Научная статья на тему 'Особенности организации материального обеспечения служебной деятельности чиновников в пореформенной России (вторая половина xix начало xx В. )'

Особенности организации материального обеспечения служебной деятельности чиновников в пореформенной России (вторая половина xix начало xx В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зубов Владимир Евгеньевич

Рассматриваются особенности материального обеспечения служебной деятельности гражданских служащих в пореформенной России, связанной с командировками, разъездами и перемещением к новому месту службы. Рассмотрены проблемы, существовавшие в этой сфере, динамика изменений и проекты реформирования системы путевого довольствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational features of material/technical support for civil servants' functioning in post-reform Russia (second half of xix century early period of xx century)

This article focuses on some features of material/technical support for civil servants' activity related to their business trips, traveling and moving to new places of employment in post-reform Russia. Emphasis is placed on topical issues in this area, dynamics of changes and projects on restructuring the money allowance system.

Текст научной работы на тему «Особенности организации материального обеспечения служебной деятельности чиновников в пореформенной России (вторая половина xix начало xx В. )»

№ 313

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Август

2008

ИСТОРИЯ

УДК 351/354(075.8): 947

В.Е. Зубов

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧИНОВНИКОВ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

(вторая половина XIX - начало XX в.)

Рассматриваются особенности материального обеспечения служебной деятельности гражданских служащих в пореформенной России, связанной с командировками, разъездами и перемещением к новому месту службы. Рассмотрены проблемы, существовавшие в этой сфере, динамика изменений и проекты реформирования системы путевого довольствия.

Материальное обеспечение гражданских служащих относится к числу наиболее важных сторон организации гражданской службы. С его решением во многом связана эффективность деятельности чиновников, и практически все реформы, осуществляемые в сфере управления, в той или иной степени затрагивают эту проблему. Не стала исключением и современная реформа гражданской службы, в рамках которой материальный аспект службы приобрел еще большее значение, поскольку стал, по сути, единственным способом обеспечения лояльности и управляемости государственного аппарата. Вопрос о том, как и сколько платить чиновнику, остается в центре внимания на протяжении длительного времени. Несмотря на характерный для современного периода отказ от собственного исторического наследия, учет накопленного опыта организации гражданской службы может оказаться полезным1. Значительный интерес в этом плане представляет опыт Российской империи второй половины XIX в. - периода, когда, с одной стороны, система гражданской службы достигла своего расцвета и приобрела известную завершенность, а с другой - происходили серьезные изменения в характере развития страны, хотя и не вполне сопоставимые с современными, но требовавшие внесения изменений в различные стороны организации гражданской службы, в том числе и в сферу материального обеспечения служащих. Ограниченный объем журнальной публикации не позволяет в полной мере отразить все аспекты проблемы, поэтому в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением финансирования служебных поездок гражданских служащих, переездов к новым местам службы и командировок. При изучении других сторон проблемы можно обратиться к соответствующим публикациям [1-5].

Выплаты, непосредственно связанные со служебными поездками чиновников, занимали особое место в системе денежного содержания гражданских служащих и, согласно статье 275 Устава о пошлинах, не включались в дополнительное содержание. В то же время они играли важную роль в обеспечении функционирования гражданской службы в России. Большой размер территории империи, нехватка чиновников, особенно на окраинах страны, часто требовали не только длительных поездок должностных лиц, например губернаторов или генерал-губернаторов во время обозрения вверенных им губерний, но и перемещения чиновников, в том

числе рядовых, на новые места службы вместе с членами семей. Так называемые переводы по указанию начальства были характерны для гражданской службы на протяжении ХУШ-Х1Х вв. и в какой-то степени сближали гражданскую службу с военной. Но на военной службе переезд и обустройство офицеров и рядовых принимало на себя государство. Поэтому естественным стало наличие элементов такого обеспечения и в системе гражданской службы.

Система пособий, выплачиваемых при переездах и командировках чиновников, сложилась не сразу. Раньше других возникла практика оплаты прогонных денег, а с 1826 г. были установлены специальные пособия для губернаторов и вице-губернаторов, градоначальников, управляющих казенными и контрольными палатами, управляющих государственными имуществами и председателей губернских судов на подъем и обзаведение. Дополнительные пособия вводились и для иных категорий чиновников. К примеру, лица, назначенные на учительские должности, могли получать безвозвратную ссуду в размере 1/3 жалованья за год, а все прочие - с возвратом ее в установленный срок.

