Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
359
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / ОНЛАЙН-ФОРМАТ / ВЕБИНАР / КОНКУРС / МАСТЕР-КЛАСС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарипова Галия Ризвановна, Каюмов Аскар Альфритович

Авторы на основе фактологического аппарата попытались дать оценку эффективности современных подходов в совершенствовании коммуникаций с целевой аудиторией учреждений культуры. Подчеркивается особая роль цифровизации сферы культуры и искусства, что позволило в условиях пандемии организациям адаптировать свою деятельность и перейти на онлайн режим работы. Особенностью современных форматов работы с целевой аудиторией учреждений культуры авторы считают использование новых креативных форм общения, таких как онлайн-выставки, вебинары, мастерклассы и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ONLINE EVENTS IN THE FIELD OF CULTURE

On the basis of the factual apparatus, the authors tried to assess the effectiveness of modern approaches in improving communications with the target audience of cultural institutions. The special role of digitalization in the sphere of culture and art is emphasized, which allowed organizations to adapt their activities and switch to online mode of operation in the context of a pandemic. The authors consider the use of new creative forms of communication, such as online exhibitions, webinars, master classes, etc., to be a feature of modern formats of work with the target audience of cultural institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

DOI: 10.31618/nas.2413-529L202L4.73.511 Гарипова Галия Ризвановна,

к.филос.наук, доцент Башкирский государственный университет

г. Уфа

Каюмов Аскар Альфритович

Магистрант 2 го направления «Культурология» Башкирский государственный университет

г.Уфа

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ONLINE EVENTS IN THE FIELD OF CULTURE

Garipova Galiya Rizvanovna,

Candidate of Philosophy, Associate Professor Bashkir State University Ufa

Kayumov Askar Alfritovich

Master's student of the 2nd direction "Culturology"

Bashkir State University Ufa

АННОТАЦИЯ

Авторы на основе фактологического аппарата попытались дать оценку эффективности современных подходов в совершенствовании коммуникаций с целевой аудиторией учреждений культуры. Подчеркивается особая роль цифровизации сферы культуры и искусства, что позволило в условиях пандемии организациям адаптировать свою деятельность и перейти на онлайн режим работы. Особенностью современных форматов работы с целевой аудиторией учреждений культуры авторы считают использование новых креативных форм общения, таких как онлайн-выставки, вебинары, мастер-классы и пр.

ABSTRACT

On the basis of the factual apparatus, the authors tried to assess the effectiveness of modern approaches in improving communications with the target audience of cultural institutions. The special role of digitalization in the sphere of culture and art is emphasized, which allowed organizations to adapt their activities and switch to online mode of operation in the context of a pandemic. The authors consider the use of new creative forms of communication, such as online exhibitions, webinars, master classes, etc., to be a feature of modern formats of work with the target audience of cultural institutions.

Ключевые слова: Онлайн-мероприятие; организация мероприятий; учреждение культуры; онлайн-формат; вебинар; конкурс; мастер-класс; цифровые технологии.

Keywords: Online event; event organization; cultural institution; online format; webinar; competition; master class; digital technologies.

В настоящее время, а именно в период пандемии с 2019 по 2021гг., организация и проведение культурно -массовых акций, мероприятий с привлечением большого количества участников сильно затруднено. В большинстве стран, так же как и в России для предотвращения распространения эпидемии приняты меры к ограничению деятельности учреждений в области культуры. В этих условиях организации культурно-рекренационной, зрелищной направлений вынуждены искать иные пути реализации своей деятельности. Большинство из них перешло в дистанционный, онлайн-формат работы. Как нам кажется, сейчас наиболее подходящий момент, чтобы использовать разные форматы содержания мероприятий и найти тот, который будет привлекать новую аудиторию. Во вступлении к данной публикации используются новые термины,

которые сейчас уже прочно вошли в профессиональный оборот специалистов в области культуры - онлайн-мероприятие, удаленная работа, контент, социальные сети, продвижение в интернет сети.

