Научная статья на тему 'Особенности организации и развития производства в аэрокосмической отрасли'

Особенности организации и развития производства в аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ АВИАСТРОЕНИЯ / АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / THE DEVELOPMENT OF AVIATION / AEROSPACE ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилкин Р.А., Мисинева И.А.

Рассмотрены особенности организации производства в авиационной промышленности, обозначены проблемы и предложены направления возможного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF PRODUCTION IN THE AEROSPACE INDUSTRY

In this article attention is paid to the specific features of the production organization in the aviation industry, the research identifies the main problems and directions of possible development

Текст научной работы на тему «Особенности организации и развития производства в аэрокосмической отрасли»

Решетневские чтения. 2017

УДК 629.7.01

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В АЭРОКОСМИЧЕСКОИ ОТРАСЛИ

Р. А. Данилкин, И. А. Мисинева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: imisineva@mail.ru

Рассмотрены особенности организации производства в авиационной промышленности, обозначены проблемы и предложены направления возможного развития.

Ключевые слова: развитие авиастроения, авиакосмическая промышленность.

SPECIFIC FEATURES OF ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF PRODUCTION

IN THE AEROSPACE INDUSTRY

R. A. Danilkin, I. A. Misineva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: imisineva@mail.ru

In this article attention is paid to the specific features of the production organization in the aviation industry, the research identifies the main problems and directions of possible development.

Keywords: the development of aviation, aerospace engineering.

В условиях современного глобального мира авиастроение является одной из наиболее крупных и значимых отраслей мировой экономики и машиностроения, в частности. Результаты практически всех отраслей машиностроения используются в авиастроительном производстве. Все новшества науки и передовых технологий быстро находят широкое применение в данной отрасли. И это является особенностью развития авиастроительного производства.

Экономика любого государства всегда нуждалась и в будущем будет нуждаться в современном транспорте для целей обеспечения потоков грузоперевозок и пассажироперевозок. На данный момент авиационный транспорт является самым быстрым, удобным, безопасным видом транспорта, позволяющим организовать связь с самыми отдаленными территориями страны. Но не каждое государство может позволить себе иметь собственное авиационное производство. Среди причин могут быть названы различные, включая такие как недостаточный уровень развития экономики страны в целом, уровень развития отрасли машиностроения, в частности, недостаточный уровень квалификации кадров, обеспечение которого требует выстраивания определенной траектории, включающей этап практической отработки навыков на конкретных предприятиях и др. Летательные аппараты являются сложной и наукоемкой продукцией. Для создания таких аппаратов необходимы специальные научно-технические знания. Эксперты отмечают, что для накопления таких знаний требуется большие объемы экспериментальных работ, специального оборудования и квалифицированный персонал [1].

Существующие классификации предполагают следующий состав производств авиакосмической отрасли: производство летательных аппаратов, производство бортового оборудования, агрегатов, двигателе-строение, производство авиационного вооружения и авиационных средств спасения, производство съемного оборудования летательных аппаратов - кассет, бункеров, баков, лебедок и другого оборудования, производство наземного оборудования для наземного обслуживания, средств аэродромно-технического обеспечения, контрольно-проверочную аппаратуру, контрольно-измерительные приборы общего применения, инструмент и приспособления [2]. Другая классификация производств авиакосмической промышленности включает в себя несколько отраслей, в зависимости от назначения готовой продукции:

1) авиастроение гражданской техники - отрасль, отвечающая за производство, разработку и ремонт авиационной техники гражданского назначения. К ним относят пассажирское и транспортное авиастроение;

2) авиастроение военной техники - отрасль, производящая пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, для выполнения военных задач;

3) авиастроение техники двойного назначения -отрасль, производящая авиационную технику, которая используется в целях обеспечения потребностей граждан, безопасности общества и государства, а также для обеспечения разнообразных потребностей народного хозяйства [3-4].

Выполненное изучение развития отрасли позволило выделить ряд существующих проблем в авиацион-

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

ной промышленности. Среди основных проблем отрасли можно назвать существующие схемы финансирования и подготовки профессиональных кадров.