С 1832 г. для чиновников на поездки по делам службы за пределы губернии, а в некоторых случаях и в ее пределах, устанавливалась целая система выплат, включавшая прогонные деньги, суточные, квартирные и подъемные.

В эту же группу включены и разъездные деньги, которые также должны были служить средством обеспечения поездок по делам службы и предназначались для должностных лиц местного и центрального управления (губернские землемеры, казначеи, чиновники питейных и соляных отделений казенных палат и др.), в обязанности которых входили периодические поездки.

Единого порядка выплат этих средств, как и других видов содержания, не существовало. На разъезды могла выделяться фиксированная сумма, выплачивавшаяся вместе с жалованьем, но одновременно практиковались и другие формы их обеспечения (особенно в местных учреждениях). Так, в конце 30-х гг. XIX в. в Сибири в расписании чиновников и окладов отмечалось, что распределение средств на канцелярские расходы для питейного и соляного отделения Томской казенной палаты производится из общей суммы палаты, а деньги на разъезды выделяются «по мере надобности» [6. Л. 429-434]. Зачастую выдача этих сумм производилась авансом.

Такого рода практика сохранялась и во второй половине XIX столетия, что заставляло искать способы ее упорядочивания, тем более что согласно ст. 649 Устава о службе гражданской разъездные деньги выдавались в безотчетное пользование должностного лица.

Во второй половине XIX в. разъездными чаще всего пользовались служащие Министерства финансов, Министерства государственных имуществ, Министерства путей сообщения (всего в 1867 г. 2 693 человека). В конце 1860-х - начале 1870-х гг. средний размер суммы, полученной одним чиновником в течение года, колебался в пределах от 200 до 300 рублей на человека, и только в Министерстве финансов (данные на 1867 г.) он составлял для гражданских чиновников порядка 485 руб. [7. Л. 8-10]. В то же время размер разъездных сумм, выплачиваемых отдельным чиновникам, мог быть намного больше. Например, до принятия закона от 2 июня 1903 г. размер разъездных для петербургского градоначальника составлял четыре тысячи рублей в год. После принятия закона их размер составил 6000 руб. [8. Т. XXIII. Отд. 1. № 23069].

С командировками связывалось и получение суточных. Вероятно, эти два вида выплат частично дополняли друг друга. Но в отличие от разъездных, которые в ряде случаев выплачивались вне зависимости от того, совершал чиновник поездки или нет, этот вид содержания назначался только при действительных командировках. В силу этого они не встречаются в высших ведомствах (Государственная канцелярия, Канцелярия Комитета министров, Статс-секретариат по принятию прошений и др.), служащие которых сравнительно редко выезжали по служебным надобностям. Чаще всего ими пользовались чиновники Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения, Министерства юстиции и Морского министерства.

Суточные выплачивались командированным из центральных учреждений, а также генерал-губернаторам и губернаторам. Если командировка осуществлялась губернскими властями, то суточные обязательно выплачивались лишь при выездах за пределы губернии; при поездках внутри губернии - по усмотрению губернатора (ст. 635 Устава о службе по определению от правительства).

Во второй половине XIX в. удельный вес таких выплат в общей массе расходов на выплату содержания колебался в зависимости от обстановки. Так, по данным на 1867 г., расходы на выплату суточных составляли примерно 0,95% от общей массы расходов на выплату содержания (167 113 руб. военным и гражданским чиновникам, из них 151 058 руб. только гражданским). Чаще всего они выдавались служащим по Министерству государственных имуществ (главным образом военным чиновникам), Министерству внутренних дел, Министерству путей сообщения, Министерству юстиции, Морскому министерству.

Некоторое представление о количестве командировок и расходах на них к началу XX в. могут дать сведения, содержащиеся в материалах, представленных в Комиссию по пересмотру Устава о службе граждан-ской2 Министерством юстиции, служащие которого наиболее часто совершали служебные поездки.

В 1899 г. в окружных судах (за исключением Степных областей и Туркестанского края) по штатам чис-

лилось 156 товарищей председателя и 876 членов судов. Из них в командировки, связанные с проведением судебных сессий, выезжали 63 товарища председателя и 500 членов судов, которые провели в поездках 4 124 и 37 301 сут соответственно. Расходы на выплату суточных по этим командировкам составили 242 072 руб. [9.

Ч. 2. Л. 251 об.].

