Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
преподавания русского языка / школа / внеклассная работа / самостоятельная работа / русский язык и литература.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наргиза Рустамовна Абдукаххарова

В основе организации внеклассной работы по русскому языку в школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Педагогически грамотное определение места, характера, меры использования самостоятельной работы учащихся на уроке во многом обусловливает ее эффективность. Создать посильно высокий уровень трудности обучения можно как за счет увеличения удельного веса хорошо продуманной системы самостоятельных работ школьников в целом, так и за счет обогащения этой системы элементами заданий творческого (поискового) характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

"Oriental Art and Culture" Scientific-Methodical Journal Volume 3 Issue 2 / June 2022 ISSN 2181-063X

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВНЕКЛАССНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наргиза Рустамовна Абдукаххарова Кокандский университет

Аннотация: В основе организации внеклассной работы по русскому языку в школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Педагогически грамотное определение места, характера, меры использования самостоятельной работы учащихся на уроке во многом обусловливает ее эффективность. Создать посильно высокий уровень трудности обучения можно как за счет увеличения удельного веса хорошо продуманной системы самостоятельных работ школьников в целом, так и за счет обогащения этой системы элементами заданий творческого (поискового) характера.

Ключевые слова: преподавания русского языка, школа, внеклассная работа, самостоятельная работа, русский язык и литература.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK AND EXTRA-CLASS WORK IN RUSSIAN LESSONS

Nargiza Rustamovna Abdukakhkharova

Kokand University

Abstract: The organization of extra-curricular work in the Russian language at school, as well as the construction of lessons, is based on the general didactic principles of scientific character, accessibility, systematic and consistent teaching, connection between theory and practice, consciousness and activity, visibility, continuity and perspective. Pedagogically competent determination of the place, nature, measure of the use of independent work of students in the lesson largely determines its effectiveness. A feasible high level of learning difficulty can be created both by increasing the share of a well-thought-out system of independent work of schoolchildren as a whole, and by enriching this system with elements of tasks of a creative (search) nature.

Keywords: Russian language teaching, school, extracurricular activities, independent work, Russian language and literature.

636

http://oac.dsmi-qf.uz

Умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки формируется в самостоятельной работе учащихся. Именно поэтому ее организации на уроках русского языка придается особое значение. Система дополнительных заданий и вопросов помогает учащимся спланировать свои действия в поисках решения, выбрать подходящие способы и средства выполнения задания, проверить правильность полученного ответа. Наиболее очевидным признаком самостоятельной работы это выполнение учащимися заданий без непосредственного участия учителя. Полезно показывать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения хорошего результата. В соответствии с различными уровнями учебной деятельности школьников самостоятельные работы могут подготавливать к осмыслению и удержанию в памяти изучаемого материала, тренировать учащихся в воспроизведении знаний и способов деятельности или требовать применения знаний и умений в новой ситуации, ставить проблемные задачи. В совершенствовании преподавания русского языка в школе, в вооружении учащихся прочными знаниями по русскому языку, в привитии им прочных речевых умений и навыков (практической русской речи) наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике [1]. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Виды внеклассной работы по литературе и русскому языку делятся на: постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного

I ГсОТ^^^^Н 637 http://oac.dsmi-qf.uz

промежутка времени, и утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др [2]. По количественному составу виды внеклассной работы могут подразделяться на: массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.); групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы); индивидуальные (консультации).

Беседа - универсальная форма организации внеклассной работы, где основным, ведущим является метод беседы.

Грамматические и литературные викторины. В зависимости от формы проведения они могут быть устными и письменными.

Лингвистические и литературные конкурсы. Лингвистические и литературные конкурсы могут называться «соревнованиями», «турнирами», «блеф-турами», «фан ойлиги», а также повторять названия популярных телевизионных передач: «Умники и умницы», «Заковат» и пр.

Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания для учащихся. Некоторые вопросы друг для друга команды готовят сами. Вопросы-задания предлагаются поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Оценивает конкурс комиссия, состоящая, как правило, из учителей-словесников, старшеклассников.

Олимпиада. Цель проведения олимпиад - развитие у школьников интереса к предмету и выявление наиболее подготовленных (одаренных) обучающихся среди своих ровесников. Задания олимпиад не должны повторять задания учебника; они могут быть нестандартными, а порой и превышать уровень учебной программы данного школьного возраста.

Конференция. Цель проведения конференций - расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению.

Конкурс лингвистических и литературных газет. Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей: соответствие содержания газеты теме; уровень научно-популярного изложения материала; художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса); оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой); объем газеты, например, один или два листа ватмана.

I ГсОТ^^^^Н 638 http://oac.dsmi-qf.uz

Устный журнал. Цель его проведения - повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся [3]. В практике положительно зарекомендовали себя тематические (отражающие одну конкретную тему, один вопрос) и обзорные (затрагивающие самые разные вопросы). Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся, сочетать массовую работу с индивидуальной.

Лингвистические и литературные утренники (литературные чтения, КВН). Одна из наиболее популярных форм внеклассной работы в 5-7-х классах [4]. Главная цель утренников - формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе. Утренники проходят в дневное время и могут быть построены в виде сюжетной игры-путешествия, организационно- деятельностной или ролевой игры.

Литературно-музыкальные вечера. Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе или обобщением по изученной теме.

Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка составляют, как правило, школьники, интересующиеся русским языком или литературой.

Использованная литература

1. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

2. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

3. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.

4. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

639

http://oac.dsmi-qf.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.