Научная статья на тему 'Особенности организации инновационного обучения в школе'

Особенности организации инновационного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1759
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ / LEARNING PROCESS / ORGANIZATION OF LEARNING PROCESS / INNOVATIVE LESSON / TEACHER''S INNOVATIVE ACTIVITIES / NEW INFORMATION TECHNOLOGY / PROBLEM-BASED LEARNING / INDIVIDUAL DEVELOPMENT PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Афаг Асиф Кызы

В статье затрагивается тема организации инновационного обучения в школе, проводится сравнение традиционной и инновационной форм обучения. Основными чертами инновационного обучения признаны реализация содержания предметных куррикулумов с учетом индивидуальных особенностей учеников (составление индивидуальных планов развития), использование современных технологий обучения, проблемного и творческого методов. Описаны особенности инновационного обучения в различных формах организации образовательного процесса: в парах, в группах, в большой группе. Автором сформулированы требования, которые необходимы для разработки плана и проведения инновационного урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of innovative training at school

The article deals with organization of innovative education in schools, compares traditional and innovative forms of learning. The author believes that the main features of the innovative training is implementation of the content of subject curricula taking into account individual characteristics of students (preparation of individual development plans), use of modern teaching technologies, problem-based and creative learning. The paper describes the features of innovative training in various forms of educational process organization: in pairs, in groups, in a large group. The author formulates the requirements that are necessary for development of a lesson plan and conducting of an innovative lesson.

Текст научной работы на тему «Особенности организации инновационного обучения в школе»

УДК 373.1

Алиева Афаг Асиф кызы

докторант по программе доктора философии отдела «Куррикулум общего и внешкольного образования», заведующий отделом дополнительного образования Института проблем образования Азербайджанской Республики

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Aliyeva Afaq Asif

Doctoral student, Department for Curriculum of General and Pre-School Education, Head of Additional Education Department, Institute of Education Problems of the Azerbaijan Republic

THE SPECIFICS OF INNOVATIVE TRAINING AT SCHOOL

Аннотация:

В статье затрагивается тема организации инновационного обучения в школе, проводится сравнение традиционной и инновационной форм обучения. Основными чертами инновационного обучения признаны реализация содержания предметных куррикулумов с учетом индивидуальных особенностей учеников (составление индивидуальных планов развития), использование современных технологий обучения, проблемного и творческого методов. Описаны особенности инновационного обучения в различных формах организации образовательного процесса: в парах, в группах, в большой группе. Автором сформулированы требования, которые необходимы для разработки плана и проведения инновационного урока.

Ключевые слова:

процесс обучения, организация процесса обучения, инновационный урок, инновационная деятельность учителя, новые информационные технологии, проблемное обучение, индивидуальный план развития.

Summary:

The article deals with organization of innovative educa-tion in schools, compares traditional and innovative forms of learning. The author believes that the main features of the innovative training is implementation of the content of subject curricula taking into account individual characteristics of students (preparation of individual development plans), use of modern teaching technologies, problem-based and creative learning. The paper describes the features of innovative training in various forms of educational process organization: in pairs, in groups, in a large group. The author formulates the requirements that are necessary for development of a lesson plan and conducting of an innovative lesson.

Keywords:

learning process, organization of learning process, innovative lesson, teacher's innovative activities, new information technology, problem-based learning, individual development plan.

Существует множество мнений относительно интерпретации понятия «организация обучения». Организация процесса обучения является особой конструкцией, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения, методами, способами, средствами, видами деятельности учащихся. Под конструкцией обучения может подразумеваться процесс взаимной деятельности, общения учителя с участниками во время работы, проводимой над определенным учебным материалом. Что же понимается под словом «организация» в целом и в чем состоит суть педагогической трактовки этого термина?

Согласно Толковому словарю В. Даля, «организовать» или «организация» означает устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно [1]. Следующее определение представлено в «Философской энциклопедии»: «Организация - упорядочение, восстановление, систематизация определенного материального или духовного объекта, позиции расположения, взаимного соотношения частей какого-либо объекта» [2].

Целью организации обучения является обеспечение оптимального функционирования процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя [3].

Проведем сравнительный анализ инновационной и традиционной формы проведения

урока.

Организация традиционного обучения подразумевает построение конкретных форм, обеспечивающих соответствующие условия для учебного процесса учащихся под руководством учителя. Приведем один из примеров такой организации.

Учебное занятие начинается с чтения учениками параграфа учебника в контексте выполнения какого-либо задания, записи вопросов учащихся, возникающих в ходе чтения, фиксации непонятных суждений. Учитель, в свою очередь, собирает эти вопросы, классифицирует, отмечает их качество, смысл, содержательность.

