of the Russian Federation, dated March 19, 1997, no. 60-FZ (ed. as of August 03, 2018) (as amended, effective from August 14, 2018)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (accessed: June 24, 2021) (In Russian)

9. Zaharia S. E. & Pietranu C. V. Challenges in airport digital transformation. Transportation Research Procedia. 7th International Conference on Air Transport. Donau, Austria,

November 20-21, 2018 (INAIR 2018), 2018, vol. 35, pp. 90-99. https://doi.org/10.1016/ j.trpro.2018.12.016

10. Skorupski J., Grabarek I., Kwasiborska A. & Czyzo S. Assessing the suitability of airport ground handling agents. Journal of Air Transport Management, 2020, vol. 83, article 101763. https://doi.org/10.1016/j .j airtraman.2020.101763

Received: July 23, 2021 Accepted: July 28, 2021

Author's information:

Vladimir K. TSUTSKAREV - Postgraduate Student; vtsutskarev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.