Научная статья на тему 'Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода'

Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Федоров Александр Иванович, Шинкаренко Андрей Семенович

В статье показано, что для повышения эффективности и результативности средств воспитания и обучения культуре безопасного и здорового образа жизни необходима индивидуализация и дифференциация использования педагогических средств и методов на основе анализа социальных, психофизиологических и педагогических факторов, препятствующих или способствующих реализации данного процесса. Важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения обучения становится создание условий для психосоциальной и физиологической адаптации учащихся, т. е. их способности к саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению их здоровья. Анализировался комплекс нейродинамических показателей: латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛППЗМР, мс), уровень подвижности нервных процессов (УФП, мс), уравновешенность (РДО), работоспособность головного мозга (РГМ, кол-во сигналов); психодинамические показатели: уровень памяти, уровень внимания с помощью автоматизированного программно-технического комплекса «Статус-ПФ». Полученные результаты позволяют выделить некоторые суммарные компоненты, касающиеся особенностей вегетативного обеспечения процесса психосоциальной и физиологической адаптации у школьников пятых и восьмых классов с различным исходным вегетативным тонусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Эдуард Михайлович, Федоров Александр Иванович, Шинкаренко Андрей Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода»

_EDUCATION. HEALTH. SAFETY_

УДК 373.51: 614.8: 612.8.04

Казин Эдуард михайлович

Доктор биологических наук, профессор, Кемеровский государственный университет, valeol@kemsu.ru, Кемерово

Федоров Александр Иванович

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и безопасности жизнедеятельности, Кемеровский государственный университет, opvc@mail.ru, Кемерово

Шинкаренко Андрей Семенович

Заместитель директора по обеспечению безопасности жизнедеятельности, «Лицей №62», andrey.c.shinkarenko@yandex.ru, Кемерово

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИя ОСНОВ безопасности жизнедеятельности в условиях РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС С УЧЕТОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье показано, что для повышения эффективности и результативности средств воспитания и обучения культуре безопасного и здорового образа жизни необходима индивидуализация и дифференциация использования педагогических средств и методов на основе анализа социальных, психофизиологических и педагогических факторов, препятствующих или способствующих реализации данного процесса. Важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения обучения становится создание условий для психосоциальной и физиологической адаптации учащихся, т. е. их способности к саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению их здоровья. Анализировался комплекс нейродинамических показателей: латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛППЗМР, мс.), уровень подвижности нервных процессов (УФП, мс.), уравновешенность (РДО), работоспособность головного мозга (РГМ, кол-во сигналов); психодинамические показатели: уровень памяти, уровень внимания с помощью автоматизированного программно-технического комплекса «Статус-ПФ». Полученные результаты позволяют выделить некоторые суммарные компоненты, касающиеся особенностей вегетативного обеспечения процесса психосоциальной и физиологической адаптации у школьников пятых и восьмых классов с различным исходным вегетативным тонусом.

Ключевые слова: культура безопасного и здорового образа жизни, педагогические средства и методы, нейродинамические показатели, вегетативное обеспечение процесса адаптации у школьников, вегетативный тонус.

Kazin Еduard Mikhaylovich

Doctor of Biological Sciences, Professor, Honoured member of science of Russian Federation, of Kemerovo State University, valeol@kemsu.ru, Kemerovo

Fedorov Alexander Ivanovich

Doctor of Biological Sciences, Head of the Dept. of Anatomy, Physiology & Safety, of Kemerovo State University, opvc@mail.ru, Kemerovo

Shinkarenko Andrey Semenovich

Deputy Director for Providing of safety of vital activity, Face of №62, andrey.c.shinkarenko@yandex.ru, Kemerovo

SPECIAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE TEACHING OF THE BASES OF SAFETY OF VITAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF REALIZATION FGOS TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL

APPROACH

Abstract. In the article it is shown that for increasing in effectiveness and result of the means of training and instruction in the culture of the safe and healthy means of life is necessary the individ-

_ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ_

ualization and the differentiation of the use of pedagogical means and methods on the basis of the analysis of the social, psychophysiological and pedagogical factors, which impede or which facilitate the realization of this process. The creation of conditions for the psycho-social and physiological adaptation of students, T. becomes the most important task of the psychological and pedagogical trackingAnnotation. In the article it is shown that for increasing in effectiveness and result of the means of training and instruction in the culture of the safe and healthy means of life is necessary the individualization and the differentiation of the use of pedagogical means and methods on the basis of the analysis of the social, psychophysiological and pedagogical factors, which impede or which facilitate the realization of this process. The creation of conditions for the psycho-social and physiological adaptation of students, T. becomes the most important task of the psychological and pedagogical tracking of instruction. e. their capability for self-development and self-perfection, maintenance of their health. The complex of the neurodynamic indices was analyzed: the latent period of simple visual-motor reaction (LPPZMR, ms.), the level of the mobility of nervous processes (UFP, ms.), the steadiness of nervous (RDO), the fitness for work of brain (RGM, the quantity of signals); the psycho-dynamic indices: the level of memory, the level of attention with the aid of the automated software-and-hardware complex "Status- pF". The obtained results make it possible to isolate some summary components, which are concerned the special features of the vegetative guarantee of a process of psycho-social and physiological adaptation in the schoolboys of the fifth and eighth classes with different initial vegetative tone.

Keywords: the culture of the safe and healthy means of life, pedagogical means and methods, neurodynamic indices, the vegetative guarantee of a process of adaptation in schoolboys, vegetative tone.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени современного основного общего образования должно быть направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных чрезвычайных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь (Образовательный стандарт общего образования по основам безопасности жизнедеятельности).

Для повышения эффективности и результативности средств воспитания и обучения культуре безопасного и здорового образа жизни необходима индивидуализация и дифференциация использования педагогических средств и методов на основе анализа социальных, психофизиологических и педагогических факторов, препятствующих или способствующих реализации данного процесса.

Исходя из общеизвестных педагогических и психолого-физиологических представлений, мы считаем одним из наиболее перспективных направлений формирования безопасной жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья, - направление, ориентированное на развитие адаптированного поведения и психофизиологическую подготовку личности с учетом возрастных и психофизиологических, особенностей организма учащихся [2; 3].

Важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения обучения становится создание условий для психосоциальной и физиологической адаптации учащихся, т. е. их способности к саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению их здоровья.

Важной теоретической и прикладной проблемой является выяснение вопросов о предметах возникновения хронического психоэмоционального стресса, которую невозможно решить, игнорируя физиологические реакции и условия обучения индивида, а также, не учитывая его типологические особенности, которые могут значительно модифицировать воздействия социально-педагогической среды [5].

Общеизвестно, что физиологическими предпосылками лабильности индивида, обеспечивающими его способность успешно адаптироваться к специфике образовательной среды, учебной и интеллектуальной деятельности являются механизмы вегетатив-

270

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2014

EDUCATION. HEALTH. SAFETY

ной регуляции кардиоритма, отражающие сбалансированность симпатико-парасимпа-тических влияний на сердечно-сосудистые функции.

Установлено, что типы вегетативной регуляции сердечного ритма: ваготоники с преобладанием парасимпатических влияний на функции кровообращения; симпа-тотоники - с доминированием симпато-адреналовой активности; нормотоники -с балансированной симпато-парасимпатиче-ской регуляцией - устойчивы и не подвергаются изменениям на протяжении всей жизни [4].

С целью выявления индивидуально-типологических особенностей, влияющих на процесс психосоциальной и физиологической адаптации к учебной деятельности обучающихся на разных возрастных этапах, было проведено комплексное психофизиологическое обследование вегетативной регуляции обучающихся пятых и восьмых классов обоего пола в МБОУ «Лицей №62», г. Кемерово в количестве 188 человек.

Анализировался комплекс нейродина-мических показателей: латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛППЗМР, мс.), уровень подвижности нервных процессов (УФП, мс.), уравновешенность нервных (РДО), работоспособность головного мозга (РГМ, кол-во сигналов); психодинамические показатели: уровень памяти, уровень внимания с помощью автоматизированного программно-технического комплекса «Статус-ПФ» [4].

Изучение функциональных возможностей и конституциональных особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма осуществлялось с использованием автоматизированной кардиоритмографической программы «Орто» [4].

Уровень личностного, ситуативного стресса, также показатели психосоциальной адаптации выявлялся при помощи цветового теста Люшера.

Все обследуемые лица на основании статических характеристик сердечного ритма были разделены на три группы по типу исходного вегетативного тонуса. Полученные результаты обработаны с помощью математической программы «Statistica».