В настоящее время учреждения в сфере культуры уже предложили своей целевой аудитории целый спектр новых форматов мероприятий и проектов. Это и онлайн проведение «Ночь театров», «Ночь музеев», «Библионочь», которые уже завоевали свою аудиторию неожиданными и очень креативными решениями, причем, хочется отметить, что сотрудники этих учреждений не скупятся на все новые идеи. Как нам кажется, некоторые организации в период изоляции и онлайн работы даже нашли новые источники вдохновения. @GettyMuseum - инициативная группа, которая

начала челлендж (это жанр видео-роликов, в которых известное медийное лицо или автор этого блога предлагает повторить за собой последовательность заданий) на тему воспроизводства сюжетов известных картин, они начинали эту идею как способ отвлечься от грустных мыслей в период пандемии и развлечь себя и друзей. Неожиданно эта идея нашла воплощение во всем мире - пользователи социальных сетей начали активно воспроизводить известные картины, независимо от местонахождения, условий изоляции и других барьеров. Сила искусства в действии!

Как отмечают в «Ведомостях» в марте этого года, «для музеев и галерей и галерей по всему миру пандемия COVID-19 стала настоящим тестом на выживание». Здесь же приводится статистика, что 80% учреждений культуры сократили или сократят свою деятельность, а 10% могут и вовсе закрыться навсегда [5].

Онлайн-мероприятия — это такая форма организации и проведения различных проектов, где целевая аудитория присутствует не физически, а через онлайн-подключение, то есть удаленно. Есть разные программы, которые облегчают решение этой задачи, это такие как Zoom, diskort, skaip и т.п. Всё взаимодействие с целевой аудиторией происходит только в сети. Для учреждений сферы искусства переход на удаленную работу был вынужденным ходом, так как по всему миру до сих пор действуют меры ограниченного посещения общественных мест, к которым относятся музеи, галереи, библиотеки и др. организации сферы культуры. Работникам этой отрасли пришлось в срочном порядке повышать свои компетенции в области цифровых технологий и их применения в своей деятельности. Онлайн-мероприятия, к которым можно отнести организацию онлайн-экскурсий, тематических встреч, вебинаров, конкурсов, чтение лекций, проведение конференций - все это можно и было проведено много раз в рамках просветительской, научно-исследовательской и рекреационной деятельности учреждений культуры.

На самом деле, онлайн-мероприятия имеют много преимуществ, если их настроить правильно. Здесь можно варьировать всё: само время проведения мероприятия, его длительность, подбор спикеров и работа с ними, форматы выступления, оформление события.

Перестроиться на новый формат работникам сферы культуры и искусства было непросто, но иного выхода и пути решения проблемы посещаемости не было. Сейчас мы имеем не только внушительный список новых форматов проведения мероприятий в сфере культуры, но и сопровождающие их нормативные акты, поскольку многие из организаций входят в список государственных учреждений, подотчетных министерству культуры Российской Федерации. Это необходимо для того, чтобы отслеживать и содержательную часть работы и контролировать ее проведение, например при распределении бюджета. Менеджмент учреждений культуры тоже перестроился - необходимо было контролировать не только саму деятельность, но и

критически оценивать содержание этой удаленной работы. Нельзя было допустить умаления и профанации культурной деятельности, оставляя высокий уровень профессионализма и компетентности.

Виртуальное мероприятие подразумевает под собой любое событие, организованное в интернете. Это может быть как встреча в режиме вопросов и ответов, так и масштабная конференция с тысячами участников. Учреждения культуры могут использовать любой формат себе на пользу. Например, обратимся к ноябрьской афише Национального музея Республики Башкортостан, где мы видим, что из запланированных 9 мероприятий только одно - это экскурсия, остальные мероприятия - это мастер классы и 1 онлайн-акция «Ночь искусств» [3]. Ранее в этой афише были бы прежде всего основные услуги - провдение экскурсий по основным фондам и выставкам, сейчас же учреждение культуры варьирует проведение мастер-классов с малым количеством разрешенных участников и он-лайн-мероприятия.