Общей тенденцией, наблюдавшейся как во второй половине XIX в., так и в начале XX в., стал рост расходов на содержание служащих во время поездок по делам службы. Этому способствовало улучшение системы коммуникаций, прежде всего развитие системы железнодорожного и пароходного сообщения, сократившей время на поездки и позволившей чаще их совершать. Свою роль сыграла, вероятно, и отмена крепостного права, способствовавшая развитию мобильности населения, появлению новых видов его деятельности. Соответственно, для проведения землеустроительных работ, водворения поселенцев, объездов строящихся железных дорог и др. требовалось более частое присутствие государственных служащих на местах, в том числе в отдаленных районах страны. Отражением этих процессов стал значительный рост таких видов содержания, как суточные и подъемные, выплачивавшиеся при переезде чиновника к новому месту службы.

В целом за период с 60-х по 90-е гг. XIX в. выплаты суточных по восьми министерствам и ведомствам3 возросли почти в 4 раза (со 145 539 руб. в 1867 г. [7. Л. 810] до 581 173 руб. в 1894 г. [10. Т. 3. Л. 111]). В конце XIX в. в служебные поездки зачастую направлялись даже чиновники Министерства народного просвещения и синодального ведомства, тогда как в 60-х гг. такие случаи были крайне редкими. Намного чаще стали выезжать по делам службы и чиновники Министерства юстиции (рост расходов на выплату суточных по этому министерству составил почти 3,8 раза, хотя и в 60-х гг. служащие данного ведомства занимали второе место по расходам на командировки). Возможно, что такая ситуация стала следствием развития революционного движения в стране, а также более быстрых темпов развития капитализма. Нельзя сбрасывать со счетов и повышение стоимости проезда, влиявшее на общий объем затрат, связанных с поездками.

Заметный рост числа служебных поездок наблюдался и в Министерстве финансов. В 1894 г. расходы на них составили сумму в размере 84 476 руб. В конце 60-х гг. здесь выделялись только разъездные, сумма которых, правда, превышала аналогичные расходы во всех других министерствах. В 1867 г. разъездные получили 1 627 человек - больше, чем в остальных семи министерствах, в которых ими воспользовались 1 008 человек. Постепенно служащие Министерства финансов все чаще стали получать вместо разъездных денег суточные. Так, в 1875 г. из средств департамента государственного казначейства на выплату суточных истрачено уже 8 577 руб. 15 коп. [11. Л. 418-419]. К сожалению, данные об объемах выплат разъездных в конце XIX в. обнаружить не удалось, но можно предположить, что происходил постепенный перенос центра тяжести с разъездных на суточные деньги, что давало существенную экономию средств, поскольку, как уже отмечалось, разъездные выплачивались в общем содержании вне зависи-

мости от того, совершал чиновник поездки или нет. Характерно, что в командировки направлялись главным образом чиновники, занимающие должности с IV по VII класс включительно; во второй половине 70-х гг. они составляли 39% всех командированных, включая внетабельных служащих [11. Л. 418-419].

С поездками было связано и получение прогонных денег, появившихся уже в Московской Руси, где должностные лица во время поездки к месту службы освобождались от платежа дорожных пошлин, взимавшихся при переправах, и пользовались кормом для лошадей от населения, а при поездках по делам службы получали лошадей и деньги на прокорм из разрядных сумм. В начале XVIII в. практиковалась выплата прогонов из собственных средств чиновников, но в дальнейшем прогонные стали выдаваться из казенных средств в зависимости от расстояния, которое должно было проехать должностное лицо.

Несмотря на предпринятые попытки упорядочивания практики обеспечения служебных поездок гражданских служащих, в этой области существовало множество проблем, связанных с объемом выплачиваемых средств и допускаемыми злоупотреблениями.

Только в 1875 г. на обеспечение поездок 96 гражданских служащих было затрачено более 72 000 руб. [11. С. 418-419], в том числе 42 111 руб. 35 коп. на вы-

1000 900 800 700 600 500 400 300 200

100

0

Ш— суточные 1867 г.; В— суточные 1894 г.; □— квартирные 1867 г.;

Ш— квартирные 1894 г.; □— подъемные 1867 г.; В— подъемные 1894 г.

