Научная статья на тему 'Особенности организации полосы отвода на автомобильных дорогах'

Особенности организации полосы отвода на автомобильных дорогах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
532
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Булдаков С. И., Чижов А. А.

Булдаков С.И., Чижов А.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛОСЫ ОТВОДА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ. Рассматриваются факторы, влияющие на ширину полосы отвода автомобильных дорог, а также сравнительный анализ влияния типа поперечного профиля земляного полотна, приводится статистический анализ ширины полосы отвода в Уральском федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Булдаков С. И., Чижов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buldakov S.I., Chizhoff A.A. THE PARTICULARITIES TO ORGANIZATIONS OF STRIP THE TAP THE CAR ROADS. There are introduces factors conditions influencing on the width of strips the tap of the car roads and the analysis the width of strips the tap in Ural federal county.

Текст научной работы на тему «Особенности организации полосы отвода на автомобильных дорогах»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛОСЫ ОТВОДА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

С.И. БУЛДАКОВ, зав. каф. транспорта и дорожного строительства УГЛТУ, канд. техн. наук, А. А. ЧИЖОВ, асп. каф. транспорта и дорожного строительства УГЛТУ

В настоящее время полоса отвода автомобильных дорог практически рассматривается как производная проектных решений по размещению транспортного сооружения. Согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог [1] ширину отводимой полосы земли определяют категорией дороги, количеством полос движения, высотой насыпи или глубиной выемки, характеристикой грунтов, наличием искусственных сооружений и фактически ограничивают границами земляного полотна, увеличенными с каждой стороны на 1 м.

Земляное полотно имеет определенное очертание, геометрические размеры которого устанавливаются его поперечным профилем.

Ширина основания земляного полотна насыпи или до бровок выемки Во равна [2]:

для горизонтального участка

Бо = Б + 2тН , (1)

для косогора

Бо =1 ББ + тН

+

п + т п - т

(2)

где В - ширина земляного полотна, на уровне бровки земляного полотна, м;

Н - высота насыпи или глубина выемки, м;

т - коэффициент заложения, откоса ;

п - крутизна склона на местности.

В обычных природно-климатических условиях применяют типовые решения поперечного профиля, в сложных условиях рельефа, неблагоприятных гидрогеологических условиях и высоких насыпях проектируется индивидуальный поперечный профиль земляного полотна.

В таблице приведены результаты наших расчетов необходимой ширины полосы отвода для типовых поперечных профилей земляного полотна, разработанных СОЮЗ-ДОРПРОЕКТом [з] для II и IV категории дороги.

Анализ табл. 1 показывает, что ширина полосы отвода существенно зависит от типа поперечного профиля и в меньшей степени от категории дороги. Её ширина колеблется от 21 м при высоте насыпи к = 1,0 м до 78 м при к = 12 м для дороги II категории и соответственно от 16 м до 67 м для дороги IV категории.

п

п

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2005

115

Таблица 1

Зависимость полосы отвода от типа поперечного профиля земляного полотна

Ширина полосы

Тип поперечного профиля отвода, м. Категория дороги

II IV

1 - насыпь высотой до 3 м с боковыми резервами 45 33

2 - насыпь высотой до 3 м с кюветами 33 28

3 - насыпь высотой до 6 м 35 30

4 - насыпь высотой до 12 м 53 48

5 - насыпь с высотой низового откоса до 12 м на склонах крутизной 1:10 - 1:5

- склон крутизной 1:10, верховой откос < 3 м 65 60

- склон крутизной 1:5, верховой откос < 3 м 53 48

- склон крутизной 1:10, верховой откос < 6 м 51 46

- склон крутизной 1:5, верховой откос < 6 м 46 41

6 - насыпь с высотой низового откоса до 12 м на склонах крутизной 1:5 - 1:3

- склон крутизной 1:5, верховой откос < 2 м 49 51

- склон крутизной 1:3, верховой откос < 2 м 48 42

- склон крутизной 1:5, верховой откос < 6 м 49 44

- склон крутизной 1:3, верховой откос < 6 м 46 40

7А - выемки глубиной до 1 м 21 16

7Б - выемки глубиной до 1 м 20 15

8 - выемки глубиной до 1 м 26 21

9 - выемки глубиной от 1 до 5 м 33 - 45 28 - 40

10 - выемки глубиной до 12 м в крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтах 43 - 61 34 - 52

11 - выемки глубиной до 12 м в крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтах 54 - 78 43 - 67

15 - выемки на склонах 1:10 - 1:5, до 12 м

- склон крутизной 1:10 - склон крутизной 1:5 56 54 64 59

16 - выемки на склонах 1:5 - 1:3, до 12 м

- склон крутизной 1:5 - склон крутизной 1:3 55 49 59 56

17 - выемки на склонах до 1:3, до 12 м 47 54

18 - выемки на склоне с крутизной 1:10-1:3 в слабовыветриваемых скальных грун-

тах, до 16 м

- склон крутизной 1:10 - склон крутизной 1:3 25 23 20 18

19 - выемки на склоне по типу «полка» в слабовыветриваемых скальных грунтах, 23 17

до 16 м

22 - выемки на склоне по типу «полка» в легковыветриваемых неразмягчаемых 70 60

грунтах, до 16 м

23 - выемки на склоне по типу «полка» в легковыветриваемых размягчаемых грун- 42 33

тах, до 12 м

Нами также был выполнен анализ размеров существующей ширины полосы отвода общей протяженностью 266 км, на автомобильных дорогах Свердловской области. При этом рассматривались участки в холмистом и горном рельефе с разнообразными инженерно-геологическими условиями, в залесенной и незалесенной местности, в различных административных районах.

