Научная статья на тему 'Особенности организации корпоративной системы управления техническим обслуживанием маслонаполненного оборудования'

Особенности организации корпоративной системы управления техническим обслуживанием маслонаполненного оборудования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давиденко И. В., Забелкин Б. А., Губаев Д. Ф., Илюхин А. М.

В статье рассматривается построение корпоративной системы на базе экспертно-диагностической и информационной системы (ЭДИС) оценки технического состояния электрооборудования Альбатрос. Система разработана совместными усилиями специалистов УГТУ и ОАО «Свердловэнерго», внедрена в 25 энергокомпаниях России, в Молдавии, Украине, Латвии (свыше 80 предприятий). Приведены задачи функциональных уровней системы и движение потоков информации между ними, а также, условия успешного внедрения и эффективного использования интеллектуальных систем на опыте ОАО Татэнерго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management features of Corporate System for Control of Oil-filled Equipment Maintenance

Construction of corporate sistem with help by еxpert diagnostic system for electrical equipment technical conditions evaluation Albatross, is expounded in this report. EDIS was worked out by the specialists of the Ural National Technical University and joint-stock company Sverdlovenergo. At present the system is applied at 25 energetic companies of Russia, Moldavia, Ukraine, and Latvia (over 80 enterprises). Problems of functional levels of the system and information traffic between them are given both with conditions of successful application and efficient usage of intelligent systems by experience Tatenergo.

Текст научной работы на тему «Особенности организации корпоративной системы управления техническим обслуживанием маслонаполненного оборудования»

УДК 681.3.07

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ МАСЛОНАПОЛНЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

И.В. ДАВИДЕНКО *, Б.А. ЗАБЕЛКИН **, Д.Ф. ГУБАЕВ **, А.М. ИЛЮХИН **

* УГТУ-УПИ

** ОАО «Сетевая компания» Холдинга ОАО «Татэнерго»

В статье рассматривается построение корпоративной системы на базе экспертно-диагностической и информационной системы (ЭДИС) оценки технического состояния электрооборудования “Альбатрос”. Система разработана совместными усилиями специалистов УГТУ и ОАО «Свердловэнерго», внедрена в 25 энергокомпаниях России, в Молдавии, Украине, Латвии (свыше 80 предприятий). Приведены задачи функциональных уровней системы и движение потоков информации между ними, а также, условия успешного внедрения и эффективного использования интеллектуальных систем на опыте ОАО “Татэнерго”.

Введение

Использование информационных технологий в производственном процессе эксплуатации энергооборудования, включая его диагностику, - это реальность, обусловленная как современными тенденциями развития энергетики, так и необходимостью более эффективной работы энергокомпаний в целом. Эффективность работы предприятия во многом определяется эффективностью его работы с циркулирующей в нем информацией, подразумевающей оперативность, достоверность, всесторонность, глубину и степень обработки данных.

Применение информационных технологий (ИТ) в организации технической политики энергокомпании можно разделить на четыре уровня [1], соответствующих уровням их исторического развития, обобщения информации и полезного эффекта от их использования:

- создание баз данных (БД) для упорядоченного хранения информации;

- создание программ, автоматизирующих рабочее место (АРМ-ов) для автоматизации легко формализуемых действий персонала по анализу оперативных данных (например, автоматическая верстка планов измерений);

- использование систем искусственного интеллекта (ИИ) для решения тактических задач (диагностика оборудования; планирование действий персонала по его дальнейшей эксплуатации, прогноз хода событий, обучение персонала);

- использование систем ИИ для решения стратегических задач (анализ структуры эксплуатационных затрат, состава и технического состояния парка оборудования энергокомпании, автоматизация элементов научных исследований с целью получения новых знаний).