Рис. 1. Изменение объемов финансирования некоторых видов путевого довольствия во второй половине XIX в.,

тыс. руб. (сост. по: [10. Л. 111; 7. Л. 8-10])

Размер путевого довольствия

Класс Прогонные Суточные Подъемные

На 6 лошадей 1 руб. 80 коп. 150-300 (в особых случаях до 600 руб.)

V На 6 лошадей 1 руб. 20 коп. 150-300 (в особых случаях до 600 руб.)

VI-VШ На 3 лошади 60 коп. 90-225 (в особых случаях до 450 руб.)

ТХ-Х1У На 2 лошади 45 коп. 30-60 (в особых случаях до 120 руб.)

Лица без чинов На 1 лошадь Кормовые деньги по 15 коп./сут

плату прогонных, 19 460 руб. - подъемных,

8 577 руб. 15 коп. суточных и 2 210 руб. 25 коп. квартирных4. К этой сумме следует добавить 50 641 руб. 25 коп., ассигнованных в распоряжение казенных палат и областных правлений для покрытия расходов на командировки работников этих учреждений внутри губерний. Общая сумма расходов на эти цели составила, таким образом, примерно 123 тыс. руб.

Подъемные назначались лицам, командируемым из столицы по особым поручениям высочайшим повелением, распоряжением министра или главноуправляющего. Служащим по телеграфному, горному ведомствам, а также медикам в случае эпидемий вместо суточных и квартирных выплачивались порционные (ст. 650, 651, 654). Этот тип выплат имел большее распространение на военной службе и для гражданских служащих нехарактерен.

Должностные лица судебных учреждений получали суточные и квартирные при любых служебных поездках независимо от расстояния. Динамика изменений объемов выплат путевого довольствия показана на рис. 1.

Расчет путевого довольствия производился по чинам, а в судебных учреждениях, созданных после реформы второй половины XIX в., по классам должностей в следующих размерах (таблица).

По мере развития в стране водных и железнодорожных коммуникаций система путевого довольствия переставала соответствовать требованиям жизни, в связи с чем неоднократно поднимался вопрос о ее изменении. Так, в 1882 г. он обсуждался на специальной комиссии, созданной по инициативе бывшего министра финансов

Н.Х. Бунге и руководства департамента государственной экономии. В своем предложении о сокращении этой статьи расходов министр финансов исходил из того, что нормы путевого довольствия установлены довольно давно. Действующая сеть железных дорог позволяет не только уменьшить их, но и унифицировать правила назначения для всех ведомств.

Однако созданная комиссия не согласилась с этой точкой зрения и констатировала, что если учесть необходимость перевозки семьи, багажа, прислуги, то окажется, что и существующие нормы выплат недостаточны для покрытия расходов на перевозку даже высших лиц, а чиновники VIII класса и ниже положительно не могут совершать переездов из одного места службы в другое на прогонные деньги.

Тем не менее признавалось, что расчет прогонов, в основу которого положена езда на лошадях по грунтовым дорогам, приводил к завышению выплаченных сумм. Так, для чинов V и более высоких классов при разъездах по железным дорогам прогонные деньги выплачивались из расчета 15 коп на версту5, между тем максимальная стоимость проезда по железной дороге (в 1-м классе курьерского поезда Николаевской железной дороги) составляла вместе с государственным налогом только 5 коп за версту. Тарифная плата на пароходах при этом была не только не выше, но всегда и везде значительно ниже. Поэтому в случае поездки по железной дороге или водным путям прогонные следовало значительно сократить. Необходимость этого обусловливалась и тем, что в последние годы XIX в. наблюдался постоянный рост расходов на обеспечение путевого довольствия. По данным Государственного контроля, объемы выплат на эти цели за 10 лет (с 1890 по 1900 г.) увеличились на 70% [12. Л. 479].

Взяв за основу стоимость проезда по железной дороге, комиссия 1882 г. предложила следующий вариант расчета прогонных денег.

Размер прогонных для лиц V класса и выше должен включать стоимость:

переезда (максимально на версту) 5 коп.

билета 3-го класса для прислуги (на версту) 44 коп.

перевозки 4 пудов багажа (по 74 коп. с пуда на версту) 1 коп.

Итого 7,44 коп. (или округленно 7,5 коп. за версту) Размер прогонных для штаб-офицеров должен включать стоимость:

переезда (на версту) 5 коп.

перевозки 4 пудов багажа (по 1/4 коп. с пуда на версту) 1 коп.

Итого: 6 коп.

Размер прогонных для обер-офицеров должен включать стоимость:

проезда в вагоне 2-го класса 3,5 коп.