Гистограмма распределения ширины полосы отвода влево от оси автомобильной

дороги II технической категории участков г. Екатеринбург - г. Камышлов протяженностью 35 км приведена на рис. 1. На рис. 2 и рис. 3 представлены кривые распределения вероятностей размеров полосы отвода влево и вправо от оси дороги.

Анализ гистограммы позволяет выдвинуть гипотезу о том, что исследуемая величина распределена по нормальному закону. Проверка правильности выдвинутой гипотезы осуществлялась по критерию согла-

сия х (хи-квадрат) Пирсона. Результаты статистической обработки показали, что данная гипотеза не отвергается при уровне значимости 0,1 и описывается зависимостью

/ (х) = ■

1

_ (х-х )2

(3)

где х - случайная величина (ширина полосы отвода);

х - выборочное среднее значение ширины полосы отвода; о - выборочное среднее квадратическое отклонение.

В целом ширина от оси проезжей части до границы полосы отвода по всем рассмотренным участкам изменяется в пределах от 8 до 80 м, исключения составляют полосы отвода на развязках.

Анализы результатов, представленные на рис. 2 и 3 показывают, что вероятность ширины полосы отвода в одну сторону от оси дороги в пределах от 8 до 30 м составляет

0.92. Данные результаты подтверждают теоретические расчеты, приведённые в табл.

1, о том, что в Свердловской области ширина полосы отвода определялась типом

поперечного профиля земляного полотна. Кроме того, кривые распределения на рис. 2 и 3 показывают, что на ширину полосы отвода не оказывает влияние рельеф местности и, прежде всего, косогорность.

По нашему мнению при назначении ширины полосы отвода необходимо учитывать условия, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения автомобилей, вопросы охраны окружающей среды, экономические условия (расходы на ее содержание).

При назначении ширины полосы отвода в лесистой местности необходимо учитывать максимальную высоту деревьев, чтобы исключить возможность падения деревьев на дорогу. Она должна обеспечивать благоприятный водно-тепловой режим земляного полотна. Для улучшения водно-теплового режима дорожных конструкций необходимо ширину просеки принимать такой, чтобы тень от лесного массива располагалась между границей полосы отвода и подошвой откоса насыпи [4]. При малой ширине просеки наблюдается увеличение влажности грунта земляного полотна в течение года.

Расстояние от оси дороги до границы полосы отвода, м

Рис. 1. Гистограмма распределения ширины полосы отвода влево на участке г. Екатеринбург -г. Камышлов

0,14 -| 0,12 -0,10 -

л

§ 0,08 н

К

е

& 0,06 -| <и

т

0,04 Н

0,02 Н

0,00 ц............................................. щи..............

8 14 20 26 32 38 44 50 57 63 69 75 Расстояние от оси дороги до границы полосы отвода, м

Рис. 2. Кривая распределения вероятностей размеров полосы отвода влево 0,12 -|

0,10 -

0,08 -|

л н о о

н 0,06 н

о

" 0,04 И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,02 -

0,00

8 14 20 26 32 38 44 50 57 63 69 75 Расстояние от оси дороги до границы полосы отвода, м

Рис. 3. Кривая распределения вероятностей размеров полосы отвода вправо

При расположении лесных насаждений вблизи земляного полотна на дорожном покрытии могут быть тени от высоких деревьев и светлые участки между ними. При движении автомобилей в этом случае будет наблюдаться мелькание теней и светлых пятен, так называемый «зебро-эффект». Для устранения этого явления тень от наиболее высоких деревьев должна быть не далее бровки земляного полотна.

Защита дорог от снежных заносов осуществляется с помощью снегозащитных полос, размещенных на прилегающих к дороге землях. Расстояние от бровки земляного полотна до снегозащитного насаждения, ширина лесных полос и величина разрывов между лесными полосами определяются в зависимости от объема снегоприноса по табл. 2 [5].

Таблица 2

Расстояние от бровки земляного полотна до снегозащитного насаждения

Расчетный объем снегоприноса, м3/м Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м Ширина полос отвода земель для лесонасаждений, м

10-25 15-25 4

50 30 9

75 40 12

100 50 14

125 60 17

150 65 19

200 70 22

Наилучшее эстетическое впечатление от дороги получается, когда ширина просеки гармонирует с шириной земляного полотна и высотой деревьев [6]. Исследования Н.П. Орнатского показали, что к назначению ширины просеки может быть приложен общий архитектурный принцип «золотого сечения», т. е. удовлетворяется соотношение

к = Ь- = 0,618, Ь а

где к - высота деревьев;

Ь - ширина земляного полотна; а - ширина просеки.

Проведенный нами анализ существующей ширины полосы отвода более чем на 500 км автомобильных дорог Свердловской области показал, что указанное в условие не соблюдается, оно составляет около 0,4.

Анализ существующих методик расчета ширины полосы отвода автомобильных дорог показывает, что при назначении ее ширины необходимо решать комплексную задачу с учетом высоты насыпи, общей интенсивности движения, минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. Так же в модель необходимо вклю-

чить снижение концентрации загрязняющих веществ различными типами защитных инженерных сооружений и зеленых насаждений. Однако следует заметить, что при учете экологических параметров и вопросов снего-заносимости ширина полосы отвода увеличивается, что в свою очередь приведет к увеличению расходов на содержание автомобильной дороги.

Библиографический список

1. СН467-74 Нормы отвода земель для автомобильных дорог.

2. Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог. Ч. 1 и 2. - М.: Транспорт, 1987.

3. Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования. Материалы для проектирования. Серия 3.503-71. - М., 1986.

4. Гурьев Т.А. Строительство автомобильных дорог. Часть I. Земляное полотно / Арх.гос.техн. ун-т. - Архангельск, 1997. - 299 с.

5. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1989. - 198 с.

6. Бабков В.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог: Учебное пособие для автомобильно-дорожных вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1980. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.