КОНСТИТУЦИОННЫЕ суды в МИРЕ
Особенности организации и функционирования Конституционного суда Боснии и Герцеговины*
Алексей Антонов
В статье приводится подробное описание организации, структуры и порядка судопроизводства Конституционного суда Боснии и Герцеговины. Одной из особенностей суда является порядок формирования - присутствие в составе иностранных судей, назначаемых Председателем Европейского Суда по правам человека. Это позволяет Суду преодолеть этническую поляризацию голосов национальных судей. В качестве другой важной особенности выделяется прямое действие Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней. Основывая свою деятельность на имплементации стандартов Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституционный суд устанавливает минимальные стандарты защиты прав всех граждан и часто вступает в конфронтацию с национальными судами. В заключении делается вывод о значительной роли Суда в укреплении законности в государстве и защите прав человека в Боснии и Герцеговине.
^ Конституционный суд Боснии и Герцеговины; конституционное судопроизводство; защита прав человека
Введение
15 февраля 2014 года исполнилось 50 лет Конституционному суду Боснии и Герцеговины (далее — Конституционный суд, Суд)1. Юбилейная дата дает повод обратиться к истории создания, особенностям формирования и функционирования этого Суда — высшего судебного органа конституционного контроля государства.
Государство Босния и Герцеговина, ранее входившее в качестве составной части в Социалистическую Федеративную Республику Югославию (далее — СФРЮ), было создано в 1991 году и получило международное признание после проведения 29 февраля 1992 года общенационального референдума. Однако его развитию помешал военный конфликт, вспыхнувший между боснийцами, хорватами и сербами. Только после окончания граждан-
* Автор выражает благодарность Е. А. Бушеву за помощь в переводах и подготовке статьи.
ской войны в 1995 году началось реальное конституционное строительство. В его основу положено Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (далее — Дейтон-ские мирные соглашения)2. Как отмечают некоторые исследователи, Босния и Герцеговина является искусственным государственным образованием, созданным не без участия иностранных государств и их объединений — НАТО и Европейского Союза3. В первые годы высказывались сомнения в возможности его длительного функционирования4, однако грядущий 20-летний юбилей Дейтонских мирных соглашений доказывает, что мирное разрешение вооруженного конфликта, поиск компромисса и создание действующих механизмов государственной власти возможны под контролем международного сообщества. Особенности создания Боснии и Герцеговины отразились на механизме формирования высших государственных органов, в том числе Конституционного суда.
СФРЮ была единственным социалистическим государством с системой конституци-
онных судов. В соответствии с федеративной структурой Югославии в стране существовал федеральный Конституционный суд; шесть республик, а также автономные края Косово и Воеводина имели свои собственные конституционные суды.
В то время компетенция Конституционного суда Республики Боснии и Герцеговины заключалась, преимущественно, в абстрактном нормоконтроле. Так, он принимал решения о соответствии законов республики Конституции Боснии и Герцеговины, о конституционности и законности принятия иных нормативных правовых актов, а также актов органов самоуправления. Суд мог привлекаться для разрешения споров между Республикой и другими административно-территориальными образованиями. Вопросы организации, компетенции и судопроизводства регулировал закон о Конституционном суде.
Правовые основы деятельности Конституционного суда Боснии и Герцеговины
Современный Конституционный суд был создан в 1997 году. Конституция Боснии и Герцеговины (Приложение 4 к Дейтонским мирным соглашениям)5, которая вступила в силу 14 декабря 1995 года, устанавливает правовые основы организации и функционирования Конституционного суда.
В преамбуле Конституции Боснии и Герцеговины сформулированы основные правовые принципы, такие как уважение достоинства, свободы и равенства людей, стремление к миру, справедливости, терпимости и примирению, а также уважение демократических государственных институтов и справедливых процедур, которые в совокупности обеспечивают мирные отношения в плюралистическом обществе.
Статья II Конституции содержит обширный перечень прав человека и основных свобод и устанавливает, что права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Европейская Конвенция) и протоколах к ней, имеют прямое действие в Боснии и Герцеговине и преимущественную юридическую силу относительно всех других норм права.
Место Конституционного суда в правовой системе определено в статье VI Конституции,
которая закрепляет его компетенцию, организационную структуру и правила судопроизводства, а также устанавливает окончательный и обязательный характер его решений6.
