Научная статья на тему 'Особенности организации планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Особенности организации планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБОРОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закутнев С.Е., Кандыбко Н.В.

В статье рассматривается система планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Аргументируется положение о том, что важнейшей задачей планирования инновационного развития оборонных предприятий является взаимная увязка отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. Характеризуются документы планирования, а также основные показатели (индикаторы) программ инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса»

УДК 338.26

особенности организации планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса

с.е. закутнев,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры управления экономикой производства

и ремонта вооружения и техники

E-mail: szakutnev@yandex.ru

н.в. кандыбко,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры управления экономикой производства

и ремонта вооружения и техники

E-mail: nataliya_v_@mail.ru

Федеральное государственное казенное

военное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается система планирования устойчивого инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Аргументируется положение о том, что важнейшей задачей планирования инновационного развития оборонных предприятий является взаимная увязка отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. Характеризуются документы планирования, а также основные показатели (индикаторы) программ инновационного развития.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновации, инновационное развитие, планирование, оборонные предприятия

Развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации в среднесрочной перспективе определяется содержанием задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных сил РФ, других войск, воинских

формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники (ВВСТ) [2]. В этой связи основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса является «обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных сил РФ и других войск в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг» [3].

Решающим фактором стабильного развития ОПК является его инновационная деятельность. Конечная цель инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в долгосрочной перспективе — обеспечение оснащения Вооруженных сил РФ и других силовых структур новыми образцами, типами и видами

ВВСТ в требуемых количествах в заданные сроки, а также сохранение за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества.

Необходимо отметить, что в процессе реализации Государственной программы вооружений на период с 2011 по 2020 г. (ГПВ-2020) [1] уже достигнуты определенные результаты, дающие возможность создания отдельных видов перспективного вооружения. В качестве примеров эффективного использования инновационных технологий в рамках ГПВ-2020, позволяющих обеспечить существенное повышение боевых возможностей Вооруженных сил РФ, можно привести следующие.

Так, для Военно-воздушных сил завершается разработка ряда образцов авиационной техники, в том числе многофункционального истребителя «Су-35С», фронтового бомбардировщика «Су-34», боевых вертолетов «Ми-28Н» и «Ка-52», новых авиационных средств поражения.

Для Военно-морского флота ведется строительство основных перспективных образцов общего назначения: многоцелевой атомной подводной лодки, фрегата, корвета, базового тральщика. Ряд разрабатываемых при этом технологий может быть использован при создании судов гражданского флота, в том числе технология создания экранопланов большой грузоподъемности, блочно-модульные конструкции корпусов, судовые двигатели на принципах низкотемпературной сверхпроводимости и ряд других.

В гражданской сфере используются технологии, создаваемые при разработке перспективных образцов военной техники Сухопутных войск: артиллерийского комплекса «Коалиция-СВ», ракетного комплекса «Искандер-М», реактивных систем залпового огня «Ураган-1М» и других образцов.

Однако, несмотря на постоянный рост объемов расходов на техническое оснащение Вооруженных сил РФ, финансовых ресурсов, выделяемых на развитие военных технологий, недостаточно для достижения такого уровня научно-технического и производственно-технологического потенциалов ОПК, который позволит создавать перспективные образцы вооружения, военной и специальной техники всех типов.

Отметим, что оборонные предприятия и организации имеют свои специфические черты, которые проявляются сквозь призму экономического анализа:

• монополия заказчика, обусловленная преобладанием государственного заказа над инициативными работами;

• особые требования к качеству производимой продукции, высокая наукоемкость и технологичность, долгосрочность и капиталоемкость большинства реализуемых инвестиционных проектов;

• наличие избыточных (мобилизационных) мощностей, запасов стратегического сырья и материалов;

• высокий уровень специализации и монополизации производителей, обусловливающий затратный характер ценообразования;

• особые информационные условия, ограничивающие кооперацию и передачу технологий (секретность).

Ограниченные финансово-экономические возможности России на современном этапе развития, а также изменения экономической среды функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса предъявляют новые требования к системам управления инновационным развитием предприятий ОПК, в том числе к системе планирования устойчивого инновационного развития.