перевозки 3 пудов багажа (по 1/4 коп. с пуда на версту) 0,75 коп.

Итого: 4,25 коп. (или округленно 4,5 коп.)

Для лиц, не имеющих чинов, предлагалось сохранить прежний размер путевых пособий (2,5 коп. на версту), т.к. в противном случае (при недостаточном размере кормовых денег - 15 коп. в сутки) они должны были бы употреблять на расходы по переезду часть собственных денег.

На водных путях предлагалось использовать те же размеры пособий, что и на железной дороге, а для проезжающих на лошадях оставить прежние нормы.

Предлагая некоторые изменения в расчете прогонов, комиссия 1882 г., тем не менее, пришла к заключению о невозможности сокращения путевого довольствия. Единственное, что представлялось возможным сделать для исправления ситуации, это более внимательно следить за тем, чтобы средства выделялись при поездках, связанных с действительными потребностями службы, а не с личным желанием чиновника.

Следует отметить, что в этой сфере действительно наблюдалось немало злоупотреблений. Так, на практике нередкими были случаи, когда чиновник, получив на подъем 600 руб. (высший размер пособия), через короткий промежуток времени снова отправлялся в командировку и снова получал 600 руб. подъемных, к которым добавлялись столовые и квартирные.

Предложения комиссии 1882 г., хотя и не оформлялись в законодательном порядке, нашли отражение в деятельности государственных структур.

По предложению государственного контролера Д.М. Сольского с 9 апреля 1883 г. для служащих Государственного контроля, проверяющих состояние дел на железных дорогах, суточные деньги устанавливались в следующих размерах: для главного контролера (должность V класса) - 8 руб., для помощника главного контролера и старшего контролера (VI класс) - 5 руб., для контролера (VII класс) - 3 руб., для остальных нештатных чинов (VШ-X классы) - 1 руб. 50 коп.

Новые размеры выплат устанавливались и для служащих в государственном дворянском земельном банке, выезжающих для оценки имений, для чиновников контрольных палат при проверках строительства.

В 1891 г. было принято решение, зафиксированное в 653-й статье устава о службе гражданской, выплачивать вместо положенных по закону путевых пособий суточные деньги при поездках на казенных пароходах чинам ведомства путей сообщения, командируемым по делам службы, в следующем размере:

ЫУ классы - до 10 руб.;

V и VI классы - до 5 руб.;

прочие чины - по 3 руб. в сутки.

На необходимость пересмотра системы выплат прогонных денег влияли и другие обстоятельства. Так, к концу XIX в. устарел и нуждался в отмене закон 1765 г., согласно которому прогонные деньги выдавались при отъезде к новой должности, если место назначения находилось на расстоянии 1 500 верст от Москвы. В ходе обсуждения вопроса отмечалось, что окружность радиусом в 1 500 верст от Москвы включает в себя почти всю Европейскую Россию - Архангельскую, Вологодскую, Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую, Астраханскую и Ставропольскую губернии, Уральскую область, области Кубанской и Бессарабской губерний. Причем при переезде на меньшее расстояние служа-

щий не получал прогонов, даже если расстояние не добирало до нормы всего несколько верст. Так, получающий назначение из Санкт-Петербурга в Каменец-Подольск (1 480 верст), в Симбирск (1 484 версты), в Екатеринослав (1 487 верст) или из этих городов в столицу, не получал прогонов.

На ненормальность подобной практики обращалось внимание в ходе работы Комиссии по пересмотру Устава о службе гражданской, действовавшей во второй половине XIX - начале XX в. В частности, Комиссия констатировала, что существующая методика учета в денежных расходах только числа верст неправильна. Переезд на новое место службы всегда сопряжен со значительными расходами, и правительство, если оно в состоянии выделять деньги на лечение чиновников или воспитание их детей, способно оказать поддержку и в этом вопросе, тем более что военное министерство уже ввело у себя оплату прогонов при переезде на любое расстояние. Эту практику следовало бы, по мнению Комиссии, распространить и на гражданские ведомства. При этом оплачиваться должен путь, реально проделанный чиновником, а для более точного его учета планировалось установить определенное количество верст, которое необходимо проехать за сутки при использовании существовавших в то время способов передвижения6.

Общее количество выплат подъемных денег, полученных чиновником в течение года, предлагалось увязать с общей продолжительностью командировок вместе взятых. Реализация этих предложений, по расчетам, могла бы дать экономию средств от 25 до 40%.

