mm
ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
УДК: 304.3
ОСОБЕННОСТИ
организации стиля жизни младших школьников г. Сургута
Доктор биологических наук О.Г. Литовченко Аспирантка М.С. Ишбулатова
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
THE PECULIARITIES OF LIFESTYLE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN OF SURGUT
O.G. Litovchenko, Dr.Biol. M.S. Ishbulatova, postgraduate Surgut state university of KhMAR-Ugra, Surgut
Key words: primary schoolchildren, lifestyle, Middle Ob region. The modern educational process with its technology, information volume, organization, specificity of classes, conditions of conducting them requires from schoolchildren great psychophysiological and physiological requirements, which are commonly higher than their age-related mental and physical capabilities. This discrepancy already in the primary school age provokes a decrease in functional reserves of the body, its compensatory and adaptive capabilities, destroys timely maturation of the basic systems. The sharp increase in the intensity of learning at primary school, combined with low functionalities and very frequent health disturbances and development identified the fact that finishing primary school no more than 10 % of pupils fully meet school requirements at secondary school.
The hypocomfortable climatogeographic conditions of the Middle Ob region (low temperature, intensity of the geomagnetic field, high wind speed, marked fluctuations in atmospheric pressure, duration of night, etc.) negatively affect the basic physiological indicators of child's organism. In respect to physiological and anthropometric characteristics children of schools of the north of the Tyumen region differed significantly from the standards adopted for the children living in the Russian midland.
In the structure of morbidity of Surgut children the leading nosological forms include eye and musculoskeletal diseases. When analyzing the dynamics of morbidity for three years, the stable growth of these nosologies is marked: eye diseases have increased by 15.8 %, and the musculoskeletal system - by 9.4 %. The purpose of the study was to identify the features of the organization of lifestyle of primary schoolchildren of Surgut.
Primary schoolchildren in Surgut experience educational loads and significant additional mental, psycho-emotional and physical stress, accompanied by the reduced time for rest and night sleep.
Ключевые слова: младшие школьники, стиль жизни, Среднее Приобье.
Введение. Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой занятий, условий их проведения предъявляет к учащимся большие психофизиологические и физиологические требования, которые, как правило, превышают их возрастные ментальные и физические возможности. Такое несоответствие уже в младшем школьном возрасте приводит к снижению функциональных резервов организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей, нарушает своевременность созревания основных систем. Резкое увеличение интенсивности обучения в начальных классах школы в сочетании с низкими функциональными возможностями и высокой частотой нарушений здоровья и развития определили тот факт, что при окончании начальной школы не более 10 % учащихся в полном объеме справляются со школьными требованиями уже в средней школе [1, 4].
Гипокомфортные климатогеографические условия Среднего Приобья (низкая температура, напряженность геомагнитного поля, высокая скорость ветра, выраженные колебания атмосферного давления, продолжительность ночи и другие) негативно влияют на основные физиологические показатели детского организма. По физиологическим и антропометрическим показателям дети школ Севера Тюменской области существенно отличаются от нормативов, принятых для детей, проживающих в условиях средней полосы России [5].
Для современных школьников характерны наличие психоэмоционального напряжения, сокращение продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующие возрастным особенностям. Рациональный, отвечающий возрастным особенно-
стям режим дня предусматривает достаточное время для всех необходимых процессов жизнедеятельности ребенка, обеспечивает высокий уровень его работоспособности [2].
По статистическим данным Департамента здравоохранения ХМАО-Югры за 2013 г., из числа учащихся муниципальных образовательных учреждений 1-ю группу здоровья имеют только 11,3 % детей (см. рисунок).
В структуре заболеваемости детей г. Сургута к числу ведущих нозологических форм относятся заболевания глаза и болезни костно-мышечной системы. При анализе динамики заболеваемости за три года отмечается стабильный рост данных нозологий: заболевания глаза выросли на 15,8 %, а опорно-двигательного аппарата - на 9,4 %.
Цель исследования - выявить особенности организации стиля жизни младших школьников г. Сургута.
