Научная статья на тему 'Особенности организации СМК на малом предприятии'

Особенности организации СМК на малом предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1779
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / SMALL ENTERPRISE MANAGEMENT / QUALITY / COMPETITIVENESS / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайфутдинов А. Р.

Цель статьи раскрыть особенности и обозначить этапы организации СМК на малом предприятии. Предметом исследования является документирование распределения управленческих ролей в малом бизнесе. В малых предприятиях на первый план выходит роль политика, информационные роли имеют меньшее значение. Выявлен основной конфликт с принципами менеджмента качества, особенно жестко регламентирующими распределение ролей и ответственности в организации. Эффект достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более упрядоченной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом. Статья предназначена для специалистов в области менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION SMK AT SMALL ENTERPRISE

The paper aims at revealing features and stages of organizing SMK at small enterprises. The paper studies documenting of distribution of administrative roles in small-scale businesses. In small enterprises the role of politician comes to the foreground, and the information roles have smaller significance. The author identifies the major conflict with the principles of quality management especially rigidly regulating roles and responsibilities in the organization. The effect is achieved by increasing satisfaction of consumers, more effective coordination of work, achievement and maintenance of an adequate level of production quality or services quality, and also improvement of activity of the organization as a whole. The paper is intended for experts in the field of quality management.

Текст научной работы на тему «Особенности организации СМК на малом предприятии»

1G5

мости, что объясняется явно недостаточным воспроизводством основных средств. Сегодня производство в России не всегда дешевле, чем даже в развитых странах Запада. В том числе это объясняется использованием многими российскими компаниями неэффективных технологий и низкой производительности труда. Приход в Россию контрактных производителей может резко сократить технологическое отставание в производстве средств связи и электронных изделий, даст российским разработчикам импульс к активизации, а также позволит большему количеству российских предприятий научно-технического профиля выйти и/или закрепиться на мировом рынке высоких технологий, объединив преимущества фундаментальной научной базы с современными индустриальными технологиями серийного производства заданного качества [6].

Дальнейшее развитие экспортного потенциала российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможны без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. Анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритет-

ного развития международной кооперации в производстве и экспорте машинотехнической, в том числе наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М.: Банки и биржи, 1995.

2. Круглов В.С., Александрова О.А. Анализ факторов экспортной деятельности промышленных предприятий // Вестник СГСЭУ 2007. №1б (2).

3. Порошин Ю.Б., Круглов В.С. Промышленный экспорт в условиях глобализации: Саратов: СГСЭУ, 2009.

4. Порошин Ю.Б., Сидорова Е.Ю. Поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий // Вестник СГСЭУ. 2007. №1 б (2).

5. Программа развития международных и внешнеэкономических связей Саратовской области на 1998 - 2003 годы. Саратов, 1998.

6. Развитие внешнеторговой деятельности предприятий на основе международной промышленной кооперации / Смле-вец Д.О., Порошин Ю.Б и др. Саратов: СГСЭУ, 200б.

7. Токарев Ю.В. Формирование и использование экспортного потенциала (на примере промышленных предприятий): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 1997.

удк 658.56 А.Р. Сайфутдинов

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СМК НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Цель статьи - раскрыть особенности и обозначить этапы организации СМК на малом предприятии. Предметом исследования является документирование распределения управленческих ролей в малом бизнесе. В малых предприятиях на первый план выходит роль политика, информационные роли имеют меньшее значение. Выявлен основной конфликт с принципами менеджмента качества, особенно жестко регламентирующими распределение ролей и ответственности в организации. Эффект достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более упрядоченной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом. Статья предназначена для специалистов в области менеджмента качества.

Ключевые слова: менеджмент малого предприятия, качество, конкурентоспособность, организация.

A.R. Saifytdinov

FEATURES OF ORGANIZATION SMK AT SMALL ENTERPRISE

The paper aims at revealing features and stages of organizing SMK at small enterprises. The paper studies documenting of distribution of administrative roles in small-scale businesses. In small enterprises the role of politician comes to the foreground, and the information roles have smaller significance. The author identifies the major conflict with the principles of quality management especially rigidly regulating roles and responsibilities in the organization. The effect is achieved by increasing satisfaction of consumers, more effective coordination of work, achievement and maintenance of an adequate level of production quality or services quality, and also improvement of activity of the organization as a whole. The paper is intended for experts in the field of quality management.

Key words: small enterprise management, quality, competitiveness, organization.

Известно, что в малом бизнесе распределение уп -равленческих ролей существенно отличается от «штатного расписания» корпоративных менеджеров. В малых предприятиях актуализируется роль политика, так как каждый менеджер должен продвигать свою не очень известную, но развивающуюся фирму Важна роль предпринимателя: менеджеры должны подходить к своей работе творчески, генерировать и реализовывать новые идеи, способствующие повышению конкурентоспособности компании. Роли лидера и информационные роли имеют меньшее значение.