Реально, однако, это сокращение могло оказаться значительно меньшим, поскольку оплате подлежал переезд не только самого чиновника, но и членов его семьи. В этой связи в комиссии возникли разногласия, связанные с вопросом, кого следует считать членами семьи чиновника.

П.Л. Лобко, А.П. Иващенков, П.М. Романов считали, что к членам семьи должны относиться только жена и дети чиновника, проживающие вместе с ним. Они мотивировали свою позицию ссылкой на действующий Устав о службе гражданской, в котором предусматривалось занесение в формулярный список данных о наличии у чиновника жены и детей. Этими данными и следовало руководствоваться при выдаче пособий на переезд.

Однако большинство членов комиссии (И.И. Шамшин, А.А. Икскуль, В.С. Кочубей, К.Н. Рыдзевский и др.) не согласились с этой точкой зрения. Они считали, что в состав семьи могут входить и другие близкие родственники, проживающие совместно с чиновником. В обоснование этого положения они приводили прусское законодательство, в котором понятие «члены семьи» включало и приемных детей, и близких родственников, проживающих с чиновником или находящихся на его содержании [9. Ч. 2. Л. 243 об - 245 и др.].

В подготовленных комиссией документах устанавливались следующие правила расчета путевого довольствия:

1. Размер проездных денег определяется по стоимости билетов, исходя из того, что служащие на должностях III-VI классов проезжают в первом классе, служащие VII-X и некоторые неклассные служащие - во втором, а прочие государственные и вольнонаемные служащие - в более низких классах7.

2. При проезде на лошадях размер проезда определяется по числу лошадей из расчета от 10 лошадей (для служащих на должностях III класса) до 2 (для всех служащих на должностях ниже VIII класса.

3. За счет казны для лиц, занимающих должности III класса, оплачивалось 8 пудов (128 кг) багажа; для должностей IV класса - 5 пудов (80 кг), всех прочих должностей - 3 пуда (48 кг).

4. При определении к должности или при переводе из одной местности в другую в связи с потребностями службы служащим предлагалось выплачивать проездные деньги, а в особых случаях - специальные денежные пособия.

5. В состав путевого довольствия командированным служащим предлагалось включить проездные и суточные деньги и, также, специальные денежные пособия.

6. При переезде чиновника к новому месту службы по паровым путям проездные деньги выдаются на каждого члена семьи, живущего и переезжающего вместе со служащим, а также на прислугу. Провоз их багажа также должен был оплачиваться казной, для чего предусматривались специальные тарифные деньги [9. Ч. 2. Л. 247].

Основным видом денежного обеспечения во время служебных командировок становились суточные, которые должны были выплачиваться только по числу дней, действительно проведенных в поездке.

Предполагалось также сохранить существовавшее право чиновников ходатайствовать при отправлении к должности о выдаче вперед 1/3 годового жалованья (с последующим погашением этой суммы из жалованья)8.

В исключительных случаях размеры путевого довольствия могли бы увеличиваться в пределах ассигнованных сумм с высочайшего соизволения.

Предложения, сделанные Комиссией, не получили силы закона, поскольку работа по принятию нового Устава о службе гражданской затянулась практически до начала Первой мировой войны. Частные же изменения, принимаемые в рамках отдельных ведомств, не могли исправить ситуацию, тем более что не всегда согласовывались друг с другом. Поэтому и в начале XX в. при обеспечении служебных поездок чиновников допускалось множество злоупотреблений, что констатировал в своих мемуарах

С.Д Урусов. Характеризуя обстановку, сложившуюся в Бесарабии в начале XX в., он отмечает, что «утвердился такой порядок, при котором, во-первых, крестьяне одни несут все расходы по поездкам должностных лиц; во-вторых, ездят на их лошадях бесплатно все почти без исключения должностные лица и, наконец, в-третьих, поездки их обставлены самым изысканным комфортом. ... Правом брать обывательских лошадей пользуются предводители дворянства, управа, все земские служащие, земские начальники (последние вдвойне незаконно, так как они получают от казны разъездные деньги). Пользуются также этими лошадьми семейства служащих, прислуга их и даже знакомые. Общая сумма, по пяти уездам губернии, по сделанному мною подсчету, составляла на этот предмет около 360 тыс. в год, и все эти деньги, ложились на крестьян, без всякого участия остальных плательщиков земских сборов» [14. С. 74-75].