Суд был учрежден после выборов и назначений судей в мае 1997 года, когда было проведено первое заседание Конституционного суда. Основной повесткой первого заседания было принятие основных положений судопроизводства, без которых Суд не мог функционировать. Правила судопроизводства были приняты на заседании Суда 29 июля 1997 года.
23 июля 2005 года Конституционный суд утвердил свой постоянный Регламент7.
Следует заметить, что в Конституции страны отсутствует раздел «Судебная власть» и, более того, нет упоминания о создаваемых в соответствии с Конституцией судах, кроме Конституционного суда. Суд Боснии и Герцеговины — высший судебный орган государства, рассматривающий уголовные и гражданские дела, был учрежден только в 2002 году8. Таким образом, единственным представителем судебной власти, упомянутым в Конституции, является Конституционный суд.
В теории конституционного права высказываются различные мнения относительно правовой сути органов конституционного контроля. Ряд исследователей, к примеру Ж. И. Овсепян, считают, что в свете принципа разделения властей конституционные суды следует отнести к судебной власти независимо от того, где они помещены в тексте конституции9. По мнению же А. А. Клишаса10, орган конституционного контроля носит, по существу, квазисудебный характер, даже если судебный процесс в нем максимально приближен к традиционным процедурам судопроизводства в учреждениях общей юрисдикции.
Подобные высказывания отражают суть специализированных органов конституционного контроля, которые, несмотря на различия в наименовании и используемых процедурах, представляют собой конституционные органы, лишь внешне напоминающие суд11.
Принимая во внимание компетенцию Конституционного суда и наличие у него судебных функций, а именно возможности нижестоящих судов обращаться к нему с преюдициальным запросом и права апелляционного пересмотра решений любого суда, в которых затрагиваются положения Конституции, его
можно отнести к судебной власти. Однако особые полномочия Суда, специальный порядок его формирования и процедуры не позволяют сделать вывод о его встроенности в судебную вертикаль. Подобного взгляда придерживается и О. В. Мильчакова12.
В состав государства Босния и Герцеговина входит несколько субъектов: Федерация Босния и Герцеговина и Республика Сербская, а также округ Брчко. В каждом из субъектов имеется свой конституционный суд. В округе Брчко эту функцию выполняет Апелляционный суд. Как следует из Конституции Федерации Боснии и Герцеговины13 и Конституции Республики Сербской14, задачей указанных конституционных судов является проверка законов субъектов на соответствие конституциям этих субъектов. То есть наблюдается картина, схожая с региональной конституционной юстицией в Российской Федерации. Две системы конституционного правосудия действуют автономно: не находятся в иерархической подчиненности и имеют свою собственную компетенцию.
Организационная структура
Согласно статье VI (1) Конституции, в состав Конституционного суда входят девять членов. Четыре члена выбираются Палатой представителей Федерации Боснии и Герцеговины, два члена — Ассамблеей Республики Сербской, и три члена назначаются Председателем Европейского Суда по правам человека (далее — Европейский Суд) после проведения консультаций с Президиумом15.
Специальных квалификационных требований к кандидату на должность судьи Конституция не предусматривает, однако установлено, что судьи должны представлять собой «видных юристов с высокими моральными качествами». Что касается судей, отбираемых Председателем Европейского Суда, то они не должны быть гражданами Боснии и Герцеговины или любого близлежащего государства. В настоящее время судьями, избранными по квоте Председателя Европейского Суда являются: Тудор Панцыру, Констанс Грев и Маргарита Цаца-Николовска. Такой способ формирования суда представлял собой компромисс, предназначенный для разрешения противоречий между сторонами конфликта. Вышеуказанные судьи имеют большой
опыт работы судьями как в национальных, так и в международных судах. Двое из них — Тудор Панцыру и Маргарита Цаца-Николовска — имеют большой опыт работы судьями в Молдавии и Македонии соответственно и были судьями Европейского Суда. Констанс Грев — профессор, признанный авторитет в области конституционного права. Из ранее занимавших пост судей по квоте Председателя Европейского Суда можно отметить таких известных юристов, как Ханс Данелиус, бывший судья Верховного суда Швеции и бывший член Европейской комиссии по правам человека; Луи Фаворо, профессор Университета Экс-Марсель III и один из виднейших ученых-конституционалистов Франции; Джозеф Марко, профессор Университета Граца; профессор Давид Фельдман и профессор Дидье Мос. Зарубежные исследователи отмечают, что присутствие иностранных судей в составе Конституционного суда оказало положительное влияние на развитие конституционного правосудия не только тем, что сделало возможным передачу опыта, особенно в области применения Европейской Конвенции, но и тем, что позволило Суду преодолеть сильную этническую поляризацию голосов национальных судей16. De facto союз иностранных и боснийских судей, наблюдаемый во многих случаях, обеспечивал противовес союзу хорватских и сербских судей17.
