Научная статья на тему 'Особенности организации и функционирования детских музыкальных коллективов в республке Корея'

Особенности организации и функционирования детских музыкальных коллективов в республке Корея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и функционирования детских музыкальных коллективов в республке Корея»

отметим содержание учебного материала, оценку учебной деятельности, творческое взаимодействие педагога и учащегося, любовь к музыкальному инструменту и интерес к исполнительскому искусству, а также осознание учащимися цели предстоящей работы.

2. Развитие интереса к обучению. Создание заинтересованного отношения к обучению тесно связано с мотивационной сферой личности и является одной из главных проблем в педагогике, интересующей многих исследователей, педагогов-музыкантов. В данном случае интерес понимается как мотив или побуждение к деятельности и является основным источником активности ученика в учебном процессе. Отсюда следует, что, пробуждая интерес к чему-либо, мы одновременно пробуждаем и внимание.

3. Развитие музыкального слуха. Анализ работ различных ученых, педагогов-музыкантов, посвященных определению сущности, природы музыкального слуха, характеристике его свойств и видов, показывает, что развитие музыкального слуха тесно связано со вниманием ученика, которое в свою очередь развивается на основе музыкального слуха.

4. Формирование волевых качеств личности. Развитие зрительного, слухового и волевого внимания учащегося в процессе обучения игре на аккордеоне предполагает наличие у него хорошей воли, так как волевые качества личности, развивающиеся в процессе обучения при соблюдении ряда факторов, способствуют умению направить концентрированное внимание на нужный объект и удержать его.

5. Формирование навыков самостоятельной работы. В процессе формирования навыков самостоятельной работы, в связи с особенностями ее содержания (постановка цели и задач, обдумывание действия, самоконтроль, анализ проделанной работы и т.д.), также развивается зрительное, слуховое и волевое внимание.

Хорошая результативность процесса развития зрительного, слухового и волевого внимания детей достигается не только путем соблюдения отмеченных нами педагогических условий, но благодаря применению методики обучения, включающей в себя наряду с общепринятыми методами обучения ансамблевое исполнение изучаемого музыкального произведения; постановку задач, направленных на художественно-образное воплощение музыкального произведения; групповые формы работы.

Таким образом, реализация данной методики обучения и предложенных выше педагогических условий способствует развитию внимания учащихся, необходимого для успешного осуществления процесса обучения игре на аккордеоне и музыкально-исполнительской деятельности.

Примечания

1. Жижина, М. В. Исполнительское внимание студента-музыканта в процессе подготовки к профессиональной деятельности [Текст]: [учеб. пособие к спецкурсу для студентов фак. иск. и худ. обр.] / М.В. Жижина. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. - 140 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Старчеус, М. С. Слух музыканта [Текст] / М.С. Старчеус; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - 640 с.

4. Страхов, В. И. Психические состояния и внимание [Текст] / В.И. Страхов // Вопросы психологии внимания: межвузовский сборник научных трудов / под ред. В.И. Страхова, Р.М. Шамионова. - Вып. 20. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - С. 22-33.

Пак Чон Хай

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В РЕСПУБЛКЕ КОРЕЯ

Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Если прежде ученику помимо оркестра лишь эпизодически предлагалось участвовать в дуэте, терцете или унисоне, то выросшие за последние десятилетия в детских образовательных учреждениях Республики Корея ансамбли (как однородные, так и смешанные) свидетельствуют о том, что в этих коллективных формах работы педагоги увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального

воспитания учащихся, связанных, в первую очередь, с их эстетическим развитием, что органично отвечает принципиальным установкам организации учебного процесса.

Участие в ансамбле прививает детям чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими за порученное дело. Знакомясь с новыми, не звучащими в классе по специальности произведениями, юный музыкант - участник ансамбля, оркестра обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие.

В практике детских образовательных учреждений Республики Корея, да и следующих звеньев профессионального обучения все еще преобладает акцент на преимущественное развитие у учеников сольных исполнительских качеств, что приводит к односторонности их музыкального развития, ограниченности взглядов, неверной профессиональной ориентации. В результате у учащихся нередко вырабатывается негативное отношение к коллективному музицированию, как к делу второстепенному. Часто неумение играть в оркестре или ансамбле сводит фактически на нет многие положительные навыки, усвоенные музыкантом. В области ансамблевой игры он чувствует себя неподготовленным, отстающим от своих опытных коллег-оркестрантов.

Передовые педагоги убедительно показали, что именно в коллективе музыкант может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить лучшие стороны своего дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приемы в общении с участниками по коллективу.

Вместе с тем недооценка отдельными руководителями школ пользы игры в ансамблях, а также ограниченность литературы по этому вопросу в нашей стране фактически тормозят прогресс в данной области педагогики, разобщают деятельность руководителей детских музыкальных коллективов (ДМК), вынужденных продвигаться в одиночку, повторять общеизвестные ошибки, не имея четких теоретических положений и методических установок.

