Научная статья на тему 'Особенности организации и осуществления профессиональной деятельности молодого преподавателя'

Особенности организации и осуществления профессиональной деятельности молодого преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЗАТРУДНЕНИЯ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО И ПАРТНЕРСТВО / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHER / TEACHING / YOUNG TEACHER / SOCIAL AND PROFESSIONAL STATUS / PROFESSIONAL IDENTITY / DIFFICULTIES OF YOUNG TEACHERS / COOPERATION AND PARTNERSHIP / REFLECTIVE ANALYSIS / PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNG TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахаров А. С.

Определена специфика и особенности социально-профессионального положения молодого преподавателя. Выявлены факторы, обусловливающие отток молодых преподавателей их образовательных учреждений. Показаны направления и педагогические меры, способствующие повышению мотивации молодых преподавателей к педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF A YOUNG TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY

The specifics and peculiarities of social and professional status of a young teacher are determined. Factors, which determine the outflow of young teachers from educational institutions, are revealed. Directions and pedagogical measures to provide the increasing of motivation of young teachers to pedagogical activity are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и осуществления профессиональной деятельности молодого преподавателя»

- осуществлять комплексную профориентационную работу с учащимися образовательных учреждений.

В рамках сетевого взаимодействия в учебных планах школ предполагается выделить 2- 3 часа в неделю на предпрофиль-ную подготовку (в зависимости от 5-ти или 6-дневной рабочей недели). Все часы концентрируются воедино. Определенное количество часов используется для преподавания сетевых элективных курсов на базе «ресурсных центров» (общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования).

Организация преподавания элективных курсов в «ресурсных центрах» предполагает предварительное анкетирование учащихся с целью выявления их образовательных запросов; формирование учебных групп вне зависимости от принадлежности к той или иной школе. При этом учащиеся имеют право свободного выбора элективного курса; свободного перехода с одного элективного курса на другой. Критерии формирования групп таковы: свобода выбора; наполняемость групп (при большом спросе на некоторые элективные курсы максимальная наполняемость 20- 25 человек, кроме информатики - 10 человек и иностранного языка 10- 15 человек); количество предлагаемых элективных курсов должно превышать рационально необходимое их количество. К преподаванию элективных курсов допускаются педагоги, являющиеся разработчиками образовательных программ элективных

Библиографический список

курсов. Элективные образовательные программы допускаются к реализации после независимой экспертизы, которая организуется в рамках муниципального и регионального конкурса программ и учебных материалов элективных курсов.

По существу, сетевое взаимодействие образовательных учреждений заключается в их совместной деятельности, обеспечивающей учащихся старших классов возможностью осваивать образовательные программы элективных курсов в ресурсных центрах, которые располагаются на базе нескольких учреждений общего и профессионального образования.

Таким образом, успешное профессиональное самоопределение учащихся старших классов предполагает создание специальных способов поддержки. В качестве таких способов нами рассматриваются: обучение по индивидуальному учебному плану, сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Выделенные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении могут дать эффект только при наличии достаточного количества времени, так как весь период профессионального самоопределения учащихся сопровождается подъемами и спадами настроения, колебаниями в выборе и изменчивостью мотивации. Именно поэтому жизненно необходима постоянная педагогическая поддержка учащихся в их профессиональном самоопределении.

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / под общ. ред. А.В. Толстых. - М., 2006.

3. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

4. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.

5. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д., 2001.

6. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2006.

7. Ерыкова, В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

8. Кулешова, Г.М. Содержание и организация индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

9. Адамский, А.И. Модель сетевого взаимодействия [Э/р]. - Р/д: upr.1september.ru/2002/04/2.htm Bibliography

1. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2. Ehrikson, Eh.G. Identichnostj: yunostj i krizis: ucheb. posobie / pod obth. red. A.V. Tolstihkh. - M., 2006.

3. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. - M., 1989.

4. Kon, I.S. Psikhologiya starsheklassnika. - M., 1982.

5. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya i pedagogika dlya tekhnicheskikh vuzov. - Rostov n/D., 2001.

6. Aleksandrova, E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individualjnihkh obrazovateljnihkh traektoriyj: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tyumenj, 2006.