На время карантина многие учреждения культуры активизировали свою деятельность в области присутствия и активной работы в социальных сетях. Теперь уже важно не просто оформить и вести свой сайт, страницу в Контакте и Инстаграмм, но и наполнять ее таким контентом, чтобы он мог привлекать и развлекать потенциальных посетителей. Это могут быть: виртуальные выставки, онлайн-ма-стер-классы, акции, и т.д. для того, чтобы разнообразить ежедневный культурный досуг, не выходя из дома. Если обратиться к афише галереи «Мирас» в Уфе, то мы видим анонс всемирной акции «Жесткая вода» опять-таки в онлайн формате [2]. На сайте музея имени Мажита Гафури мы видим анонс конкурса «Теле барзын иле бар», который проводится в смешанном формате, работы принимаются удаленно [1].

Цифровые технологии буквально меняют виртуальный облик музеев, библиотек и концертных залова расширяя их аудиторию. Основные цели любого культурного учреждения в период вынужденных ограничений:

- просветительские функции, сделать ближе и доступнее для аудитории все культурные проекты, архивы, информационные материалы в онлайн-среде;

- функция поддержки инициативных групп в сфере культуры через грантовую поддержку, выделение средств из бюджетов различных уровней, через фандрайзинговую деятельность;

- функция цифровизации культуры, которая состоит не только в оцифровке основных материальных баз учреждений культуры, но и активном повышении квалификации сотрудников учреждений культуры, вовлечении целевых аудиторий в цифровые платформы учреждений культуры (сайт. Страницу в социальных сетях, инстаграмм-аккаунт и т.п.).

Перспективное развитие учреждений культуры нам видится в трансорфмации многих видов деятельности в онлайн-формат, тем более что это

вызов времени и широкая аудитория все больше заинтересована в такого вида восприятии искусства в том числе.

В связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой учреждения культуры вынуждены разработать качественно новый формат и инструменты для работы в новых реалиях. Авторы считают, что наиболее востребованными форматами работы на данный момент должны стать следующие:

1) виртуальные выставки. Здесь важно учитывать технические возможности организации, чтобы максимально эффектно представить экспозицию;

2) онлайн мастер-классы. Сейчас таких множество, каждый отличается оригинальностью и самобытностью. Это и певческие мастер классы, и работа над народными промыслами, их возрождение и кружки по ИЗО;

3) онлайн-конкурсы. Они помогают чувствовать целевой аудитории почувствовать свою сопричастность к идее и самореализоваться в чем-то. Примером может послужить интернет-конкурс вокально-инструментального творчества и музыкально-теоретических дисциплин «Вместе с музыкой» - 2020», организатор - Центр развития социально-значимых культурно-массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов и проектов «Импульс»» при поддержке Администрации города Уфа [6].

4) Онлайн-трансляции. В прямой эфир можно давать интервью с сотрудниками и экспертами учреждения культуры, проводить лекции и мастер-классы. Такие мероприятия необходимо проводить на популярных площадках, таких как YouTube,

Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники. Можно использовать бесплатную цифровую платформу PRO.Культура.РФ [4]. Пользователям доступны самые разные инструменты для эффективного продвижения деятельности учреждений культуры.

В качестве вывода подчеркнем, что культура облагораживает и общество в целом и человека, и это возможно также осуществить и через нетрадиционные каналы взаимодействия - например, через Интернет сеть. Ощущение изоляции, оторванности от изоляции пройдет, если учреждения культуры своевременно откликаются на потребности зрителей, посетителей в новых форматах, через онлайн-диалог. Цифровизация меняет культурное пространство, позволяя приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурными ценностями.

Источники и литература:

1. Музей Мажита Гафури. Режим доступа к изд. -http://literatmuzey.ru/?p=5303.

2. Галерея Мирас. Режим доступа к изд. -http ://miras.ru/zhestkaya-voda/.

3. Национальный музей Республики Башкортостан. Режим доступа к изд. -https ://museumrb. ru/vystavki-i-aktsii/afisha-noyabrya-/.

4. PRO.Культура.РФ. Режим доступа к изд. -https ://pro.culture.ru/intro#events.

5. Ведомости. Режим доступа к изд. -https://www.vedomosti.ru/lifestyle/arti-cles/2021/03/31/864097 -sila-iskusstva.

6. Вместе с музыкой - 2020. Режим доступа к изд. - https://vk.com/poemvmeste2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.