Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИХ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИХ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Навыки иноязычного профессионального общения / самостоятельная работа студентов / активизации устно-речевого взаимодействия студентов на изучаемом языке / реализация проектной деятельности обучающихся / моделирование аспектов профессиональной деятельности. / Foreign language professional communication skills / independent students' work / activation of oral-speech interaction of students in the studied language / implementation of students' project activities / modeling aspects of professional activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыкова О. Н.

В данной научной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе. Автор делает попытку доказать, что развитие навыков самостоятельной деятельности способствует развитию личностной индивидуальности обучающихся и кардинальному совершенствованию навыков их творческого мышления. По мнению автора, в случае изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей этот процесс должен выступать не самоцелью, а средством повышения всеобщего уровня образованности и становления профессионального мировоззрения обучающихся в рамках выбранной ими специальности, а также являться приоритетным условием развития умения самостоятельно применять накапливаемые знания в практической деятельности с использованием средств изучаемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарыкова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE FOR OPTIMIZING THEIR DEVELOPMENT OF INTERACTIVE SKILLS AND CREATIVE ACTIVITY

The article discusses the issues of organizing independent work of students within the process of teaching foreign languages in higher education. The author makes an attempt to prove that the development of independent activity skills contributes to the development of individual personality traits of students, improving their critical and creative thinking skills. According to the author's research, in case of learning a foreign language by students of non-linguistic specialties, this process should not be an end itself, but a mean of increasing the general level of education and expanding horizons within the chosen specialty, as well as a necessary condition for the development of the ability to independently apply accumulated knowledge in practice using the means of the studied language.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИХ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.013.75

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИХ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2024 О. Н. Нарыкова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации

e-mail: olganarykova @ mail. ru

Курский государственный университет

В данной научной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранным языкам в высшей школе.

Автор делает попытку доказать, что развитие навыков самостоятельной деятельности способствует развитию личностной индивидуальности обучающихся и кардинальному совершенствованию навыков их творческого мышления.

По мнению автора, в случае изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей этот процесс должен выступать не самоцелью, а средством повышения всеобщего уровня образованности и становления профессионального мировоззрения обучающихся в рамках выбранной ими специальности, а также являться приоритетным условием развития умения самостоятельно применять накапливаемые знания в практической деятельности с использованием средств изучаемого языка.

Ключевые слова: навыки иноязычного профессионального общения, самостоятельная работа студентов, активизации устно-речевого взаимодействия студентов на изучаемом языке, реализация проектной деятельности обучающихся, моделирование аспектов профессиональной деятельности.

FEATURES OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE FOR OPTIMIZING THEIR DEVELOPMENT OF INTERACTIVE SKILLS AND CREATIVE ACTIVITY

© 2024 O. N. Narykova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages and Professional Education Department e-mail: olganarykova @ mail. ru

Kursk State University

The article discusses the issues of organizing independent work of students within the process of teaching foreign languages in higher education. The author makes an attempt to prove that the development of independent activity skills contributes to the development of individual personality traits of students, improving their critical and creative thinking skills. According to the author's research, in case of learning a foreign language by students of non-linguistic specialties, this process should not be an end itself, but a mean of increasing the general level of education and expanding horizons within the chosen specialty, as well as a necessary condition for the development of the ability to independently apply accumulated knowledge in practice using the means of the studied language.

Keywords: foreign language professional communication skills, independent students' work, activation of oral-speech interaction of students in the studied language, implementation of students' project activities, modeling aspects of professional activity.

В современной теории и методике обучения и воспитания средствами иностранного языка доминирует направленность не только на формирование языковых знаний, но и на первостепенное развитие культуроведческих навыков обучающихся в тесной взаимосвязи со становлением их личностно-значимых качеств. Направленность государственной политики на формирование нового типа личности связана с актуализацией таких её качеств, как самостоятельность, творчество, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, самосовершенствоваться и совершенствовать человеческое общество на уровне международного значения.

Таким образом, знание и изучение иностранных языков приобрело статус действенного инструмента формирования интеллектуального потенциала общества и одновременно важнейшего ресурса развития государства.