7. Erihkova, V.G. Formirovanie individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii podgotovki bakalavrov informatiki: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.

8. Kuleshova, G.M. Soderzhanie i organizaciya individualjnoyj deyateljnosti uchenika v distancionnom obuchenii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.

9. Adamskiyj, A.I. Modelj setevogo vzaimodeyjstviya [Eh/r]. - R/d: upr.1september.ru/2002/04/2.htm

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 378.4

Kaharov AS. PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF A YOUNG TEACHER'S PROFESSIONAL

ACTIVITY The specifics and peculiarities of social and professional status of a young teacher are determined. Factors, which determine the outflow of young teachers from educational institutions, are revealed. Directions and pedagogical measures to provide the increasing of motivation of young teachers to pedagogical activity are shown.

Key words: educational institution, teacher, teaching, young teacher, social and professional status, professional identity, difficulties of young teachers, cooperation and partnership, reflective analysis, pedagogical support of young teachers.

А.С. Кахаров, ст. преп. Чеченского института повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: metod-08@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Определена специфика и особенности социально-профессионального положения молодого преподавателя. Выявлены факторы, обусловливающие отток молодых преподавателей их образовательных учреждений. Показаны направления и педагогические меры, способствующие повышению мотивации молодых преподавателей к педагогической деятельности.

Ключевые слова: образовательное учреждение, преподаватель, преподавательская деятельность, молодой преподаватель, социально-профессиональный статус, профессиональная идентичность, затруднения молодых преподавателей, сотрудничество и партнерство, рефлексивный анализ, педагогическая поддержка молодых преподавателей.

Практика показывает, что профессия преподавателя из одной из самых престижных и достойно оплачиваемых в последние десятилетия оказалась на периферии социальных интересов. С каждым годом все меньше и меньше молодых людей проявляют желание заниматься преподавательской деятельностью в образовательном учреждении. Эта устойчивая тенденция сопровождается качественными изменениями в преподавательском корпусе. В частности, осуществляется старение преподавательского корпуса. По оценкам ряда специалистов, увеличивается доля преподавателей пенсионного возраста. Доля же работников со стажем до 5- 7 лет все последние годы неуклонно снижается практически во всех регионах страны. Кроме того, продолжается отток преподавательских кадров из сферы образования. Это привело к тому, что, по словам Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, «ряд достижений в образовании мы уже потеряли». И эти потери обусловлены, прежде всего, снижением в обществе престижа преподавательской профессии, отсутствием в образовательных учреждениях возможностей и стимулов для профессиональной самореализации педагогических кадров, слабой включенностью преподавателей в научно-педагогическую работу.

Ситуация усугубляется еще и тем, что у многих выпускников профессиональных образовательных учреждений, получивших качественную профессиональную подготовку, отсутствует выраженное намерение связать свою профессиональную деятельность с работой в качестве преподавателя, поскольку они не видят в преподавательской деятельности перспектив для карьерного роста и самореализации в профессиональной и научной сфере. Нередки случаи, когда выпускники вузов, поработав в качестве преподавателя, уходят из образовательного учреждения, не увидев здесь возможности для развития своих профессиональных способностей. И те, и другие, как правило, пополняют ряды малого и среднего бизнеса, тем самым, внося «вклад» в ослабление позиций современной системы образования. Это обстоятельство обусловливает необходимость определиться с особенностями организации и осуществления профессиональной деятельности молодого преподавателя. На наш взгляд, учет этих особенностей в практике работы с молодыми преподавателями будет способствовать повышению их мотивации к преподавательской деятельности и, как следствие, укреплению их направленности на преподавательскую деятельность.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что вопросы организации и осуществления профессиональной деятельности молодого (начинающего) преподавателя в научной литературе отражены кране недостаточно. Отдельные стороны вопроса получили разработку в исследованиях Е.В. Герасимовой, Т.Б. Гершкович, Ч.И. Ильдархановой, С.И. Маслакова, Т.И. Новожиловой, Е.В. Тучиной, В.Б. Чупиной, А.А. Яшиной и др.

