Научная статья на тему 'Особенности организации работы с географическими картами в школе'

Особенности организации работы с географическими картами в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРИЕМЫ РАБОТЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Надежда Анатольевна, Козлова Надежда Тимофеевна

Выдающийся географ Н.Н. Баранский говорил, что одна карта может заменить много страниц текста [1]. В организации работы с картой Баранский твердо придерживался правила: сначала ученик должен «проработать» карту, то есть знать ее «каркас», «скелет», а потом уже работать по ней, то есть устанавливать связи, закономерности и вести прочую мыслительную деятельность. Недостаток картографической грамотности в школе пагубно сказывается на нашем хозяйстве, на отношении к природе, на международной политике. На каком этапе возникают проблемы картографической грамотности и решаемы ли они, обсуждается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Надежда Анатольевна, Козлова Надежда Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the work with geographic maps in the secondary school

Outstanding geographer N.N. Baranskij said that one map can substitute many pages of the text. A lack of the cartographical competence among the secondary school pupils results in fatal consequences in the national economy, relation to the nature, international politics. The problems of cartographical education in the secondary school are discussed in this paper.

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы с географическими картами в школе»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2006.№ 11

УДК 372.89 (045)

Н.А. Симонова, Н. Т. Козлова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ В ШКОЛЕ

Выдающийся географ Н.Н. Баранский говорил, что одна карта может заменить много страниц текста [1]. В организации работы с картой Баранский твердо придерживался правила: сначала ученик должен «проработать» карту, то есть знать ее «каркас», «скелет», а потом уже работать по ней, то есть устанавливать связи, закономерности и вести прочую мыслительную деятельность. Недостаток картографической грамотности в школе пагубно сказывается на нашем хозяйстве, на отношении к природе, на международной политике. На каком этапе возникают проблемы картографической грамотности и решаемы ли они, обсуждается в статье.

Ключевые слова: географическая карта, приемы работы, ответственность учителя, картографическая грамотность.

Н.Н. Баранский считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования [1]. Качественное преподавание географии в значительной степени зависит от полноты обеспечения образовательного процесса необходимыми картами, которые являются важными учебно-наглядными пособиями. В прошлое ушла проблема обеспечения школ картографической продукцией. В настоящее время кроме картографических фабрик, относящихся к Федеральной службе геодезии и картографии, в подготовке картографической продукции для общеобразовательных учреждений участвуют и коммерческие организации. Что выбрать? Что порекомендовать школьнику? Как разобраться в огромном разнообразии? Картографический рынок изобилует высококачественной полиграфической, художественно исполненной продукцией, которая способствует эстетическому воспитанию, но не всегда научна и глубока по содержанию. Выбор остается за учителем, за его компетентностью.

Успех в использовании карт будет зависеть от уровня профессионализма самого учителя географии, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте, уметь читать и понимать ее. Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. С картами работают учителя истории, биологии, иностранного языка, но специально работать с картой обучают только на уроках географии.

Анализ вступительных экзаменов прошлых лет заставляет насторожиться - как правило, карты, предлагаемые абитуриентам в помощь при подготовке устного ответа, не спасали их, а усложняли ситуацию, абитуриент терялся в «картографических дебрях». А причины кроются в том, что необходимые умения и навыки для работы с картой не усвоены. Почему?

68 Н.А. Симонова, Н.Т. Козлова

2006. № 11 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Имея за плечами богатый педагогический опыт, можем констатировать, что преподавание в школе картографических знаний находится на низком уровне.

С 6-го класса в программах выделена тема «План и карта», на которую отводится 10 часов. За считанные часы учащиеся должны узнать о масштабах, условных знаках, способах изображения рельефа, географических координатах, аэрофотоснимках и т.д. В учебнике Н.Н. Петровой «География. Начальный курс» (6-й класс. М.: Дрофа, 2006) картографические навыки формируются последовательно, усложняясь от темы к теме. В учебнике Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии» (6-й класс. М.: Дрофа, 2006) дана связь между формированием приемов чтения карты и основными понятиями курса. Практика показывает, что только там, где учитель на занятиях постоянно использует карты, объясняет правила работы с картами различного содержания, картографические знания у школьников выше.