Система планирования устойчивого инновационного развития оборонных предприятий включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности предприятия ОПК, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование устойчивого инновационного развития. Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, вероятных рисков, факторов успеха. Стратегическое планирование, как правило,

ориентировано на период 5 и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успешной деятельности предприятия ОПК.

Оперативное планирование устойчивого инновационного развития имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития предприятия ОПК. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр.

Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента.

Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни предприятия ОПК. В соответствии с принятой организационной структурой различают сводное и комплексное планирование деятельности организации в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью детализации и методами разработки. Содержательный аспект в планировании инновационного развития находит свое выражение в 3 видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.

Продуктово-тематическое планирование инновационного развития заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовке программ и мероприятий по обновлению оборонной продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии ОПК. На производственной стадии инновационных процессов этот

вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ.

Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номен-клатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и пр.

Объемно-календарное планирование инновационного развития заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, всей совокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей; распределении работ по отдельным календарным периодам.

В зависимости от периода планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на 5 и более лет, среднесрочные — до 5 лет, краткосрочные, охватывающие период времени до 1 года (см. таблицу).

Период планирования инновационного развития влияет на характер планируемых показателей, степень укрупнения планируемых процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации ОПК формируются исходя из принятой в ней концепции планирования инновационного развития.

Планирование устойчивого инновационного развития на предприятиях ОПК представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя специфический плановый цикл. Цикличность планирования инновационного развития обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны,

Периодичность планирования устойчивого инновационного развития

Стадия планирования Вид плана

Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный

Разработка Ежемесячная Полугодовая Годовая

Детализация - Годовая Годовая

Корректировка - По необходимости По необходимости

Продление Полугодовое На 1 год На 3 года

Период планирования До 1 года До 5 лет Свыше 5 лет

необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений.

Процесс планирования устойчивого инновационного развития на предприятиях ОПК распадается на 3 формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. Первая фаза планирования предусматривает постановку задачи планирования и включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Вторая фаза состоит из прогнозирования, поиска и оценки альтернатив и принятия планового решения. Третья фаза включает доведение решения до исполнителя, реализацию планового решения, контроль и анализ отклонений.

Одна из важнейших задач планирования инновационного развития на предприятиях ОПК заключается во взаимной увязке отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. В планировании выполнить эту задачу призвана координация планов. Ее выполнение осуществляется различными процедурными и методическими приемами. Различают 3 вида координации планов: по периодам, по содержанию и уровням планирования.

Координация планов по периодам может осуществляться двояким путем:

1) суммарный или нарастающий итог по годам определяет значение планируемого показателя на конец перспективного планирования;

2) целевое значение планируемого показателя на конец перспективного периода распределяется затем по отдельным годам текущих планов.

Процесс планирования по уровням иерархии может осуществляться на предприятии по 3 альтернативным схемам:

1) «сверху вниз» — путем последовательной детализации общих задач и направлений и доведения их до отдельного исполнителя;

2) «снизу вверх» — путем сбора, обобщения предложений низовых структур и интеграции их в целостную концепцию инновационного развития;

3) «встречное», или смешанное, планирование, при котором целевые задачи спускаются «сверху вниз», а способы их решения формируются по принципу «снизу вверх».

Планированию устойчивого инновационного развития на предприятиях ОПК в большей степени

свойственна схема координации «снизу вверх». Известно, что работа 2/3 отечественных предприятий планируется по такой схеме, а работа 1/3 — на основе взаимодействия всех уровней управления.

Формализация процессов планирования инновационного развития осуществляется специфическими методами и обеспечивает содержательную координацию всех служб и подразделений в системе управления инновациями. В связи с этим необходимо обеспечить формирование целостной системы управления инновационной деятельностью предприятий ОПК, включая:

• разработку документов, описывающих основные направления технологического развития предприятий ОПК (технологических дорожных карт, концепций технологической политики и политики в сфере информатизации, программ совершенствования системы разработки и проектирования продукции, программ повышения энергоэффективности и пр.);

• формирование управленческих структур, отвечающих за технологическое и инновационное развитие предприятий ОПК (создание научно-технического совета с привлечением внешних независимых экспертов; введение должности директора, отвечающего за развитие инновационной деятельности);