Однако, прежде всего, важно определиться с сущностью феномена «преподаватель». Личность преподавателя и его профессиональная деятельность всегда привлекала внимание ученых различных областей научного знания (психология, педагогика, культурология, социология). Соответствующий интерес был обусловлен тем, что преподавателю принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента (учащегося) в ходе профессиональной (общеобразовательной) подготовки; именно от преподавателей в решающей степени зависят организация деятельности и возможности самореализации субъектов образовательного процесса. Подтверждением тому является тот факт, что на страницах ведущих научно-педагогических журналов («Высшее образование в России», «Дополнительное профессиональное образование», «Профессиональное образование» и т.п.) постоянно обсуждаются различные аспекты проблемы подготовки преподавателя нового типа, способного гибко адаптироваться к меняющимся условиям профессионально-педагогической деятельности, готового к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и «Русском толковом словаре» В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной преподаватель определяется как «работник средней или высшей школы, преподающий какой-нибудь предмет» [1, с. 573; 2, с. 565].

Аналогическое определение дается в «Большой современной энциклопедии» по педагогике (сост. Е.С. Рапацевич). Там лишь добавляется, что преподаватель осуществляет еще и воспитательную работу. Кроме того, акцентируется внимание на том, что в общеобразовательной школе преподаватель имеет особое название - «учитель» [3, с. 460].

В «Большом толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова слово «преподаватель» определяется как «человек, профес-

сионально занимающийся преподаванием чего-нибудь, преимущественно в учебных заведениях (учитель, профессор и т.п.)» [4, с. 591]. В этом определении, как нетрудно заметить, отсутствует ограничение, связанное с работой в средней или высшей профессиональной школе. Преподавателем, согласно Д.Н. Ушакову, можно считать и учителя общеобразовательной школы.

«Словарь по образованию и педагогике» В.М. Полонского предлагает следующее определение: «преподаватель - педагогический работник, в задачи которого входят: обучение учащихся и студентов на высоком научном и методическом уровне, индивидуальные занятия с обучающимися, организация и контроль их самостоятельной работы» [5, с. 113].

Развернутое определение мы находим в «Педагогической энциклопедии» (издание «Советская энциклопедия» от 1966 г.). Преподаватель здесь рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле преподаватель - «работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, преподающий какой-либо учебный предмет»; в узком смысле, преподаватель - это «штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях». И далее: «Педагогическую работу в вузах ведут профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели ...». «В вузах и средних специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов» [цит. по 6, с. 68].

Обобщающую характеристику преподавателя высшей школы мы находим у З.Ф. Есаревой. «Преподаватель, - отмечает она, - это научный работник, который овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства преподавания, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни» [7, с. 51].

Итак, можно сделать вывод о том, что деятельность преподавателя специфична в силу ее полифункциональности, предполагает грамотную и эффективную реализацию многочисленных профессиональных функций. Она относится к числу профессий, требующих от работника целого ряда качеств. Он должен знать преподаваемый предмет, развивать в себе широкие познавательные интересы и высокие познавательные потребности; совершенствовать гибкость, глубину, критичность и самостоятельность мышления; формировать ориентацию на общечеловеческие ценности и т.д. Преподаватель должен быть организованным и доброжелательным во взаимодействии со студентами; иметь инициативный и ответственный подход в работе.

Представление об особенностях профессиональной деятельности молодого преподавателя может быть получено в результате обращения к исследованиям Н.Б. Букаевой, В.И. Вагановой, В.П. Косырева и др. Ценными здесь могут оказаться работы в области качества труда преподавателя, оценки уровня его профессионализма (Б.С. Алишева, Л.А. Болдин, Л.Ю. Бондаренко, А.Л. Бусыгина, С.Г. Вершиловский, М.Е. Добрускин, З.Ф. Есаре-ва, Э.А. Захарян, Н.Н. Лобанова, А.Н. Маркова, В.В. Скворцов, М.Н. Стриханов и др.). Также следует руководствоваться исследованиями, в которых раскрываются различные стороны профессионально-личностного становления и развития педагога (Н.В. Корепанова, А.В. Коржуев, Л.А. Корнилова, Э.А. Захарян, А.Н. Маркова, Г.С. Сухобская и др.).

