Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / МЕТОДИКА СИНХРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА АСИНХРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дабаева Аюна

В статье рассматривается опыт организации образовательной деятельности в классах предшкольной подготовки Совместной монголо-российской школы в г. Улан-Баторе в условиях дистанционного образования. Проанализированы условия, учебно-методическое и дидактическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, модели, методы и приемы, средства, способы взаимодействия детей с педагогами и детей между собой, способы и средства оценки качества освоения основной образовательной программы детьми 5-7 лет. Особое внимание уделено исследованию проблем, снижающих эффективность дистанционного образования, формированию экстренного технологического кейса учителя, системному, независимому мониторингу образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дабаева Аюна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF CHILDREN IN PRESCHOOL CLASSES IN THE CONTEXT OF DISTANCE EDUCATION

The article examines the experience of organizing educational activities in preschool classes of a joint Mongolian-Russian school in Ulan Bator in the context of distance education. The conditions, educational, methodological and didactic support of the educational process, models, methods and techniques, means, ways of interaction of children with teachers and children with each other, ways and means of assessing the quality of mastering the main educational program by children of 5-7 years old are analyzed. Particular attention is paid to the study of problems that reduce the effectiveness of distance education, the formation of an emergency technological case for a teacher, systemic, independent monitoring of educational activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Общая педагогика, история педагогики и образования General pedagogy, history of pedagogy and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-2-236-243 УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАБАЕВА Аюна

Совместная монголо-российская школа г. Улан-Батор, Монголия idamokrova@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается опыт организации образовательной деятельности в классах предшкольной подготовки Совместной монголо-российской школы в г. Улан-Баторе в условиях дистанционного образования. Проанализированы условия, учебно-методическое и дидактическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, модели, методы и приемы, средства, способы взаимодействия детей с педагогами и детей между собой, способы и средства оценки качества освоения основной образовательной программы детьми 5-7 лет. Особое внимание уделено исследованию проблем, снижающих эффективность дистанционного образования, формированию экстренного технологического кейса учителя, системному, независимому мониторингу образовательной деятельности.

Ключевые слова: кадровая политика, независимая экспертиза, образовательные платформы, методика синхронного дистанционного обучения, методика асинхронного дистанционного обучения, дистанционное обучение, образовательный проект

Для цитирования: Дабаева А. Особенности организации образовательной деятельности детей в классах предшкольной подготовки в условиях дистанционного образования. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Том. 13. № 2. с. 236-243

DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-2-236-243

Original article

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF CHILDREN IN PRESCHOOL CLASSES IN THE CONTEXT OF DISTANCE EDUCATION

Ayuna DABAEVA

Joint Mongolian-Russian School Ulan Bator, Mongolia idamokrova@yandex.ru

Abstract: The article examines the experience of organizing educational activities in preschool classes of a joint Mongolian-Russian school in Ulan Bator in the context of distance education. The conditions, educational, methodological and didactic support of the educational process, models, methods and techniques, means, ways of interaction of children with teachers and children with each other, ways and means of assessing the quality of mastering the main educational program by children of 5-7 years old are analyzed.

Particular attention is paid to the study of problems that reduce the effectiveness of distance education, the formation of an emergency technological case for a teacher, systemic, independent monitoring of educational activities.

Keywords: personnel policy, independent expertise, educational platforms, method of synchronous distance learning, method asynchronous distance learning, distance learning, educational project

For citation: Dabaeva A. Features of the organization of educational activities of children in preschool classes in the context of distance education Historical and Social-Educational Idea. 2021. Vol. 13. No.2. PP. 236-243. (In Russ.). DOI: 10.17748/2075-9908-2021-13-2-236-243

Совместная монголо-российская школа (СМРШ) - государственное образовательное учреждение, объект сотрудничества в сфере образования Монголии и России - основана в 1992 г. по решению межправительственной комиссии Российской Федерации и Монголии. Среди русскоязычных школ это единственное учебное заведение с большим контингентом учащихся, в том числе детей дошкольного возраста.

СМРШ, трижды удостоенная высокого звания «Лучшая школа Монголии», дважды награжденная дипломом «Знак качества образования Российской Федерации», - успешная инновационная модель международного сотрудничества, реализующая важную и почетную миссию по распространению русского языка и культуры, укреплению престижа российского образования в Монголии.

В классах предшкольной подготовки более 600 детей получают образовательные услуги, а также услуги присмотра и ухода. Надо отметить, что это дети, абсолютно не знающие русского языка, которые только начинают открывать и познавать окружающий мир, осваивать знания и умения не на родном монгольском, а на иностранном языке.