Вместе с тем вступление Боснии и Герцеговины в Совет Европы и участие в деятельности Европейского Суда создает определенные проблемы при использовании данного механизма назначений. Принимая во внимание, что Европейская Конвенция имеет прямое действие и обладает преимущественной юридической силой относительно всех других норм права, наличие в суде специалистов — практиков в области ее применения является большим плюсом и способствует имплемен-тации конвенционных норм и практики Страс-бургского суда в решения Конституционного суда страны. Однако, по мнению О. В. Миль-чаковой, факт наличия в составе суда иностранных судей является одним из проявлений ограничений суверенитета Боснии и Герцеговины и противоречит природе конституционного контроля как функции суверенного государства18.
Срок полномочий первоначально назначенных судей составлял пять лет. Они не мог-
ли быть назначены на должность повторно. Судьи, назначенные впоследствии, в соответствии с Конституцией находятся на службе до достижения возраста 70 лет, за исключением случаев добровольного ухода в отставку или увольнения по решению других судей.
В статье VI (1) (ё) Конституции закреплено, что по истечении пяти лет с момента первоначального назначения судей, Парламентская ассамблея может принять закон, предусматривающий иной метод отбора трех судей, выбираемых Председателем Европейского Суда. Однако до настоящего момента такой закон не принят.
Подобного способа формирования судейского состава нет ни в одном конституционном суде мира.
Конституция не устанавливает специального требования о представлении в Конституционном суде основных народов страны в каких-либо пропорциях. Однако за годы работы Суда выработался конституционный обычай, согласно которому в его состав помимо трех судей, выбираемых Председателем Европейского Суда, входят по два представителя основных народов Боснии и Герцеговины (боснийцев, сербов и хорватов). Можно сравнить этот обычай с практикой Конституционного суда Бельгии19 и Союзного Суда Швейцарии20, в которых соблюдается языковой принцип. Приведенные примеры позволяют заметить две тенденции — закрепление пропорционального национального представительства в законе или формирование правового обычая. В Боснии и Герцеговине пошли по пути правового обычая при назначении в судьи представителей от основных проживающих наций.
Конституционный суд избирает Председателя и трех заместителей Председателя из числа судей тайным голосованием. Срок полномочий Председателя Суда составляет три года.
Регламент Суда содержит положения, касающиеся иммунитета и несовместимости должности судьи с иными видами деятельности. Должность судьи считается несовместимой с членством в политической партии или политической организации Боснии и Герцеговины, равно как и со службой в законодательном, исполнительном или ином судебном органе как Боснии и Герцеговины, так и ее образований. Любая другая должность, кото-
рая может повлиять на беспристрастность судьи, также рассматривается как несовместимая.
Судья может быть досрочно лишен полномочий по собственному ходатайству, а также в случаях назначения ему наказания в виде лишения свободы, длительной стойкой невозможности исполнения должностных обязанностей, установленного факта занятия публичной или профессиональной деятельностью, несовместимой с должностью судьи Конституционного суда. Поскольку судья может быть лишен полномочий по решению остальных судей, принятому единогласно, именно Суд устанавливает наличие либо отсутствие фактов, являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий судьи. Примером может служить решение от 8 мая 2010 года об освобождении от должности судьи К. Симича21.
Организационная структура и деятельность Конституционного суда основываются на принципе его финансовой независимости.
Местом постоянного пребывания Суда является Сараево. По общему правилу, заседания проводятся по месту постоянного пребывания Суда, однако Суд может принять решение о проведении заседания в другом месте.