В данной статье, не претендуя на полноту охвата широкого круга проблем учебно-воспитательной работы в ДМК, мы, основываясь на достижениях общей педагогики, психологии и собственном опыте работы с оркестром и ансамблем, сосредоточиваем внимание на таких важных моментах, как особенности ДМК, стадии его развития, взаимоотношения в ДМК, создание в нем оптимальных условий, без которых немыслим подлинный творческий рост коллектива и личности.

Подобно большинству ученических коллективов, ДМК проходит три стадии развития: становление (адаптация, первичный синтез), дифференциация и синтез. Им соответствуют и три уровня развития коллектива - низший, средний и высший.

Первая стадия развития связана с организацией коллектива. Качество, темп, своеобразие развития ДМКзависят от подбора юных музыкантов. Руководителю, если он хочет успешно обучать и воспитывать юных музыкантов в коллективе, необходимо прежде всего позаботиться об информационном обеспечении этого процесса, знать возрастные особенности, индивидуальные качества и мотивы поведения участников. Поэтому опытный руководитель в процессе репетиций обычно стремится к деятельному изучению членов своего коллектива.

На первом этапе это будут преимущественно сведения, полученные от педагога по специальности, - о профессиональных умениях и навыках, об уровне сформированнос-ти на данном этапе музыкальных способностей ученика, реже - о проявлении более глубоких особенностей его личности - степени активности, направленности и мотивации деятельности, свойствах ума, характера, психологических особенностях и т.п. Изучение именно этих сторон должно стать предметом внимания руководителя, ибо их роль в профессиональной деятельности юных музыкантов в значительной мере определяет успех учебно-воспитательной работы в ДМК.

Творческая направленность - одно из важнейших свойств личности юного музыканта. Изучение его потребностей и интересов, мотивов и идеалов помогает прогнозировать отношение воспитанника к занятиям в ансамбле (развитие интереса к участию в ДМК, систематичность и целеустремленность подготовки к репетициям). Как показало проведенное нами анкетирование в ансамбле школы города Сеула, интерес к занятиям в ДМК выражается у юных музыкантов в стремлении к общению в музыкальном коллективе, желании ощутить себя артистом, в осознании своей роли в творческих успехах коллектива, честолюбии, обмене опытом и т. п.

На начальной стадии формирования детского ансамбля резко ощущается разница не только в степени профессиональной подготовленности его участников, нои в их способнос-

ти к оперативности, сосредоточенности в работе, умении выполнить коллективную задачу.

На репетициях мы часто наблюдаем, как в общем хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свое дело, на практике не может применить свои знания и навыки. Он плохо разбирает новые произведения, не умеет на новом материале использовать по назначению имеющиеся технические навыки, слабо читает с листа, с трудом усваивает новые стили. О таких учащихся обычно говорят, что у них низкая обучаемость. Чем выше обучаемость, тем быстрее, без лишних затрат своих сил, юный музыкант постигает новые требования, осваивает произведения, свободно оперирует техническими и художественными приемами на новом материале.

Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимостьс другими воспитанниками группы. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный микроклимат в коллективе. Психологическая несовместимость может накладывать отпечаток на целую группу коллектива и отрицательно сказываться на результатах труда. Но стоит изменить структуру общения, перевести одного участника группы в другую, как это благотворно скажется и на деятельности группы, а часто и на самом «нарушителе»: в новых условиях он предстает совсем в ином качестве.

Отмечено, что к положительным результатам в учебно-воспитательной работе с ДМК приводят не отдельные удачные приемы и воспитательные мероприятия, а последовательность, система педагогических действий.

В процессе творческого развития коллектива у юных музыкантов постепенно устраняются резкие индивидуальные различия, появляются ансамблевые навыки, однородное распределение дыхания, характер коллективного звучания и т. п. Руководителю же на данной начальной стадии следует терпимо относиться к временным признакам несоответствия в подготовке участников и последовательно осуществлять организационные и творческие задачи.

Вторую стадию развития ДМК характеризует дифференцирование. В результате взаимного изучения руководителя и воспитанников в коллективе образуется несколько групп. Профессионально подвинутые, деятельные члены ДМК образуют актив: это концертмейстер, инспектор, активисты, проявившие способности в организационной и общественной работе.

После завершения формирования актива меняются и функции руководителя. Ряд вопросов организационного, общественного, да и художественного характера можно разрешать силами актива. Коллективизм в руководстве, участие юных музыкантов в решении вопросов, связанных с деятельностью ДМК, являются существенным условием оптимальной организации труда. Повышая качество работы, такая система помогает пробудить у детей более глубокий интерес к творчеству; цели и задачи становятся «своими», общими для всех участников ДМК.

Так, на второй стадии функции учета посещаемости, организационная сторона репетиционной работы передается инспектору, концертмейстерам групп. Члены актива деятельно участвуют в обсуждении важных творческих вопросов, высказывают суждения о целях и задачах коллектива. Концертмейстеры помогают принимать выученные партии, проводят отдельные групповые занятия.