Учебно-воспитательная работа ведется на русском языке по пяти образовательным областям, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: речевое, познавательное, физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие и занятия, отражающие национально-культурный компонент. С детьми в классах предшкольной подготовки работают педагоги из разных регионов России.

2020 год стал переломным для системы образования во всем мире. Пандемия коронавируса показала мировому сообществу необходимость экстренного внедрения дистанционного обучения, которое на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования. Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. В связи с этим возникла необходимость выйти на новый формат взаимодействия всем участникам образовательных отношений. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

Нужно отметить, что дистанционное обучение в Монголии не было развито не только в системе дошкольного образования, но и в школах, и в вузах. Дистанционное обучение стали рассматривать всерьез только после объявления карантина из-за COVID-19, но вынужденный переход на дистанционный формат выявил ряд проблем:

• отсутствие удобных образовательных онлайн-платформ без ограничений во времени для всех участников образовательных отношений;

• недостаточная скорость интернета и отсутствие необходимого интернет-обеспечения;

• неподготовленность родителей технически и организационно оснастить рабочие места детей, подготовить их к работе с учителем в удаленном формате;

• неподготовленность педагогов для работы в режиме онлайн, отсутствие у них определенного опыта, недостаточная информационно-коммуникационная компетенция;

• несбалансированность учебно-методического обеспечения образовательных программ, так как дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение, но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся между собой изменились, поэтому пересмотр учебно-методического обеспечения, методов и подходов к образовательному процессу необходим;

• отсутствие независимой системы комплексного контроля, позволяющего выявить пробелы и своевременно скорректировать траектории дальнейшей работы;

• морально-психологическая неподготовленность учащихся для работы в виртуальной образовательной среде;

• гиподинамия у всех участников образовательных отношений, большая нагрузка на органы зрения и позвоночник;

• ну и самая главная трудность заключается в том, что, во-первых, у учащихся подготовительных классов отсутствуют навыки информационной грамотности, во-вторых, они не владеют элементарными навыками учебной деятельности, в-третьих, дети еще не знают основной язык обучения - русский. Поэтому сначала 238 -

необходимо обучить ребенка навыкам работы на компьютере в удаленном формате, чтобы потом формировать знания по предметам и учить язык.

С введением карантинного режима в январе 2020 г. наш коллектив приступил к активным поискам наиболее оптимальных форм организации дистанционного обучения, которые позволили бы нам обеспечить непрерывность и целостность учебно-воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста без потерь физического и психического здоровья.

Методом проб и ошибок педагоги, шагающие в ногу со временем, овладели необходимыми профессиональными компетенциями обучения детей в удаленном формате. Тем самым они приобрели свой собственный уникальный опыт в области реализации дистанционного образования с детьми 5-7 лет, для которых русский язык является неродным. Так как в последние 10 лет одним из приоритетных направлений деятельности школы было освоение и внедрение информационных технологий, то на момент начала карантинного режима мы были хорошо оснащены технически:

• в каждом кабинете у нас имелись персональный компьютер, графический планшет, принтер, сканер и другое оборудование для работы;

• высокоскоростной интернет, позволяющий увеличить трафик и использовать различные платформы;

• каждый учитель владел веерным инструментарием для реализации дистанционного обучения;

• в помощь педагогам, родителям и учащимся функционируют электронный журнал и электронный дневник, которые дают возможность разобраться в виртуальном пространстве школы.

Все эти условия позволили нам быстро сориентироваться и организовать образовательную деятельность в удаленном формате, не ограничиваясь только просмотром телеуроков, развивающими материалами и играми на различных сайтах.

Однако основная проблема заключалась в определении наиболее рациональных путей внедрения механизма перевода всех учащихся на дистанционное обучение, предоставляющее возможность охватить весь класс и учителя, не нарушая целостности урочной системы и не прерывая учебного процесса, так, чтобы продолжительность занятий и содержание остались прежними.

И такой механизм нашелся: с первых дней мы подключились к обучению на образовательных платформах ZOOM, «ЯКласс», «Инфоурок», «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», активно использовали собственную систему видеоуроков и конференций через канал YouTube и через сайт школы Mon-russchool.mn, а также систему телеуроков по телевидению Монголии.

