Научная статья на тему 'Особенности организации деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт'

Особенности организации деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЙ ПОРТФЕЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / СТАГНАЦИЯ / ЛИКВИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Т.А.

В статье ставится задача рассмотреть социально-экономические аспекты развития, технологии и пути совершенствования деятельности коммерческих банков на рынке пластиковых карт. Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, потому что роль пластиковых карт в нашей жизни растет с каждым днем. Все больше и больше компаний при выплате заработной платы работникам, прибегают к использованию зарплатных проектов. Люди, путешествующие в пути все чаще, прибегают к использованию карт международных платежных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK IN THE MARKET OF PLASTIC CARDS

In article the task to consider social and economic aspects of development, technology and a way of improvement of activity of commercial banks in the market of plastic cards is set. Relevance of this article doesn't raise doubts because the role of plastic cards grows in our life every day. It is more and more companies at payment of a salary to workers, resort to use of salary projects. The people traveling to ways even more often resort to use of cards of the international payment service providers.

Текст научной работы на тему «Особенности организации деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт»

6. Цены (потребительские цен - индекс потребительских цен) // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm

7. Data mostly refers to IMF staff estimates for the year 2015, made in October 2015. World Economic Outlook Database-October 2015, International Monetary Fund. Accessed on 12 October 2015.

8. Data refer to the year 2014. World Development Indicators database, World Bank. Published on 3 July 2014.

Степанова Т.А.

студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть социально-экономические аспекты развития, технологии и пути совершенствования деятельности коммерческих банков на рынке пластиковых карт. Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, потому что роль пластиковых карт в нашей жизни растет с каждым днем. Все больше и больше компаний при выплате заработной платы работникам, прибегают к использованию зарплатных проектов. Люди, путешествующие в пути все чаще, прибегают к использованию карт международных платежных систем.

Ключевые слова: банковская пластиковая карта, платежная система, банковский портфель, конкуренция, стагнация, ликвидность.

Stepanova T.A.

student 3 courses directions of preparation «Economy» Tambov branch of a RANEPA Tambov, Russia

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF COMMERCIAL BANK IN THE MARKET OF PLASTIC CARDS

Abstract: In article the task to consider social and economic aspects of development, technology and a way of improvement of activity of commercial

banks in the market of plastic cards is set. Relevance of this article doesn't raise doubts because the role of plastic cards grows in our life every day. It is more and more companies at payment of a salary to workers, resort to use of salary projects. The people traveling to ways even more often resort to use of cards of the international payment service providers.

Keywords: bank plastic card, payment service provider, bank portfolio, competition, stagnation, liquidity.

В настоящее время банковские пластиковые карты уже не являются чем-то уникальным. В ходе своего развития рынок пластиковых карт стал более доступным, а соответственно, сопутствующие банковские услуги и предложения более разнообразными. Если раньше большинство потребителей использовать карту только для заработной платы, то теперь она постепенно начинает восприниматься как удобное и надежное средство платежа. Тем не менее, при детальном рассмотрении динамики портфелей индивидуальных банков картина не согласуется с логикой стагнации: существует жесткая конкуренция на этом рынке. Предпосылки для такого поведения были сформированы еще в 2014 году, когда не говорилось о стагнации рынка кредитных карт. При анализе конкретно выделяются четыре группы банков.

- Растущие. Это банки, которые росли не только в 2014 году, но и поддерживали постоянный рост портфеля в 2015 году. Группа, образованная в основных государственных банках и иностранных банках. Сбербанк, ВТБ24, Банк Москвы, Лето банк, Ситибанк, Кредит Европа банк, Райффайзенбанк, «Юникредит», Тинькофф-банк, Промсвязьбанк, «Бинбанк - кредитные карты».

- Удерживающие. Банки, портфель которых практически не изменились в 2015 году, однако, их портфель вырос в 2014 году в том же темпе, что и растущих, в четвертом квартале, даже впереди их. Газпромбанк, Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк, Росгосстрахбанк.

- Сокращающие. Многочисленная группа банков, портфель которых увеличивался в течение первых трех кварталов 2014 года, затем стабилизировался и в 2015 году только снизился. Эта группа очень неоднородна: «Хоум кредит», МТС-банк, Росбанк, Уралсиб, ВПБ, Совкомбанк, МДМ-банк, Московский кредитный банк

- Стабильно сокращающие. Банки, портфель которых не рос даже в начале 2014 года, а в четвертом квартале, как и в 2015 году, стремительно сокращался. Эта группа формируется почти исключительно банками, специализирующееся на одном виде услуг: «Русский стандарт», ОТП-банк, «Восточный экспресс», «Траст», «Ренессанс кредит» [1].