Далее начинаются практические занятия - решение примеров, выполнение заданий, лабораторных работ. Здесь учитель оценивает знания учащихся. При этом он может привлекать на помощь слабым ученикам более сильных, создавая творческие группы, расширяя необходимые

в этом возрасте акты делового общения. На основании итогов практических занятий выставляются оценки. Ученики, не справившиеся с заданиями, внимательно прорабатывают материал изучаемой темы во внеурочное время вместе с учителем и сильными учениками.

В таком учебном занятии очень четко просматриваются формы организации учебной деятельности школьников. В обучении, организованном таким образом, только определенная часть школьников усваивает новые знания, представленные учителем. Усвоение навыков не планируется вообще. Эти недостатки, как правило, обусловлены недостаточно эффективными в данной ситуации функциями учителя, которые состоят только в даче ученику задания и проверке результата его выполнения, что в определенной мере ограничивает авторитет учителя. Ограничение сотрудничества обучающегося с другими учениками также является недостатком, который оказывает отрицательное воздействие на его социализацию, затрудняет процесс формирования умения работать в коллективе.

Организация инновационного обучения требует от учителя эффективной реализации содержания предметных куррикулумов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, с использованием современных технологий обучения, новых методов и средств.

Организация эффективного обучения, в зависимости от заданий и методов учебной работы, организуемой учителем, может иметь различные модификации и структуру.

Самой старой формой учебного процесса, берущей свои истоки в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее состояла в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. В современных условиях показательным примером непосредственных и индивидуальных связей учителя и ученика является репетиторство.

При применении предметных куррикулумов в индивидуальной организации обучения имеются различные подходы. Так, например, современный учитель инновационного типа должен разработать план индивидуального развития для учеников, обладающих особым талантом или требующих особой заботы, и на основании этого плана использовать предусмотренные для них вопросы и задания. Если ученик обладает особым талантом, умело подготовленные и направленные на развитие этого ученика задания и правильно организованная среда обучения будут стимулировать его формирование, развивать познавательные навыки и творчество. Среда обучения, наполненная проблемными ситуациями, разбудит в каждом учащемся мышление и рассуждение, что кардинально отличается от исторического индивидуального обучения, которое заключалось только в передаче знаний.

Индивидуализация ребенка в обучении, организованном в направлении развития и при эффективном использовании индивидуального подхода к выбору темпов развития учебной деятельности, наблюдение за каждым шагом ребенка во время решения конкретных задач, поддержка обучающегося в процессе получения им новых знаний, проведение необходимой коррекции в деятельности как ученика, так и учителя, адаптация учителя и ученика к ситуации, постоянно изменяемой ими, однако сохраняемой под контролем, - все вышеперечисленное можно отнести к преимуществам индивидуального подхода в процессе организации обучения, которые позволяют ученику исполнять роль активного исследователя, постоянно контролировать результаты, работать в оптимальное время и, естественно, достигать высоких показателей в обучении. Несомненно, в современных условиях в организации инновационного обучения применение индивидуальных подходов может производиться только при условии наличия у учителя высокой педагогической специализации и навыков.

Важный вклад в постановку ряда актуальных проблем управления классом внес выдающийся педагог Н.И. Пирогов. Он сформулировал требования, которые должны предъявляться к педагогу. На первый план выдвигаются требования профессионализма, педагогической компетентности, умения считаться с мнениями учеников, а не навязывать им свою точку зрения в приказном порядке [4].

Организация обучения в виде малых групп, проведение учителем занятий в группах детей с различным уровнем подготовки и интересов, привлечение различных точек зрения в исследование в направлении решения одной проблемы составляют суть данной формы. За счет этого учитель организует обучение, обеспечивая познавательную деятельность для каждого ребенка. При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, члена команды, приобретают опыт контактов с окружающей средой взрослых - в естественных деловых, производственных и социальных отношениях, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, оказываемая как учителем, так и сильными учащимися в своей группе и даже из других групп.

Содержание такой деятельности в первую очередь состоит из свободной и независимой работы учащихся, консультирования в процессе обучения с другими учащимися, создания системы заданий для отдельных групп учащихся, обучения навыкам путем распределения заданий между отдельными членами группы с учетом возможностей и рабочего темпа каждого учащегося в отдельности. Данная форма работы позволяет учителю уделять необходимое и достаточное внимание каждой группе, проводить оценивание через наблюдение, что в результате позволяет решать такие важные воспитательные вопросы, как формирование у школьников свободы, активности во время выполнения совместной работы, научение сотрудничеству с другими учащимися, формирование социальных качеств личности.