Были мобилизованы ресурсы учителей для разработки календарно- тематического планирования и проведения уроков в соответствии с расписанием, сформулирован и неоднократно проведен инструктаж по методологии электронного обучения. Наши педагоги пришли к выводу, что наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается при использовании смешанных методик синхронного и асинхронного обучения. Педагоги в работе учитывают психофизиологические особенности и возможности детей 5-7 лет; обеспечивают эмоциональное благополучие, выстраивают учебную деятельность таким образом, которая позволяет менять статическое положение у монитора на активную двигательную деятельность (физкультурные, ритмические разминки, физкультминутки), используют занимательные материалы, которые позволяют обеспечить - 239

непроизвольность и концентрацию внимания, активно взаимодействовать, общаться, не терять интерес к занятиям и по возможности применять в реальной жизни освоенные знания и умения.

Предоставление детям возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям - наша основная цель. Поэтому работа в дистанционном режиме требует высокой самоотдачи, внимательности, сил и времени, предполагает более тщательную подготовку к уроку с использованием разнообразных приемов организации деятельности учащихся. Для того, чтобы повысить мотивацию детей к учебной деятельности, выстроить эффективный образовательный процесс, обеспечить интересную и плодотворную самостоятельную деятельность детей и помочь родителям, не владеющим русским языком, педагогами классов предшкольной подготовки был разработан комплекс учебно-методического и дидактического сопровождения учебно-воспитательного процесса:

• ранее разработанные, изданные учебные пособия «Внеклассное чтение», «Мой первый словарь», «Прописи»;

• видеопрезентации по развитию речи по 12 основным лексическим темам;

• большие наглядные карты по всем темам для уроков развития речи, в которых последовательно, системно и целостно представлена каждая тема;

• видеопрезентации словарной работы на все буквы русского алфавита;

• видеопрезентации по стихотворениям А. Барто из цикла «Игрушки»;

• видеопрезентации по русским народным потешкам, скороговоркам и др.;

• наглядный материал (карточки) по всем предметам и др.

Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для всех педагогов, вызвал множество вопросов: как организовать дистанционный урок, какие выбрать ресурсы, сервисы, чтобы уроки были интересными и эффективными, при этом не уступали живым урокам. Поэтому большое внимание в нашей школе уделялось и уделяется развитию профессиональных компетенций и повышению квалификации педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Мы проводим курсы повышения квалификации педагогов, семинары, круглые столы, фестивали, обучение в дистанционном формате, педагоги активно принимают участие в форумах, конференциях, защищают свои проекты, организуют мультимедийные уроки, мастер-классы, такие как:

• курсы повышения квалификации по темам «Педагогическая деятельность в условиях цифровой экономики», «Образовательные технологии формирования у обучающихся цифровой грамотности и навыков XXI века», «Технологии эффективной коммуникации и продуктивного взаимодействия», «Использование цифровых средств для развития творческого мышления школьников» по линии Московского городского педагогического университета;

• сетевая межрегиональная конференция «Эврика-Авангард»: обсуждение «Инициативы ФГОС 4.0» по линии Института проблем образовательной политики «Эврика»;

• профессиональные форумы по темам «Проектирование программ билинг-вального и полилингвального развития дошкольника» по линии Россотрудниче-ства в Монголии и «Кадры для цифровой экономики» в рамках Федерального проекта Россотрудничества;

• участие в дискуссии «Азиатская модель трансформации образования: вызовы для России»;

• участие в проекте Правительства Российской Федерации «Экспорт образования» (на базе нашей школы создан и успешно функционирует Ресурсный центр по различным образовательным направлениям).

Участие в этих мероприятиях позволяет педагогам повышать свое профессиональное мастерство и, как следствие, реализовывать дистанционное обучение на высоком профессиональном уровне.

Технологии дистанционного обучения предъявляют ряд требований и предоставляют особые возможности для системного и независимого контроля, который в нашей школе представлен достаточно широко: качество проведенных педагогами уроков, консультаций, дополнительных занятий; усвоение учащимися программного материала в формате административных контрольных работ с использованием технологий off-line и on-line; посещение онлайн-уроков учащимися, которое ежедневно фиксируется в специальных журналах; качество проверки домашней работы; рассылки уведомлений родителям в случае невыполнения или некачественного выполнения заданий или пропуска урока их ребенком; систему информирования родителей и ведение электронного дневника; ежедневные и еженедельные отчеты педагогов о проделанной работе; чек-листы с выполненными план-заданиями.

Большое значение в системе контроля занимает независимое социологическое исследование, которое у нас проводится дважды в год в форме электронного опроса родителей на платформе школьного сайта. Итоги опроса обрабатывает автоматизированная программа, что исключает внешнее влияние и является гарантией объективности. Это очень значимый критерий, показывающий степень удовлетворенности родителей, характеризующий качество образовательных услуг и выявляющий возможности для самосовершенствования.