Не удалось упорядочить выплаты по служебным поездкам чиновников в более поздний период. В де-

кабре 1908 г. в ходе работы Государственной думы III созыва было внесено «законодательное предположение» о путевом довольствии гражданских чинов, командируемых по делам службы, поддержанное 33 представителями правых фракций и 1 представителем умеренно-правых. Предложение получило поддержку Думы и Министерства финансов, которое выразило готовность разработать соответствующий законопроект. В 1910 г. последовало новое «предположение» «О путевом довольствии чинов, состоящих на государственной служ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бе». Все материалы были переданы в финансовую комиссию Государственной думы [15. С. 374-375, 376377]. Однако в общее собрание доклады по этим предложениям не вносились [16. С. 60].

Препятствием для комплексной реформы этого вида денежного содержания гражданских служащих стали как ведомственная разобщенность, так и заинтересованность бюрократии в сохранении прежней системы, позволявшей в значительной степени бесконтрольно расходовать выделенные средства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В данном случае речь идет не о прямом воспроизводстве прежней системы, хотя возможно, что некоторые ее элементы могут быть и прямо

перенесены в современную практику, подобно тому как это произошло с классными чинами. Использование имеющегося исторического опыта предполагает прежде всего выяснение принципиальных установок в отношении видов и способов материального обеспечения служащих, соотношения их различных видов и др., а также анализ как позитивной, так и негативной практики функционирования гражданской службы.

2 Образована в 1895 г. Возглавлялась Е.А. Перетцем, а после его смерти - И.И. Шамшиным.

3 Министерства юстиции, народного просвещения, внутренних дел, финансов, путей сообщения, государственных имуществ, синодальное ведом-

ство, Государственный контроль.

4 Данные источника. Проведенный автором пересчет дал сумму 2 211 руб. 45 коп.

5 Им полагалось 6 лошадей. На каждую лошадь выплачивалось по 2,5 коп. на версту.

6 На момент работы комиссии в действующем законодательстве не существовало никаких правил для учета времени нахождения в пути граж-

данских служащих во время командировок. По военному ведомству при командировках или переездах к месту службы полагалось проезжать 50 верст в сутки по грунтовой дороге и 300 верст по железной [13. Ст. 28, п. 2].

7 Путевое довольствие для должностных лиц высших классов (I и II) должно определяться по высочайшим повелениям.

8 Первоначально предусматривалось сохранить прежнюю формулировку этого пункта, согласно которой выплата полученного вперед жалова-

нья производится из всего содержания служащего. Однако по решению комиссии погашение должно производиться только из жалованья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беловинский Л. Чиновничий карман / Л. Беловинский // Былое. - 1996. - № 7.

2. Дегтярев Г.П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской империи в XVШ-XIX вв.: Исторические вехи /

Г. П. Дегтярев // Пенсия. - 1997. - № 10.

3. Зубов В.Е. Материальное обеспечение российских чиновников (вторая половина XIX - нач. XX в.) / В.Е. Зубов // Государственная служба. -

2006. - № 6.

4. Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX - нач. XX в.:

Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.А. Квасов. - М., 2005.

5. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России: XVIII - начало XX в. / Л.Е. Шепелев. - СПб.: Искусство-СПб, 1999.

6. Государственный архив Омской области. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1710.

7. Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 560. Оп. 22. Д. 131.

8. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., 1895-1917. - Собр. 3.

9. РГИА. Ф. 1200. Оп. 1 (т. XVI). Д. 1.

10. РГИА. Ф. 1200. Оп. 1 (т. XVI). Д. 13.

11. РГИА. Ф. 560. Оп. 22. Д. 128.

12. РГИА. Ф. 1200. Оп. 1 (т. XVI). Д. Прил. 4.

13. Свод военных постановлений. - СПб.: Типография II отделения с. е. и. в. канцелярии, 1859. - Ч. IV, кн. III.

14. Урусов С.Д. Записки губернатора / С.Д. Урусов. - Кишинев; Берлин, 1908.

15. Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва (1907-1912). Ч. 1: Общие сведения. - СПб.: Государственная типография, 1912.

16. Государственная дума. Обзор деятельности комиссий и отделов. Третий созыв. Сессия IV. 1910-1911 г. - СПб: Государственная типография, 1911.

Статья представлена научной редакцией «История» 1 июня 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.