С ростом уровня развития ИТ увеличивается отдача от их применения, повышается уровень обобщения информации, степень сложности решаемых задач и влияние на работу предприятия в целом. Если эффект от использования БД -это повышение порядка и дисциплины при занесении первичной информации, уменьшение времени на составление отчетов, поиск необходимых данных, то эффект от использования экспертно-диагностических систем - это еще и уменьшение ошибок персонала при анализе информации, повышение

© И.В. Давиденко, Б.А Забелкин, Д.Ф. Губаев, А.М. Илюхин Проблемы энергетики, 2008, № 9-10

оперативности, надежности и качества принимаемых решении, тиражирование опыта экспертов, обучение персонала. Кроме того, повышается достоверность первичной информации, т.к. система осуществляет верификацию измеренных параметров. Поэтому очевидно, что в настоящее время уже нецелесообразно и неэкономично разрабатывать и внедрять БД и АРМ-ы. ЭДИС “Альбатрос” можно отнести к системам четвертого уровня ИТ.

Функциональные уровни ЭДИС “Альбатрос”

При использовании ЭДИС в качестве корпоративной системы, ее работа делится на 3 функциональных уровня:

- филиал сетевой компании / филиал магистральных электрических сетей/ филиал территориально-генерирующей компании;

- управление сетевой компании / магистральных электрических сетей/ территориально-генерирующей компании;

- департамент, отвечающий за вопросы оценки технического состояния оборудования соответствующих бизнес единиц.

Каждый уровень обладает своими функциональными и информационными особенностями, своим уровнем обобщения, анализа и защищенности информации в соответствии с естественной иерархией организации эксплуатации энергооборудования.

Настройка системы на уровень и потребности пользователей происходит благодаря модульно-иеррархической организации структуры ее основных частей. Структура системы показана на рисунке.

Рис. Структурная схема ЭДИС «Альбатрос»

Ниже приведены задачи функциональных уровней и реализующие их структурные части ЭДИС (в виде буквенных обозначений).

Первый уровень:

• заполнение БД основного оборудования паспортными характеристиками и оперативной информацией («я»);

• выполнение необходимых расчетов, верификация оперативной

информации(«А»);

© Проблемы энергетики, 2008, № 9-10

• сравнение значений контролируемых параметров и динамики их изменения с нормированными значениями (тестовый этап диагностики), а также первичная оценка технического состояния оборудования («с»);

• проведение ЭДИС глубокой диагностики оборудования, не прошедшего тестовый этап. При этом указывается характер дефекта, степень его опасности, (по возможности) локализация, составляются рекомендации по дальнейшей эксплуатации объекта с указанием объемов и (по возможности) сроков, видов дополнительного контроля, ремонта и др. эксплуатационных мероприятий, изменению режимов работы («с»);

• верстка годовых планов эксплуатационных мероприятий (в т.ч. планы измерений), их мониторинг, составление планов-заданий измерителям («й») [2];

• составление и экспорт на верхние уровни отчетов по характеристикам и техническому состоянию парка основного оборудования, проведенным эксплуатационным мероприятиям, ремонтам, сводки оборудования, находящегося на учащенном контроле («е»).

Второй уровень:

• проведение с помощью ЭДИС функциональной комплексной диагностики ответственного оборудования, находящегося на контроле («с»);

• мониторинг выполнения планов проведения эксплуатационных

мероприятий службами 1-го уровня («й»);

• проведение с помощью ЭДИС статистического и факторного

(рассматривается влияние выбранного фактора на статистические показатели) анализа технико-экономических показателей парка основного оборудования энергокомпании и проведенных эксплуатационных мероприятий. Выявление на основании этого анализа слабых мест в организации эксплуатации оборудования («е»);

• выявление оборудования, подлежащего замене (модернизации) с точки зрения технико-экономических показателей. Определение стратегии эксплуатации и диагностики оборудования в рамках своей компетенции («е») [3];

• составление и экспорт на верхний уровень отчетов по характеристикам и техническому состоянию парка оборудования, проведенным эксплуатационным мероприятиям, ремонтам, сводок оборудования, находящегося на учащенном контроле, в целом по энергокомпании («е»).

