Научная статья на тему 'Особенности организации образовательного пространства университета для эффективного обучения иностранным языкам'

Особенности организации образовательного пространства университета для эффективного обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / LEARNING SPACES / UNIVERSITY / STUDENTS / NETWORKING / COLLABORATION / QUALITY OF EDUCATION / TECHNOLOGICAL EFFECTIVENESS / OPENNESS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айнутдинова Ирина Наильевна

Статья посвящена вопросам организации образовательного пространства в университетах России для эффективного обучения студентов иностранным языкам. Автор на основе сравнительного анализа теоретических и практико-ориентированных подходов отечественных и зарубежных учёных к проблеме образовательного пространства делает вывод о важности и актуальности темы для общества и образовательного сообщества, в том числе для осмысления современного образования в целом. Процессы глобализации, информатизации и интеграции побуждают университеты к изменению содержания и организации образования, меняют вектор их деятельности в сторону технологичности и инноваций, направляют на поиск новых способов структурирования их систем. Цель данной статьи изучить и проанализировать современное состояние проблемы; систематизировать и конкретизировать понятийный аппарат; определить позитивные тренды для моделирования и организации образовательного пространства вуза, улучшающего результаты обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айнутдинова Ирина Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF ORGANIZATION OF LEARNING SPACES OF UNIVERSITIES FOR EFFECTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article is devoted to the problem of organization of learning spaces of universities in Russia for effective foreign language teaching of students. The author, on the basis of a comparative analysis of the theoretical and practice-oriented approaches of domestic and foreign scholars to the problem of the educational space, concludes that the topic is important and relevant for the society and the educational community, including the general comprehension of modern education. The processes of globalization, informatization and integration are encouraging universities to change the content and organization of education, changing vector of their activities in the direction of technology and innovation, directing them to search for new ways of structuring their systems. The purpose of this article is to study and analyze the current state of the problem; systematize and concretize the conceptual apparatus; identify positive trends for modeling and organizing learning spaces of universities in order to improve the learning outcomes of their students.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательного пространства университета для эффективного обучения иностранным языкам»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

И.Н. Айнутдинова

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации образовательного пространства в университетах России для эффективного обучения студентов иностранным языкам. Автор на основе сравнительного анализа теоретических и практико-ориентированных подходов отечественных и зарубежных учёных к проблеме образовательного пространства делает вывод о важности и актуальности темы для общества и образовательного сообщества, в том числе для осмысления современного образования в целом. Процессы глобализации, информатизации и интеграции побуждают университеты к изменению содержания и организации образования, меняют вектор их деятельности в сторону технологичности и инноваций, направляют на поиск новых способов структурирования их систем. Цель данной статьи - изучить и проанализировать современное состояние проблемы; систематизировать и конкретизировать понятийный аппарат; определить позитивные тренды для моделирования и организации образовательного пространства вуза, улучшающего результаты обучения студентов.

Ключевые слова: образовательное пространство, университет, студенты, взаимодействие, сотрудничество, качество образования, технологичность, открытость, интеграция.

PECULIAR FEATURES OF ORGANIZATION OF LEARNING SPACES

OF UNIVERSITIES FOR EFFECTIVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING

I. Ainoutdinova

Abstract. The article is devoted to the problem of organization of learning spaces of universities in Russia for effective foreign language teaching of students. The author, on the basis of a comparative analysis of the theoretical and practice-oriented approaches of domestic and foreign scholars to the problem of the educational space, concludes that the topic is important and relevant for the society and the educational community, including the general comprehension of modern education. The processes of globalization, informatization and integration are encouraging universities to change the content and organization of education, changing vector of their activities in the direction of technology and innovation, directing them to search for new ways of structuring their systems. The purpose of this article is to study and analyze the current state of the problem; systematize and concretize the conceptual apparatus; identify positive trends for modeling and organizing learning spaces of universities in order to improve the learning outcomes of their students.