Компетенция
Компетенция Конституционного суда установлена статьями VI (3), VI (4)22 и IV (3) Конституции. В соответствии с Конституцией:
а) Конституционный Суд обладает исключительной юрисдикцией в решении любого спора, который возникает по настоящей Конституции между Образованиями или между Боснией и Герцеговиной и Образованием или Образованиями, или между учреждениями Боснии и Герцеговины, включая, среди прочего, следующее:
— соответствует ли решение Образования об установлении особых параллельных отношений с государством, настоящей Конституции, включая положения, касающиеся суверенитета и территориальной целостности Боснии и Герцеговины;
— соответствует ли то или иное положение конституции или закона какого-либо Образования настоящей Конституции.
Споры могут передаваться на рассмотрение только членом Президиума, Председате-
лем Совета министров, председателем или заместителем председателя той или другой палаты Парламентской ассамблеи, одной четвертью членов той или другой палаты Парламентской ассамблеи или одной четвертью членов той или другой палаты законодательного органа Образования (данную особенность инициации производства отмечает О. В. Мильчакова23).
b) Конституционный Суд обладает апелляционной юрисдикцией в отношении вопросов настоящей Конституции, которые возникают в связи с решением любого другого суда Боснии и Герцеговины.
c) Конституционный Суд обладает юрисдикцией в отношении вопросов, которые рассматриваются любым судом Боснии и Герцеговины, и заключаются в установлении того, не противоречит ли закон, от действительности которого зависит решение суда, настоящей Конституции, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее протоколам или законам Боснии и Герцеговины, или того, существует ли общая норма международного публичного права, имеющая отношение к решению суда, или какова сфера действия этой нормы.
Статья IV (3) (!) Конституции предусматривает передачу в Конституционный суд вопросов о соблюдении процедуры принятия решений Парламентской ассамблеей, которые могут быть объявлены наносящими ущерб жизненным интересам боснийского, сербского или хорватского народов.
Порядок судопроизводства
Конституционный суд принимает решения в пленарных заседаниях (в составе девяти судей), в заседаниях Большой палаты, состоящей из пяти судей, и в заседаниях Палаты, состоящей из трех судей.
Пленум Суда
В соответствии со статьями VI (3) (а), VI (3) (с) и IV ( 3) ( !) Конституции Пленум Суда рассматривает дела, возникающие из его компетенции, которые включены в повестку заседаний. Он также компетентен принимать решения по иным вопросам, указанным в Конституции и Регламенте Конституционного суда.
Решения Пленума принимаются простым большинством голосов от общего количества всех судей Конституционного суда.
Большая палата
Большая палата состоит из судей, избираемых компетентной легислатурой соответствующего Образования, в соответствии с порядком очередности, установленным статьей 98 Регламента24, с учетом того, что каждый месяц сменяется один член палаты. Председатель Конституционного суда председательствует на заседаниях Большой палаты. В случае, если он/она не имеет возможности присутствовать в заседании, его/ее функции исполняет один из заместителей Председателя, которого он/она назначил.
Большая палата принимает решения по делам, рассматриваемым в рамках компетенции Конституционного суда, определенной статьей VI (3) (Ь) Конституции (в порядке апелляционного производства), которые не включены в повестку дня заседания Пленума суда. Решения Большой палаты по этой категории дел должны быть приняты единогласно. Если единогласное решение не принято, дело передается на рассмотрение Пленума Суда, а в проект решения вносятся изменения по предложению, получившему поддержку большинства членов палаты. Таким образом, на Большую палату ложится основная нагрузка по рассмотрению дел данной категории.
Палата
Принимая во внимание важность и ограниченный круг вопросов, в которые относятся к компетенции Палаты, в ее заседаниях принимают участие только руководители Суда. В соответствии со статьей 10 Регламента Палата состоит из Председателя Конституционного суда и двух его заместителей из числа судей, избранных компетентной легислатурой соответствующего Образования. Председатель Конституционного суда председатель -ствует на заседаниях Палаты. Палата принимает единогласные решения по ходатайствам о принятии обеспечительных мер и по вопросам назначения судей-докладчиков по конкретным делам, равно как и об их отстранении от участия в делах.
Природа и правовые последствия постановлений
В рамках наиважнейшей задачи по «отстаиванию» Конституции Боснии и Герцеговины существуют пять видов процедуры, которые зависят от затрагиваемого типа судопроизводства и от существа дела.