Правильно построенное обучение должно быть проблемным. Учитель должен сохранять в центре внимания интересы учащихся и запланировать проблемы, которые им предстоит решить. Подрастающее поколение после усвоения соответствующих навыков и преодоления проблемных ситуаций в процессе обучения в будущем не будет испытывать трудностей в решении проблем. Также значительную роль в образовательном процессе следует предоставить творчеству.

Задания и вопросы должны соответствовать уровню интересов и потребностей учащихся, чтобы обеспечить активность всех детей в процессе обучения - как в групповой форме, так и во время обсуждений всем коллективом. В противном случае, так же как и при традиционном обучении, основная часть детей останется в стороне от процесса обучения или привлеченные в обучение дети усвоят только элементарные знания по чтению, письму, счету.

Основа организации обучения в большой группе теоретически заложена еще несколько веков назад, и в настоящее время данная форма организации обучения подверглась значительной модификации и модернизации, составляя преимущество в мировых школах.

Во время организации обучения в большой группе работой учеников на уроке руководит учитель. Он, предварительно запланировав результаты обучения по своему предмету, сознательно создает проблемную ситуацию и привлекает внимание всей группы к решению этой проблемы.

Важны разработка четкого планирования, обеспечивающего последовательность и эффективность всего воспитательно-обучающего процесса и сохранение мотивации у детей; проведение исследования в рамках одного урока; коллективное обсуждение проблемы или проблем, возможность совместной деятельности детей в процессе коллективного поиска решения задач; постоянное положительное эмоциональное воздействие личности учителя на детей, их воспитание в процессе обучения; обучение с экономией времени, при котором учитель одновременно работает со многими учениками; создание условий для передачи духа творчества в образовательную деятельность школьников и одновременное обеспечение систематизации и последовательности в получении учащимися новых знаний.

Организация обучения в парах в настоящее время считается одной из наиболее эффективных форм работы. Успех организации работы учащихся в парах в первую очередь зависит от мастерства, сноровки и умения учителя. Учитель своими действиями выражает интерес к успеху как сильных, так и слабо успевающих учеников, поселяет в них чувство уверенности в успехе, уделяет внимание и оказывает поддержку слабым ученикам. Педагог должен направить исследование учеников в верном направлении, контролировать внутреннее сотрудничество различных пар, оценить взаимную деятельность учеников, особенности их поведения, наблюдая при этом за достижениями обучения. В данном случае учитель выступает в роли фасилитатора: регулирует динамичный рабочий темп, оказывает поддержку в решении проблемы нуждающимся в этом ученикам, помогает им включаться в активную деятельность.

Для развития ученика как личности важно, чтобы он выступал в роли центрального объекта процесса обучения. Обучение должно быть направлено на круг интересов, запросы, уровень знаний, возможности и способности ребенка. Учитель должен относиться к ученику как к личности, учитывать его индивидуальные особенности и уважать их.

Известный педагог XIX в. Н.Ф. Бунаков уделял большое внимание организации школьной жизни, созданию в учебном классе благоприятного психологического климата, сочетанию требовательности с уважением к личности ученика [5].

Под понятием «активное (интерактивное) обучение» понимается обучение, опирающееся на активную познавательную деятельность учеников и осуществляемое в условиях сотрудничества с другими участниками образовательного процесса. При применении новых технологий в обучении учитываются не только механическая память, но и такие важные факторы, как развитие мышления, позиция активного познания учеников, независимое приобретение знаний, создание соответствующих условий для исследования и познания, творческое применение знаний, умение сотрудничать с окружающими, независимость и свобода мышления. Отношения, возникающие внутри моделей «учитель - ученик», «учитель - родитель», «учитель - учитель» и др. и опираю-

щиеся на гуманистические и демократичные принципы, создают почву для приобретения учениками определенных знаний, умений и навыков, возможности для его интеллектуального развития, формирования моральных и духовных качеств. В таких условиях ученики больше думают, самостоятельно выполняют задания по обучению, становятся инициативными и смелыми. Главная цель - это переход от «школы памяти», задерживающей познавательную деятельность и общее развитие учащихся, к «школе мышления и познания» и в соответствии с этим построение современной модели общего образования.

В настоящее время основу новых разработанных куррикулумов составляют принципы направленности личности, направленности на требования и направленности на результат. Одним из основных направлений в политике многих государств мира сегодня признается воспитание творческой личности, самостоятельно развивающейся для общества. При этом новые технологии обеспечивают:

1) выявление способности творческого и независимого мышления у учеников,

2) увеличение их активности и интереса,

3) определение способности учеников самостоятельно приобретать знания,

4) проявление инициативности.

Задача обучения в процессе развития таких личностей состоит в осуществлении подачи знаний и умений ученикам при помощи новых методов. При этом важно, чтобы ученики самостоятельно собирали, анализировали, четко оценивали информацию, делали выводы.

