КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 15075 УДК 372.862:373.24
Епураш Валентина Николаевна,
воспитатель МБДОУ детский сад № 14, р. п. Мухен, Хабаровский край [email protected]
Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда
Аннотация. В работе отражены проблемы трудового воспитания, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятиях и в свободное время и как обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею. Ключевые слова: ручной труд, организация педагогического процесса, дети дошкольного возраста.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. Хотелось подчеркнуть, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.
Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебно-воспитательных задач.
Нужно отметить, что работа по ручному труду проводится эпизодически. Нет четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.
Хотелось бы заострить внимание на развитии ручного труда детей дошкольного возраста с помощью природных материалов.
Объект исследования - ручной труд детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности организации педагогического процесса с развитием ручного труда детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить влияние развития ручного труда на организацию педагогического процесса у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить роль ручного труда в формировании личности ребенка.
2. Выявить особенности влияния природных материалов на развитие детей дошкольного возраста.
3. Определить процесс организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.
4. На примерах показать, как развивать ручной труд детей дошкольного возраста.
5. Подчеркнуть роль совместной работы воспитателя и детей в формировании ручного труда.
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отноше-
r>j
^ IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15075 УДК 372.862:373.24
Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ния к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской: забавой, заполнением свободного времени или интересным делом?
Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему -красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсорики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца [1].
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте дают возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Нужно отметить, что труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста [2].
rw IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15075 УДК 372.862:373.24
Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Как организовать работу по труду у детей дошкольного возраста
Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:
1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;
2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;
4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Ребятам очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то новое, свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы»... Важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого.
Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и, как всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело [3].
В дальнейшем детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между участниками работы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки).
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей.
Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, прогулки по участку).
Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Впечатление об увиденном на экскурсии закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала [4].
Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагают проанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, как это делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Игрушки лег-
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15075 УДК 372.862:373.24
Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
кой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа и работы используют пластилин. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого нужен свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. На данном этапе все действия с шилом делает воспитатель. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки (стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котёнок, птицы), им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала [5].
Дошкольников продолжают учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выявляют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.
Когда дети научатся мастерить простые игрушки из растительного материала, им можно предложить более сложные поделки: оленя, вертолёт, павлина, собачку...
Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала примерно такова:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщение темы и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.
4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.
Хотелось бы на примере нескольких поделок показать, как практически можно
использовать материал.
Бабочка
Цели: формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соизмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.
Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.
Ход работы. На столе воспитателя расположены готовые игрушки - бабочки разных размеров и цветов. Взрослый вместе с детьми определяют, какие части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.
rw Д IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15075 УДК 372.862:373.24
Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).
Котенок
Цели: продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок, закреплять навыки работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.
Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.
Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из острых чешуек еловой шишки - уши.
Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.
При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накладывать на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.
После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накладывать отверстия шилом.
Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.
Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.
Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.
Наша задача в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, но, однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Попытаться помочь
(V Г IV
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 15075 УДК 372.862:373.24
Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15075. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
оживить природу могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая
поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.
Ссылки источники
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 66-71.
2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990.
3. Венгер Л. А. Как изменить готовность к школе // Дошкольное воспитание. - 1995. № 8. - С. 66-74.
4. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. - М., 1985.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2002.
ISSN 2304-120Х
Valentina Epurash,
Educational specialist of first qualifying category, kindergarten №14, Muhen,
Khabarovsk
Features of pedagogical process organization for the development of manual labor
Abstract. The paper reflects the problems of labor education, which teachers of preschool institutions meet: what the necessary life skills for children are; what tasks children should do iat kindergarten and at home; how to provide simultaneous control and management of children activities.
Key words: manual labor, organization of pedagogical process, pre-school children.
References
1. Antonova, T., Volkova, E., Mishina, N. (1998) “Problemy i poisk sovremennyh form sotrudnichestva pedagogov detskogo sada s sem'ej rebenka”, Doshkol'noe vospitanie, № 6, pp. 66-71 (in Russian).
2. Babaeva, T. I. (1990) Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu, Leningrad (in Russian).
3. Venger, L. A. (1995) “Kak izmenit' gotovnost' k shkole”, Doshkol'noe vospitanie, № 8, pp. 66-74 (in Russian).
4. Budnickaja, I. I. & Kataeva, A. A. (1985) Rebenok idet v shkolu, Moscow (in Russian).
5. Kozlova, S. A. & Kulikova, T. A. (2002) Doshkol'naja pedagogika, Moscow (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
r>J
6 ~