Конституционный суд принимает следующие решения в рамках своей компетенции и в соответствии со своим Регламентом:
1) решение о приемлемости обращения или жалобы;
2) решение по существу (в полном объеме либо в части);
3) решение об исключении положения, признанного неконституционным;
4) решение о прекращении производства по делу;
5) решение о принятии обеспечительных мер.
Статья VI (5) Конституции устанавливает, что все решения Конституционного суда являются окончательными и обязательными. Однако в статье не определен механизм их исполнения.
Порядок исполнения решений определен главой 9 Регламента Конституционного суда. В частности, статья 74 устанавливает, что все решения Конституционного суда являются окончательными и обязательными и что государственные органы обязаны исполнять решения Конституционного суда в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законом. Порядок исполнения решений Конституционного суда отличается от порядка исполнения решений судов общей юрисдикции. В качестве исключения статья 76 Регламента закрепляет право Конституционного суда, действующего в качестве апелляционной инстанции и установившего, что последствия применения норм, которые были признаны неконституционными, не могут быть исправлены путем изменения индивидуального акта, то по просьбе заинтересованного лица Суд может принять решение о применении правила restitutio in integrum, возмещение ущерба или любым другим способом. Кроме того, Суд вправе присудить выплату заявителю за причиненный моральный ущерб.
Сам Суд не имеет специализированного органа по исполнению своих решений. Если по истечении срока исполнения решения оно
не исполнено, то Конституционный суд выносит определение о неисполнении и направляет его Генеральному прокурору. Статья 239 Уголовного кодекса Боснии и Герцеговины устанавливает, что неисполнение решения Конституционного Суда влечет наказание в виде лишения свободы сроком от 6 месяцев до 5 лет. Уголовный кодекс криминализирует не только само неисполнение таких решений, но также и воспрепятствование исполнению решения, а также иные виды предотвращения их исполнения.
При разрешении споров о компетенции, то есть по делам о проверке конституционности законов и конституций Образований, Конституционный суд принимает решение о неприемлемости либо выносит решение по существу.
Конституционный суд выносит решение о неприемлемости обращения или жалобы, в случае если формальные требования к приемлемости не были соблюдены.
Конституционный суд выносит решение об удовлетворении обращения по существу, если при рассмотрении дела установлено, что имело место нарушение Конституции или законов Боснии и Герцеговины, либо выявлена прямая норма международного публичного права или ее истолкование, применимые к данному решению Конституционного суда, которые позволяют сделать вывод о нарушении прав и свобод. Конституционный суд отказывает в удовлетворении обращения, если будет установлено отсутствие нарушений норм Конституции, норм Европейской Конвенции и международного права.
Регламентом предусмотрено, что Конституционный суд при вынесении решения об удовлетворении обращения должен определить в нем, вступает ли данное решение в силу ex tunc или ex nunc. Решением, устанавливающим наличие несоответствия статьям VI (3) (a) или VI (3) (c) Конституции, Конституционный суд вправе признать какой-либо закон неконституционным полностью либо в части. В случае признания Конституционным судом какого-либо закона недействительным полностью либо в части, тот, по общему правилу, теряет юридическую силу на следующий день после опубликования соответствующего решения Конституционного суда в «Официальной газете Боснии и Герцеговины». В исключительных случаях Конституционный суд
в решении о признании несоответствия статьям VI (3) (а) или VI (3) (с) Конституции вправе установить отсрочку исполнения для гармонизации законодательства, которая, однако, не может превышать шести месяцев. Если выявленное несоответствие Конституции не устранено в течение установленной отсрочки, Конституционный суд своим решением постановляет об утрате неконституционными положениями закона юридической силы. Такие неконституционные положения теряют юридическую силу на следующий день после опубликования соответствующего решения Конституционного суда в «Официальной газете Боснии и Герцеговины».
В связи с данным положением может возникнуть вопрос о соответствии такой практики природе конституционного контроля. Действительно, по общему правилу, которое применяется в конституционном правосудии, акт, признанный неконституционным, прекращает свое действие с момента вынесения соответствующего решения органом конституционного контроля. Вместе с тем ряд судов допускает исключение из этого правила, обосновывая его принципом «разумной сдержанности»25. Данный подход находил свое отражение как в практике Конституционного Суда Российской Федерации26, так и, к примеру, в решениях Конституционного совета Франции27.
Решения, вынесенные в порядке конституционного контроля нормативных правовых актов, действуют вща ошнвз.