Keywords: learning spaces, university, students, networking, collaboration, quality of education, technological effectiveness, openness, integration.

Процессы глобализации и интеграции в образовании, открытость информационного пространства, расширяющиеся возможности получения дополнительного и непрерывного образования, возрастающий интерес к изучению иностранных языков в бытовом, академическом и профессиональном контексте - всё это и многое другое меняют вектор деятельности университетов в сторону технологичности, инноваций, гибкости и доступности; побуждают к изменению содержания и организации учебного процесса; направляют на поиск новых способов структурирования их систем в целях улучшения результатов обучения студентов [7].

Поиск оптимальной модели образовательного пространства университета коррелируется с запросом общества на развитие инновационного образования, ориентированного на будущее, подготовку конкурентоспособных специалистов и

развитие гармоничных в интеллектуальном, культурном и нравственном смысле граждан. Университеты при организации и создании образовательного пространства должны прислушиваться не только к вызовам современности, но и учитывать исторические этапы, опыт и закономерности развития общества. В этой связи придется искать компромисс между сложившимися традициями в отечественном фундаментальном образовании и новыми веяниями, связанными с вхождением России в мировое образовательное пространство.

Сегодня, как показывает опыт, понятие «образовательное пространство» применяется достаточно широко в различных по масштабам, содержательным характеристикам и формальным признакам интерпретациях. В научно-педагогической литературе этот термин используется как для характеристики мирового

образовательного пространства, так и образовательного пространства отдельно взятой личности [5]. Так, мировое образовательное пространство - объединяет национальные образовательные системы разных стран, типов и уровней, значительно различающиеся по историческим, философским и культурным традициям, уровню целей, задач и методов обучения, своему качественному состоянию, при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия и идентичности. ЮНЕСКО как специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства; разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. В частности, ЮНЕСКО сформулировала пять (5) основных компетенций для личностного роста каждого индивида (политические и социальные; межкультурные; коммуникативные; связанные с возникновением общества информации; реализующие способность и желание учиться), подготовила стандарты по компетентности учителей в использовании ИКТ и др. [8].

Европейское пространство высшего образования - объединяет образовательные системы всех стран-участниц Болонского процесса (с 1999 г.; Россия присоединилась в 2003 году); основано и стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт - Вена в марте 2010 года.

Единое образовательное пространство России - представляет всю совокупность образовательных учреждений разного типа на территории РФ и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также всех образовательных и учебно-воспитательных процессов; регулируется Федеральным законом «Об образовании» (К 273-ФЗ от 21.12.2012) и другими нормативными документами, призванными обеспечить вариативность и единый минимум содержания образовательных программ на базе принятых ФГОС.

Региональное образовательное пространство - географически локализуется в границах одного из 85-ти субъектов РФ (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов); имеет свои региональные законы и нормативные акты.

Образовательное пространство учебного заведения - представляет многокомпонентную и многоуровневую систему, которая включает в себя не только отдельную школу, вуз, научный

центр, управленческую структуру вкупе со средствами обучения, мебелью и оборудованием, но и специфические цели, задачи и условия обучения, а также факторы, связи и взаимодействия субъектов образовательного процесса, определяющие характер

педагогических процессов.

Образовательное пространство отдельно взятой личности - включает, помимо учебного пространства, ещё и жизненное, и личностное пространство [5]; во взаимосвязи они направлены на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, повышении профессиональной квалификации и др.

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что образовательным пространством называются совершенно разные объекты и субъекты образовательной реальности, вкупе представляющие структурированную

иерархическую систему во всем многообразии её свойств и характеристик (открытость, инновационность, технологичность, гуманизм и др.); условий (глобализация, информатизация, интеграция, стандартизация, запрос общества на новые профессии, улучшение качества образования, индивидуальное и социальное разнообразие и др.); функций (обучающая, воспитывающая, формирующая, развивающая, социализирующая и др.); уровней (мировой, европейский, федеральный, региональный, уровни вуза и отдельной личности) и направлений (векторов) деятельности (регламентирующий, перспективный,

коммуникативно-информационный и

деятельностно-стимулирующий) [2].