Полученные результаты позволяют выделить некоторые суммарные компоненты, касающиеся особенностей вегетативного

обеспечения процесса психосоциальной и физиологической адаптации у школьников пятых и восьмых классов с различным исходным вегетативным тонусом:

- учащиеся с исходным ваготоническим тонусом (на всех этапах обучения в основной школе) характеризуются выраженной гипореактивной реакцией, реализующейся на фоне высокого уровня ситуативной и личностной тревожности, низкой психосоциальной адаптации, гетерогенности параметров, отражающих состояние физиологической адаптации, а также снижения активности нейродинамических функций и психодинамических процессов в динамике обучения;

- у лиц с доминированием симпатико-тонического типа регуляции регистрируется гиперреактивная реакция, характеризующаяся высоким уровнем активности нейродинамических процессов (скорость, подвижность нервных процессов, работоспособность головного мозга), высоким уровнем психосоциальной адаптации на фоне выраженного функционального напряжения механизмов вегетативной регуляции, а также срыва физиологической адаптации у большинства школьников данной группы во всех обследованных классах;

- школьники с эйтоническим исходным вегетативным тонусом демонстрируют сбалансированный тип вегетативной регуляции в различных звеньях основной школы, характеризующийся низкими показателями личностного и ситуативного стресса, достаточным уровнем психосоциальной адаптации, активности психодинамических и ней-ромоторных процессов, сопровождающихся сохранением функциональных возможностей организма, судя по параметрам миокар-диально-гемодинамического гомеостаза.

Представленные материалы указывают на то, что при организации преподавания основ безопасного и здорового образа жизни необходимо учитывать результаты комплексного социально-педагогического и психолого-физиологического мониторинга здоровья, адаптации индивидуального развития, для прогнозирования вероятных изменений психологической устойчивости, состояния психофизического здоровья детей, учащейся молодежи; проведения соответствующих психолого-педагогических коррекционных

образование. здоровье. безопасность

и реабилитационных мероприятий, обеспечения успешной учебной деятельности при ее минимальной «физиологической стоимости».

Обобщая представленные результаты, следует подчеркнуть, что сегодня педагогу необходимы такие программы по ОБЖ, которые отражают требования ФГОС и которые способствовали бы процессу самосовершенствования личности учащихся через:

- формирование навыков обеспечения системы личной безопасности, в основе которой лежат индивидуальные психофизические и адаптационные возможности организма;

- обучение способам безопасного поведения с учётом врождённых индивидуальных качеств учащихся;

- проведение занятий в режиме интерактивного обучения, проектной деятельности и активного применения различных форм самоконтроля.

Необходимость создания авторских программ по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обусловлена рядом причин:

- во-первых, условиями школьного образования, поскольку до настоящего времени не существует специалистов-педагогов, владеющих в должном объеме необходимыми медицинскими, психологическими, физиологическими и другими знаниями по предмету ОБЖ;

- во-вторых, психофизиологическими особенностями обучающихся детского и подросткового возраста, поскольку школьники 11-13 лет не способны самостоятельно усвоить теоретические сведения по физиологии и психологии;

- в-третьих, развитием в этом периоде онтогенеза мотивационной сферы учащихся.

Исходя из вышеизложенных результатов, программно-целевое обеспечение процесса, направленного на формирование знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни школьников, должно быть скорректировано таким образом, чтобы максимально актуализировать систему операционного мышления и развития обучающихся на основе возрастных и типологических особенностей их фундаментальных мыслительных функций и социально-психологических и педагогических факторов,

способствующих созданию безопасной и адаптивно-развивающей образовательной среды.

Библиографический список

1. Абаскалова H. П., Казин Э. М., Шинкарен-ко А. С. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современной этапе // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 180-186.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.:Союз, 2002. - 271 с.

3. Блинова H. Г. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических // Валеология. - 2012 - № 4. - С. 7-13.

4. Дубровинская H. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М., ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

5. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 575 с.

6. Зверкова А. Ю., Абаскалова H. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал.- 2012. - №9. - С. 25-29.

7. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию - учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. -192 с.

8. Казин Э. М., Абаскалова H. П. и др. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. -№1(13). - С. 50-55.

9. Школьник Т. К. Индивидуальные особенности психологических проявлений стрессорной реакции у подростков в условиях хронического семейного стресса // Журнал высшей нервной деятельности. - 2012. - Т. 62. - № 4. - С. 416-421.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» - http://standart.edu.ru/. (дата обращения: 12.10.2014).

11. Filippova V. P. Pedagogicheskaja podderzhka rossijskih i kitajskih studentov, sklonnyh k suicidal'nomu povedeniju. Avtoref. dis. Chita, 2007. S. 15.

12. CoxD., PawarM. International Social Work: issues, strategies and programs // Sage Publications, Inc. - 2006. - P. 20.

2T2

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 I 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.