Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / СЕРВИСЫ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / E-LEARNING / SERVICES / TELECOMMUNICATIONS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрикова Елена Николаевна, Патрикова Татьяна Сергеевна

Представлен анализ методических основ организации современного учебного занятия с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрикова Елена Николаевна, Патрикова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MODERN TRAINING SESSIONS USING DISTANCE LEARNINGEDUCATIONAL TECHNOLOGY

The article presents an analysis of the methodological foundations of the organization of modern training sessions using distance learning technologies and e-learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов

УДК 378.016

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.Н. Патрикова, Т.С. Патрикова

Представлен анализ методических основ организации современного учебного занятия с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучения, сервисы, телекоммуникационные технологии.

Современные исследователи предлагают рассматривать дистанционное обучение как самостоятельную форму организации образовательного процесса. Вместе с тем в условиях, в которых российская система образования оказалась в период перехода в режим быстрого реагирования, связанный с новой короновирусной инфекцией, преподавателям пришлось существенно пересмотреть свой подход к организации дистанционного обучения студентов. В связи с чем, представляется актуальной необходимость анализа методических основ проведения учебных занятий с использованием цифровых технологий и различных форм дистанционного обучения.

До недавнего времени во многих методических источниках существовала подмена понятий. Такие термины как «дистанционное обучение», «электронное обучение», «открытое образование» и т. п. практически не различались. С экстренным переходом на, так называемый, дистант стало ясно, что электронное обучение - это удаленное обучение с использованием различных телекоммуникационных технологий, при котором взаимодействие преподавателя и студента происходит асинхронно, то есть каждый из них осуществляет доступ к размещенным в цифровой образовательной среде материалам неодновременно. Дистанционное обучение, напротив, носит синхронный характер, когда и преподаватель, и студент в одно и тоже время находятся в едином цифровой образовательном пространстве. На первый взгляд складывается впечатление, что дистанционное обучение ничем принципиальным не отличается от традиционной очной формы, с той лишь разницей, что преподаватель и студенты находятся не в одной аудитории, а работают удаленно друг от друга. Но практика периода самоизоляции показала, что перенос в неизменном виде дидактических и иных материалов курса, разработанного для очной формы обучения, в дистанционную среду - не эффективен. У этого есть несколько причин:

ограничения, которые накладывает дистанционная образовательная среда;

низкий уровень самоорганизации студентов;

низкий уровень владения цифровыми технологиями у преподавателей, имеющих ученую степень.

Таким образом, прежде чем приступать к проектированию учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, необходимо тщательно спланировать образовательный процесс с учетом той электронной образовательной среды [1], которую использует конкретный вуз или колледж.

Важным методическим инструментом по доставке образовательного контента в условиях самоизоляции становится педагогический дизайн - это новый инструмент в арсенале преподавателей, с помощью которого мы можем проектировать эффективные онлайн-курсы. При проектировании дистанционных занятий необходимо учесть множество факторов. Элементы учебного занятия, реализуемого с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения приведены в таблице.

463

Важно понимать, что виды контроля сильно зависят от численности студентов, которые проходят тот или иной курс. Если преподаватель единовременно работает с потоком от 500 и более студентов, рекомендуется максимально унифицировать контрольно-измерительные материалы и автоматизировать процесс проверки и оценивания с помощью автоматизированных информационных систем.

Если курс изучают одна-две группы студентов можно предложить контрольные задания, которые студенты будут размещать на онлайн-платформе, а преподаватель будет «вручную» осуществлять их проверку и выставление оценок.

Элементы учебного занятия, реализуемого с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (начало)

№ Элемент Краткая характеристика

1 Форма взаимодействия со студентами Синхронно Асинхронно Смешанно

Предполагает взаимодействие преподавателя и студентов в режиме реального времени с использованием онлайн-сервисов для видеоконференций, например, 2оош, Бкуре, Ооод1еМее1;, MicrosoftTeems и т.д. Предполагает размещение преподавателем различных материалов в онлайн-среде. Студенты изучают материалы в удобное для себя время и выполняют контрольные задания, который потом проверяет и оценивает преподаватель Признана наиболее эффективной формой обучения в условиях самоизоляции. Предполагает, что в соответствии с расписанием обучающиеся встречаются с преподавателем на видео-конференции, после чего изучают материалы и выполняют задания в онлайн-среде

2 Темп освоение материала Время на освоение материала задается преподавателем и ограничено длительностью видеоконференции, что не позволяет в полной мере подстроить темп под каждого студента Преподаватель может ограничить период доступа к материалам курса, но свой темп работы с предложенными материалами студент контролирует сам Преподаватель и студент совместно регулируют темп основания материала, что позволяет в большей степени дифференцировать подход к обучению