Обратимся к образовательному

пространству университета как одному из видов образовательных организаций высшего образования России (наряду с институтом и академией). Университет - это высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому кругу направлений подготовки (специальностей), а также программы подготовки, переподготовки или повышения квалификации работников высшей

квалификации, научных и научно-педагогических работников. Как правило, университет выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. Многие университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы; объединяют в своём составе несколько институтов или факультетов, в

которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания [8].

Исходя из определения университета и образовательного пространства учебного заведения, можно сделать вывод, что образовательное пространство университета включает в себя множество пространств разной направленности, расположенных в разных структурных подразделениях. Оно представляет собой часть более широкого общественно-социального пространства как некий открытый образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, духовных и информационных составляющих. Целостность пространства обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты, а также непрерывностью образовательного процесса во всех составляющих и по всем параметрам [9].

Результатом реализации указанных критериев должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. По мнению ряда авторов (Алиева Л.В., Кривых С.В., Мироненко Ю.Д. и др.), понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» в данном контексте очень близки по значению, практически синонимичны [4;6]. Отходя от философской трактовки терминов, согласимся с этими авторами, ибо создание определенных условий, которые бы оказывали влияние на студентов и преподавателей (пространство), но при этом не подразумевать, что субъекты являются неотъемлемой составной частью данного пространства (среда) было бы, на наш взгляд, ошибочным.

По мнению Алиевой Л.В., образовательное пространство университета - это поликультурная, культурно-образовательная и профессиональная среда жизнедеятельности и воспитания студентов [6], где за счёт создания благоприятных условий для развития личности студентов и профессионального совершенствования

педагогов достигается высокое качество образования. Взаимодействие, сотрудничество и партнерство наполняют пространство университета реальными ценностями, целями, традициями, признанными нормами отношений и общения, что позволяет рассматривать его как педагогически организованную воспитательную среду, в которой приоритетным ценностным содержанием образования становится воспитание готовности к успешной профессиональной деятельности и личностное развитие студентов.

Идея организации эффективного

образовательного пространства для целей улучшения образования активно изучается и воплощается также и зарубежными коллегами. Регулярно проводятся научные и научно-практические конференции (например, Next Generation Learning Spaces 2017 в Сан-Диего, США; Learning Space Design в Сиднее, Австралия), печатаются научные и электронные журналы (например, Journal of Learning Spaces, Learning Spaces - Teaching Times), открываются сайты в помощь разработчикам электронного контента (например, Learning Spaces: http://www.learningspaces.io/; Learning Spaces Collaboratory: http://www.pkaUsc.org/), создаются, тестируются и совершенствуются системы оценки деятельности университетов с позиции внедрения лучших моделей в их практику (например, проект Learning Space Rating System, осуществляемый при поддержке EDUCAUSE) и многое другое [10;12].

Как отечественные, так и зарубежные учёные сходятся в понимании важности совершенствования образовательного

пространства университета с учётом современных глобальных тенденций,

экстраполирующихся на страны и континенты. При этом организация такого пространства должна проводиться с учётом внутренней жизни университета, тех целей и задач, которые вуз ставит и решает в своей ежедневной деятельности, включая функционирование системы управления (правовое регулирование, кадры, контингент, содержание образования, учебный процесс, учебно-методическое и информационное обеспечение, научно-исследовательская деятельность, инновационное и перспективное развитие и др.); системы мониторинга и контроля качества образования и результатов обучения; системы финансирования, отвечающей, в том числе, и за бюджет, выделяемый на внедрение высокотехнологичных программных и аппаратных средств обучения и создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса [11; 12].