При разрешении дел в рамках своей компетенции, установленной статьей VI (3) (Ь) Конституции страны, Конституционный суд, вынося решение об удовлетворении жалобы, отменяет оспоренное решение и возвращает дело в принявший данное решение суд или иной орган на новое рассмотрение. Если до вынесения решения Конституционным судом в закон, устанавливающий правила о подведомственности или подсудности данного дела, вносятся изменения, то суд или орган, принявшие отмененное решение, обязаны незамедлительно передать дело на рассмотрение суда или органа, которым подведомственно данное дело.
Суд или орган, решение которых было отменено, обязаны вынести новое решение и при новом рассмотрении дела будут связаны правовой позицией Конституционного суда в
части нарушения прав и основных свобод заявителя, гарантированных Конституцией. В таких случаях суд или уполномоченный орган рассматривают дело в ускоренном порядке. В исключительных случаях, если Конституционный суд признает жалобу в достаточной мере обоснованной в соответствующей части, он вправе разрешить дело по существу и направить дело в уполномоченный орган для обеспечения конституционных прав заявителя, которые были нарушены. Решения Конституционного суда, принятые в порядке апелляционного производства, действуют inter partes.
Заключение
С момента начала своей работы в 1997 году в соответствии с новой Конституцией, несмотря на все трудности и препятствия, возникающие в работе, Конституционный суд, вне всякого сомнения, внес большой вклад в развитие демократии и верховенства права, правовой определенности в государстве и, в частности, в защиту основных прав и свобод человека.
Основывая свою деятельность на импле-ментации стандартов Европейской Конвенции, Конституционный суд при рассмотрении дел в качестве апелляционной инстанции часто вступает в конфронтацию с национальными судами. Использование положений статей 6, 8, 14 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 позволяет судьям Конституционного суда устанавливать минимальные стандарты защиты прав для всех граждан Боснии и Герцеговины28. Решения Конституционного суда явились весомым вкладом как в реальное разделение властей и определение компетенции центральной власти и регионов, так и в распределение полномочий между органами государства.
Защищая целостность государства и давая толкование Конституции, Суд указал в своем решении от 1998 года, что Основной закон не предусматривает сохранение суверенитета субъектами и не предоставляет права на самоопределение. В 2007 году, основываясь на своих позициях, он указал, что никакой герб, флаг, гимн, кроме символов Боснии и Герцеговины, не могут быть разрешены публично на территории Боснии и Герцеговины29.
В решении от 1 июня 2000 года о «госу-дарствообразующих народах» Суд признал
положения Конституции Республики Сербской и положения Преамбулы Конституции Федерации Боснии и Герцеговины, в которой мусульмане и хорваты называются «основными национальностями», не соответствующими Конституции и обязал привести их в соответствие с федеральной Конституцией. Таким образом, в своем решении Суд закрепил принцип коллективного равенства всех национальностей и подтвердил запрет наделения какой-либо национальной группы особыми привилегиями30. В результате данного решения были созданы специальные комиссии, которые разработали поправки к конституциям субъектов, позволяющие исполнить решение Конституционного суда. После двух лет трудных переговоров в 2002 году поправки были внесены в конституции субъектов31.
В решении от 27 марта 2010 года Суд признал неконституционными ряд положений законов субъектов федерации, касающихся правил социального обеспечения. Данные нормы противоречили взятым на себя обязательствам государства о гармонизации законодательства, закрепленным в Соглашении о стабилизации и ассоциации, заключенном между Боснией и Герцеговиной и Европейским Союзом32.
Приведенные выше примеры позволяют сказать, что Суд занимает активную позицию, его решения часто затрагивают важнейшие стороны жизни государства.
Действуя в сложных условиях поддержания мира и избавления от последствий гражданской войны, Конституционный суд способствовал стабилизации и развитию страны.
Антонов Алексей Владиславович — Советник управления Конституционного Суда Российской Федерации.
1 Как известно, ныне действующий Конституционный суд является правопреемником суда, учрежденного в 1964 году в соответствии с Конституцией Боснии и Герцеговины 1963 года.
2 См.: Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонские мирные соглашения) (http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conv_yugoslavia.shtml).