В результате проведенного анализа было установлено, что категория молодых преподавателей является достаточно разнородной. В ряде исследований в качестве значимых параметров, позволяющих дифференцировать категорию молодых преподавателей, называются возраст, специфика преподаваемых дисциплин, наличие стажа деятельности и базового педагогического образования. Так, например, выделяются две возрастные группы молодых преподавателей: от 21 до 26 лет и от 27 до 35 лет [8]. В некоторых исследованиях к молодым преподавателям относят аспирантов и соискателей, не имеющих ученой степени, а также значительного опыта преподавательской работы [9].

А.А. Яшина исследует характерные особенности профессиональной идентичности молодого преподавателя. К ним она относит следующие психологические проявления: молодого преподавателя не отпускает студенческая среда; он осуществляет попытки экспериментирования в работе и, в силу этого, сам становится объектом экспериментирования студентов; молодой преподаватель испытывает трудности с подбором и презентацией учебного материала; индивидуальность молодого преподавателя проявляется для студентов ярче, чем индивидуальность бо-

лее опытных преподавателей, поскольку молодой преподаватель более открыт; при этом у него нет опыта, нет стратегий поведения в типичных и нетипичных ситуациях [9, с. 22].

Е.В. Герасимова исследует пути повышения эффективности методической подготовки молодых преподавателей. Она обосновывает следующие положения: результаты формирования методических умений и навыков начинающих преподавателей зависят от организации и содержания методических мероприятий; большинство начинающих преподавателей стараются сначала найти собственное решение возникшей проблемы и обращаются к более опытным коллегам или руководству только после неудачи; различные затруднения в педагогической деятельности начинающих преподавателей разрешаются путем проб и ошибок; в процессе освоения педагогической деятельности происходит неоднократная переоценка многих личностных убеждений, установок и ценностей начинающего преподавателя [10, с. 16].

Затруднения молодых преподавателей в ходе организации учебного диалога исследует Е.В. Тучина. Учебный диалог, по ее мнению, признается ведущей формой педагогического общения. Она отмечает, что затруднения молодого преподавателя в организации учебного диалога проявляются в виде отказа от использования на занятиях различных организационных форм, свойственных диалоговой технологии обучения (дискуссия, дебаты, диспут и др.), что затрудняет его переход с авторитарной позиции на позиции личностно ориентированного обучения [11, с. 11].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые преподаватели характеризуются неустойчивостью профессиональной позиции, пограничным характером профессионального статуса. Иными словами, молодой преподаватель занимает маргинальное положение в социальной структуре образовательного учреждения, что собственно и подразумевает двойную идентификацию и сопровождается переживанием отсутствия социальной принадлежности.

ности рефлексивного анализа; оказание молодому преподавателю педагогической поддержки со стороны более опытных коллег.

Рассмотрение позитивной «Я-концепции» в качестве движущей силы повышения мотивации молодых преподавателей к педагогической деятельности эффективно только в тому случае, когда соответствующая «Я-концепция» характеризуется четким и ясным осознанием молодым преподавателем своих сильных и слабых сторон, наличием установки на развитие собственных рефлексивных способностей. Важно также исходить из того, что «Я-концепция» характеризуется способностью молодого преподавателя познавать свое несовершенство и быть открытым для изменений.

Направленность на формирование позиции сотрудничества и партнерства предполагает поддержание отношения взаимного доверия, доброжелательного отношения к каждому субъекту образовательных отношений. Вообще же партнерство предполагает вполне определенную форму отношений, возникающих в процессе деятельности по достижению общих целей. В тех случаях, когда цели взаимодействующих субъектов не совпадают (различны или противоположны), то речь ведется о компромиссе, об общественном согласии, о достижении консенсуса. Как инструмент профессионального взаимодействия в педагогической среде партнерство позволяет молодым преподавателям не только свободно выражать свои профессиональные интересы, но и находить педагогически обоснованные способы их реализации в процессе деятельности.

Эффективное становление профессиональной позиции молодого преподавателя в значительной степени зависит от того, в какой мере у него сформированы умения рефлексивного анализа профессиональной деятельности. Предполагается, что данное умение должно осуществляться на всех этапах деятельности молодого преподавателя, начиная от этапа ее проектирования до оценки результатов.

Наконец, важное место в системе совершенствования на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.