Обучение иностранным языкам в университете является неотъемлемой частью образовательных программ по всем направлениям (специальностям) подготовки. Будучи представленным как отдельное структурное подразделение университета, институт (или кафедры) иностранных языков по умолчанию интегрирован в его образовательное пространство. При этом специфика дисциплины «Иностранный язык» (межкультурная,

коммуникативная, гуманитарная, меж-

дисциплинарная, практико-ориентированная),

актуальность и общественная значимость владения

иностранным языком побуждают

образовательное пространство университета к развитию, переменам, а иногда и кардинальной смене изначально разработанной и уже действующей модели. В идеале выстраивается мультиязычное/полиязычное образовательное пространство университета с учётом включения родного языка и преподавания одного или нескольких иностранных языков студентам (обычно английский, немецкий, французский, испанский и др.) Такое пространство функционирует во взаимосвязанности и взаимодополняемости всех составляющих компонентов, традиционно интегрированных в образовательное пространство вуза [7;9].

Опосредованные запросом общества на подготовку конкурентоспособных

профессионалов и в русле действующих ФГОС (федеральные образовательные стандарты), меняются цели, задачи, структура, содержание и учебно-методическое сопровождение

дисциплины «Иностранный язык» в сторону алгоритмизации (модульности), технологизации, профессиональной ориентации, информатизации и индивидуализации обучения [1]. Коммуникативная и межкультурная природа иностранного языка, помимо прочего, актуализирует поиск возможностей и решений для сближения учебного процесса с условиями управляемого овладения студентами языком в более естественной обстановке.

Обучение иностранному языку на профессионально-ориентированной основе будет результативным, если организовать

образовательное пространство университета с учётом меняющихся стилей обучения современных студентов, которых принято относить к «цифровому» поколению 2, и с соблюдением ряда других требований. Во-первых, это создание информационно-коммуникационной среды вуза, опосредованной бесперебойным доступом к компьютерам и глобальной сети Интернет, включающей работу сайта университета, портала электронного и дистанционного образования, электронной библиотеки и др. [11].

Во-вторых, это оснащение аудиторий и лекториев современным оборудованием, адаптированным для работы как с внешними, так и внутренними носителями информации и иными образовательными ресурсами.

В-третьих, это разработка, апробация и внедрение академическим сообществом в совокупности набора инновационных форм, методов, методик, технологий и средств обучения, адекватных заявленным целям и задачам. Формы обучения иностранному языку

при этом могут быть синхронными и асинхронными, аудиторными и дистанционными, с привлечением носителей языка, с участием преподавателя или с большей долей самостоятельной работы студентов [11]. Методы обучения могут варьироваться от традиционных, направленных на развитие 4-х видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо), до прорывных, направленных на формирование и развитие искусственной билингвальности, когнитивных, метапредметных и исследовательских качеств, критического мышления (например, активные, интерактивные, проективные, игровые, кейс-методы и др.) [3]. Методики и технологии обучения должны в данном контексте давать однозначные ответы на вопросы: «Как и чему учить?» и «Как учить результативно и эффективно?» Очевидно, что наиболее благоприятным вариантом изучения иностранного языка для сегодняшних студентов, привыкших с детства к смартфонам, компьютерам, планшетам и Интернету, будет обучение в комфортных для них условиях виртуальной среды (например, e-Learning, CALL -computer assisted language learning, WBL - web-based learning, smart-learning, distance learning и др.). При этом опыт показывает, что, несмотря на то, что это поколение студентов четко разделило свою жизнь, включая общение и получение образования, на офф-лайн и он-лайн режимы, большинство всё же осознает необходимость участия преподавателей в их обучении [10]. Видимо, поэтому сегодня большой популярностью пользуются технологии смешанного обучения, в основе которых лежит сочетание интегрированных в учебный процесс технологий электронного обучения с традиционными аудиторными (face-to-face) занятиями и методиками (например, blended learning, flipped class и др.). Средства обучения также равновесно должны быть представлены как традиционными печатными учебниками, учебными пособиями, раздаточным материалом и т.д., так и современными аудиовизуальными и мультимедийными образовательными ресурсами, размещенными в сетевом формате или на цифровых носителях [1].