Третий уровень:

• проведение с помощью ЭДИС статистического и факторного анализа отказов и повреждений оборудования и его узлов; технико-экономических показателей парка оборудования и уровня его эксплуатации в целом по департаменту («г», «е»);

• выявление слабых мест в эксплуатации оборудования на основании проведенного анализа;

• выбор оборудования, подлежащего замене (модернизации) с точки зрения технико-экономических показателей, определение направлений инвестирования («е» ,«г»);

• корректировка стратегии эксплуатации и диагностики оборудования в целом по департаменту («е», «г», «й»);

• автоматизация некоторых этапов научных исследований: уточнение предельно-допустимых значений параметров, их дифференцирование по конструктивным особенностям, выявление корреляционной зависимости измеряемых параметров («А»).

Например, один из результатов работы подсистемы получения новых знаний приведен в работе [4].

Виды информации, используемой в системе

Информацию, содержащуюся в БД системы, по назначению и частоте обновления можно разделить на три категории: паспортную, оперативную и справочную.

Паспортная информация описывает неизменный во времени набор технических характеристик (тип, габариты, класс напряжения, особенности конструкции и пр.) Для каждого из 6 видов оборудования, диагностируемого ЭДИС (силовые трансформаторы, автотрансформаторы, шунтирующие реакторы, трансформаторы тока и напряжения, высоковольтные вводы), определен свой набор паспортных характеристик (паспорт). По каждой единице оборудования паспорт заносится один раз.

Оперативная информация об оборудовании содержит:

- результаты измерений;

- сопутствующую измерениям метрологическую информацию;

- проведенные и планируемые эксплуатационные мероприятия, а также ремонты;

- описание внешних воздействий на оборудование, условий и режимов его работы.

Оперативная информация по оборудованию постоянно пополняется и редактируется.

Справочная информация применяется для часто используемых, редко меняющихся наборов данных, востребованных в нескольких модулях ЭДИС. При использовании справочников вносимые данные кодируются с целью дальнейшего анализа, удобства ввода/вывода информации и снижения ошибок ввода. Справочники можно разделить по уровню доступа на сервисные и служебные. Служебные справочники доступны только разработчикам системы, сервисные -пользователям. Служебные справочники по содержанию можно разделить на:

- справочники схем измерений;

- справочники диагнозов и рекомендаций;

- справочники диагностических признаков и условий их оценки;

- справочники назначения таблиц данных.

Сервисные справочники делятся по содержанию и месту использования в ЭДИС на:

- справочники структуры энергокомпании;

- справочники паспортных характеристик;

- справочники эксплуатационных мероприятий и ремонтов;

- справочники оперативной информации (воздействий на оборудование, условий работы, причин и средств измерений);

- справочники описания и анализа отказов и браковок оборудования (классификаторы причин, условий, последствий и пр.).

Справочники структуры энергокомпании формируют “адрес” единицы оборудования/узла - место установки оборудования и его диспетчерское наименование.

Справочники - это один из показателей интеллектуальности системы, т.к. они описывают понятия предметной области. Они заполняются на этапе концептуализации и формализации экспертной системы. При этом происходит

выявление понятий и поименование их возможных значений, исключение синонимов.

Справочники по содержанию можно разделить на содержащие метазнания, метаданные и знания [5]. Последние представляют собой наборы значений для некоторых понятий предметной области. Например, справочники схем измерений содержат знания о том, по каким схемам измерения меряется конкретный параметр для данной единицы оборудования и используется как при вводе / выводе результатов измерений, так и при анализе информации. Примером справочников с метаданными может быть справочник, который содержит информацию о распределении информации по таблицам. Примером справочников с организационными метазнаниями служит справочник, содержащий информацию о том, какие таблицы используются для каждого вида оборудования, в зависимости от этапа анализа информации, и в какой таблице находятся необходимые для этого этапа критерии диагностики. Таким образом, справочники БД содержат часть декларативных знаний и метазнаний базы знаний, а также метаданные.

С усложнением числа задач, решаемых системой, усложняется структура БД [6]. Примером метаданных оперативной информации является таблица Журнал событий (ЖС). Это таблица более высокого иерархического порядка, увязывающая всю оперативную информацию по объекту: результаты контроля, события, происходящие с объектом, и включающая дополнительную информацию, относящуюся ко всему перечисленному набору данных.