В данном контексте приоритетной задачей реализации современного иноязычного образования выступает развитие у будущих специалистов способностей и навыков самостоятельного получения профессиональных знаний и их творческой реализации на практике. Способность к самообразованию непосредственно в области изучения иностранных языков приобретает всё большую актуальность на всех этапах развития системы образования благодаря тому, что иноязычные знания и навыки, будучи ключевыми факторами успешной социализации личности, используются в профессиональных целях большинством выпускников современных образовательных учреждений [10, с. 303].

Повышение уровня эффективности организации самостоятельной работы играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам, так как сегодня наиболее востребованы на рынке труда самостоятельные и инициативные специалисты, компетентные в своей предметной области и реально осознающие необходимость самосовершенствования своих личностных качеств и образовательных возможностей на пути достижения профессиональных целей.

Однако анализ практики за последние несколько десятилетий свидетельствует о том, что уровень готовности поступающих в вузы абитуриентов, уже имеющих базовый уровень подготовки по иностранному языку, к самостоятельному оперированию знаниями в поиске ресурсов, необходимых для решения поставленных академических задач в рамках дисциплины «Иностранный язык», остаётся преимущественно низким.

Между тем необходимость формирования готовности будущих специалистов к проведению самообразовательной деятельности по совершенствованию иноязычных знаний продиктована современным требованием к формированию персональной среды обучения и должному уровню развития навыков иноязычного профессионального общения на всех этапах вузовской подготовки.

Существует широкое разнообразие форм организации самостоятельной работы студентов по тренировке языковых знаний в современную эпоху цифровизации.

Значительное внимание вопросу классификации видов самостоятельной работы отведено в научных трудах отечественных учёных: Б. П. Есипова, В. А. Казакова, В. П. Пидкасистого, Л. В. Клименко, М. А. Данилова, по мнению которых важнейшим критерием уровня развития навыков самостоятельности работы следует считать способность обучающихся оперативно и качественно выстраивать стратегии по решению проблемных вопросов и ситуаций. При этом прочные навыки межкультурной коммуникации можно приобрести только в процессе систематической работы с печатными и электронными источниками социокультурной направленности

с целью последующего осуществления объективной интерпретации культуроведческой и страноведческой информации с позиции своих личностно-профессиональных интересов и во избежание коммуникативных недопониманий [9, с. 92].

Оптимизация развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся на всех последовательных этапах становления языковых знаний, несомненно, способствует развитию их умения грамотно и логически верно строить устную и письменную коммуникацию на изучаемом языке и обеспечивает надёжную основу для становления профессиональных компетенций будущих специалистов на международном уровне.

В свою очередь, изучение способов активизации устно-речевого взаимодействия студентов выступает одной из насущных проблем современной методики преподавания иностранных языков

Исходя из понимания того, что иностранный язык является средством обмена профессиональной информацией, уже на начальном этапе вузовской подготовки преподавателю следует делать упор на становление лексико-грамматических и фонетических навыков обучающихся, а также формирование знаний терминологии по специальности в контексте выполнения заданий, связанных с анализом небольших текстов и подготовкой индивидуально или в микрогруппах студентами небольших сообщений, диалогов и презентаций с включением информации профессиональной тематики.

Предварительная самостоятельная работа с аутентичными специальными текстами, выполнение заданий, связанных с индивидуальной разработкой и моделированием сценариев дискуссий на иностранном языке, а также подготовка и участие в деловых играх с целью апробации вариантов решения вопросов проблемного характера будут способствовать, с одной стороны, развитию умения обучающихся критически оценивать воспринимаемую профессионально значимую информацию, а с другой - обеспечат прочное освоение языковых знаний в естественном темпе и реальной среде [7, с. 340].

Вместе с тем, как показывает практика, формирование навыков самостоятельной работы студентов будет проходить более эффективно, если в образовательный контент будут включены упражнения, направленные не на исключительное изложение преподавателем готовых теоретических знаний с целью их последующего воспроизведения студентом, а на развитие мотивации к самостоятельному овладению новыми знаниями в процессе их активной практической деятельности в выбранном формате.

Следует подчеркнуть, что при традиционных формах проведения занятий коммуникация на иностранном языке весьма ограничена и не каждый студент имеет возможность высказаться по теме, порой вовсе уклоняясь от общения из-за боязни сделать ошибку. При монотонном проговаривании реплик и выполнении подстановочных упражнений характер работы по формированию языковых знаний становится и вовсе скучным, поэтому необходимо создать все условия, чтобы процесс взаимодействия и обмена опытом в образовательной среде носил постоянный характер.