Многие менеджеры современных малых предприятий - настоящие лидеры: они доносят до подчиненных свое видение цели и высшей миссии, мотивируют их к труду выдвижению новых идей, в случае необходимости удаляют целые уровни вертикальных организационных структур. Очевидно, что в малых предприятиях менеджеры должны уделять особое внимание ролям главы (коммуникация с общественностью), лидера (успеш -ная мотивация работников при меньших финансовых возможностях) и распределителя ресурсов (изыскание и использование государственной и частной помощи).

Мир малых предприятий все более усложняется, и менеджеры должны совершенствоваться, реализуя себя в этих трех ролях, эффективно управлять информацией, людьми и действиями. Однако здесь сокрыт основной конфликт с принципами менеджмента качества, особенно жестко регламентирующими распределение ролей и ответственности в организации [2, с. 56].

Систему менеджмента качества (СМК) можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для распределения ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2008 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются. Практически все потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации. При этом органы по сертификации оценивают соответствие СМК полному набору требований стандарта. Однако организация и сертификация СМК на малых предприятиях имеют и ряд сложностей: необходимо учитывать, например, элемент скоротечности, имеющийся в малом бизнесе. Кроме того, обязательная сертификация продукции, выпускаемой малыми предприятиями, в основном отработана - от номенклатуры до выдачи сертификата, в то время как добровольная сертификация систем качества требует дополнительного вложения денег Чаще всего неэффективность СМК малых предприятий обусловлена недостаточной поддержкой руководителей, связанной с некомпетентностью в этих вопросах организаторов предприятий малого бизнеса. Кроме того, небольшая численность персонала на предприятиях малого бизнеса не всегда позволяет создавать функциональные структуры управления организацией, в том числе качеством, а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями. На малых предприятиях для реализации требований стандартов ИСО серии 9000 приходится распределять функции между небольшим числом подразделений или сотрудников. А эта задача может оказаться невыполнимой, когда необходимо искать компромисс при столкновении интересов сотрудников и выполняемых ими функций.

В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение персонала современным методам управления качеством. Сложность состоит в том, что учиться нужно всем

- и руководителям, и рабочим. И программы обучения для каждой категории сотрудников должны быть свои. На наш взгляд, обучение управлению качеством в организации должно начинаться с руководителей высшего звена. Без главенствующей роли руководства организации работа по созданию СМК не будет эффективной. Степень личного участия первых лиц может быть различной: контроль за ходом реализации намеченных мероприятий по всему комплексу работ; регулярное рассмотрение на совещаниях, заслушивание отчетов ответственных за процессы и процедуры; непосредственное участие в разрешении спорных ситуаций и т.д.

Другим важным моментом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. Важ-

но избежать бюрократизации и усложнения СМК. В соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 в комплекте документов СМК обязательным является руководство по качеству. Для малой организации целесообразно дать в руководстве полное описание СМК, включая все требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2008 документированные процедуры [1]. В организациях малого и среднего бизнеса данные процедуры могут быть несложными, и их описание занимает небольшой объем, поэтому их можно сделать составной частью руководства по качеству или объединить в один (несколько) документов. При разработке и внедрении другой регламентирующей и регистрационно-учетной документации целесообразно соблюдать следующий принцип: если процедура важна и ее необходимо строго выполнять в соответствии с установленным порядком, то она должна быть документирована.

Для малых организаций цели в области качества являются важнейшим инструментом СМК. Малым предприятиям осуществить декомпозицию целей в области качества гораздо легче, чем большим: здесь перед каждым работником можно поставить свои цели и задачи. Цели в области качества, особенно для предприятий малого бизнеса, должны быть конкретны и детальны, они подлежат пересмотру по мере их достижения. Документацию СМК малой организации целесообразно вести с использованием компьютерных технологий и режима приоритетного доступа к документам для руководителей разного уровня. Несложная структура управ -ления позволяет вносить актуальные изменения в действующую документацию и очищать файлы от устаревших документов (формулировок), архивировать наиболее важные из них. При документировании процессов в малых организациях для упрощения управления ими удобно использовать различные наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, алгоритмы. Часто для малой организации, приобретающей сырье и комплектующие на крупных предприятиях, несколько проблематичным является процесс закупок. Объем закупки, измеряемый единицами или долями процента от общего выпуска продукции поставщика-ги-ганта, не позволяет организации практически повлиять на ее качество. СМК предусматривает рассмотрение разных вариантов поставок и выбор поставщиков. При этом можно найти подходящего партнера-постав-щика, обслуживающего нескольких клиентов и формирующего крупный заказ, который несет ответственность за выполнение условий и может добиться повышения качества закупок.