Организация исследования. Для выявления факторов, влияющих на образ жизни младших школьников, было проведено анкетирование родителей 222 школьников (110 мальчиков и 112 девочек), уроженцев Среднего Приобья, в возрасте 8-11 лет, учащихся начальной школы г. Сургута. Участвовавшие в анкетировании относились к 1-2-й группам здоровья, на диспансерном учете не состояли.
Результаты исследования и их обсуждение.
Среди детей младшего школьного возраста, участвовавших в анкетировании,55,4 % дополнительно занимаются в различных спортивных секциях. Причем мальчики чаще посещают спортивные секции (68,4 %), чем девочки (45,7 %).
Дополнительные внеучебные занятия, не связанные с двигательной активностью (английский язык, художественная школа, музыкальная школа и др.) посещают 56,3 % опрошенных детей, причем девочки (61,4 %) чаще мальчиков (49,5 %) дополнительно посещают различные занятия.
Распределение школьников ХМАО-Югры по группам здоровья
ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
По сведениям, предоставленным родителями, ночной сон у детей младшего школьного возраста в 85 % случаев продолжается 8-9 ч, что соответствует физиологической норме для детей данного возраста [3]. Недостаточность ночного сна отмечена у 7,7 % младших школьников. За счет ночного сна выполняются домашние задания как по основной школьной программе, так и дополнительные. В соответствии с данными анкет у 100 % детей в начальной школе отсутствует дневной сон.
Количество часов, проводимых детьми за компьютером в неделю, составило: от 1 до 4 ч - у 52,7 %; от 5 до 8 ч - в 30,2 %; от 9 до 14 ч - у 17,1 %. При этом ежедневно гуляют на улице только 54,1 % опрошенных детей. По результатам анкетирования выяснилось, что 12,2 % опрошенных детей воспитываются в неполных семьях.
Выводы. Дети младшего школьного возраста г. Сургута помимо учебных нагрузок испытывают существенные дополнительные умственные, психоэмоциональные и физические нагрузки, при этом сокращается время на отдых и ночной сон. Вопрос, в какой степени «школьные» факторы и особенности стиля жизни, выявленные в результате анкетирования, в совокупности окажут влияние на физиологические параметры организма ребенка младшего школьного возраста, требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов // Педиатрия. - 2012. - № 3. - С. 9-14.
2. Безруких М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования / М.М. Безруких // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 7. - С. 1-9.
3. Кучма В.Р. Школы здоровья в России: принципы и организация работы / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт. - М.: Просвещение, 2012. - 253 с.
4. Макарова М.В. Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса / М.В. Макарова, Т.В. Потупчик, Е.И. Прахин // Сибирский медицинский журнал. - 2012. - № 2. - С. 46-48.
5. Соловьев В.С. Адаптация человека в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: монография / В.С. Соловьев, И.А. Погонышева, Д.А. Погонышев. - Ханты-Мансийск: ООО «Типография «Печатное дело», 2010. - 229 с.
References
1. Baranov, A.A. Children's health in the Russian Federation / A.A. Baranov // Pediatriya. - 2012. - № 3. - P. 9-14. (In Russian)
2. Bezrukikh, M.M. Protection of children's health as an important direction of development of the educational system / M.M. Bezrukikh // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. - 2011. - № 7. - P. 1-9. (In Russian)
3. Kuchma, V.R. Health schools in Russia: the principles and organization of work / V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, I.K. Rapoport. - Moscow: Prosveschenie, 2012. - 253 P. (In Russian)
4. Makarova, M.V. Prediction of type of adaptation of children in conditions of intensification of educational process / M.V. Makarova, T.V. Potupchik, E.I. Prakhin // Sibirsky meditsinsky zhurnal. - 2012. - № 2. - P. 46-48. (In Russian)
5. Solovev, V.S. Human adaptation in the Khanty-Mansiysk Autonomous district - Ugra: monograph / V.S. Solov'ev, I.A. Pogonysheva, D.A. Pogonyshev. - Khanty-Mansiysk: Pechatnoe delo, 2010. - 229 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 14.02.2014 г.