• реализацию системы мер, направленных на расширение научной и производственной кооперации, включая механизмы экспертизы поступающих предложений по использованию новых технологических решений, расширения практики кооперационного взаимодействия с научными и технико-внедренческими организациями, организациями инновационной инфраструктуры (в том числе в рамках инновационных кластеров);

• формирование системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау);

• формирование системы непрерывного образования и системы «управления знаниями». Главными документами планирования инновационного развития предприятий ОПК являются программы инновационного развития, которые формируются на среднесрочный период с учетом приоритетов государственной научно-технической и инновационной политики и должны содержать комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных

продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на инновационное развитие ключевых секторов промышленности Российской Федерации.

Программы инновационного развития также должны быть интегрированы в бизнес-стратегию развития предприятий ОПК, содействовать модернизации и технологическому развитию путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов, включая:

— существенное уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности — более 10%;

— существенную экономию энергетических ресурсов в процессе производства — не менее 5% ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

— существенное улучшение потребительских свойств производимой продукции (повышение качества и снижение эксплуатационных расходов, повышение энергоэффективности, уменьшение числа отказов и аварий при эксплуатации, увеличение гарантийного срока эксплуатации, повышение степени утилизации продукции);

— значительное повышение производительности труда — не менее 5% ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

— повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства.

При разработке программ инновационного развития требуется адекватная оценка существующего технологического уровня предприятия ОПК в сравнении с конкурентами в России и за рубежом, что определяет необходимость проведения независимого, комплексного и документированного анализа (технологического аудита), включая оценку относительно доступных лучших аналогов (в соответствии с мировым уровнем развития науки, техники и технологий):

• текущего состояния применяемых предприятием ОПК (проектируемых, предполагаемых к применению) оборудования и технологий;

• существующих и планируемых к разработке, производству и реализации продуктов и услуг, а также используемых и находящихся в процессе разработки объектов интеллектуальной

собственности (результатов интеллектуальной деятельности); • организационно-управленческих и производственно-технологических процессов, связанных с разработкой, проектированием и производством выпускаемой продукции и услуг. Параметры работ по проведению указанной оценки должны быть определены в объеме, достаточном для объективного отражения технологического уровня предприятия ОПК.

С использованием полученной информации о технологических компетенциях и позиции предприятия на мировом и отечественном рынке необходимо обеспечить формирование корпоративного видения в части создания новых конкурентоспособных технологий, продуктов, услуг на период до 10 лет.

С учетом желаемой будущей технологической и конкурентной позиции предприятия должны быть осуществлены разработка и реализация мер по внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг, а также совершенствование механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности.

Комплекс мероприятий по разработке и внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг может включать следующие разделы:

1) определение состава и целевых значений основных показателей инновационного развития предприятия;

2) планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3) проектирование, запуск в производство и вывод на рынок инновационной продукции и услуг;

4) освоение передовых производственных и управленческих технологий, формирование и развитие системы управления качеством;

5) разработка и вывод на рынки новой продукции;

6) совершенствование системы информационной поддержки управления производственными и бизнес-процессами;

7) повышение энергоэффективности производства, производительности труда и качества продукции за счет развития инновационной деятельности в компании;

8) повышение квалификации персонала, отвечающего за технологическое развитие.

При разработке основных показателей (индикаторов) программ инновационного развития целесообразно ориентироваться на используемые в мировой

практике показатели, характеризующие инновационную направленность корпоративных программ развития по следующим направлениям [3].

1. Показатели финансирования и результативности НИОКР:

— объем финансирования НИОКР за счет собственных средств (в процентах к выручке, без учета бюджетных средств, используемых предприятием для проведения НИОКР);

— количество патентов и иных нематериальных активов, поставленных на баланс по результатам проведенных НИОКР;

— количество разработанных и внедренных в производство технологий и продуктов по результатам выполненных НИОКР.

2. Показатели технологического лидерства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— количество патентов, полученных за последние 3 года;

— количество продуктов, защищенных патентами, полученными за последние 3 года;

— качество инновационного портфеля—баланс между прорывными (технологии, продукты и услуги, создающие новые рынки и новые категории продукции) и улучшающими проектами (направленными на развитие имеющихся на рынке продуктов).