3 Форма представления информации Лекционная с использованием элементов фаси-литации, например, блиц-опросов или различных сервисов для создания интерактивных упражнений. Например, короткий веб-квест на 3-6 вопросов блиц-опроса можно создать с помощью отечественного ресурса 1earnis.ru; или создать кроссворд с теми же 3-6 понятиями с помощью сервиса 1earning.apps, короткую онлайн-викторину с элементами геймификации можно составить с помощью КаЬоо1 или Quiziz и т. п. Ключевые элементы контента полностью асинхронного занятия: 1. Инструкция в видео (видеоролик продолжительностью не более 10 минут) или аудио (под-каст на 7-15 минут) формате 2. Лонгрид (англ. longread; long read — букв.» долгое чтение») -это формат подачи текстового материала, при котором текст разбивается на максимально лаконичные фрагменты с помощью различных мультимедийных элементов (интерактивных схем, двигающихся картиной, инфографики, пиктограмм и т. п.) 1. Лекция с элементами фасилитации 2. Видео или аудио инструкция к изучению асинхронной части курса 3. Лонгрид занятия

4 Типы заданий Студенты слушают и отвечают на вопросы Студент читает и решает задачи, загружая решенные задачи в онлайн-среду для «ручной» проверки преподавателем Студенты могут осуществлять активное экспериментирование через различные он-лайн-симуляторы и тренажеры и взаимодействовать между собой

Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов ...

Элементы учебного занятия, реализуемого с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (окончание)

№ Элемент Синхронно Асинхронно Смешанно

5 Обратная связь Со стороны преподавателя Как со стороны преподавателя, так и автоматизированная Со стороны преподавателя, автоматизированная и от других обучающихся

6 Контроль и оценка Актуализация знаний студентов по прошлой теме, определение их степени готовности к изучению нового материала, закрепление знаний по изученной теме лекции Диагностика достигнутых результатов обучения. Даже если большую часть курса студенты прослушали в формате видеоконференций, для итогового контроля по теме или разделу рекомендуется использоваться асинхронные средства, например, можно предложить им заполнить Google Форму или выполнить онлайн-тестирование в среде Moodle Рекомендуется использовать накопительную систему оценивания, учитывать результаты взаимооценки обучающихся, и адресно работать с отстающими

Еще один вызов, с которым столкнулась система образования в условиях пандемии - это отсутствие у студентов стационарных компьютеров и необходимостью адаптировать материалы курсов для обучения с использованием мобильных средств связи. Большинство сервисов для организации видеоконференций уже имеют мобильные приложения, а для доставки контента в асинхронном формате можно использовать облачные технологии. Например, сервисы Google или Яндекс. Осуществляя совместный доступ студентов к документам, размещенным в облачных хранилищах, предоставляя им возможность единовременно редактировать и комментировать данные документы, можно даже проводить проектно-исследовательскую деятельность.

Успех дистанционного обучения в условиях самоизоляции напрямую зависит от мотивации студентов. Как отмечают ведущие вузы страны, несмотря на все усилия преподавательского состава и самих студентов культура онлайн-обучения только начинает формироваться. И как у любого новшества у дистанционного обучения есть и будут свои плюсу и минусы. Поэтому обмен опытом между преподавателями по проектированию и реализации учебных занятий с использованием различных цифровых средств и технологий - ключевой ресурс повышения эффективности дистанционного обучения.

В связи с этим каждому преподавателю, вынужденному адаптировать материалы своих занятий к дистанционной форме, можно предложить ответить на следующие вопросы:

1. В какой форме будет проходить занятие (синхронно, асинхронно, смешанно)?

2. Могу ли я делегировать своим студентам право самим регулировать темп изучения материала (да, нет, частично)?

3. В какой форме мне представить информационные материалы занятия с учетом его дидактических целей (видео, аудио, текст, онлайн-тренажер и т. п.)?

4. Какие типы заданий позволят студентам не только закрепить новые знания, но и сформировать умения и навыки?

5. Какие формы обратной связи будут приемлемы для меня и эффективны для студентов?

6. Кто и как будет оценивать выполненные задания (преподаватель, автоматизированная система, сами студенты)?

Уже сейчас ясно одно: будущее уже наступило, дистанционная форма обучения стала для нас данностью и диктует свои правила как преподавателям, так и студентам. Следовательно, чем эффективнее мы научимся совмещать ее с традиционными для нас форматами взаимодействия и формирования знаний, умений и компетенций, тем успешнее будут наши выпускники в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Патрикова Е.Н., Патрикова Т.С. Современные технологии обучения и цифровые ресурсы в проектной деятельности студентов-оружейников // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2018. Вып. 11. С. 477-481.

Патрикова Елена Николаевна, канд. техн. наук, доцент, elenapatrikova@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Патрикова Татьяна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, valeropatrik@yandex. ru, Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования тульской области

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF MODERN TRAINING SESSIONS USING DISTANCE LEARNINGEDUCATIONAL TECHNOLOGY

E.N. Patrikova, T.S. Patrikova

The article presents an analysis of the methodological foundations of the organization of modern training sessions using distance learning technologies and e-learning.

Key words: distance learning technologies, e-learning, services, telecommunications technologies.

Patrikova Elena Nikolaevna, candidate of technical science, docent, elenapatriko-va@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Patrikova Tatyana Sergeevna, candidate of technical science, docent, head of the department, valeropatrik@yandex. ru, Russia, Tula, Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators in the Tula region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.