В-четвертых, крайне важной нам представляется организация контроля и эвальвации результатов обучения с применением специально разработанных педагогических тестов для оценки знаний и качества обучения, установления междисциплинарной связи изучаемого языка со специальными дисциплинами.

В-пятых, обучение иностранному языку в университете может быть признано эффективным при сформированной готовности преподавателей

и студентов к применению модели профессионально-ориентированного обучения на практике, с учётом поэтапности, регулярности и продуктивности занятий для успешного овладения предметом. Достижению

положительных результатов способствуют и новые личностно-ориентированные формы взаимодействия «преподаватель-студент»,

основанные на сотрудничестве, партнерстве и

взаимном уважении (например, feedback, networking, crowdsourcing и др.) [1].

Описанный пример образовательного пространства университета - это лишь проектная модель автора. Как нам представляется, данный формат организации образовательного пространства может рассматриваться в качестве образовательного стартапа для эффективного обучения иностранным языкам.

1. Айнутдинова И.Н. Инновационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста: (зарубежный и российский опыт) / И.Н. Айнутдинова // Настольная книга педагога - новатора. - 2-е изд., испр. и доп. -Казань, Издательство Казанского ун-та, 2017. - 456 с.

2. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. - № 12(16). - С. 132-140.

3. Кузьмина Л.Г. Иноязычное образовательное пространство вуза и основные принципы его формирования / Л.Г. Кузьмина // Вестник ВГТУ, 2013. - № 3(2). - С. 67-70.

4. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С.В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. - № 2(27). - С. 106-111.

5. Мазова С.В. Образовательное пространство как фактор развития личности воспитанника [Электронный ресурс] / С.В. Мазова // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», 2012. - № 4. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/04/850

6. Мироненко Ю.Д. Создание и использование открытого образовательного пространства как культурной и профессиональной социализации детей, подростков и молодежи / Ю.Д. Мироненко; под ред. Т.А. Артюхиной, Н.А. Нефедовой. - М.: Ресурсный Центр «1-го МОК», 2015. - 143 с.

7. Семенова Е.В., Семенов В.И. Современное

образовательное пространство: многомерность понятия [Электронный ресурс] / Е.В. Семенова, В.И. Семенов // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2013. - № 4. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=9999

8. Трегубова Т.М. Вызовы и проблемы высшего образования в условиях международного сотрудничества // Т.М. Трегубова, Р.Ю. Даутова, А.С. Кац // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Академическая наука -проблемы и достижения», North Charleston, USA, 2017. -Том 1. - 218 c. - С. 109-112.

9. Трегубова Т.М., Тигина Ю.О. Экспериментальная проверка педагогических условий профессионализации содержания иноязычной подготовки будущих бакалавров [Электронный ресурс] / Т.М. Трегубова, Ю.О. Тигина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18439

10. Brown M.B. & Lippincott J.K. (2003). Learning Spaces: More than Meets the Eye / Malcolm B. Brown & Joan K. Lippincott. EDUCAUSE Quarterly, vol. 26 (1). -pp. 14-16.

11. King E., Joy M., Foss J., Sinclair J. & Sitthiworachart J. (2015). Exploring the impact of a flexible, technology-enhanced teaching space on pedagogy. Innovations in Education and Teaching International, Vol. 52, No. 5. - pp. 522-535.

12. Oblinger D.G. (2006). Learning Spaces // Diana G. Oblinger (Editor). Publisher: Educause, Louisville, Colorado - Washington, DC, USA. - P. 444.

Сведения об авторе:

Айнутдинова Ирина Наильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков для социально-гуманитарного направления, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, е-mail: iainoutd@mail .ru

Data about the author:

I. Ainoutdinova (Kazan, Russia), D.Phil. in Pedagogical Sciences, Associate professor, Department of Foreign Languages for courses in social sciences and humanities, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga region) federal university, e-mail: iainoutd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.