3. Показатели эффективности инновационной деятельности:

— процент от продаж новых продуктов (не старше 3 лет) в общем объеме продаж;

— показатель эффективности внедрения — отношение объема продаж продукции, произведенной с использованием результатов НИОКР, к величине расходов на их проведение.

4. Показатели результативности корпоративной системы управления инновациями:

— количество инновационных предложений и проектов, полученных от сотрудников компании, и ожидаемый потенциал их окупаемости;

— количество проектов, переходящих с одного этапа процесса разработки и выведения на рынок инновационной продукции и услуг на следующий;

— продолжительность цикла инновационного процесса или его отдельных стадий (например, время, требуемое на создание прототипа продукции или выпуска опытной партии).

5. Показатели эффективности взаимодействия с внешними источниками разработок и инноваций:

— количество инновационных предложений от сторонних организаций;

— процент продаж от реализации разработок, полученных извне.

Несмотря на то, что целевые значения данных показателей в значительной степени будут зависеть от отраслевой специфики, при их определении необходимо ориентироваться на аналогичные показатели ведущих мировых конкурентов в соответствии с отраслевой принадлежностью организации.

В части определения ориентиров по расходам предприятий ОПК на исследовательские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности крупнейших отечественных компаний, их объем финансирования НИОКР за счет собственных средств должен в целом соответствовать аналогичным расходам крупнейших зарубежных компаний, работающих в сходных секторах, с установлением определенного переходного периода (3-5 лет) для их достижения. Кроме того, при принятии решений о структуре расходов на исследовательские работы и модернизацию технологий общие расходы на НИОКР целесообразно структурировать по долям расходов на НИР и ОКР с учетом соотношений, характерных для мирового технологического бизнеса. При этом создание в компаниях фондов инновационного развития и резервов предстоящих расходов на НИ-ОКР может являться механизмом резервирования средств в целях достижения указанных ориентиров по расходам на НИОКР.

Таким образом, в современных условиях необходимо принятие специальных мер по более активному включению предприятий ОПК в инновационный процесс. Речь идет о гармонизации организационных подходов и правового обеспечения инновационного процесса в оборонных секторах, о создании общегосударственной, а не узкоотраслевой современной инфраструктуры инновационной деятельности, причем с учетом специфики, связанной с особым режимом функционирования оборонных предприятий и научно-исследовательских учреждений.

Список литературы

1. Государственная программа вооружений на период с 2011 по 2020 г.: утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2010 № 15651.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

3. О Военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146.

4. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных

корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий: утверждены решением комиссии Правительства РФ по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4.

National interests: priorities and security Strategy of economic advancement

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF PLANNING OF SUSTAINABLE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Sergei E. ZAKUTNEV, Nataliya V. KANDYBKO

Abstract

The article describes the system of planning of sustainable innovative development of enterprises of the military-industrial complex. The authors set forth forcibly the position that the most important task of planning innovative development of defense enterprises is the integration of individual plans into a single set of harmonized and strictly subordinated tasks. The paper features the planning documents, as well as the major indicators of innovative development programs.

Keywords: military-industrial complex, innovations, innovative development, planning, defense enterprises

References

1. Decree of President of the Russian Federation "The State armaments program for the period from 2011 to 2020" of December 31, 2010 № 15651.

2. Decree of President of the Russian Federation "On Strategy of national security of the Russian Federation up to the year 2020" of May 12, 2009 № 537.

3. Decree of President of the Russian Federation "On Military doctrine of the Russian Federation" of February 5, 2010 № 146.

4. Decision of the Commission of the Government of the Russian Federation on high technology and innovations "Recommendations on the innovation development programs of joint-stock companies with state participation, state corporations and federal state unitary enterprises" of August 3, 2010, Protocol № 4.

Sergei E. ZAKUTNEV

Military University of Ministry of Defense

of Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

szakutnev@yandex.ru

Nataliya V. KANDYBKO

Military University of Ministry of Defense

of Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

nataliya_v_@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.