В настоящее время система диагностирует 6 видов оборудования по результатам 7 видов измерений:

- хроматографическому анализу растворенных в масле газов (ХАРГ);

- физико-химическому анализу масла (ФХА);

- измерениям изоляционных характеристик;

- омическому сопротивлению обмоток;

- сопротивлению короткого замыкания;

- результатам опыта холостого хода;

- удельному объемному сопротивлению масла.

Соответственно в ЖС отражены результаты 7 видов измерений с необходимыми особенностями для каждого вида оборудования/узла.

Если категоричность - сестра ограниченности, то настраиваемость и гибкость - признак интеллектуальности как БД, так и систем ИИ в целом. Чем больше у разработчиков ЭДИС прибавлялось опыта внедрения системы, тем больше появлялось сервисных функций и настроек, которые не являются необходимыми, но обеспечивают удобную работу пользователей.

Модель тактического планирования эксплуатационно-технических

мероприятий

Эксплуатационно-технические мероприятия по виду воздействия на оборудование разделены на контролирующие и ремонтные. К первым отнесены контроль за состоянием оборудования на основании измеряемых параметров, ко вторым - операции текущего и среднего ремонта. Операции ремонта Яте направлены либо на восстановление свойств материалов, функционирования систем, узлов оборудования (сушка изоляции, дегазация масла и т.п.), либо на их замену (замена масла, замена высоковольтного ввода и т.д.). По назначению контролирующие эксплуатационные мероприятия делятся на плановопрофилактические и дополнительные ЯтА. Первые регламентированы

нормативными документами [7], внутренними стандартами энергокомпаний. Они назначаются с определенной периодичностью в зависимости от срока эксплуатации оборудования, конструктивных особенностей и некоторых событий, происходящих с объектом. Дополнительный контроль назначается с учетом состояния оборудования и необходим экспертной системе для уточнения характера, степени развития и локализации дефекта, принятия более взвешенного решения о дальнейшей эксплуатации объекта.

В ЭДИС “Альбатрос” используется следующая модель тактического планирования эксплуатационно-технических мероприятий:

( Бр(Р), Есфх), Бк (Кн), Бе(Б!), Бу ( V) ^(Ят„ Ятк, Яте),

где - условие реализации действия персонала для у-узла у-вида оборудования;

Кть Ятк, Яте - содержание действий персонала; т1 - количество различных видов планово-профилактического контроля; тк - количество различных видов дополнительного контроля; те - количество различных операций по ремонту оборудования; Бр, Б&, Бе, Бк, Бу - функции, включающие логические и математические операторы; Рг - паспортные характеристики и срок службы оборудования, г - количество учитываемых конструктивных особенностей; Бх -класс состояния оборудования, распознаваемый экспертной системой; х -количество распознаваемых состояний; Б1 - действия персонала, проводимые на оборудовании при его ремонте; КН -действия персонала при контроле состояния оборудования; Н - количество видов контроля; - внешние факторы, влияющие

на оборудование и его режим эксплуатации; g - количество факторов.

Информационные потоки и средства защиты информации

Одной из основных задач ЭДИС “Альбатрос является автоматизация процесса сбора, обработки и анализа информации о техническом состоянии оборудования, проводимых эксплуатационных мероприятиях и ремонтах [2]. Потоки движения информации ЭДИС воспроизводят сложившиеся структурные, иерархические связи и порядок работы корпорации. Система может работать в режиме распределенной базы данных с делением на 3 функциональных уровня:

- филиал энергокомпании;

- управление энергокомпании;

- департамент технической политики.

Непротиворечивость и целостность данных обеспечивается единой кодировкой сервисных справочников и библиотек диагностических критериев, выражающих политику эксплуатации и диагностики корпорации. Эта информация заносится на высших уровнях и транслируется в БД нижних уровней.