В качестве решения вопросов подготовки кадров, соответствующим современным и перспективным требованиям развития отрасли, можно предложить формирование специальной кадровой политики государства. Сложность и растущие объемы производства требуют значительных финансовых вложений. И, как правило, ни одна компания в мире не в состоянии осилить такое финансирование самостоятельно. Поэтому развитие авиационной промышленности требует активного государственного участия в различных вопросах, включая вопросы финансирования, формирования государственного заказа на производство, подготовку кадров и ряда других. Так же в ряду особенностей, характерных для отрасли авиастроения, находятся большая длительность производственного цикла и позаказный характер организации производственного процесса. Высокая капиталоемкость программ разработки, производства и послепродажного обслуживания также формируют особые требования к финансированию авиационной промышленности. Главные направления вкладывания средств, где проявляются сложности обеспечения финансирования, отмечены на стадии разработки техники, которая включает затраты на проектирование, изготовление опытных машин, проведение испытаний, проведение научных исследований.

Анализ современной ситуации в российской авиастроительной и космической отраслях также показал присутствие последствий международных экономических санкций, по отношению к России, со стороны правительств ряда государств [5; 6]. При этом отмечено также и продолжение сотрудничества со стороны реальных производителей из Франции, Германии и ряда других стран в вопросах организации совместного решения вопросов в области транспортного авиастроения, несмотря на существующие государственные запреты в данных странах.

Выполненное исследование позволяет заключить, что авиастроение в современных условиях является одной из наиболее перспективных, прогрессивных отраслей машиностроения. Авиастроительным предприятиям необходима поддержка и реализация различных форм участия со стороны правительств стран, частных инвесторов, участие в международных схемах, союзах, способных финансировать данную отрасль и предлагать различные варианты участия в развитии.

Библиографические ссылки

1. Бодрунов С. Д., Дмитриев О. Н., Ковальков Ю. А. Авиационно-промышленный комплекс России на рубеже ХХ1 века. Проблемы эффективного управления. В 2 ч. Ч. 1. М. : Аэрокосмическое оборудование, 2014. 552 с.

2. Бодрунов С. Д., Ковальков Ю.А. Экономика и организация авиастроения в России. М. : Аэрокосмическое оборудование, 2015. 304 с.

3. Володин С. В. Стратегическое управление проектами. На примере аэрокосмической отрасли. М. : Ленанд, 2014. 152 с.

4. Володин С. В. Управление сроками, стоимостью и результатами наукоемких программ. На примере аэрокосмической отрасли. М. : Ленанд, 2015. 176 с.

5. Курицына В. В. Объекты аэрокосмического производства. М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 180 с.

6. Мисинева И. А. Развитие инновационных процессов в высокотехнологичных компаниях : Решетневские чтения : материалы XV Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генер. конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетнева (10-12 ноябр. 2011, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2011. Ч. 2. С. 785-786.

References

1. Bodrunov S. D., Dmitriev O. N., Kovalkov Yu. А. Aviation-industrial complex of Russia at the turn of the twenty-first century. The problem of effective management. In 2 parts. Part 1. M. : Aerospace equipment, 2014. 552 p.

2. Bodrunov S. D., Kovalkov J. A. Economics and organization of aircraft industry in Russia. M. : Aerospace equipment, 2015. 304 p.

3. Volodin S. V. Strategic management of projects. On the example of the aerospace industry. M. : Lenand, 2014. 152 p.

4. Volodin S. V. managing the timing, cost and results of knowledge-based programs. On the example of the aerospace industry. M. : Lenand, 2015. 176 p.

5. Kuritsyn V. V. the Objects of aerospace production. M. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 180 p.

6. Misineva I. A. ^e Development of innovation processes in high tech companies // Resetdevice reading : proceedings of the XV Intern. scientific. Conf. internat. memory generators. designer of missiles.-space. systems Acad. M. F. Reshetnev (10-12 Nov., 2011, Krasnoyarsk) : 2 CH. / under the General editorship of Y. Y. Loginov ; Sib. state aerocosmic. univ. of Illinois. Krasnoyarsk, 2011. Part 2. P. 785-786.

© Данилкин Р. А., Мисинева И. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.