Так, прошлой весной независимая экспертиза родителей оценила качество проделанной работы с февраля по май по дистанционному обучению. Родителям было предложено 10 вопросов, охватывающих основные аспекты дистанционного обучения. Например, на вопрос «Оцените деятельность школы по предоставлению образовательных услуг в формате дистанционного обучения» 95,72% родителей дали оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»; на вопрос «Насколько активно Ваш ребенок привлекался к обучению в дистанционном формате?» 95,2% родителей дали ответы «очень активно», «активно».

Таким образом, независимый опрос выявил, что большинство родителей высоко оценили деятельность школы в условиях работы в дистанционном режиме, а входной контроль показал осенью хорошие результаты успеваемости детей.

В целом родители активно участвуют в образовательной деятельности, присутствуют на уроках вместе с детьми, педагог на каждом уроке имеет возможность обратиться к ним с советами, рекомендациями, выполнить пожелания родителей.

Подводя итоги работы руководителей и педагогов Совместной монголо-российской школы в г. Улан-Баторе, необходимо отметить, что успешный опыт организации дистанционного образования в классах предшкольной подготовки был обеспечен созданием определенных учебно-организационных условий учебно-методического и дидактического сопровождения учебно-воспитательного процесса с использованием методов и приемов, средств, способов взаимодействия детей с педагогами. Формат дистанционного обучения с детьми в классах пред-школьной подготовки позволил обеспечить непрерывность учебно-воспитательного процесса и целостность освоения образовательных программ.

Учебный процесс не прервался, образовательные программы освоены детьми, отставаний нет.

Безусловно, школа, достойно принимая вызовы времени, будет продолжать свою работу в соответствии с основными векторами развития российско-монгольского образования и с учетом особенностей в решении проблем обеспечения свободного доступа к электронным платформам, организации индивидуального рабочего места учащегося дома, обеспечения безопасности учащихся в интернете, отсутствия полноценного общения детей друг с другом, трудностей в полной мере осуществлять воспитательную работу и др.

По оценке Министерства образования и науки Монголии, достижения Совместной монголо-российской школы в реализации дистанционного обучения за 2019-2020 год признаны лучшими. Считаем, что наш опыт в организации дистанционного обучения будет полезным для многих образовательных организаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимова О.Б. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся / О.Б. Акимова, М.Д. Щербин // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. -№ 1. - С. 27-34.

2. Гаврилова Л.Г. Цифровая культура, цифровая грамотность, цифровая компетентность как феномены современного образования / Л.Г. Гаврилова, Я.В. Топольник // Информационные технологии и средства обучения. - 2017. - Т. 61. - № 5. - С. 1-14.

3. Ручко Л.С. Единая цифровая платформа внеурочной и внешкольной деятельности детей как оптимизационный механизм современного образования // Цифровая трансформация современного образования: Мат-лы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 12 нояб. 2020 г.) / редкол.: Е.А. Мочалова [и др.] - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 93-95.

4. Самохина М.А. Цифровая трансформация образования как новая возможность развития традиционного образования // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2020. - С. 102-108.

5. Сефербекова Г.Ш. Особенности развития дистанционного обучения / Г.Ш. Сефербекова, Э.М. Каримулаева // Педагогика, психология, общество: перспективы развития: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 3 июня 2020 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 24-26. - ISBN 978-5-907313-40-8.

6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2019. - 339 с.

7. Турсунова Н.Т. Возможности цифрового образования // Вопросы науки и образования. - 2020. - № 21 (105) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vozmozhnosti-tsifrovogo-obrazovaniya

8. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации - М.: Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с.

9. Щадная М.А. Дистанционное обучение в современной реальности // Педагогические науки [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-sovremennoy-realnosti/viewer

10. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: Практ. пособие / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с.

11. Федина Н.В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н.В. Федина, И.В. Бурмыкина, Л.М. Звезда, О.С. Пикалова, Д.М. Скуднев, И.В. Воронин // Гуманитарные исследования в Центральной России. - М.: Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-ТянШанского, 2017. - № 3(4). - С. 94-111.

12. Федина Н. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин // Дошкольное воспитание. - М.: Воспитание дошкольника, 2017. - № 10. - С. 3-14.

13. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий [Интернет-ресурс]. - URL:: https://edu.gov.ru/.

Информация об авторе: Дабаева Аюна, заместитель директора по УВР Совместной монголо-российской школы, г. Улан-Батор, Монголия idamokrova@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Ayuna Dabaeva, Deputy Director, Joint Mongolian-Russian School Ulan Bator, Mongolia idamokrova@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 21.02.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 19.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests

© Дабаева Аюна. 2021 © «ИСОМ». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.