К довольно значительной группе в ДМК можно отнести хотя и недостаточно инициативных, но добросовестных участников оркестра или ансамбля, хорошо выполняющих творческие задачи, не нарушающих дисциплину.

Есть в каждом коллективе и пассивные участники. Они стремятся к минимальной нагрузке, избегают общественной, организационной работы, да и в отношении профессиональной, учебной работы довольствуются малым - стремятся получить партию, где нет особых трудностей и т.п.

В ДМК нередко наблюдаются нарушители дисциплины, активно мешающие проведению репетиций. Роль коллектива в борьбе с ними велика, так как критика товарищей для школьников особенно болезненна и приносит часто положительные результаты там, где даже авторитетный руководитель не может ничего добиться. В отношении к явным нарушителям дисциплины необходимо проанализировать, что является побудителем подобного поведения, и лишь затем подбирать соответствующий метод педагогического воздействия: одному поручить инспекторские обязанности, то есть контролировать организованность, дисциплину других, что неизбежно заставит его подтянуться, другому найти общественное поручение, куда бы он «выплескивал» избыток своих сил, для третьего найти повод для поощрения в присутствии уже сложившегося коллектива, что будет стимулировать его интерес к дея-

тельности ансамбля, четвертого перевести в другую группу, где он будет испытывать иное психологическое воздействие, поведение пятого разобрать на общем собрании и т. п.

И наконец, на третьей стадии - стадии синтеза руководитель и коллектив образуют единое целое, с едиными целями, единым волевым устремлением. На данной стадии многие вопросы руководства, организации, творчества коллектив берет на себя. В ДМК такая стадия приходит в результате длительной совместной работы, решения ряда труднейших творческих задач. Говоря о присущей данной стадии сплоченности коллектива, мы имеем в виду привязанность юных музыкантов к своему ансамблю, товарищам по музицированию. Этот синтез - итоговый показатель учебно-воспитательной работы руководителя, барометр психологического климата в ДМК.

Мы остановились лишь на некоторых вопросах психолого-педагогического анализа процессов обучения и воспитания учащихся в процессе коллективного музицирования. Как показало наше исследование, будущее успешного развития ДМК - в постоянном синтезе коллективного опыта, достижений психологии и педагогики с поисками и экспериментами, активизирующими творческое развитие участников оркестров и ансамблей в детских образовательных учреждениях Республики Корея.

Р.В.Сладкопевец

РАСКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОКАЛИСТОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время активно развивается вокальная школа России, опираясь на проверенные веками вокальные традиции российской и зарубежной школы. Но, несмотря на богатейший исторический опыт, вокальная школа находится в стадии поиска наиболее совершенного и эффективного. Огромную роль играет исторический анализ педагогического и творческого наследия выдающихся мастеров вокала, выявление утраченных методик, которые были забыты в силу их устной передачи от педагога к ученику. Их возрождение на сегодняшний день приобретают особую ценность Сущность и содержание художественно-творческого потенциала вокалистов является достаточно сложной и многообразной проблемой. Её раскрытие предполагает глубокий и всесторонний анализ философской, психолого-педагогической и музыковедческой литературы.

Опираясь на идеи вокальные методики Ф.И. Шаляпина, теоретические представления певцов и педагогов вокала М. Гарсиа, Ж. Л. Дюпре, Ф. Ламперти, У. Мазетти, Е.К. Катульской, К.Н. Дорлиак, А.Л. Доливо, Е.Г. Ольховского, Е.В. Образцовой, Е. Нес-теренко, В.П. Морозова; на труды О.А. Блоха, Л.С. Зориловой, В.Г. Кузнецова, а также на психолого-педагогические идеи раскрытия творческого потенциала личности, творческих потребностей, мотивов, интересов Б.Г. Ананьева, В. Г. Асеева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.Ф. Железняка, А.Г. Здравомыслова, А.Г. Ковалева, А.А. Леонтьева, И.С. Марьенко, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б. Теплова, Д.Б. Эльконина и многих других, современная вокальная школа рассматривает художественно-творческий потенциал как сложный психо-физиологический процесс, тщательно изучает его отдельные стороны.

Анализ многочисленных источников позволяет утверждать, что художественно-творческий потенциал - категория, имеющая мировоззренческую направленность, которая обусловлена индивидуально-психологическими особенностями личности. Он формируется в процессе приобретения жизненного, профессионального, креативного опыта и дает возможности самореализовываться личности в условиях активной созидательной деятельности.

Проблемы более совершенной профессиональной подготовки вокалистов в вузе все больше привлекают ученых и педагогов, поэтому не случайно сегодня выходит обширная педагогическая литература, раскрывающая различные грани становлениямастерства вокалистов. Нельзя не отметить фундаментальный труд В.П.Морозова «Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники» [1].

Резонансная теория искусства пения (РТИП) - это результат обобщения более чем 40-летнего опыта автора по исследованию певческого голоса разных профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.