Преподавателю важно помнить, что чем более добровольный характер будет носить самостоятельная работа, тем результативнее будет её итог. Необходимо ненавязчиво способствовать осознанию студентами дефицита усвоенного материала для общения и взаимодействия, указав на конкретный источник информации для восполнения знаний [1, с. 87].

Большинство преподавателей нашей кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Курского государственного университета, делясь

своим преподавательским опытом в рамках учебно-методических заседаний, выражают абсолютное убеждение в том, что активная познавательная деятельность студентов выступает главным условием развития у них инициативы к овладению знаниями, формирования активной жизненной позиции, находчивости и умения грамотно ориентироваться в стремительном потоке информации.

Долгие годы внеаудиторные часы в высшем образовании использовались номинально, часто для подготовки курсовых и других письменных работ и докладов, в то время как развитие автономии студентов и привлечение информационных технологий позволяют качественно и кардинально преобразить самостоятельную работу студентов в условиях, когда деятельность обучающихся, даже маломотивированных на первый взгляд студентов, активизируется и они испытывают неподдельный интерес при подготовке и выполнении языковых творчески ориентированных заданий.

Привлечение в образовательную практику современных электронных средств обучения обеспечивает большую степень познавательности изучаемого материала за счет высокой степени наглядности учебного контента, позволяющего индивидуализировать обучение с учётом личностных особенностей и благодаря предоставлению доступа к международным мультимедийным ресурсам.

В свою очередь, внеаудиторная самостоятельная работа, по сути дела, является логическим продолжением аудиторной и, будучи направлена на совершенствование знаний, умений и навыков, предоставляет практическую возможность обучающимся осознать смысл и качество приобретенных ими речевых умений и навыков [8, с. 68].

Несомненно, широкое внедрение мультимедийного оборудования и интерактивных программ позволяет значительно расширить среду обучения до условий глобального взаимодействия, позволяя при меньших затратах времени усвоить значительный объем учебного материала, что особенно важно для достижения эффективности результатов работы индивидуального характера.

Благодаря наличию интерактивных программ и онлайн-технологий студент имеет возможность самостоятельно управлять образовательным процессом от выбора сложности изучаемого материала до последовательности выполнения упражнений при тренировке языковых знаний.

Среди приоритетных преимущество электронной формы представления информации для самостоятельной деятельности студентов можно выделить широкую вариативность выразительных способностей в представлении новых знаний посредством использования интерактивного видео- и звукового контента. Вместе с тем при необходимости преподавателю почти всегда предоставляется возможность быстрого внесения добавлений или изменений в содержание информационного контента образовательных платформ [2, с. 116].

Наблюдается тенденция, когда многие понимают под термином «самостоятельная работа» исключительно индивидуальную работу. Однако большим потенциалом обладают парная и групповая формы самостоятельной деятельности. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве, где главным критерием успеха будет выступать не соперничество, а сотрудничество, поскольку каждый член группы равноправно несёт ответственность за успешный итог деятельности.

Интерактивное обучение одновременно обеспечивает решение целого ряда задач, связанных с развитием коммуникативных навыков обучающихся, установлением эмоциональных контактов между участниками совместного образовательного процесса, обеспечением необходимой информацией и научением работе в команде. Использование интерактивного контента непрерывно учит студентов самостоятельно

мыслить и развивает способность публично аргументировать идеи на иностранном языке, в том числе связанные с будущей профессиональной деятельностью, что в конечном смысле способствует оптимизации развития профессионального мотива у обучающихся.

При всестороннем задействовании интерактивных методов обучения студент обретает возможность как проявить теоретические знания, так и реализовать на практике способность к сотрудничеству. Важно, что в любой момент можно компенсировать недостаток или пробелы в языковых знаниях такими личностными качествами, как коммуникабельность и деловая активность. Обучение с элементами интерактива представляет организацию познавательной деятельности таким образом, что обучающиеся максимально вовлечены в процесс познания и имеют возможность постоянно рефлексировать свою деятельность с учётом нового образовательного опыта.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Одновременно существенно снижается непосредственный контроль со стороны преподавателя при условии, если студенты стремятся решать проблемы самостоятельно или в группах, однако за преподавателем сохраняются организационные и координирующие функции. В современную преподавательскую практику активно внедряются формы работы, в которых практически отсутствует постоянное руководство действиями студента со стороны наставника, поскольку роль преподавателя заключается главным образом в консультировании процесса выполнения заданий.