3 См., например: Мильчакова О.В. «Опасные связи» судей Конституционного суда (опыт быв-
шей Югославии) // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 2 (99). С. 84-94, 86. В 2014 году вышел ряд статей О. В. Мильчако-вой, посвященных сравнительному анализу развития конституционного правосудия в странах бывшей Югославии, в которых даются сведения о Конституционном суде Боснии и Герцеговины, в том числе анализируются его взаимоотношения с Европейским Судом по правам человека. На них мы будем ссылаться при последующем изложении.
4 См.: Кандель П. Сможет ли Босния и Герцеговина существовать в «Дейтонском формате» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3 (16)/№4 (17). С. 24-29; Хайден Р. Соглашение 1995 года по Боснии и Герцеговине и Дейтонское соглашение: политическая целесообразность конституционных иллюзий // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995. № 4 ( 13 )/1996. № 1 (14). С. 61-69.
5 См.: Документ ООН. A/50/790; S/1995/999. Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине. Приложение 4 (http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ constitution.pdf); Конституция Боснии и Герцеговины // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 423-444.
6 Следует сказать, что закон о Конституционном суде Боснии и Герцеговины до настоящего времени не принят.
7 См.: Rules of Constitutional Court of Bosnia and Herzegovina (http://www.ccbh.ba/public/down/ rules.pdf).
8 См.: Суд Боснии и Герцеговины (http://www. sudbih.gov.ba/).
9 См.: ОвсепянЖ. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 10. Цит. по: Он-дар С. Ю. Конституционный суд Монголии: правовая природа и особенности (http://www. juristlib.ru/book_6868.html).
10 См.: Клишас А. А. Конституционный контроль и конституционное правосудие в зарубежных странах: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 10. Цит. по: Ондар С.Ю. Указ. соч.
11 См.: Ондар С.Ю. Указ. соч.
12 См.: Мильчакова О.В. Пределы вмешательства Европейского Суда по правам человека в деятельность Конституционного суда Боснии и Герцеговины // Право и политика. 2014. № 2. С. 171-180, 173.
13 Статьи 9—13 подраздела 3 раздела IV Конституции Федерации Боснии и Герцеговины (http:// www.refworld.org/docid/3ae6b56e4.html).
14 Статьи 115—120 Конституции Республики Сербской (http://www.ustavnisud.org/).
15 В соответствии со статьей V Конституции Боснии и Герцеговины Президиум состоит из трех членов: одного боснийца и одного хорвата, каждый из которых избирается непосредственно от территории Федерации, и одного серба, избираемого непосредственно от территории Республики Сербской (см.: Конституции государств Европы. Т.1 / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. С. 423).
16 Maziau N. Cahiers du Conseil constitutionnel n° 11 (Dossier: Bosnie-Herzégovine) — décembre 2000 (http://www.conseil-constitutionnel.fr/ conseil-constitutionnel/francais/nouveaux-cahiers-du-conseil/cahier-n-11/presentation-de-la-cour-constitutionnelle-de-bosnie-herzegovine.52112.html).
17 См.: Конституционный мониторинг (весна — лето 2000): Босния и Герцеговина // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 3 (32). С. 68.
18 См.: Мильчакова О. В. «Опасные связи» судей Конституционного суда (опыт бывшей Югославии). С. 87; Мильчакова О. В. Пределы вмешательства Европейского Суда по правам человека в деятельность Конституционного суда Боснии и Герцеговины. С. 173. В статье автор дает подробный анализ практики прямого и косвенного влияния Европейского Суда на Конституционный суд Боснии и Герцеговины как в виде участия в формировании этого органа, так и путем вынесения решений, в которых дается оценка его актов. Кроме того, приведены примеры иного, в том числе финансового, воздействия на Боснию и Герцеговину со стороны международных органов и организаций в качестве санкции за неисполнение решений Европейского Суда.
19 Статья 31 бельгийского специального Закона от 6 января 1989 года «О Конституционном суде» устанавливает, что: «Конституционный суд состоит из двенадцати судей: шесть судей, говорящих на французском языке, образуют группу французского языка Конституционного суда; шесть судей, говорящих на нидерландском языке, — группу нидерландского языка Суда... Принадлежность судей Конституционного суда к той или иной языковой группе определяется следующим образом: для судей, упомянутых в пункте 1 § 1 статьи 34, — по языку диплома, а для судей, упомянутых в пункте 2 § 1 статьи 34, — по языку
парламентской группы, в которую они входили в последнее время». В статье 34 этого Закона указано: «§ 4. Среди судей, отвечающих условиям, изложенным в пункте 1 § 1, по крайней мере, один судья должен подтвердить достаточное знание немецкого языка. Форма этого подтверждения определяется Королем» (перевод мой. — А. В.) (http://belgilex.be/).