Паспортная и оперативная информация заносится на первом уровне. Из БД первого уровня информация по заданным пользователем критериям выбирается и отправляется по электронной почте на второй уровень, где осуществляется репликация данных в БД управления энергокомпании. При слиянии информации проводится проверка на тавтологию и непротиворечивость. Данные, не прошедшие проверку, в БД не добавляются. Пользователь может посмотреть журнал с условиями выборки данных и временем загрузки/выгрузки в БД.

Собранная на уровне управления информация отправляется в БД департамента аналогично описанному выше. Кроме того, пользователь может посылать информацию в выше стоящие уровни в виде отчетов с задаваемыми условиями выборки и форматом экспорта информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от состояния каналов связи ЭДИС может работать как в варианте клиент-сервер, так и в варианте автономных частей с возможностью двустороннего обмена информацией между частями и уровнями. В представленном варианте ЭДИС работает в варианте организации на каждом функциональном уровне автономной сети. Несмотря на то, что со временем можно построить работу всего департамента / энергокомпании в единой сети, нам видится, что выбранное нами построение независимой работы каждого уровня обладает большей устойчивостью, живучестью, а значит, большей безопасностью для корпорации в целом. Кроме того, это решение сводит до минимума трафик сети.

Доступ к информации в БД ЭДИС регламентируется посредством ролей. Роль - это набор прав на редактирование, удаление, просмотр, анализ определенных видов информации. Специалистам раздаются роли в соответствии с занимаемой должностью, кругом выполняемых задач и уровнем компетентности. В ЭДИС есть три вида распределения ролей: по видам контроля, видам оборудования и виду анализа информации. Первый вид распределения ролей чаще используется на сетевых предприятиях, второй - в управлениях энергокомпаний.

Структура корпоративной ЭДИС в ОАО “Татэнерго”

Внедрение ЭДИС происходило поэтапно. Первоначально система была внедрена в Нижнекамских и Казанских электрических сетях. После 1,5 лет ее эксплуатации было проведено совещание начальников служб изоляции и представителей отдела ИТ девяти предприятий энергосистемы, на котором обсуждался опыт внедрения системы. По результатам совещания руководством Татэнерго было принято решение о внедрении ЭДИС в виде 2-х уровневой системы.

На первом функциональном уровне (сетевое предприятие) была установлена сетевая ЭДИС из 2-х рабочих мест с ролями: химик, испытатель, эксперт филиала (начальник службы) и 3-го рабочего места на ноутбуке для оперативного анализа во время выезда на подстанции для измерений. Информация из БД ноутбука при возвращении с подстанции на предприятие транслируется в сетевую БД предприятия.

На втором функциональном уровне (в управлении энергокомпании) используется сетевая версия ЭДИС на 2 рабочих места с ролями: менеджер информации (специалист, координирующий движение потоков информации), эксперт (начальник электротехнической службы). Различия ролей отражаются в предоставлении \ отклонении доступа к редактированию определенных видов информации и соответствующих справочников (табл. 1).

Ведение сервисных справочников, их рассылку и координацию потоков информации, загрузку (выгрузку) данных, поступающих от (к) предприятий в (из) БД управления осуществляет менеджер информации - специалист электротехничекой службы.

Разработчики системы считают, что в условиях формирования энергорынка и конкуренции в ближайшее время должна быть востребована еще одна роль, предоставляемая системой - аналитик. При этом, если у экспертов наблюдается специализация по виду оборудования, у аналитиков предполагается специализация по виду анализа информации в соответствии с возложенными на них функциями.

Назначение ролей ЭДИС “Альбатрос”

Роль Возможность редактирования информации

Оперативная информация Паспортная информа ция Сервисные справочники Справочники критериев диагностики

Инженер- химик ХАРГ, ФХА, удельное объемное сопротивление масла - полностью частично нет нет

Инженер- испытатель электрические измерения - полностью полностью нет нет

Эксперт филиала полностью полностью нет нет

Аналитик управления нет нет полностью или ограничения по виду анализа нет

Эксперт управления нет нет Полностью или ограничения по виду анализа полностью или ограничения по виду оборудования

Менеджер информации управления нет нет да нет

Скорее всего, должна быть отдельная штатная единица в управлении энергокомпаний, занимающаяся анализом технико-экономических показателей оборудования с целью выявления как оборудования, подлежащего замене (модернизации), так и слабых мест в его эксплуатации. Возможности, предоставляемые ЭДИС, в этом направлении используются в энергокомпаниях не в полной мере.