При снижении уровня внешней зависимости студента от преподавателя непосредственный контакт с ним сохраняется, поскольку именно преподаватель помогает студентам в выработке индивидуальной стратегии овладения знаниями, прибегая к возможностям использования современных информационных технологий [6, с. 32].

Что касается абитуриентов нашего вуза, то успешной организации их самостоятельной работы по иностранному языку способствуют преимущественно подготовка и ситуативный анализ проектных заданий с использованием современных цифровых технологий, организация деловых и ролевых игр, выполнение исследовательских заданий, а также практика внеаудиторного чтения. Современные социально ориентированные технологии позволяют моделировать реальные профессиональные ситуации, и при реализации плана действий в них создаются условия для принятия студентами самостоятельных решений.

Благодаря работе над проектами не только происходит развитие умений самостоятельного поиска и оценки информации, но и осуществляется становление навыков коллективной творческой деятельности.

В качестве продукта самостоятельной работы студента по иностранному языку в рамках изучения тематических разделов дисциплин «Иностранный язык» и «Профессионально ориентированный иностранный язык» можно рассматривать подготовку интерактивных презентаций по следующей актуальной проблематике: исторические проблемы стран изучаемого языка; традиции системы образования в странах изучаемого языка; современные проблемы молодежи; выдающиеся ученые

и исторические деятели по профилю факультета; роль изучения иностранных языков для будущей профессии и т.д.

В результате такого рода практики у обучающихся происходит развитие культуры общения в совокупности умений кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению в дискуссиях, умело добывать и обрабатывать информацию из научных источников с помощью современных компьютерных технологий, создавая тем самым языковую среду, удовлетворяющую естественную потребность коммуникантов в общении на иностранном языке.

В ходе выполнения проектных заданий студенты получают возможность практически применять знания по иностранному языку, занимаясь самостоятельным поиском необходимой информации, содержащей ценный страноведческий, лексический и грамматический материал, используя при этом не только знания из учебника, но и источники дополнительной информации, например материалы иностранной тематической периодики и прочий электронный иноязычный контент [4, с. 454].

На наш взгляд, очень важным является наличие научно-исследовательского компонента в самостоятельной деятельности студента. Современные абитуриенты могут удовлетворить свои образовательные и самообразовательные потребности путем личного и заочного участия в конференциях и вебинарах, посвящённых проблемам развития современной науки, в рамках межличностного общения на интернет-форумах на изучаемом языке и в процессе подготовки к олимпиадным конкурсам, организуемым и регулярно проводимым на базе нашего университета в Неделю Науки.

Такого рода деятельность также повышает эффективность и продуктивность образования. По результатам мероприятий студенты поощряются грамотами и премиями, что, безусловно, вызывает положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Зачастую преподаватели нашей кафедры также прибегают в своей практике к использованию актуального на данный момент метода формирования иноязычных знаний, именуемого Discovery Learning (обучение методом открытия), ориентированного на оптимизацию межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях диалога и приобретение опыта творческой деятельности путем коллективного решения проблемных ситуаций, где студент, опираясь на свой собственный опыт и уже имеющиеся знания, взаимодействует с окружающей его действительностью.

Доступными среди мультимедийных программ обучения английскому языку и вызывающими одобрение нашего преподавательского состава являются мультимедийные программы «English For Communication», «English Reading Club» и «Reward Internative», которыми с успехом можно пользоваться при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности, а также при необходимости выполнения самостоятельных работ; при этом преподавателям предоставляется дополнительная возможность доверить онлайн-тренажёру контроль выполнения тренировочных упражнений на первичном этапе становления языковых умений и навыков студентов, благодаря чему сокращается время аудиторного изучения основного материала, но вместе с тем гораздо больше внимания уделяется коррекции и закреплению полученных знаний на пути дальнейшего их совершенствования.

Характерными особенностями современных интернет-приложений являются их мультимедийность и гипертекстуальность, которые позволяют ускорить и улучшить процесс освоения иностранного языка, усвоить устойчивые языковые шаблоны, оптимизировать навыки общения, закрепить нормы лексико-грамматического строя изучаемого языка. Цифровой инструментарий позволяет наилучшим образом

организовать как автономное, или самостоятельное, обучение, так и обучение в группах с разработанными учебными курсами и в мобильных форматах, способствующих повышению мотивации к закреплению формируемых знаний и навыков.