20 Ранее часть 4 статьи 188 Союзной Конституции Швейцарии содержала требование о соблюдении представительства в Союзном Суде всех официальных языков (в соответствии со статьей 70 Конституции страны официальными языками Швейцарии являются немецкий, французский и итальянский). В настоящее время эта норма из Конституции исключена, однако до 2012 года такое требование было упомянуто в ордонансе Союзного Собрания «О должностях судей Союзного Суда» от 23 июня 2006 года. В 2012 году ордонанс был отменен. Таким образом, в настоящее время правило о языковом представительстве не имеет нормативного закрепления и соблюдается в качестве правового обычая. В состав Союзного Суда входят 3 итало-язычных судьи, 12 франкоязычных и 23 герма-ноязычных судей, что отражает пропорции языковых сообществ (см.: http://www.admin.ch).
21 См.: Мониторинг конституционных новостей (июнь — ноябрь 2010): Босния и Герцеговина // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 6 (79). С. 146-147 (о прекращении полномочий судьи Конституционного суда Симича за «ущерб репутации Конституционного суда»).
22 Внесена поправкой I к Конституции Боснии и Герцеговины от 26 марта 2009 года (http:// www.ccbh.ba).
23 См.: Мильчакова О. В. Принципы конституционного производства в странах бывшей Югославии // Lex Russica. 2014. № 1. С. 98-108, 99.
24 Статья 98 предусматривает, что очередность следует по дате избрания, а для назначенных судей - в соответствии с возрастом.
25 Так, в Особом мнении к Постановлению от 27 марта 2012 года № 8-П (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 15. Ст. 1810) судья Конституционного Суда РФ Г. А. Гаджиев разъясняет, что под этим принципом понимается умеренность судей Конституционного Суда при принятии решений, требующих внесения изменений в действующее законодательство. Данный принцип связан с сущностным отличием Конституционного Суда РФ от органов законодательной власти, наделенных полномо-
чиями создавать позитивное законодательство. Г. А. Гаджиев противопоставляет принцип конституционной сдержанности «судейскому активизму», допустимому, по его мнению, лишь в кризисных ситуациях (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_127872/).
26 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года № 11-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в связи с жалобами граждан А. Ф. Кутиной и А. Ф. Поварнициной // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 51. Ст. 6205.
27 См.: Конституционный совет Франции: Дело Терека Ж. Решение от 8 июля 2011 года № 2011147 ОРС. Установив при рассмотрении жалобы о соответствии Конституции норм Кодекса «О судоустройстве», регулирующих деятельность судов по делам несовершеннолетних, нарушение Конституции статьей Кодекса, Совет указал: «Немедленная отмена статьи L.251-3 Кодекса "О судоустройстве" ликвидирует систему судебных органов, компетентных выносить решения в отношении несовершеннолетних. Это решение может нарушить "фундаментальный прин-
цип, признанный законами Республики", в области ювенальной юстиции и повлечь серьезные последствия. Таким образом, с целью позволить законодателю разрешить вопрос об исключении неконституционной нормы и соблюсти баланс общественных интересов Конституционный совет принял решение отложить отмену нормы до 1 января 2013 года» (перевод мой. - А.В.) ( http ://www.conseil -constitutionnel.fr/ decision/201 1/201 1-147-qpc/decision-n-2011-147-qpc-du-08-juillet-2011.98417.html).
28 Maziau N. Op. cit.
29 См.: La Bosnie-Herzégovine quinze ans après Dayton: combler les retards d'avenir (http://www. senat.fr/ga/ga86/ga86_mono.html).
30 См.: Конституционный мониторинг (осень 2000 - весна 2001): Босния и Герцеговина // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 2 (35). С. 100.
31 См.: Конституционный мониторинг (весна - лето 2002): Босния и Герцеговина // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4 (37). С. 156-159.
32 См.: BIH-2010-S-001 (http://www.codices.coe. int/NXT/gateway.dll/CODICES/precis/eng/ eur/bih/bih-2010-s-001).