При внедрении системы в Татэнерго штат предприятий и управления не увеличился. Роли и связанные с этим функции были возложены на персонал, отвечающий за эксплуатацию энергетического оборудования.

Татэнерго стала первой энергосистемой в России, где создана и внедрена единая система диагностики маслонаполненного оборудования в рамках отдельной сетевой компании. Сейчас такие же корпоративные системы на базе ЭДИС “Альбатрос” созданы в ОАО “Тюменьэнерго” и МЭС Урала. Успешное внедрение и результативная работа стали возможны благодаря продуманной организации этих этапов и поддержки руководства энергосистемы.

Комплекс мероприятий по внедрению и эксплуатации ЭДИС в ОАО «Татаэнерго»

Для эффективного функционирования систем ИИ необходимо учитывать, что жизненный цикл таких систем состоит из стадии внедрения и сопровождения. Внедрение заключается в привязке системы к реальной рабочей среде, обучении пользователей работе, организации работ по внедрению. Кроме того, необходимо обеспечить мотивацию персонала, т.к. период внедрения связан с возрастанием нагрузки на персонал в связи с заполнением БД за несколько лет. Стадию внедрения можно считать законченной, когда изменится характер труда

пользователя, и система ИИ будет восприниматься как необходимый рабочий инструмент.

Для оптимизации внедрения специалисты Татэнерго осуществили ряд мероприятий:

- в начале внедрения был проведен 2-х дневный семинар по обучению работе с системой и ее установке для инженеров-испытателей, инженеров-химиков, специалистов АСУ всех сетевых предприятий;

- назначен работник (из персонала тех. службы), координирующий внесение оперативной информации и ответственный за ее передачу в управление;

- сформированы единые по энергосистеме сервисные справочники;

- разработан и внедрен регламент взаимодействия управления и филиалов по внедрению и эксплуатации ЭДИС, в котором содержатся правила по приему/передаче информации с указанием периодичности (конкретных чисел) отправки информации и ответственных лиц в филиалах;

- намечены промежуточные этапы по оценки заполняемости БД и сбору замечаний и пожеланий к разработчикам системы, результаты которых обсуждались по селектору с главными инженерами филиалов.

ЭДИС “Альбатрос” поставляется с заполненными сервисными справочниками, что позволяет начинать работу с системой сразу после установки на ПК. В процессе внедрения была оценена пригодность и полнота существующих справочников и дополнены справочники по типам вводов и трансформаторов.

Все эти мероприятия позволили закончить этап внедрения в достаточно короткий срок - 7 месяцев. К тому времени были внесены все паспорта по основному оборудованию и 50-70% данных по измерениям. У всех предприятий появился опыт, подтверждающий диагнозы ЭДИС результатами ремонтов и дополнительными видами обследования.

Существование стадии сопровождения систем ИИ обусловлено рядом причин.

Во-первых, БЗ - наиболее динамичный компонент и меняется в течение всего жизненного цикла. Постоянно обновляемая, дополняемая разработчиками база знаний - это квинтэссенция опыта специалистов многих энергосистем, научно-исследовательских организаций, производителей оборудования. При регулярном обновлении базы знаний систем ИИ в местах эксплуатации происходит рост квалификации специалистов за счет расширения кругозора и получения передового коллективного опыта работы.

Во-вторых, обобщив опыт внедрения ЭДИС в энергокомпаниях за 15 лет, мы убедились, насколько зависит эффективность использования

информационных технологий от человеческого фактора. Требования к пользователю таких систем, как ЭДИС, достаточно высоки:

- для специалистов первого уровня функционирования (сетевые предприятия) - это глубокое, всестороннее знание методов и средств диагностики, знание тонкостей измерений и основ планирования и экономики;

- для специалистов второго уровня функционирования (управление энергосистемы) - это аналитический склад ума, глубокое, всестороннее понимание как вопросов диагностики, так и вопросов менеджмента и экономики.