На сегодняшний день большой интерес у студентов, изучающих иностранные языки, вызывает выполнение творческих информационно-исследовательских заданий или веб-квестов с использованием интернет-технологий, для успешного выполнения которых важно не только получить доступ к необходимой информации, но и суметь правильно её проанализировать и трансформировать исходя из цели решения поставленных проблемных задач, благодаря которым обучающиеся воспринимают задания как реальные жизненные ситуации, требующие оптимизации творческой составляющей коллективной деятельности.

Так, например, моделирование различных аспектов профессиональной деятельности обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у обучающихся знаний предмета профессиональной деятельности, в рамках которых совершенствуются навыки их иноязычной речи, а также осуществляется более совершенное овладение иностранным языком как средством профессионального общения [3, с. 125].

Практика доказывает, что интерактивные средства и онлайн-технологии обладают огромными перспективами и оказывают влияние на эффективность обучения, не только являются превосходным помощником преподавателя, но и находят достойное применение в условиях самостоятельного изучения иностранного языка.

Преимущество образовательной деятельности с использованием интерактивных технологий заключается в том, что практически все обучающиеся получают реальную возможность самостоятельно рефлексировать над содержанием знаний, которые они получают, и внести свой индивидуальный вклад в обмен знаниями, идеями и способами деятельности.

При использовании интерактивных методов организации образовательного процесса обучающиеся становятся полноправными участниками процесса восприятия, а их опыт служит основным источником познания в ситуациях, когда преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучающихся к самостоятельному поиску ответов или решений для поставленной задачи.

Благодаря использованию современных ресурсов интернета студенты могут в режиме реального времени провести интерактивный обмен мнениями в контексте выполнения совместной творческой деятельности, выполнить тест или написать деловой документ. Такие задания позволяют проявить оригинальность мышления и сформировать потребность в непрерывном совершенствовании языковых и специальных знаний [5, с. 120].

Бесспорным является тот факт, что самостоятельная работа студентов способствует развитию личностной индивидуальности, ответственности и организованности студентов, формированию у них неординарного подхода к решению ситуационных проблем.

В заключение хотелось бы отметить, что проблема организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку является актуальной и сложной, и её решение требует совместных усилий как учёных-методистов, так и преподавателей-практиков.

Библиографический список

Алексеева, Н. А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий / Н. А. Алексеева, П. А. Фисунов // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сборник научных статей X Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 85-89.

Анваров, А. У. Роль информационных технологий в изучении иностранных языков / А. У. Анваров // Молодой учёный. - 2021. - № 14 (356). - С. 115-117.

Басалыко, А. С. Особенности использования интернет-ресурсов в непрерывном изучении иностранного языка / А. С. Басалыко, И. В. Григорьева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. -

2022. - № 3. - С. 124-127.

Васильева, Е. И. Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку / Е. И. Васильева // Молодой учёный. - 2021. - № 22 (364). - С. 453-456. - URL: https://moluch.ru/archive/364/81764/ (дата обращения: 24.03.2024).

Волочнюк, А. А. Стратегии повышения мотивации при изучении иностранного языка / А. А. Волочнюк, С. Н. Саган // Современное педагогическое образование. -

2023. - № 5. - С. 119-123.

Дмитриева, О. Н. Повышение мотивации к изучению иностранного языка путём организации внеаудиторных мероприятий у студентов неязыковых вузов / О. Н. Дмитриева, М. Н. Лукина, А. Я. Фёдорова // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 3 (94). - С. 30-34.

Митюн, М. А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации / М. А. Митюн // Молодой учёный. - 2021. - № 24 (366). - С. 340-342. - URL: https://moluch.ru/archive/366/82218/ (дата обращения: 16.03.2024).

Серостанова, Н. Н. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования / Н. Н. Серостанова, Е. И. Чопорова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 10.

Тукмуродова, М. Э. Интерактивные технологии обучения английскому языку / М. Э. Тукмуродова // International scientific review of the problem and prospects of modern science and education. - Бостон, 2019. - С. 92-94.

Чёрная, Д. В. Использование цифровых технологий для развития навыков иноязычного общения / Д. В. Чёрная // Молодой учёный. - 2020. - № 12 (302). - С. 301305. - URL: https://moluch.ru/archive/302/68233 (дата обращения: 20.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.