Версия 2008 г. для МС ИСО серии 9000 указывает на необходимость использования статистических методов на всех стадиях создания и управления продукцией , что стимулирует повышение качества продукции и рост прибыли, способствуя развитию организации. Однако малые и средние организации чаще всего применяют статистические методы только для контроля качества продукции, весьма редко используя их в проектировании, управлении запасами, планировании и управлении производством, маркетинговых исследованиях и т.д. Необходимо учитывать, что статистические методы вполне могут быть освоены персоналом, причем и практическое, и теоретическое обучение этим методам не сопряжено с большими трудностями, нужны лишь толковые специально разработанные мето -

дики для предприятий малого бизнеса. Результаты исследования показывают, что, несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты внедрения СМК оправдывают финансовые затраты и ожидания руководства, коллектива, владельцев и инвесторов. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания со-

ответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом.

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2009.

2. Гугелев А.В. Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей // Вестник СГСЭУ 2005. №10.

УДК 338.45:666 А.А. Сенотова

КРАТКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ЦЕМЕНТА

Статья содержит краткий обзор мирового рынка цемента, цель которого - выявление лидирующих в этой отрасли предприятий и стран. Работа базируется на статистической сводке основных показателей деятельности мировых и региональных производителей цемента, представленной в виде таблицы. С этой целью была использована информация, приведенная в годовых финансовых отчетах компаний. Значимость предоставленных данных заключается в возможности их использования аналитическими компаниями и отраслевыми предприятиями для прогнозирования дальнейшего развития как цементного производства, так и строительной промышленности

- базовой отрасли экономики, осуществляющей возведение промышленных и гражданских сооружений и дающей предпосылки для развития смежных отраслей. Анализ представленных в работе данных приводит к выводу что потребность в цементе в той или иной стране (регионе) определяется ростом ее промышленного производства и инвестиционной активностью.

Ключевые слова: международные цементные сообщества, цемент, конкуренция, Европейская комиссия, строительство, Holcim, Lafarge, Cemex, Heidelberg Cement, Italcementi, Buzzi, Taiheiyo, Votorantim, «Евроцемент Групп».

A.A. Senotova

BRIEF REVIEW OF THE WORLD CEMENT MARKET

The paper contains a short review of the world cement market with a view of identify leading enterprises and counties. The paper is based on a statistical report of the basic activity indicators of the world and regional cement manufacturers which is presented in a table. The information from annual financial reports of companies was used for that purpose. The significance of the analysed data consists in the fact that it can be used by analytical companies and industrial enterprises for forecasting of the future development of both cement production and building industry, which is the key industry of the economy carrying out the building of industrial and civil buildings and creating the preconditions for the development of the related industries. The analysis of the data presented in the paper leads to a conclusion that the demand for cement in this or that country (region) is defined by its industrial production growth and investment activity

Key words: international cement communities, cement, competition, the European Commission, construction, Holcim, Lafarge, Cemex, Heidelberg Cement, Italcementi, Buzzi, Taiheiyo, Votorantim, Eurocement Group.

Еще в недавнем прошлом цементная промышленность разделялась по регионам в глобальном масштабе, и рынки строительных материалов обслуживали местные производители. В результате процесса глобализации появилось небольшое число международных цементных сообществ, представленных в десятках стран мира и поставляющих этот строительный материал на местные рынки. Основными мировыми производителями цемента выступают «Lafarge» (Франция), «Holcim» (Швейцария), «Cemex» (Мексика), «HeidelbergCement» (Германия), «Italcementi» (Италия), «Buzzi» (Италия). Нельзя не упомянуть также крупных региональных производителей, контролирующих Тихоокеанский бассейн

- «Taiheiyo» (Япония), латиноамериканский регион -«Votorantim» (Бразилия) и российский рынок - «Евроцемент Групп» (Россия).

Эти сообщества вступают в соперничество не только друг с другом, но и с местными производителями.

«Новички» сталкиваются с барьером на входе: годовой объем производства не менее 1 млн т, инвестирование в размере 50 - 160 млн евро в зависимости от страны, заводы с «сухими» линиями производства. В конкуренции с ТНК национальные фирмы, как правило, значительно уступают первым в объеме выпуска, количестве работников и располагаемых ресурсов. ТНК являются крупными вертикально интегрированными международными структурами, в которых работают, как правило, несколько тысяч человек и которые обслуживают значительные доли рынков различных стран [3, с. 66].

Необходимо отметить, что мировое потребление цемента отстает от производства на 1 - 2%. Наиболее значительные темпы роста потребления цемента наблюдались в период с 1995 по 2006 гг, когда мировое потребление выросло более чем в 1,85 раза [8]. Формирующиеся рынки Китая, Индии, Центральной и Вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.