Для организации стадии сопровождения специалисты Татэнерго предложили следующее:

- ежегодное проведение семинаров по диагностике с целью знакомства с новыми тенденциями в диагностике, организации обмена опыта на реальных примерах, расширения кругозора по смежным профессиям;

- ежегодное обновление БЗ системы.

При переходе от стадии внедрения к стадии сопровождения был проведен второй семинар для пользователей ЭДИС: инженеров-испытателей и инженеров-химиков сетевых предприятий. В течение 2-х дней на реальных примерах вскрытого оборудования были рассмотрены приемы диагностирования с помощью системы (отечественный и зарубежный опыт), отрабатывались навыки составления и мониторинга годового плана эксплуатационных мероприятий. Кроме того, рассматривались вопросы применения возможностей системы по статистическому анализу парка оборудования, находящегося на контроле, и анализу затрат на эксплуатацию.

На сегодня уже имеется достаточный опыт эффективного применения ЭДИС "Альбатрос" в энергосистеме Татарстана по предотвращению повреждения оборудования путем выявления развивающихся дефектов (12 случаев за 2006-2007 г.г.). В табл. 2. приведено оборудование, выведенное в ремонт (для обследования или забракованное) на основании диагноза, сделанного ЭДИС, и результаты его вскрытия (обследования). Своевременный вывод оборудования в ремонт позволяет исключить убытки от недоотпуска электроэнергии потребителям и сократить затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования.

Таблица 2

Результаты использования ЭДИС в ОАО ”Татэнерго”

Характеристики объекта Диагнозы выданные ЭДИС Факты ремонтов и дополнительных обследований

3 АТ год выпуска: 1979 АОДЦТН -167000/500/220/35 Термический дефект высокотемпературный 600 градусов Короткозамкнутый контур в нижней консоли активной части, подгар бумажной изоляции первого полубандажа со стороны ВН

Т-2 год выпуска: 1975 ТМТН-6300/110/35/10 Разряды малой мощности в масле ЧР в области распушения отводов обмотки СН фаз В и С. Подтверждено измерениями ЧР.

Т-2 год выпуска: 1975 ТМН -6300/110/10 Горячая точка и незначительный перегрев Локальный нагрев (обугливание) обмотки РО из-за дефекта изоляции.

Т-1 год выпуска: 1981 ТДН-16000/110/ 6 ЧР. Дуговые процессы небольшой мощности в масле Обрыв цепи заземления, нарушение изоляции стяжных шпилек верхнего прессующего кольца

Т-1 год выпуска: 1988 ТРДН-63000/115/10/10 Возможно был намагничен сердечник. Размагнитить, повторить замер Размагнитили сердечник. Измерения холостого хода пришли в норму

Ввод год выпуска: 1981 ГБМТ/0-45-220/2000-У1 Искровые разряды по поверхности остова. Желтый налет

Ввод год выпуска: 1995 ГМТ ІІ-5-110/2000 УХЛ1 ЧР, слабый нагрев Осадок на внутренней поверхности нижней фарфоровой покрышки

Применение ЭДИС "Альбатрос" позволяет быстро и качественно проводить оценку технического состояния оборудования и достоверность самих измерений. Кроме того, ЭДИС, имея оценки естественного старения оборудования и

отслеживая развивающиеся в нем дефекты, помогает определить сроки и виды необходимых измерений и эксплуатационных мероприятий.

Таким образом, “в условиях постоянного дефицита средств на

реконструкцию, ремонт и техническое обслуживание, жестких требований по стабильной работе холдинга ОАО "Татэнерго" на оптовом рынке электроэнергии внедрение ЭДИС "Альбатрос" позволит сэкономить средства на эксплуатацию и повысить надежность работы маслонаполненного электротехнического оборудования “[8].