В активном обучении учебная деятельность учеников состоит из активных (интерактивных) работ - индивидуальных, в виде пар, групп - под руководством учителя в указанном им направлении. Учитель сравнивает учебный материал, видит разницу или сходство, находит, меняет и применяет новый материал. Однако все это выполняется в рамках определенной программы, планирования, направленного на развитие. Главная цель состоит не в передаче ученикам знаний для развития их мышления в процессе обучения, а в создании условий для самостоятельного приобретения ими знаний. Одним словом, преимущество активного обучения в сравнении с традиционным состоит в том, что оно направляет ученика от приобретения знаний в неактивной форме к их усвоению в процессе активной деятельности, происходит равноправное сотрудничество «учитель - ученик». Интерактивность активного обучения формирует в учениках социальные способности и навыки, способствуют развитию у них принципов нормального общения.

Результаты исследований и анализа уроков показывают, что и для учеников, и для учителей урок и процесс обучения могут быть эффективными в том случае, если они будут новыми, интересными и отвечающими требованиям времени. Инновационный урок всегда актуален - он важен, необходим для современного времени.

Инновационный урок - это организованная с помощью новых технологий, формирующая способности, ценностно направленная, обеспечивающая сотрудничество для достижения общих целей форма обучения. На таком уроке учитель видит каждого ученика, использует его потенциал в максимальной степени. Эффективный урок представляет собой живое общение на основе взаимного доверия и уверенности в своих силах всех участников. Современный урок - это урок, проводимый при использовании ИКТ. Современный урок должен рассматриваться не вариативно, а как постоянно развивающаяся форма, сохраняющая при этом все присущие ей признаки. Основное направление этого развития выражается в том, что урок становится результатом творчества не только учителя, но и ученика. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, сознательного формирования знаний и умений, создания национальных и нравственных ценностей. Это должен быть урок, построенный с учетом интересов и уровня знаний учеников, организованный в развивающей обучающей среде, направленной на удовлетворение потребностей учеников, использующий активные учебные методы, где наглядные пособия сопровождают научную информацию, предполагающий самостоятельную работу учеников.

Для создания и проведения урока, описанного выше, должны соблюдаться следующие требования:

1. Должна существовать единая структура урока, определяющая его цели и содержание.

2. Урок должен строиться с учетом программных требований, стандартов, содержания, диагностики навыков и потребностей учеников, возможностей учителя, самооценки.

3. Урок должен иметь четкое направление обучения и отличительные признаки.

4. Урок должен быть направлен на получение конкретных результатов, развитие определенных способностей и формирование ценностей.

5. Уроку должны быть присущи рациональное построение и динамичность.

6. Новый материал по структуре и содержанию должен быть вариативным.

7. Знания и умения должны приобретаться путем выполнения творческих заданий в процессе самостоятельного поиска.

8. Основным аспектом урока должно быть обучение, направленное на развитие индивидуумов.

9. В соответствии с требованиями стандартов, реализация которых предусматривается учителем в процессе подготовки и проведения урока, должны формироваться необходимые знания и умения.

Подготовить и эффективно провести урок, описанный выше, представляется достаточно трудным, что требует крайне ответственного подхода к преподавательской деятельности. Сегодня учителю недостаточно только хорошо знать свой предмет: важными выступают также знание новых информационных технологий, умение готовить учащихся к самостоятельному принятию решений, прививать чувство ответственности за обучение.

Академик Российской академии образования, ученый Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения. Он подчеркивает: «В школе на уроке ребенок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким вниманием прислушиваются к его соображениям, какое уважение проявляют к его личности. Ему должны приносить радость общение с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы» [6].

Ребенку как общественному существу присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога - создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений, что возможно при проведении инновационного урока.

Ссылки:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. И-О. М., 2011. С. 571.

2. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1970. С. 160.

3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в общеобразовательной школе. М., 1989.

4. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985. 496 с.

5. Бунаков Н.Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за 30 лет. 3-е изд., знач. перераб. СПб., 1996. 231 с.

6. Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. Донецк, 2009.

References:

1. Dahl, V 2011, Explanatory Dictionary of Russian language, vol. 2, Moscow, p. 571.

2. Philosophical Encyclopedia 1970, vol. 4, Moscow, p. 160.

3. Moro, Mi, Bantova, MA & Beltyukova, GV 1989, Teaching children from the age of six in a secondary school, Moscow.

4. Pirogov, NI 1985, Selected pedagogical works, Moscow, 496 p.

5. Bunakov, NF 1996, Schooling: educational material to teachers researched congresses and courses for 30 years, 3rd ed., St. Petersburg, 231 p.

6. Amonashvili, SA 2009, To give a child a spark of knowledge, it is necessary to absorb the Sea Master of Light, Donetsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.