Темпы роста растущей группы уменьшились, а вот группа удерживающих воспользовалась ослаблением конкуренции и сохранили тот же темп, опередив даже растущих.

Тем не менее, в 2015 году после финансового шока от декабря прошлого года группа перешла к «перевариванию» полученной доли рынка, полученный путем контроля качества сформированного портфеля и сдерживая ее рост, также предотвращая её сокращение.

Группа растущих показала рост на уровне 48 миллиардов рублей, или 7%. Причем без сезонного эффекта декабря рост составил около 65 миллиардов рублей, или 10%.

Группы сокращающих и стабильно сокращающих потеряли 34 миллиардов и 58 миллиардов рублей портфеля соответственно. Важно отметить, что это происходит в ситуации, когда тяжесть проблем с ликвидностью практически исчезли. К концу 2015 года основной проблемой стало снижение спроса на этот вид кредитования и качества клиентской базы с точки зрения кредитного риска.

Что же касается 2016 года, очевидно, что группа будет продолжать расти на основе своих стратегических преимуществ. Государственные банки - за счет эффективного финансирования и широкой клиентской базы, в том числе по зарплатным проектам, иностранные банки - благодаря жесткому отбору наиболее «интересных» клиентов и все вместе, в том числе быстро растущих технологических лидеров, за счет совершенствования технологических услуг и оценки кредитного риска. С изменениями в динамике экономического развития к ним присоединится и группа удерживающих банков. Все это ведет к росту, рассчитанному по году от 100 млрд до 180 млрд рублей.

Вероятнее всего, в 2017-м году, присоединяться к возобновившемуся рынку и другие группы банков, рост на этом рынке увеличится на 40-60%, как это было 3-4 года назад [1].

Карточный бизнес, в текущей сложной экономической и финансовой среде, развивается вполне нормально, и ситуация, связанная с отзывом лицензий, не оказывает никакого влияния на рынок. Ярким примером этого - создание и развитие НСПК.

Это также важно для поддержания и дальнейшего развития конкуренции между платежными системами на российском рынке. Это относится и к картам, таким как «Золотая корона»«, и Visa, и MasterCard. Более того, они не просто конкуренты на рынке, тем самым стимулируя его рост. Они также являются партнерами, которые помогают, в том числе карты «Мир», чтобы приспособиться к мировой практике.

Уже в этом году, это может быть возможным, чтобы внести изменения в законодательство, которые позволили бы использовать цифровую подпись. Это позволит значительно упростить идентификацию клиентов и как правило, работу с платежными инструментами в стране, для того чтобы была удаленная идентификация физических лиц без бумажного сопровождения, и самое главное - без посещения офиса, банка для открытия счета.

В России растет доля платежей за услуги с использованием карт, эмитированных российскими банками, по данным статистики, с 2010 по 2015 год доля операций безналичных карт увеличилась с 32% до 75%, а по сумме - с 13% до 40%. Около 25% всех безналичных операций в 2015 году проводились через мобильные устройства.

Массовое производство карты «Мир», как ожидается, начнется в третьем и четвертом кварталах. К тому времени, как рассчитано в НСПК, будет готова инфраструктура, которая позволит картам, создать широкую сеть банкоматов и POS-терминалов.

На сегодняшний день система подключила 70 банков, 60 из которых имеют статус основных участников, остальные 10 - ассоциированные, косвенные. На рассмотрении находятся еще 15 заявок банков.

Список литературы

1. Официальный сайт Центробанка РФ. Режим доступа: http:// www.cbr.ru/ statistics/.htm

2. Официальный сайт Национальной Системы Платежных Карт. Режим доступа: http://www.nspk.ru/

3. Баева, Е.А. Компоненты учетно-информационного пространства организации [Текст] / Е.А. Баева, А.В. Баев // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10 (44). С. 16-20.

4. Позднякова, С.В. Учет кассовых операций с 2012 года [Текст] / В.В. Смагина В.В., С.В. Позднякова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 103-107.

5. Позднякова, С.В. Интеграционные связи субъектов предпринимательства на мезоуровне [Текст] / С.В. Позднякова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103). С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.