Выводы

Переход большинства энергосистем от системы планово-

предупредительных ремонтов на ремонт по техническому состоянию требует точной и своевременной диагностики оборудования. Диагностика является далеко нетривиальной задачей, требующей не только знаний и определенных психологических качеств от персонала, но и богатого практического опыта, поэтому системы ИИ, решающие задачи диагностики, должны рассматриваться как естественный и необходимый инструмент работы. Внедрение корпоративных информационных систем на базе экспертно-диагностических систем способствует обучению персонала и росту его дисциплинированности, сокращению времени на составление отчетов и анализ ситуации, повышает оперативность, надежность и качество принимаемых решений. С ростом интеллектуальности информационных систем повышается уровень обобщения информации, степень сложности решаемых задач, увеличивается отдача от их внедрения и влияние на работу предприятия в целом.

Для эффективного использования систем ИИ важно обеспечить мотивацию персонала. Мотивация персонала по внедрению и эксплуатации ЭДИС поддерживалась следующим: четко были определены функции персонала и уровни доступа к информации, закрепленные ролями; вниманием руководства к проведению работ, доступностью поддержки разработчиков, и, особенно, проведением семинаров, где разъяснялись цели внедрения, отрабатывались схемы максимального использования возможностей системы, рассматривались результаты диагностики и вскрытия оборудования.

Для успешного внедрения и сопровождения систем ИИ можно взять опыт ОАО "Татэнерго", где в настоящее время ЭДИС “Альбатрос” является необходимой составляющей менеджмента качества эксплуатации высоковольтного маслонаполненного оборудования.

Summary

Construction of corporate sistem with help by expert - diagnostic system for electrical equipment technical conditions evaluation “Albatross”, is expounded in this report. EDIS was worked out by the specialists of the Ural National Technical University and joint-stock company “Sverdlovenergo”. At present the system is applied at 25 energetic companies of Russia, Moldavia, Ukraine, and Latvia (over 80 enterprises). Problems of functional levels of the system and information traffic between them are given both with conditions of successful application and efficient usage of intelligent systems by experience “Tatenergo”.

Литература

1. Давиденко И.В. Информационные технологии в организации

диагностики силового электрооборудования на современном этапе // Производственно-технический, информационно-аналитический и учебно-

методический журнал «ЭЛЕКТРИКА». - 2004. - № 7.

2. Давиденко И.В. Улучшение технического обслуживания

энергооборудования за счет планирования действий персонала экспертнодиагностической системой / Сб. докладов "Методы и средства оценки состояния энергетического оборудования". - С-Пб.: ПЭИПК , 2006. - Вып. 30.

3. Давиденко И.В. Факторный анализ эксплуатационных мероприятий на основе экспертно-диагностической системы / Сб. докладов третьего специализированного научно-технического семинара “Современные методы и средства оценки технического состояния и продления сроков эксплуатации высоковольтного трансформаторного оборудования ” РАО “ЕС России”. - М.: 2003.

4. Граничные концентрации газов в масле трансформаторов тока типа ТФЗМ и трансформаторов напряжения типа НКФ / О.Н. Гречко, И.В. Давиденко, А.Ф. Курбатова и др. / Известия Академии Наук. Энергетика. - № 1. - 2007.

5. Давиденко И.В. Интеллектуальная база данных энергетического оборудования как часть информационно-аналитических, диагностических систем / Сб. докладов VIII симпозиума ЭЛЕКТРОТЕХНИКА 2010 “Перспективные виды электротехнического оборудования для передачи и распределения электроэнергии”. - М.: ТРАВЭК, ВЭИ. - 2005.

6. Давиденко И.В. Структура базы знаний экспертно-диагностической системы оценки технического состояния энергооборудования/ Вестник ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Проектирование и анализ радиотехнических и информационных систем: Серия радиотехническая. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. - № 18(48). - 2004.

7. РД 34.45-51.300-97 "Объем и нормы испытаний электрооборудования".

8. www.tatenergo.ru/nasha спсгта/2007-03 "Наша Энергия" - газета

энергетиков Татарстана.

Поступила 18.01.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.