Только целенаправленная и систематическая работа по формированию приемов чтения карты ведет к усвоению знаний и умений, ведет к росту познавательной деятельности. Вследствие возрастных и психологических особенностей шестиклассники не все успевают усвоить, а тем более отработать приемы учебной работы. В 6 классе зарождаются первые неуспехи, неусвоение материала и проблемы. Сокращение количества часов географии в «Начальном курсе географии» еще более усугубляет ситуацию.

В курсе «География материков и океанов» (7-й класс) появляется многообразие карт - общегеографических, тематических, комплексных. При кратком, беглом текстовом знакомстве учащихся с картами («Климатические карты» и карты «Строение земной коры» в учебнике В.А. Коринской, И.В. Душиной, В. А. Щенева «География материков и океанов». М.: Дрофа, 2006, а также планы характеристик карт, рельефа, географического положения материков, климата, приведенные в Приложении в конце учебника), без деятельностного подхода учителя они останутся картами-картинами -посмотрели и забыли, не взяв информацию, так как не смогли прочитать. Использование репродуктивных и продуктивных методов обучения в зависимости от этапа работы, особенностей содержания материала, возрастных и индивидуальных особенностей позволит в соответствии с программой формировать умение сопоставлять карты и устанавливать зависимость. Однако и здесь времени отведено ничтожно мало. Опытный педагог выделит время на уроке при изучении главных особенностей природы Земли на отработку приемов работы с разнообразными картами, а результат не заставит ждать. При изучении географии материков и океанов у учащихся появляются интерес и активная практическая потребность к расширению страноведческого кругозора уже самостоятельно.

В старших классах, с появлением новых экономических карт, специальные картографические темы отсутствуют. Абсолютно все считают,

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

2006.№ 11

что уже научили всему. Согласно новому образовательному стандарту «Оценка качества подготовки выпускников средней школы» под редакцией

H.Н. Петровой «учащиеся должны уметь оценивать, объяснять, применять, составлять, сопоставлять.» географические карты разной тематики. А успели ли они изучить методы и способы работы с картами и атласами?

По мнению А.М. Берлянт [2], «сегодня картографическая грамотность перестала быть прерогативой научного работника, она становится необходимой каждому человеку в повседневном быту: дипломату и туристу, читателю газет и телевизионному зрителю. Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная».

Устойчивое поступательное развитие нашего общества требует эффективного применения компьютера при формировании географических умений, где особое место принадлежит картографическим умениям [3]. Созданы географические компьютерные программы, главная дидактическая функция которых - формирование умений и навыков по определению географических координат, направлений и расстояний на карте, а также большое разнообразие страноведческих программ. Создание географических компьютерных программ, использующих поисковый и исследовательский методы обучения, направлено на выработку опыта творческой деятельности.

Целесообразно в перспективе произвести тесную «увязку» освоения картографической грамотности и компьютеризации обучения, в противном

случае география потеряет былую значимость.

* * *

I. Баранский Н.Н., Преображенский А.И. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1962. С. 5-6.

2. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации. // География в школе. 1990. № 2. С. 28-31.

3. Петунин В. Б. Формирование картографических умений с помощью компьютера // География в школе. 1992. № 1. С. 37-41.

Поступила в редакцию 12.08.06

70

Н.А. Симонова, Н.Т. Козлова

2006. № 11 НАУКИ О ЗЕМЛЕ

N.A. Simonova, N. T. Kozlova

Peculiarities of the work with geographic maps in the secondary school

Outstanding geographer N.N. Baranskij said that one map can substitute many pages of the text. A lack of the cartographical competence among the secondary school pupils results in fatal consequences in the national economy, relation to the nature, international politics. The problems of cartographical education in the secondary school are discussed in this paper.

Симонова Надежда Анатольевна МОУ лицей-школа № 41 426072, Россия, г. Ижевск, ул. Молодежная, 61 E-mail: alyona_m@newmail. ru

Козлова Надежда Тимофеевна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.